Что необходимо для организации дистанционного обучения. Способы организации дистанционного образования. Система дистанционного обучения Moodle
Этапы построения СДО в компании. Организация процесса дистанционного обучения. Программные и технические средства. Учебные материалы.
Составные части Системы дистанционного обучения
Для организации СДО необходимы:
- Организация процесса дистанционного обучения. Для организации процесса дистанционного обучения необходимо создать учебную администрацию, организовать формирование групп, разработку курсов, назначение преподавателей, сформировать расписание занятий, организовать процессы коммуникаций, обучения, тестирования, оценки знаний и др.
Учебная администрация – это структурная единица в рамках Службы персонала или Учебного центра компании, обеспечивающая процесс дистанционного обучения: это сотрудники (методисты, администраторы, менеджеры), которые формируют группы, анализируют результаты обучения, составляют расписание и др.
- Программные и технические средства (собственные или арендованные). Для того чтобы организовать дистанционное обучение и приступить к занятиям, компании необходимо иметь специальное программное обеспечение, установленное на специальном оборудовании (сервере).
Оборудование – выделенный сервер, имеющий доступ в сеть. Сервер может принадлежать Вашей организации и располагаться на Вашей территории. Или может быть арендован у какого-либо провайдера.
Кроме этого достаточно иметь обычное учебное помещение (аудиторию, класс) площадью в 40 - 70 кв. м для проведения тьюториалов, телевизор, телефон, два-три компьютера (класса Pentium и выше) с ОС Windows-98/XP/2000 и стандартным пакетом MS Office - для индивидуальных и групповых занятий слушателей.
Дистанционное обучение предполагает различные формы доставки электронных курсов к обучающемуся, но наиболее современным и эффективным способом доставки на сегодняшний день является сеть интернет.
Для работы в Интернет и пользования сервером достаточно установить на один из компьютеров модем и подключить его к телефонной линии. Всё это оборудование, как правило, используется в обычном очном обучении. Слушателю для самостоятельных занятий необходимо иметь (иметь возможность воспользоваться) компьютер и телефон.
- Учебные материалы (курсы) в формате, соответствующем используемой СДО. Как правило, СДО поддерживает курсы соответствующие международным стандартам взаимодействия с системами дистанционного обучения (SCORM и др.) Курсы могут быть приобретены готовые, но более эффективным решением является разработка курсов на базе тех программ, и учебных курсов, которые компания с успехом проводит в очном режиме.
Основные компоненты Системы дистанционного обучения
Они могут быть опциональными, в зависимости от требований компании и от наличия данного модуля у поставщика
- Платформа для организации дистанционного и смешанного обучения . С ее помощью компания может настраивать и распределять роли, формировать группы, и планы обучения, проводить обучение в синхронном (чаты, видео семинары) и асинхронном режимах, контролировать результаты обучения, готовить отчеты, приказы, осуществлять интеграцию с БД.
- Система управления учебным контентом. С помощью этого модуля компания может планировать процессы разработки, распределять ресурсы, контролировать выполняемые работы.
- Система управления информационным порталом. Данный модуль позволяет создавать единое корпоративное информационное пространство, решающее задачи информирования и коммуникаций между сотрудниками, создания личных кабинетов и кабинетов структурных подразделений
- Конструктор электронных курсов, тестов, тренингов, упражнений. Данный модуль дает возможность создавать учебные курсы и отдельные учебные объекты (тесты, тренинги, практикумы, тренажеры)
- Инструмент для организации совместной работы и обучения on-line. С помощью этого модуля компания может организовывать вебинары, web-конференции, доклады, лекции, обучающие семинары и тренинги, проводить on-line встречи и презентации, переговоры, совещания, митинги и других мероприятия с минимальными временными и финансовыми затратами. Это самый простой и понятный из вариантов дистанционного обучения.
Это основные, наиболее распространенные модули. Кроме них есть еще специфические, «заточенные» под выполнение определенных задач, например, «Электронный деканат» или модуль для аттестации и оценки персонала.
Конкретный набор компонентов Системы дистанционного обучения зависит от целей организации дистанционного обучения в компании и от возможных способов интеграции с уже установленным программным обеспечением.
Этапы построения Системы дистанционного обучения на предприятии
- Обследование и анализ потребности в составляющих СДО , для формирования оптимальной конфигурации. Обследование и анализ необходимы потому, что каждая компания имеет свою специфику и свои потребности: территориальная удалённость обучающихся, потребность в снижении затрат на обучение, наличие корпоративных стандартов и уникальных знаний, которые необходимо сохранить и передать, наконец, обучение может быть предметом бизнеса и некоммерческой деятельности. В зависимости от специфики организации решения могут существенно отличаться.
- Оценка имеющейся технической и организационной инфраструктуры. Для одних организаций единственным решением может быть установка собственного сервера и собственный штат технической поддержки, для других организаций лучшим решением будет аренда сервера и программного обеспечения или, вообще, публикация курсов на корпоративном сайте.
- Описание бизнес-процессов, протекающих в рамках ДО. Это обеспечит руководству предприятия ясность и полный контроль над процессом обучения, позволяет легко расширять или адаптировать деятельность в зависимости от обстоятельств.
- Разработка технико-экономического обоснования. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) позволяет оценить сроки окупаемости проекта внедрения СДО, и облегчает принятие решения. Этот этап необходим, когда нужно обосновать и доказать экономическую эффективность внедрения СДО.
- Формирование комплекта документов для работы учебной администрации в рамках ДО (ведомости, списки, отчеты и др.). Для важно тех организаций, которые не имели собственной учебной администрации и сталкиваются с этим вопросом впервые.
- Формирование оптимальной конфигурации программно-технического комплекса. У каждой организации своя специфика и для всех можно найти оптимальную, с точки зрения соотношения цена-качество, конфигурацию программных модулей и технических средств.
- Разработка технологии поэтапного перехода на дистанционное или смешанное обучение . Если процесс обучения на предприятии давно налажен, и дистанционное обучение является продолжением и развитием деятельности, то необходимо внедрять дистанционное обучение так, чтобы не разрушить уже сложившуюся структуру и практику.
- Обучение сотрудников работе в СДО. Новый бизнес-процесс, новое программное обеспечение – всё это не будет работать должным образом без обучения.
О «бесплатном сыре» - или почему лучше «заплатить и спать спокойно»?
Чем «платные» СДО лучше «бесплатных» или «скупой платит дважды» (перечень ограничений, с которыми столкнутся компании, выбравшие Moodle и другие «бесплатные« СДО)
- Функциональность Moodle не включает и не поддерживает настоящих требований и специфики Российского законодательства и его ближайших перспектив - кредитной системы обучения, то есть тем компаниям, для которых - обучение: это бизнес, эти системы ставят принципиальное непреодолимое ограничение еще до начала работы и этот недостаток нельзя впоследствии подправить или «подкрутить».
- Функциональность Moodle не включает единой централизованной технологии разработки и развития образовательного портала
- Функциональность Moodle не включает уровень управления соответствующий уровню учебной администрации, деканата, кафедры - только лишь управление учебным курсом преподавателем. Это значит, что получить аналитику по обучению будет сложно.
- Функциональность Moodle не включает средств подготовки т.н. кейсов - офф-лайн модулей обучения.
- Выбрав Moodle вместе с низкой ценой вхождения, компания получает высокие риски неуспеха внедрения - т.к. любое внедрение - это опыт людей кто этим занимается. Это как «сам себе стоматолог».
- Бесплатный сыр бывает только... Итоговая стоимость внедрения может оказаться даже выше чем у коммерческой системы потому, что (она все равно есть - только в скрытом виде) придется создавать группу по внедрению и нести расходы на ее функционирование либо аутсорсинг и т.п. Проведя аналогию - это как полуфабрикат - все равно его надо где-то готовить - т.е. покупать плиту, электричество...
- Никто не несет гарантий за результаты внедрения в обозримом будущем - Если люди, кто внедрял - ушли - то за проект уже никто не отвечает.
Но не все так печально. В целом Россия уже в достаточной степени интегрирована в мировое образовательное пространство, накапливается опыт, появляются успехи, дистанционное обучение перестает восприниматься как экзотика. Кроме того, информационные технологии становятся повседневной реальностью и уровень их проникновения в жизнь россиян уже достаточен для того, чтобы в полной мере использовать современные методы обучения.
для педагогов
образовательных учреждений
Организация дистанционного обучения
с помощью
современных ИКТ
г. о. Новокуйбышевск, 2009 год
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г. о. Новокуйбышевск.
Составитель: , методист.
Ответственный редактор: , руководитель медиатеки.
Рецензенты:
Директор «Ресурсного центра»
Заместитель директора «Ресурсного центра»
Организация дистанционного обучения с помощью современных ИКТ : Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – г. о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 32 стр.
Там, где это методически оправдано, в гипертекст включаются звук, анимации, графические вставки, видеоряд и пр., однако, необходимо помнить, что избыточная наглядность снижает коэффициент усвоения материала.
Учебный материал должен быть доступен курсанту, по возможности, в нескольких видах, например: по Internet, на CD-диске, в печатном виде.
В целом, в структуру материала включаются следующие содержательные компоненты:
- собственно учебный материал, включая необходимые иллюстрации; инструкции по его освоению; вопросы и тренировочные задания; контрольные задания и пояснения к их выполнению.
Как показывает практика, при построении дистанционного курса наиболее эффективно мультимедийное представление учебной информации.
Из психологии известно, что результат собственного труда вызывает определенные положительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию к учению. Известно также, что для лучшего усвоения материала каждый человек вырабатывает индивидуальные приемы работы и запоминания.
Мультимедийный курс, основанный на использовании современных сетевых тенологий, дает возможность курсанту по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным (отобрать содержание в соответствии со своими индивидуальными потребностями, выбрать и зафиксировать в тексте пути, наиболее эффективные лично для него). Мультимедийные элементы создают дополнительные способствуют восприятию и запоминанию материала. Появляется возможность использовать подсознательные реакции обучающегося, например, подведение итогов или выдача задания в каждой лекции курса могут предваряться определенным звуком (мелодией), настраивающих курсанта на определенный вид работы.
Кроме того, мультимедийный курс может использоваться многократно и полифункционально: часть курса или лекции может составить самостоятельный фрагмент занятия на повторение или контроль без дополнительных усилий педагога. В основе курса может лежать не только расширенная модель учебного пособия (текста), но и расширенная модель лекции-процесса (“презентация”), что также создает дополнительные возможности управления и самоуправления познавательными процессами.
В последнее время получают распространение средства “3D-технологий” в Internet, трехмерных объемов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страницы (как Web-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т. д. 3D-объекты обладают эффектом присутствия: можно выбрать угол обозрения объектов, можно перемещаться от одного объекта к другому и т. п.. 3D-модель в плане организации дистанционного образования можно рассматривать как дальнейшее усовершенствование способов репрезентации учебного материла, значительно стимулирующих познавательный интерес. Расширение виртуальных возможностей и внедрение в такую модель принципов свойственных гипертексту позволяет успешно использовать её в образовательных целях.
4. Организация дистанционного образовательного процесса
При организации дистанционного образования огромную роль играют непосредственные участники этого процесса – как обучаемые, так и преподаватели, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы учебных групп. Все они используют возможности Internet для решения конкретных педагогических задач. Причем, если обучаемому вполне достаточно просто владеть Internet на уровне пользователя, то от преподавателей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы курсантов в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач:
- знание назначения, особенностей устройства и функционирования телекоммуникационной среды; знание условий хранения и передачи информации внутри сети; знание основных сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними; знание особенностей организации и проведения телекоммуникационных проектов; знание особенностей организации и проведения тематических телеконференций; знание методических основ организации работы преподавателя и обучаемых в сети; знание основных правил поведения пользователей в сети, основ телекоммуникационного этикета; умение работать с электронной почтой, телекоммуникациями, сетевыми информационными службами; умение отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети; умение проводить поиск информации по сети; умение готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит; умение организовать, разработать и провести сетевой учебный проект, тематическую телеконференцию.
Для создания бесперебойно действующей учебной среды необходимо взаимодействие её компонентов на трёх уровнях:
- уровень элементов управления, на котором происходит взаимодействие структурных подразделений организации, отвечающих за организацию и планирование учебных курсов, разработку учебных материалов и обеспечение ими курсантов; уровень, на котором происходит взаимодействие участников образовательного процесса: преподавателей, курсантов, координаторов; уровень элементов доставки, включающих различные телекоммуникационные средства доставки учебной информации и средств обучения от ведущей организации до обучающегося, а также средств доставки отчетных материалов и экзаменационных работ от курсанта к преподавателю.
Для успешного управления процессом дистанционного образования целесообразно использование различных памяток, графиков занятий курсантов, руководств и разъяснений, которые помогут курсантам спланировать свое рабочее время , сориентироваться в учебных материалах и успешно завершить обучение с соблюдением всех сроков.
Очень важно рассчитать оптимальную продолжительность курса обучения, т. к. его эффективность снижается при слишком длительной продолжительности. При модульном построении курсов имеет смысл сначала включать в план менее короткие по времени изучения модули, затем – большие, а в заключение – опять короткие.
Организация дистанционного образования требует привлечения специалистов различных профессий: менеджеров и организаторов курсов, педагогических координаторов и кураторов, преподавателей, методистов высокой квалификации для разработки учебных материалов, технических специалистов и системных операторов, занимающихся технической поддержкой образовательного процесса.
Особо следует выделить педагогов-кураторов и педагогов-координаторов, где важным является обеспечение обратной связи и организация общения участников обучения. Они должны иметь высокую квалификацию в области предмета преподавания, владеть теорией обучения, уметь создавать образовательную среду и управлять ею, уметь управлять структурой учебного курса, знать педагогические технологии и средства телекоммуникаций, владеть навыками презентации учебного материала (интересно представить новый материал, задавать вопросы, вести занятие и организовать обратную связь), уметь общаться с курсантами.
Педагог-куратор обеспечивает связь обучающихся с преподавателями и авторами курсов, а также оперативно отвечает на возникающие вопросы по курсу, отслеживает своевременность сдачи отчетных материалов. Педагог-координатор поддерживает обучающихся на местах, т. е. на базе того регионального центра, который связан с головной организацией. Он выступает одновременно в нескольких лицах: как секретарь, администратор, технический консультант и как учитель-консультант. Он должен уметь организовать групповое индивидуальное обучение, решать проблемы технического плана, проводить инструктаж курсантов, оценивать и контролировать их работу, вести документацию по курсам.
Технические специалисты (ими могут быть не только инженеры, но и методисты или администраторы, разбирающиеся в особенностях используемых сетевых технологий) решают в максимально короткие сроки технические проблемы, оказывают необходимую консультацию или техническую помощь нуждающимся участникам дистанционного образования по работе с техникой.
Каждый из участников процесса может взаимодействовать с остальными специалистами и друг с другом. Взаимодействие между участниками является ключевым моментом любой образовательной программы .
Курсанты работают большую часть времени самостоятельно. Если у них возникает желание задать вопрос преподавателю или партнеру, то им необходимо сделать определенные усилия (составить текст вопроса, послать его по электронной почте и ждать ответа). С одной стороны это заставляет курсанта более вдумчиво относиться к материалу, продумывать формулировку вопросов, с другой, это может привести к небрежности в работе, если курсант по какой-то причине не захочет задавать вопросов, оставит проблему нерешенной, тем самым допустит определенный пробел в своих знаниях. Поэтому программы курсов должны максимально стимулировать интерактивное взаимодействие между курсантами и преподавателями, между самими курсантами, а также между курсантами и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации. Помочь в этом сможет организация групповой работы курсантов, частый обмен вопросами и ответами, проектная работа и т. д.
Обеспечение обратной связи между курсантом и преподавателем позволяет осуществлять постоянный контроль за деятельностью курсантов, проблемами, которые у них возникают. Механизм обратной связи нацелен на проверку выполнения целей и задач по каждому этапу обучения. Обратная связь может осуществляться в любой форме, в том числе и в виде контрольного тестирования (начального, промежуточного, заключительного), дискуссий, телеконференций. Для этого можно использовать различные анкеты и тесты, для ответов на которые курсантам достаточно вписать в нужной строке формы ответ или выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, а затем отправить по электронной почте.
В процессе дистанционного образования очень важно организовать оперативный ответ преподавателей на вопросы курсантов. Компьютерные телекоммуникации создают для этого все необходимые условия, обеспечивая оперативную передачу информации по электронной почте или организуя консультации в рамках телеконференции.
При дистанционном образовании участники этого процесса не видят друг друга, если разумеется, не используется видеоконференция, общение происходит, как правило, в вербальной форме. Поэтому процесс обучения можно персонифицировать, познакомив участников друг с другом, чтобы общение было живым, личностным.
Функции преподавателя сводятся к отслеживанию процесса обучения поставленным задачам, к консультированию курсантов по проблемным вопросам, организации и проведению дискуссий по изучаемому вопросу, а также контролю за уровнем усвоения учебного материала.
Информационный поток, возникающий между преподавателем и курсантом, осуществляемый с помощью телекоммуникаций, является двусторонним – часть информации идет от преподавателя к курсанту, а другая – от курсанта к преподавателю. Если в процессе обучения образуется группа курсантов, взаимодействующих с преподавателем, то информационный поток образует еще несколько направлений: от преподавателя ко всей группе, от всей группы к преподавателю, от курсанта к группе, от группы к курсанту и т. д.
Некоторые авторы (В. Домбрачев, В. Кулешев, Е. Полат) выделяют в информационном потоке дистанционного обучения постоянные (“статические”) и переменные (“динамические”) составляющие. К постоянным составляющим они относят материалы, передаваемые учащимся одновременно до начала обучения и на длительное время, например, базовые учебники и учебные пособия, учебные планы, рекомендации по изучению учебного материала, вопросы для самоконтроля и т. д.
К переменной составляющей относят учебные материалы и корреспонденцию, передающуюся от преподавателя к учащимся и обратно в процессе обучения, например, замечания преподавателя по ответам учащегося на контрольные вопросы, рекомендации по изучению материала, ответы учащегося, материалы курсовых работ и пр.
Для осуществления такого сложного по динамике информационных потоков процесса требуются средства обучения, базирующиеся на современных информационных технологиях. Вместе с тем можно широко использовать и традиционные средства:
- учебные книги , пособия, справочники, дидактические материалы на печатной основе; аудиозаписи; видеозаписи ; натуральные дидактические пособия; компьютерные программы учебного назначения.
Эти же средства обучения, но в электронном варианте (как правило, архивы), могут храниться на сервере сети и использоваться обучаемым в процессе работы.
Наряду с “классическим” построением дистанционного курса, в практике дистанционного образования могут использоваться и телекоммуникационные проекты. В проектах обучаемые могут принимать участие как индивидуально, включаясь в проект, разрабатываемый группой коллег, территориально разделенных и курируемой координатором учебного сектора, так и группой под руководством своего преподавателя. Деятельность обучаемых в рамках проектов наиболее эффективна, если ей предшествует определённый систематический учебный курс, подготавливающий обучаемого к участию в телекоммуникационном проекте.
В дистанционном образовании можно выделить следующие типы проектов:
Исследовательские . Для таких проектов характерно наличие четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом принцип доступности и содержания методов исследования ставится во главу угла. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные проблемы развития предметной области, учитывать их значимость для развития исследовательских навыков курсантов.
Игровые . В таких проектах главным содержанием становится ролевая игра, когда участники (курсанты) принимают на себя определенные роли для деловой имитации и разрешения вымышленных или реально существующих профессиональных ситуаций. Игровые проекты, на наш взгляд, должны предваряться участием курсантов в исследовательских проектах с целью глубокого освоения фактического материала, являющегося основой для проведения ролевых игр.
Практико-ориентированные. Особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке четкого, значимого для курсанта, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т. д. Разработка и проведение данного типа проекта требует детальности в проработке структуры, определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен более жесткий контроль со стороны координатора и автора проекта.
Творческие . Их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определенной и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является четкая постановка планируемого результата, значимого для курсантов. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу курсантов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.
Детальная методика использования проектов в рамках дистанционного образования в настоящее время не разработана пока ни в методической литературе, ни в практике.
В заключение, необходимо отметить, что настоящая лекция только знакомит с феноменом дистанционного образования. Обучение же технологическим основам организации дистанционного образования требует, как минимум, освоения методик:
- целеполагания и разработки критериев обученности; планирования и отбора содержания обучения, разработки методического аппарата; репрезентации в сети учебного материала; выбора форм сетевого взаимодействия преподавателя со слушателями; формирования критериально ориентированных инструментов контроля усвоения материала и разработки процедур их применения.
5. Основные технологии дистанционного обучения.
Система дистанционного образования должна создавать вокруг участников образовательного процесса (администрации, преподавателей и учащихся) максимально созидательную и логичную информационную среду, удобную для быстрого и хорошо структурированного обмена учебной, методической и административной информацией, составляющей содержание процесса обучения.
При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего - сочетание различных технологий). Современные технологии дистанционного образования упорядочивают процесс управления системой образования, оптимизируют усвоение знаний за счет формирования специализированной информационной среды, удобной человеку, привычно использующему Интернет для получения информации и межличностных коммуникаций.
Интернет в целом является почти идеальным техническим средством для дистанционного образования. Но необходимо помнить, что любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Необходимо иметь следующие структуры:
· поддержка проектирования учебного материала;
· доставка учебного материала слушателям;
· поддержка "справочных" материалов;
· консультации;
· контроль знаний;
· организация общения слушателей.
Под Интернет-технологими в целом мы пониманием дистанционную образовательную технологию, основанную на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов. Именно применение Интернет-технологий позволяет наиболее полно реализовать потенциальные возможности дистанционного образования.
При внедрении Интернет-технологий в систему дистанционного образования необходимо выделять два направления реализации этого процесса:
1. Управление учебным процессом, которое осуществляет образовательное учреждение;
2. Технологическое обеспечение функционирования информационной системы, которое осуществляет специализированная служба - провайдер.
Под технологическим обеспечением Интернет-технологий дистанционного образования мы понимаем предоставление информационно-коммуникационных услуг доступа к программно-аппаратным ресурсам, а также технологическую поддержку всех пользователей. Здесь можно выделить два варианта технологического обеспечения.
Первый это размещение программного обеспечения дистанционного образования на сервере, подключенном к Интернету, тем самым образовательное учреждение должно помимо учебных задач заняться еще и решением специальных технических задач по обслуживанию сервера.
Второй вариант - это использование внешнего источника в организации дистанционного образования. Услуги аутсорсинга (outsourcing с англ. - использование внешнего источника) предоставляются сервис-провайдерами дистанционного обучения. Применительно к вузу это означает, что все программное обеспечение дистанционного образования функционирует на мощных серверах специализированной компании-провайдера. Все участники учебного процесса осуществляют свои функции, обращаясь к серверам через Интернет, используют соответствующие интерфейсы. Внешне это ничем не отличается от ставшего привычным посещения сайтов в Интернете, разве что в случае с дистанционным образованием вход на персональные страницы участников производится после введения логина и пароля. Аутсорсинг максимально экономичен для вузов - никаких расходов на поддержание серверного оборудования, системное администрирование.
По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени), асинхронные системы (системы off-line) и смешанные системы.
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: различные web-чаты, web-телефония, интерактивное TV, телеконференции NetMeeting, Telnet. Для проведения дистанционных уроков наиболее удобно и просто использовать web-чаты, особенно для групповых занятий.
Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции (подписка на группы новостей).
Смешанные системы , которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.
По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:
§ средствами аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);
§ через интерактивное WebTV и видео конференции;
§ через телеконференции Usenet, IRC.
§ через электронную почту и листы (списки) рассылки;
§ через web-страницы;
§ через чат, web-форум и гостевую книгу.
В последнее время интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:
1) Техническое развитие интернет-технологий, которое позволяют имитировать любую учебную модель;
2) Простота подключения к сети интернет,
3) Относительно низкая стоимость подключения.
Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия:
· наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных учеников,
· наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования,
· хорошей подготовки дистанционных уроков,
· наличие подготовленных локальных координаторов,
· систематическое проведение дистанционных занятий,
· моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.
Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:
1. Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.
2. Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.
3. Связь учителя с обучаемыми через Интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами.
Для этого необходимо :
создать гипертекстовую структуру, объединив тем самым теоретический материал предмета в наглядно представленную, логическую структуру.
создать программный комплекс, позволяющий слушателям самостоятельно контролировать качество и полноту усвоения знаний;
создать набор тестовых заданий, позволяющих преподавателю оценить полноту усвоения теоретических знаний.
Очень важно в процессе проведения дистанционного урока получить некоторую образовательную продукцию, например, в виде приращения знаний и умений ученика, или (лучше) в виде созданного учебного документа.
Итак, роль дистанционных технологий в повышении эффективности профессионального образования безусловно велика. Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой образования. Оно ориентированно на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает учебно-методические материалы в интерактивном режиме, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими студентами «виртуальной» учебной группы.
За счет создания автоматизированной обучающей системы, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования система дистанционного образования позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. И хотя при дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно отделены друг от друга, они, тем не менее, находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации основанных на использовании Интернет-технологий.
Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры , лабораторные работы , практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
Виртуальный класс
Виртуальный класс является пользовательским ядром образовательной ИТ-среды и представляет собой комплексную распределённую систему. В неё обычно входят инфраструктурные программные и технические компоненты, виртуально объединяющие рабочие места преподавателя и учащихся в учебную группу, работающую в сети (локальной или глобальной). В качестве примера Виртуального класса можно привести Internet-сервис KMExpert - это Система оценки знаний, позволяющая выполнять on-line тестирование, аттестацию и обучение сотрудников организаций и интернет-пользователей. KMExpert поддерживает самонаполняемую пользователями Базу Знаний, содержащую обучающие и контролирующие тесты из различных областей знания и экспертные результаты оценки знаний для этих тестов.
Примеры организации дистанционного обучения:
Здесь Вы можете ознакомиться с вариантами организации дистанционного образования :
http://scholar. urc. *****:8002/courses/Technology/index. html
http://www. *****/
http://www. edu. *****/library/main. html
http://www. sdo. *****/des01.html
http://www-windows-1251.edu. *****/
http://dlc. miem. *****/
http://ido. *****/
Литература:
«Основы дистанционного обучения», учебное пособие. Андреев в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Госкомвуз РФ, М., 1995. "Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты" ИНФО, № 3, 1996 г. "Дистанционное обучение"/Учебное пособие под ред. . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 "Концептуальная модель дистанционного образования" // Триместр - 1996 г., № 1 Шукшина дистанционного образования с использованием Интернет–технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008г. Полат и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / , ; Под ред. . – М.: Издательский центр «Академия», 200c.
Дистанционное обучение (далее ДО) - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Дистанционное обучение в настоящее время претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты акцентируют внимание современной школы на всестороннем развитии личности каждого обучающегося, обучении и психолого-педагогическом сопровождении категорий детей с разными образовательными возможностями и потребностями. Под такой формулировкой понимается удовлетворение образовательных потребностей школьников , которые:
- в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе;
- в определенный период не могут посещать школу из-за спортивных соревнований;
- имеют выдающиеся способности в обучении в разных предметных областях и нуждаются в углубленном уровне освоения основной образовательной программы.
На практике школа часто сталкиваются с тем, что традиционных ресурсов для эффективного обучения указанных категорий обучающихся просто не достаточно. Тогда возникает закономерная проблема организации обучения таких детей. Помочь в решении проблемы может дистанционное обучение.
Дистанционное обучение (далее ДО) - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Дистанционное обучение в настоящее время претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).
Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения по различным причинам.
Дистанционное обучение является следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирает в себя лучшие черты других форм и представляет собой перспективную, синтетическую, гуманистическую, интегральную форма получения образования.
Объект исследования: Дистанционное обучение.
Предмет исследования: Этапы работы по организации ДО в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга.
Цель исследования: Планирование внедрения ДО в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга.
Задачи исследования:
- Изучить нормативную базу по теме дипломного проекта;
- Изучить существующий опыт по организации ДО в образовательных организациях Санкт-Петербурга;
- Оценить возможности внедрения технологий ДО в ГБОУ гимназии № 49Приморского района Санкт-Петербурга;
- Разработать дорожную карту внедрения технологий ДО в гимназии № 49Приморского района Санкт-Петербурга;
- Продумать внутрифирменную систему повышения квалификации по теме «Организация дистанционного обучения в образовательной организации».
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, анкетирование.
1.1 Особенности дистанционного обучения
В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии. В литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет обучение, дистанционные образовательные технологии. Эти технологии используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи.
Сотрудники лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования дают следующие определения:
Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и обучающиеся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
С понятием «дистанционное обучения» тесно связано понятие "дистанционные образовательные технологии". Федеральный закон от 01.07.2002 № 110819-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дают следующее определение этому понятию:
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Под "опосредованным взаимодействием" в данном определении понимается взаимодействие на расстоянии.
Также необходимо упомянуть о некоторых терминах, активно использующихся в зарубежной литературе:
Computer-basedTraining (CBT) - использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании;
ElectronicLearning (E-learning) - электронное обучение или интернет-обучение, т. е. предоставление доступа к компьютерным обучающим программам через глобальную сеть;
DistanceCommunication (дистанционная коммуникация) - применение коммуникационных технологий для реализации таких функций, как организация встреч, дискуссионных групп и т. д., в условиях удаленного нахождения собеседников;
Interaction (интерактивность) - взаимодействие, обмен информацией, идеями, мнениями между студентами и преподавателями, обычно происходящий с целью поддержки обучения;
Multimedia (мультимедиа) - системы, поддерживающие интерактивное использование текста, аудио, видео и графики, преобразованных в цифровой формат.
Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения:
Высокой динамичностью, связанной с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;
Большим объемом самостоятельной деятельности обучающихся;
Использованием всевозможных форм учебно-методического обеспечения;
Уровнем мотивации потребителей образовательных услуг;
Комфортностью условий организации углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;
Наличием интерактивной коммуникации.
Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты
Гибкость предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
Модульность обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию;
Параллельность означает обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т. е. обучение без отрыва от производства;
Охват обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и с преподавателями;
Экономичность предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;
Технологичность означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий;
Социальное равноправие обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося;
Интернациональность предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы;
Новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.
В данном дипломном проекте используются следующие аббревиатуры:
ИКТ - информационные и коммуникационные технологии;
ДО - дистанционное обучение;
СДО - системы дистанционного обучения;
ДОТ - дистанционные образовательные технологии;
ГОС - государственные образовательные стандарты;
ЭУМК - электронный учебно-методический комплекс;
ОИС - образовательная информационная среда.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения в образовательной организации.
Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения в образовательной организации имеет следующую структуру:
Нормативные акты федерального уровня,
Нормативные акты регионального уровня
Нормативные акты локального уровня (внутришкольная документация).
Законодательная база организации дистанционного обучения федерального уровня:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти».
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
Законодательная база организации дистанционного обучения регионального уровня:
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453 (ред. от 23.03.2016) «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»
Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения на уровне образовательной организации:
«Положение о реализации образовательных программ с использованием дистанционного обучения»;
Приказ «О внедрении дистанционного обучения и утверждении дорожной карты внедрения дистанционного обучения»;
Приказ «О назначении лица, ответственного за организацию ДО»;
Приказ «О назначении учителей дистанционного обучения»;
Дорожная карта внедрения дистанционного обучения.
Договор об освоении образовательной программы в дистанционной форме.
Положение «О реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий» должно содержать следующие разделы:
Общие положения;
Организация образовательного процесса с использованием ДО;
Права и обязанности участников образовательного процесса;
Организация текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;
Должностная инструкция ответственного за ДО в ОО;
Должностная инструкция учителя ДО.
1.3. Варианты организации дистанционного обучения в образовательных организациях Санкт - Петербурга
Практическая реализация дистанционного обучения в ОО Санкт-Петербурга организована средствами самых различных ИКТ-технологий: от применения обычной электронной почты и блога до комплексной системой типа Moodle. Ниже приведены примеры различных вариантов организации ДО в ОО СПб, изученные в ходе подготовки данного дипломного проекта.
1.3.1. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ гимназии №528 Невского района Санкт – Петербурга.
ГБОУ гимназия № 528 представила электронное приложение к образовательной программе – инновационный продукт «Контент». Это авторский вариант по реализации дистанционного обучения. Непосредственно платформа дистанционного сопровождения образовательной программы охватывает учебные предметы с 1 по 11 класс и предназначена для обучающихся разных категорий на всех ступенях обучения (в начальной, основной и средней школе). Загрузка учебных программ идет из АИСУ «ПАРАГРАФ» для обеспечения целостности данных в рамках информационной системы гимназии. «Контент» имеет 2 электронных приложения: «Школьный ГЛОНАСС» (база конкурсов и олимпиад) и «Конструктор тестов», с помощью которого можно создавать тесты по разным предметам, получить детальную статистику о допущенных ошибках и общий коэффициент освоения изученного материала.
Взаимодействие ученика и учителя происходит с помощью электронной почты и сайта (страницы) преподавателя.
Предложенный продукт позволяет:
Сформировать единое содержательное пространство образовательной организации и механизмы управления им для повышения качества обучения;
Обеспечить сопровождение основной образовательной программы гимназии средствами дистанционных образовательных технологий;
Осуществить переход к модели непрерывного образования базовой категории обучающихся с качественным методическим сопровождением с использованием электронных образовательных ресурсов;
Активизировать самостоятельную работу обучающихся и расширить её спектр в урочное и внеурочное время;
Создать комфортные условия для освоения материала программы обучающимся разных групп здоровья, ученикам, обучающимся на дому или пропустившим занятия по каким-либо причинам;
Предоставить возможность углубленного изучения предметов для одарённых детей в соответствии с принципами развивающего обучения;
Повысить степень удовлетворенности учеников и родителей образовательным процессом в ОУ.
«Контент» - мощный, инновационный универсальный и очень технологичный продукт.
1.3.2. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ школе №683 Приморского района Санкт – Петербурга.
В ГБОУ школе № 683 Приморского района СПб внедрение дистанционного обучения реализовано на платформе системы Moodle с декабря 2009 г.
Основная цель организации ДОв школе № 683 - расширение образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями.
В Moodle одновременно может работать множество пользователей (их число ограничивается только мощностью сервера). Для подключения к Moodle нового рабочего места не требуется дополнительных затрат - достаточно просто подключить новый компьютер к сети (локальной или Интернет).
На сегодняшний день Moodle - уникальная система, являющаяся в полном смысле оболочкой для подключения учебных курсов различных производителей, полноценной интеграции учебных курсов в учебно-воспитательный процесс.
1.3.3. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ школе №258 Колпинского района Санкт – Петербурга.
ГБОУ школа № 258 Санкт-Петербурга с 01.09.2015 года является экспериментальной площадкой Санкт-Петербурга
Дистанционная форма обучения – относительно молодая. Такое образование стало возможным с появлением интернета. Ученик получает знания онлайн и с помощью учебников, видеозаписей уроков и других виртуальных методических материалов.
Развитие информационных технологий оказывает прямое влияние на сферу образования в целом и на дистанционное обучение в школе в частности. Общепризнанным считается утверждение о том, что «живое» взаимодействие ученик-учитель очень важно и намного лучше, но без дистанционного обучения обойтись в современном мире невозможно. Тому есть несколько причин:
- в некоторых регионах нашей страны доступ к школе может быть ограничен, например, половодьем или экстремально низкими температурами. На Крайнем Севере дети могут пропускать до одного-двух месяцев занятий из-за морозов ежегодно;
- некоторые школьники хотели бы получать образование в школе или лицее, посещать которые физически затруднительно;
- не всем детям с ограниченными возможностями здоровья предпочтительнее инклюзивное образование, и даже те, кто посещает школу, могут пропускать из-за здоровья большое количество занятий.
Всё это намекает на то, что, по-хорошему, в той или иной степени дистанционное обучение должно присутствовать в каждой школе, ведь с введением повсеместной инклюзии, везде обучаются дети с ОВЗ. В любой школе ученики могут заболеть и провести продолжительное время дома, да и закрытие школы на карантин никто не отменял. Подробнее о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Вы узнаете на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития современного детского сада и школы в условиях постоянных изменений» , которая состоится 20—23 ноября 2018 года.
Плюсы дистанционного обучения в школе
- Индивидуальный подход и персонализация учебного процесса. График дистанционного обучения можно подстраивать под каждого ученика и изменять в зависимости от обстоятельств. При этом программа обучения тоже может быть адаптивной и учитывать такие особенности школьника, как скорость восприятия информации, уровень начальной подготовки, мотивацию к обучению, предрасположенность к той или иной форме восприятия материала.
- Повышение качества обучения . Этот пункт можно назвать спорным, потому что существует много несогласных, ярых сторонников традиционных форм преподавания. При этом вряд ли кто-то будет отрицать, что развитие интернета упростило доступ к огромному количеству учебного материала для любого желающего. А это тоже одно из проявлений технического прогресса.
- Расширение границ и удешевление компонентов учебного процесса . Это то, о чём шла речь выше. Некоторые школьники смогут экономить более часа времени каждый день, которое они иначе тратили бы на дорогу, некоторые и вовсе смогли бы учиться в школе, которая находится в другой части страны. А одна только замена печатного учебного материала на электронный уже экономит много денег.
- Сохранение педагогического опыта . Уникальные авторские курсы, например, при работе с одарёнными детьми не будут пропадать никуда, если будут записываться и сохраняться.
- Снижение нагрузки на учителей . По информации мониторинга РАНХиГС, количество учителей, которые работают на две ставки с 2014 по 1017 год выросло почти вдвое — с 7,3 % до 13,8 % Добавим 37,5% педагогов, которые работают на полторы ставки, и приходим к выводу, что нагрузку с них как-то надо снять. Один из вариантов решения — дистанционное обучение.
Как организовать дистанционное обучение в школе
Вопрос введения дистанционного обучения необходимо рассматривать с трёх сторон.
- Социальная . Тут всё просто, школьники сегодня активно используют социальные сети, форумы и чаты, поэтому способ подачи информации при ДО будет для них знаком и комфортен.
- Техническая . С точки зрения технического оснащения, в школах с этим всё хорошо, и компьютеров хватает, и доступ к интернету есть. А вот компьютер дома есть не у каждого ребёнка. Ещё одна проблема — учителя не всегда могут самостоятельно организовать, например, видеоконференцию. В регионах Крайнего Севера есть проблемы с качеством интернета, стабильность дистанционного обучения там обеспечить невозможно.
- Методическая . Главное противоречие — использование дистанционного обучения имеет смысл только если оно повысит качество образования в целом, но сделать это сложно из-за отсутствия у большинства необходимого опыта и каких-либо наработок.
То есть любая программа внедрения дистанционного обучения должна учитывать все эти аспекты. Сам процесс же можно разбить на пять шагов.
- Создание творческой группы педагогов, которые будут отвечать за дистанционное образование в школе.
- Обучение этой группы на специальных курсах повышения квалификации.
- Подготовка базы обучающего материала, который будут использовать школьники в процессе обучения и для самостоятельного закрепления пройденного.
- Всестороннее изучение системы дистанционного обучения, например, Moodle.
- Разработка дистанционных курсов своими силами или привлечение для этого специалистов и педагогов других образовательных учреждений.
Так же можно выделить пять требований, которые необходимо учитывать в процессе создания обучающих курсов.
- Школьник должен быть мотивирован на обучение, для этого важно чтобы цель и задачи обучения были чётко сформулированы. При этом то, что требуется от обучаемого, должно соответствовать его уровню знаний.
- Подготовка ребёнка к ДО. Это реализуется с помощью вспомогательных материалов, например, специальных руководств.
- Подача материала должна быть легкой для восприятия. Для этого нужно использовать принципы удобочитаемости.
- Должна быть возможность для обратной связи, в том числе и индивидуальной.
- Важно наличие системы промежуточной оценки обучения, чтобы школьник имел представление о том, хорошо он справляется или нет.
При организации дистанционного обучения в школе существуют типовые проблемы, характерные для всех учебных заведений. У многих педагогов, особенно гуманитариев, возникают сложности при структурировании и адаптировании учебного материала. Многим учителям свойственен консерватизм, и они будут всячески противиться такому нововведению как ДО. Они яростно отстаивают свою точку зрения и защищают традиционные методы обучения.
Есть сложности и в подборе технического персонала, который должен развернуть систему дистанционного образования и сопровождать её на всех этапах. Важно на эту роль подбирать компетентных людей.
Существуют и определённые требования, которые должны соблюдать школьники при дистанционном обучении. От них требуется быть вежливыми и корректными в общении с педагогом и друг с другом. Они должны учиться не только говорить, но и писать хорошим языком, без ошибок, чётко и кратко формулировать свои мысли. Очень важно, чтобы школьники делали всё в срок и не злоупотребляли временем учителя и других детей. И наконец, необходимо развить у них уважение к авторскому праву.
Среда дистанционного обучения Moodle
Самая распространённая среда для системы дистанционного обучения в школе — это Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Её отличительные способности — открытый исходный код, богатство функционала, гибкость, надёжность и простота в использовании.
Над ней уже больше 10 лет работает международная команда разработчиков, которыми руководит фонд Moodle в Австралии. Известна она во всё мире, на сегодняшний момент насчитывается более 60 тысяч инсталляций почти во всех странах. Переведена эта среда на более чем 10 языков, в том числе и русский.
Возможности Moodle:
- хранит все материалы курса, позволяет организовать их с помощью гиперссылок, тегов и ярлыков;
- позволяет использовать в качестве обучающего материала не только текст, но и любые интерактивные ресурсы, будь то статья на Википедии или ролик на youtube;
- поддерживает обмен файлами любого формата между учениками и между учеником и учителем;
- большие возможности для коммуникации, с помощью форумов, личных сообщений, комментариев, рассылок и т.д.;
- сохраняет и ведёт портфолио на всех учеников, оценки, комментарии учителя, сообщения в форуме;
- контролирует «посещаемость».
Всё это помогает учителю использовать своё время наиболее эффективно, а это одна из задач, которую должно решить дистанционное обучение в школе.
А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.
Для успешного функционирования ДО прежде всего необходим определенный уровень информатизации общества.
С помощью ДО могут быть реализованы следующие образовательные услуги:
· получение образования;
· продолжение или повышение профессионального образования;
· сертифицированные программы;
· контрактные программы по заказам.
Потенциальными потребителями системы ДО являются:
· лица, проживающие в отдаленных от вузовских центров районах;
· лица, желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;
· абитуриенты;
· лица с ограниченными физическими возможностями;
· военнослужащие и члены их семей;
· лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;
· лица, стремящиеся освоить образовательную программу в сжатые сроки и др.
Потребители выступают в роли слушателей (при получении дополнительного образования) и студентов (при обучении по программам подготовки специалистов). Потребители должны обладать навыками работы на компьютере и в сети Интернет.
Образовательный процесс при ДО обеспечивают следующие специалисты:
· преподаватели-разработчики курсов и преподаватели-консультанты (тьюторы);
· администраторы-руководители структурных подразделений и системные администраторы информационных ресурсов;
· дизайнеры и программисты;
· персонал технической поддержки.
При этом важно отметить, что многие специалисты ДО выполняют свои функции также дистанционно.
Специалисты должны иметь соответствующую квалификацию.
Материальной основой ДО являются компьютерное и телекоммуникационное оборудование и каналы связи. Программное обеспечение ДО устанавливается на серверах глобальной сети. Другое название программно-информационного комплекса – оболочка ДО. Сетевой адрес оболочки называют порталом (образовательным порталом) - такое название укоренилось в Сети за популярными и посещаемыми веб-системами .
Образовательный портал, однако, предполагает не праздное посещение, а авторизацию и повседневную работу: участие в электронных семинарах на форуме или чате, получение заданий и консультаций тьютора по электронной почте, прохождение тестирований и др.
Образовательные ресурсы ДО могут быть представлены документами различных форматов и назначения. Типичными документами являются учебное пособие, рекомендации по самостоятельному изучению курса, тесты, электронная библиотека (хрестоматия). Всю совокупность документов и средств их обработки можно назвать сетевым учебно-методическим и информационным комплексом (СУМИК).
Весь комплекс из программных, коммуникационных, информационных, административных и педагогических средств носит название информационно-образовательной среды. Это и есть виртуальное учебное заведение.
1.2 Мировые тенденции развития открытого образования
В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими.
Первоначально дистанционные программы мало чем отличались от известной нам заочной формы обучения: учебный материал предлагался на бумажных носителях, студенты контактировали с ближайшими региональными представителями вуза (1962 г., Делийский университет, Индия). Было, однако, одно существенное «но», отличавшее уже тогда дистанционное образование от нашего заочного: у студента был выбор программы курса, тьютора, графика обучения и др.
С совершенствованием технологий телевещания стало возможно ДО на телевизионной основе. Можно было говорить о применении мультимедийных средств в учебном процессе (60-е года, Китай).
Подлинный бум ДО начался на рубеже 80-90-х годов XX века, с распространением персональных компьютеров и глобальных сетей .
В США, где высока мотивация к инновациям, к 1999 г. около 60% учебных заведений использовали технологии дистанционного обучения. Какая-либо национальная программа развития ДО отсутствует, при этом наблюдается большое разнообразие подходов к ДО: от частичного использования дистанционного обучения до полной виртуализации обучения. Ресурсы ДО предлагаются как для открытого доступа (Массачусетский технологический институт), так и на платной основе. Создание бесплатных ресурсов ДО стало возможно благодаря масштабной государственной поддержке. Многие государства сейчас оказывают финансовую поддержку ДО как на национальном, так и на местном уровне, понимая социально-политическое значение открытого образования.
США и Великобритания находятся на пути создания Всемирной сети ведущих университетов своих стран. Строит открытое университетское пространство и объединенная Европа. Ряд крупных встреч по вопросам ДО (1998 г., Сорбонна; 1999 г., Болонья; 2001 г., Саламанка и Прага) позволяют говорить о конвергенции европейского ДО из планового характера ДО Германии, довузовского ДО Франции, переходного ДО восточноевропейских стран.
Главным ресурсом ДО являются учебные курсы. Крупные центры ДО предлагают от нескольких сотен до нескольких тысяч курсов.
По данным, ведущими мировыми центрами ДО являются:
· Национальный центр ДО Франции, год создания 1993, количество обучающихся 400 тыс. чел.;
· Ферн-Университет Хагена (ФРГ), 1974, 55 тыс. чел.;
· Открытый Университет Великобритании, 1969, 200 тыс. чел.;
· Национальный Университет Испании, 1972, 124 тыс. чел.;
· Университет Анадолу (Турция), 1982, 300 тыс. чел.;
· Калифорнийский виртуальный университет (США), 1997, 28 тыс. чел.;
· Канадский Открытый университет в г. Атабаска, 1972, 14 тыс. чел.;