Половая идентичность в раннем возрасте. Половая идентификация. Особенности протекания идентификации
Расстройство половой идентификации у детей (ранее транссексуализм) – психосексуальное отклонение, проявляющееся в неприятии ребенком своего биологического пола. Ребенок часто выказывает желание принадлежать к противоположному полу или убежден, что он принадлежит к нему. Он недоволен полом, своими анатомическими особенностями и гендерными ролями, принятыми в обществе.
Расстройство развивается в возрасте 3-5 лет, реже в младших классах школы, но всегда до подросткового возраста. Для него характерно устойчивость симптомов – то есть ребенок ведет себя как представитель противоположного пола ежедневно на протяжении нескольких месяцев или лет.
Точной статистики данного отклонения нет, поскольку не все родители обращаются к специалисту при появлении симптомов. Исследование, проведенное в скандинавских странах, выявило, что частота данного отклонения составляет 1:11 000 среди мальчиков и 1:30 000 среди девочек. Как видно, мальчикам данный диагноз ставят в 3 раза чаще, чем девочкам. Однако такое соотношение объясняется не только особенностью мужской психики, а лояльным отношением родителей и общества к тому, что девочка ведет себя «по-мужски».
В современной психиатрии ведутся споры можно ли считать расстройство половой идентификации психическим расстройством. Согласно медицинским критериям, психическое расстройство причиняет душевное страдание самому пациенту или нарушает его возможности приспосабливаться к действительности. Данное состояние не подходит под эти критерии. Поскольку страдания возникают только в том случае, если окружающие пытаются переубедить ребенка относительно его убеждений, касающихся пола. В остальном его умственное и физическое развитие не отличается от других детей. В связи с этим в некоторых европейских странах таких людей называют средним полом, а их права закрепили на законодательном уровне.
Причины
Вероятной причиной расстройства половой идентификации считаются гормональные отклонения у матери во время беременности. Так болезни надпочечников могут вызвать нарушение уровня тестостерона, что сказывается на развитии плода. Однако последние исследования подтверждают, что одну их ведущих ролей играют психологические факторы.
Органические причины:
- патология височных долей мозга;
- дефицит или избыток тестостерона;
- эпилепсия;
- шизофрения (однако, в этом случае проявляются и другие симптомы, характерные для данного заболевания: паранойя, бред, галлюцинации).
Психологические причины:
- Жестокое обращение с ребенком. После пережитого насилия у ребенка может укорениться мысль, что родители обращались бы с ним лучше, если б он был другого пола.
- Недостаток внимания со стороны родителей . Переодевание в одежду другого пола и демонстративное поведение могут быть попыткой привлечь к себе внимание, вызвать у родителей сильные эмоции. Такая манера обращать на себя внимание может проявляться у эгоцентричных требовательных детей.
- Воспитание в неполной семье. Для формирования половой идентификации ребенок должен видеть модель поведения представителя своего пола. Для мальчиков это может быть отец, дед, или другой мужчина из его окружения. Отсутствие положительного примера своего пола, с которым бы ребенок мог себя идентифицировать может нарушить половую идентификацию.
- Сложные взаимоотношения между родителями. Например, ребенок регулярно становится свидетелем семейных конфликтов и видит, как унижают родителя одного с ним пола. В этом случае у него может сформироваться установка, что противоположный пол лучше и сильнее.
- Чрезмерная привязанность к родителю противоположного пола. Сильная любовь и привязанность вызывает у ребенка желание во всем походить на объект обожания и подражать даже в мелочах.
- Неудовлетворенность полом ребенка. Например, такое случается в семьях, где родители хотели мальчика, а родилась девочка. Один или оба родителя не стесняются об этом заявлять и стремятся воспитывать ее как сына. Покупают одежду и игрушки для мальчиков, воспитывают в ней мужские качества.
- Безразличие родителей к проявлению ребенком черт, противоположных для данного пола. В некоторых семьях такая манера поведения даже поощряется. Например, родителям нравится, что девочка растет сорванцом, или воспринимают переодевание мальчика, как смешную шутку.
- Подчеркивание в ребенке черт, характерных для противоположного пола. Например, родители часто восхищаются миловидностью мальчика, чрезмерно ухаживают за его внешностью, принимают участие в детских конкурсах красоты. Для девочки вредна подготовка к силовым видам спорта, где необходимо проявлять силу, выносливость.
Следует отметить, что в связи с тем, что такое расстройство встречается редко, оно еще недостаточно изучено. Поэтому точную причину его развития удается установить редко.
Симптомы
При расстройстве половой идентификации ребенок чувствует, что родился в теле не того пола. Например, ребенок чувствует себя девочкой, но все говорят ему противоположное. Это вызывает у него недоумение, а затем протест или депрессию.
Родители могут определить расстройство по особенностям в поведении ребенка.
У мальчиков:
- Проявляют сильное желание походить на девочку, маму, сестру. Они надевают женскую одежду или симулируют женские наряды с помощью подручных средств.
- Не принимают свои половые органы, считая их отвратительными. Утверждают, что с возрастом те исчезнут.
- Выказывают сожаление, что не родились девочками.
- Убеждают окружающих в своей принадлежности к женскому полу – «когда вырасту – буду женщиной».
- Предпочитает общество девочек и женщин, даже если есть мальчики-сверстники.
- Стараются подражать девочкам, перенимают их манеру поведения;
- Выбирают игры, характерные для девочек: дочки-матери, принцессы, ведьмы. При этом отвергают типично мальчиковые игры и игрушки.
- В характере доминируют деликатность, чувствительность, мягкость.
- В школьном возрасте отсутствует половой интерес к противоположному полу, не возникает детская влюбленность. Все девочки воспринимаются только как подруги по играм или соперницы.
У девочек:
- Выказывают чувство дискомфорта от необходимости жить в теле девочки. В подростковом возрасте стремятся избежать изменений, происходящих с телом – перематывают грудь, худеют, чтоб не появлялось округлости в области бедер и живота.
- Утверждают, что у них есть или будет пенис и вторичные признаки мужского пола.
- Утверждают, что они относятся к мужскому полу или когда вырастут, станут мужчинами.
- Проявляют сильную привязанность к отцу, перенимают его манеру вести себя, стараются ему подражать.
- Предпочитают компанию мальчиков даже при наличии девочек-сверстниц.
- Отказывается мочиться в сидячем положении;
- Предпочитает спорт и активные игры. Не любят играть в игры типичные для девочек.
- Одеваются в мальчиковую одежду, никогда не надевают юбки или платья.
- Не выказывают полового интереса к противоположному полу в школьном возрасте.
И девочки, и мальчики с подобными нарушениями не страдают от своих убеждений и не воспринимают свое состояние, как болезнь или отклонение. Проблемы возникают только в том случае, если окружающие показывают негативную реакцию на их поведение. В связи с этим большее давление испытывают мальчики, поскольку мужественное поведение девочек считается более социально приемлемым.
Необходимо отметить, что у дошкольников единичные или изредка появляющиеся симптомы, описанные выше, не могут свидетельствовать о расстройстве. Полоролевому поведению дети учатся на протяжении первых лет своей жизни. В этот период они обязательно совершают поступки, присущие противоположному полу. Во время игры дети младшего возраста часто не обращают внимания на гендерные стереотипы, поскольку им присуще желание опробовать новые роли.
Не является признаками расстройства половой идентификации
- Желание принадлежать к противоположному полу, которое связано с конкретными привилегиями. Например: «Я хочу быть девочкой, их все жалеют и защищают» или «Я хочу быть мальчиком, им можно лазать по деревьям и гулять допоздна».
- Ребенок соглашается принимать участие в играх, характерных для другого пола, навязанных сверстниками. Он стремиться общаться и стать частью компании.
- Во время игры может надеть одежду противоположного пола. Пристрастие к ярким красивым вещам характерно для детей обоих полов. Достаточно мягко объяснить ребенку, что так делать не нужно и предложить ему что-то взамен.
Также к расстройству половой идентификации не относятся случаи, связанные с генетическими аномалиями, когда у ребенка присутствуют признаки обоих полов.
Диагностика
Диагноз «расстройство половой идентификации у детей» согласно критериям МКБ-10 ставится в том случае, если у ребенка, не достигшего полового созревания, более 6-ти месяцев устойчиво проявляются отклонения в полоролевом поведении.
У мальчиков:
- Дискомфорт, вызванный принадлежностью к мужскому полу.
- Сильное желание быть девочкой.
- Частые заявления о принадлежности к женскому полу.
- Один из двух симптомов:
- женская модель поведения, ношение женской одежды, активное участие в играх и увлечениях девочек, при одновременном отвержении общества, игрушек и игр мальчиков;
- отвержение своих половых органов: отвращение к ним, желание, чтобы их не было, высказывания, что, несмотря на их наличие, вырастет женщиной.
У девочек:
- Дискомфорт, вызванный принадлежностью к женскому полу.
- Высказывания о том, что лучше было бы родиться мальчиком (не связанные с социокультурным превосходством мальчиков).
- Утверждения о том, что она принадлежит к мужскому полу или станет мужчиной, когда вырастет.
- Один из двух симптомов:
- отвращение к женской одежде, устойчивое желание носить мужские вещи и аксессуары;
- отвержение женских половых признаков, нежелание роста груди, менструаций, утверждения, что у нее имеется (или появится в будущем) мужской половой член.
Лечение
Лечение расстройства половой идентификации заключается в психотерапии. Медикаментозное лечение назначают редко. Гормональные лекарственные препараты не применяются, поскольку у детей это состояние не связано с нарушениями в работе эндокринных желез. В том случае, если расстройство вызвано эпилепсией, то назначают антикольвульсанты.
В странах ЕС и США стандарты медицины позволяют назначать детям гормональное лечение для торможения развития вторичных половых признаков и формирования у них «желаемого» пола. В странах СНГ это не практикуется, поскольку считается, что в подростковом возрасте значительная часть детей избавляется от расстройства под влиянием гормональных изменений.
Психотерапия
Психотерапия детей младшего и среднего школьного возраста проводится с их согласия. К лечению приступают в том случае, если ребенок сам выказывает желание избавиться от расстройства. Если он против, то ограничиваются разъяснениями в рамках рациональной психотерапии.
В любом случае работа психиатра и психолога будет также направлена на решение сопутствующих проблем. Например, проводят тренинги, помогающие ребенку достичь эмоциональной стабильности, направленные на уменьшение чувства подавленности, тревожности, развитие навыков общения и устранение конфликтов со сверстниками.
- Рациональная психотерапия
Это направление опирается на переубеждение и перевоспитание. На индивидуальных занятиях психотерапевт в доступной для ребенка форме рассказывает о различиях полов и их значении, роли мужчин и женщин в обществе. Особенное внимание он уделяет преимуществам и возможностям, которые дает и даст в будущем натуральный пол ребенка. Ребенка учат, какие поступки считаются правильными для его пола и возраста, а каких действий следует избегать и почему.
- Когнитивная психотерапия
Работа психотерапевта направлена на изменение мыслей ребенка, касающихся своего тела и пола. У ребенка формируют правильное понятие о собственном теле, значении всех его органов, о важности и привилегиях его натурального пола. Половое просвещение, проведенное в доступной и интересной ребенку форме, оказывает сильное влияние на его идентификацию. И чем младше ребенок, тем сильнее влияние психотерапевта, поскольку в дошкольном возрасте убеждения определяют его поведение.
- Игровая психотерапия
Во время игры моделируются ситуации, в которых ребенок должен вести себя соответственно своему натуральному полу, проявив при этом все лучшие качества, присущие представителям этого пола. Например, игра «Супермен спасает планету» или «Принцесса в волшебном саду».
- Семейная психотерапия
На консультациях решается вопрос, как вести себя с ребенком, принимать его позицию или переубеждать его, информировать ли окружающих о расстройстве. Также родителей учат справляться с тревогой или неприятием, вызванными особенностями поведения ребенка. Им объясняют, как необходимо скорректировать свое поведение и стиль взаимоотношений в семье, чтобы изменить отношение ребенка к своему полу.
- Гипнотерапия
Лечение расстройства гипнозом должен проводить психотерапевт, имеющий соответствующую подготовку. Как правило, на сеансах присутствуют и родители. Ребенку, находящемуся в состоянии гипнотического сна, проводят гипнотическое внушение. Оно может иметь вид коротких понятных формул: «Мне нравится, что я мальчик. Я принимаю свое тело». Внушение может быть в виде специально составленных сказок, суть которых убедить ребенка в том, что ему комфортно в его теле.
Психиатры установили закономерность, что чем младше ребенок, тем успешнее лечение. В связи с этим родителям рекомендуют не игнорировать признаки расстройства, а поправлять ребенка при отрицании его натурального пола, активно заниматься профилактикой расстройства в домашних условиях. Если симптомы постоянно проявляются более 6-ти месяцев, то необходимо обратиться к детскому психиатру.
Возможные последствия
У детей и подростков с данным расстройством очень часто возникают проблемы в поведении и эмоциональной сфере. Они вызваны тем, что ребенок страдает от несоответствия пола, с которым он родился, и его представлениями о себе. Проблемы значительно усугубляются из-за давления сверстников и взрослых, высмеивания или физической агрессии.
Самым распространенным последствием является депрессия. У детей она может проявляться отказом от еды и других занятий, ранее вызывавших интерес, плаксивостью, раздражительностью, негативизмом, замкнутостью, бессонницей , ночными кошмарами.
Среди тех, у кого расстройство сохранилось во взрослом возрасте, в 14% случаев формируется склонность к гомосексуализму.
Отсутствие поддержки, постоянные упреки родителей и буллинг сверстников могут привести к попыткам суицида.
Профилактика
Профилактикой расстройства половой идентификации должны заниматься родители с первых лет жизни ребенка. Действия родителей должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка принимать свое тело и свой пол естественно и спокойно.
- Положительный пример поведения своего пола. Мальчик должен знать, как ведут себя мужчины. Хорошо, если такую модель поведения демонстрирует отец. Даже если родители в разводе мать должна одобрительно отзываться о нем, ставить в пример его поступки. В неполных семьях пример для подражания также может быть выбран среди знакомых или персонажей.
- Теплые взаимоотношения между родителями. Когда ребенок видит восхищение или одобрение к родителю одного с ним пола, у него формируется установка «Хорошо быть мальчиком, как папа. Мама его хвалит».
- Уход за своим телом. Желательно, чтобы пример подавал родитель, одного пола с ребенком. Уход включает не только гигиену, но и физические упражнения, выбор одежды и др.
- Откровенные и спокойные разговоры с ребенком на любую тему, в том числе о взаимоотношении полов и продолжении рода. «Запрещенные» темы и формирование ложного стыда в вопросах пола могут способствовать развитию расстройства.
- Объяснять ребенку, какое поведение считается неприемлемым для его пола . Если родители заметили поведение, не соответствующее полу ребенка, то на это необходимо указать: «Мальчики ведут себя по-другому. Ты же мальчик!».
- Переключение внимания ребенка в том случае, если игры не соответствуют половой роли. Отвлечение на что-то интересное намного эффективнее, чем жесткий запрет.
- Знакомство со своим телом. Начиная с двухлетнего возраста, дети при каждом раздевании и купании изучают свое тело, в том числе и половые органы, задавая при этом вопросы. Родители должны спокойно и доброжелательно отвечать на эти вопросы, а не стыдить ребенка. Реакция «Не трогай! Не смотри! Не спрашивай!», особенно от родителя противоположного пола приводит к тому, что ребенок воспринимает свои половые органы, как нечто отвратительное, что в дальнейшем может привести к расстройству половой идентификации.
В заключение, хотим успокоить родителей. Исследование, проведенное австралийскими учеными в 1995 году, установило, что у большинства детей к отрочеству или юности данное расстройство проходит самостоятельно и лишь немногие сталкиваются с его проявлениями во взрослом возрасте. Это также доказывается фактом, что среди опрошенных взрослых трансвеститов и трансгендеров редко встречаются тех, кто имел расстройство половой идентификации в детском возрасте.
Влияние состава семьи на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста
Введение
Глава 1. название
1 Понятие о половой идентификации.
2 Психические различия мальчиков и девочек.
3 Понятие семья, виды семьи, влияние семьи на психическое развитие.
Глава 2. Изучение влияния состава семьи на половую идентификацию
1 Изучение маскулинных и феминных черт характера у детей-дошкольников.
2 Сравнительный анализ проявлений черт характера, исходя из полноты семьи.
Заключение
Литература
Введение
Проблема формирования половой идентичности - актуальная и достаточно новая в возрастной психологии. В детстве у человека формируется самосознание, усваиваются моральные и социальные нормы. Пол - это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. Развитие ребенка как представителя мужского или женского пола может быть полноценным благодаря его взаимоотношениям со взрослыми - родителями и другими людьми. Поэтому половое и социальное развитие ребенка тесно взаимосвязаны между собой. Осознание и принятие ребенком сваей половой принадлежности происходит в соответствии с его собственными определениями мужественности и женственности. Это ведет к формированию половой идентичности. Важным компонентом половой идентичности является усвоение и принятие ребенком своей половой роли. Ролевые ожидания родителей оказывают сильное влияние на развитие полового сознания ребенка. При общении значимых взрослых с мальчиком как девочкой нарушается его половое сознание. И наоборот, когда с мальчиком начинают общаться, как с мужчиной, процесс его половой идентичности будет протекать успешнее. Нормальное полоролевое развитие детей требует наличие как женского, так и мужского образцов. Одновременное восприятие обеих родительских ролей предполагает их сравнение, осознание не только противоположности каждой из них, но и необходимости единства. Понимание фактов формирования половой идентичности в детском возрасте поможет дифференцированному подходу в воспитании мальчиков и девочек, предотвратить нарушения процесса половой идентификации, феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин. Актуальными становится задачи исследования динамики формирования половой идентичности и фактов, которые оказывают влияние на ее развитие.
Цель: определить влияние состава семьи на половую идентификацию.
1.изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.определить выборку детей для изучения.
.разработать диагностику маскулинных и феминных черт характера.
.провести данную диагностику с детьми дошкольниками.
.выявить влияние состава семьи на формирование половой идентификации.
Гипотеза: мы предполагаем, что состав семьи влияет на формирование у детей дошкольников маскулинных и феминных черт характера. Предмет исследования: половая идентификация. Объект исследования: дети из полной семьи: Иванов Павел Анатольевич Карпович Дмитрий Васильевич Гринкевич Диана Михайловна Сушко Светлана Владимировна Хмара Артем Григорьевич дети из неполной семьи: Боричевский Андрей Андреевич Симонович Юлия Николаевна Глушко Денис Романович Агеева Ксения Сергеевна Козлов Станислав Николаевич Глава 1. Изучение половой идентификации и семьи
1 Понятие о половой идентификации
Половая идентификация (наряду с именем, притязанием на имя, бытие в прошлом, настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой самосознания. В. С. Мухина. Очевидным основанием для выделения групп людей относится половая принадлежность. Анатомические различия, очевидные уже при рождении, увеличиваются от детства к взрослости. Параллельно с анатомическим развитием формируется «Я - образ», специфический для каждого пола и часто определяемый при помощи понятия «психологический пол». Психологический пол - совокупность определений сексуальной идентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности. Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятие феминности (набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу) и маскулинных (набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу). В результате процесса половой идентификации, биологически данный пол в ходе социализации половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентаций и образцов поведения. Половая идентификация - отождествление себя с представителями определенного пола, переживания себя как мальчика или девочки, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Таким образом, понятие « половая идентификация » включает: ·отождествление своего «я» чужому, принятому за «образец» или «эталон» (заимствование манеры поведения и рода личностных черт);
·привязанность к объекту, с которым индивид себя идентифицирует, «вживание» его в образ и готовность к эмоциональному сопереживанию;
·сравнительная легкость осуществления идентификации за счет пользования готовых поведенческих и эмоциональных стереотипов;
·необходимость признания принадлежности индивида к данному полу другими личностями.
В норме половая идентификация протекает естественно и не требует активности сознания. Половая идентификация обретает психологический смысл для личности, лишь будучи включенной в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими. Формирование половых ролей и половой идентичности происходит через идентификацию с родителями. На начальных этапах полоролевого развития выделяют три процесса половой идентификации: 1.ребенок узнает, что существует два пола;
2.он включает себя в одну из категорий;
.на основе самоопределения руководит своим поведением, выбирая и подчиняя его формы.
Первичная половая идентичность, т.е. знание своей половой принадлежности, складывается обычно уже к 1,5 годам и является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать свой вывод. Он зачастую не способен четко определить пол ребенка на фотографии, изображающей его (ее) самого; такая способность проявляется только к 2,5 годам. В возрасте 2-х или 3-х лет у детей появляется понимание роли полов, внешних проявлений принадлежности к мужскому и женскому полу как членов собственной семьи, так и других людей. Вначале ребенок ориентируется по отдельным, случайным признакам типа « мама не курит трубку » или « папа не красит губы ». Однако начинающий ходить ребенок понимает больше, чем может выразить словами. Умение различать пол людей развивается в процессе наблюдения за разнообразными формами поведения окружающих. Половая самоидентификация, т.е. осознания себя существом мужского или женского пола, окончательно формируется примерно к 3-летнему возрасту. Этому, вероятно, способствует приобретение речевых навыков, которые позволяют ребенку идентифицировать себя в новом качестве и проявить свою способность правильно определить половую принадлежность, используя местоимения, как «он » или «она » применительно к другим людям. К 3-4 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. К этому возрасту, дети отождествляют себя с представителями своего пола: «Я-мальчик», «Я-девочка». Половая принадлежность ассоциируется у них с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемые им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Младшие дошкольники еще предполагают, что, вырастая, могут стать лицами противоположного пола. До 5-6 лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если надеть платье мальчику, то он превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был - мальчиком или девочкой, когда был маленьким. В 6-7 лет дети окончательно осознают необратимость половой принадлежности, они достигают ступени, которую можно назвать «константность пола». Понятие и освоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся полоролевое самосознание и полоролевое самосознание. Человек относится к определенной социальной группе, где он выполняет свою определенную роль. В действительности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например: быть мужчиной или женщиной), другие приобретаются в течение жизни. Однако сама роль не определяет деятельность и поведение каждого его носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит роль. Одной из разновидностей ролей является половая роль. Как указывает И.С.Кон, половая роль - это нормативные предписания, связанные принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус. Существует мнение, что требование быть мужчиной или женщиной определяет только одну половую роль. Половые роли мужчины и женщины различают по характеру деятельности (служба, воспитание детей, домашняя работа, занятия на досуге). Разделение ролей происходит в детстве, которое включает игры, типичные для детей разного пола и другие различия между мальчиками и девочками. Половы роли можно объяснить с трех позиций: биологической, социальной и структурной. Биологическая позиция предполагает, что роли определяются в процессе созревания человека, и это отражает генетические различия между мальчиками и девочками. Социальная позиция главное значение придает влиянию усваиваемых в детстве взглядов и ценностей, а так же процессам, которые определяют воздействие на ребенка внешних факторов и восприятие им полоспецифической информации. Структурный подход основывается на признании того, что общественные структуры отражаются на взглядах и поведении людей, и поэтому считается, что мужчины и женщины скорее приспосабливаются к воздействию культуры, чем усваивают ее. В процессе усвоения половых ролей лежат представления о женщине и мужчине, которые сложились в данной культуре. На уровне культуры половые роли существуют в контексте системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности. Понятие и усвоение человеком определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой соотносятся самосознание личности и свойства его поведения. В дошкольном возрасте начинается активное усвоение детьми половых ролей, осознание ими необратимости пола, принятие норм полоролевого поведения. В целом, основной источник усвоения половых ролей детьми - образ жизни взрослых. Чем отчетливее выделены эти роли, и чем больше они удовлетворены, тем лучше для ребенка. Проявление типов поведения, ролей, характеристик личности, которые составляют культурные определения мужественности и женственности, сложны и многообразны. В этом смысле мальчики находятся в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Мать традиционно проводит больше времени с маленьким ребенком, чем отец. В связи с этим, как для девочки, так и для мальчика первичной оказывается идентификация с матерью, то есть феминная. В плане становления половой идентичности мальчикам предстоит решать более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок в жизненной среде (воспитатели детского сада, врачи, учителя) - женщины. В итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, свойственном мужской половой роли, чем женской. Правильная половая идентичность ребенка - важная жизненная проблема овладения им собственным гражданским полом. Для этого в обществе существуют социальные нормы, которые регламентируют занятия представителей того или другого пола. Средствами присвоения половых ролей служат принятые в данном обществе маскулинности и феминности. Это представления о том, чем должны различаться мужчины и женщины по своим физическим и психическим свойствам. Половые роли и нормативные представления имеют социальное происхождение. Их содержание определяется условиями жизни общества и может различаться в разных культурах. Мальчики и девочки с дошкольного возраста живут в разных культурных мирах. Мальчики менее свободны в пересечении межполовых границ. Многие их взаимодействия с девочками направлены на укрепление этих границ и могут рассматриваться как проявление мужской силы. Половым ролям свойственно два типа противоречий: у девочек между традиционной и современной ролью; у мальчиков - между отроческой ролью, основанной на физическом превосходстве, и более обыденной ролью взрослого мужчины. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у ребенка формируется полоролевое самосознание - это система знаний, личностных смыслов и значений, которые одновременно формируют переживание человеком себя как представителя пола. Психологические особенности пола дошкольников проявляются: ·в специфике поведения и деятельности детей;
·в общении с взрослыми; ·во влиянии оценок других людей;
·в понимании личности другого человека; интересах девочек и мальчиков и т.д.
1.2 Психические различия мальчиков и девочек половой идентификация психический семья В дошкольном детстве полоролевое развитие имеет свою динамику. В младших группах детского сада общение детей преимущественно смешанное. С переходом в старшие группы изменяется тип общения детей, он дифференцируется, становится более « мужским » или « женским». Возникает две структуры в коллективе - структура мальчиков и девочек. Общение девочек избирательное, игровые объединения устойчивее, чем у мальчиков. Их выбор в играх и общении настолько постоянный, что даже не изменяется на протяжении 2-3 лет. Чем младше девочки, тем более многочисленные игровые объединения они создают, но уже к старшей группе формируется женский тип общения (общение парное и эмоционально-интимное по содержанию). Среди девочек чаще возникают конфликты, разногласия их волнуют больше, чем мальчиков. В группе девочки больше, чем мальчики, удовлетворены общением со сверстниками: они получают больше выборов, в том числе и взаимных. Формы общения мальчиков отличаются следующими особенностями: они отдают предпочтение играм и общению с ровесниками своего пола, создают более многочисленные игровые объединения, но эти объединения менее стабильны. Мальчики и девочки часто не могут играть вместе. Они нередко проявляют, особенно девочки, настороженность к другому полу, волнение при необходимости контактов. Мальчики не всегда удовлетворены отношениями со сверстниками своего пола. Эмоциональная атмосфера коллектива, созданная вокруг мальчиков и девочек, различная. Для девочек атмосфера более благоприятна. Они получают больше положительных оценок, их чаще хваля, они более активные и аккуратные. Оценки взрослых создают для них более комфортные условия. Комфортность («примерность») девочек по сравнению со своеволием мальчиков часто заключается в том, что при конфликтах между ними педагог чаще становится на сторону девочек. Естественно, что больше шума создают мальчики. Многие нарушения дисциплины связаны с характером их деятельности. Они менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают. Причем не из сознательного стремления что-то нарушить или неуважения к старшим, а из свойственного представителям мужского пола стремления к активной, преобразующей деятельности. В условиях строгой регламентации эти их особенности могут приводить к нарушениям норм поведения. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки чаще обращаются к старшим. В идентичных ситуациях девочки чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Во всех возрастных периодах для девочек характерна большая стабильность в понимании ровесников. Преобладание эмпатии у девочек можно объяснить материнским инстинктом, врожденными программами родительского поведения. Мальчики же обладают меньшими способностями понять другого человека, смысл мотивов его поведения. Круг интересов мальчиков шире, чем девочек. Вследствие этого у мальчиков больший словарный запас. В тоже время девочки склонны к предметно-оценочной речи (существительные, прилагательные, отрицания и подтверждения). У них чаще наблюдается интерес к своей внешности, они более чувствительны. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, играх-соревнованиях, строительных, военизированных играх, в которых можно реализовать свои способности лидера, потребность в двигательной активности.
1.3 Понятие семья, виды семьи, влияние семьи на психическое развитие
Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Семья первая ячейка, в которую поступает ребенок с рождения. Период от рождения до шести лет характеризуется сильнейшей зависимостью от родителей. Ребенок, подражая взрослому формирует определенные личностные качества, критерии оценки себя и других. Значительным взрослым для ребенка являются родители. Устанавливается стиль взаимоотношения. Ребенок должен понять свою значимость в семье, т.е. для чего он, приносит ли он радость. Для психического здоровья ребенку нужно единое требования всех взрослых. Доброжелательное отношение, не следует запугивать, бить, оскорблять и т.д. На формирование психики ребенка влияет полнота семьи и количество членов семьи. В семье наличие дедушек и бабушек способствует лучшему пониманию детьми того, что родители главные. Также имеет значение количество детей. 3 ребенка- учит взаимоотношениям между людьми, общение на ровных, решение конфликтов. Старшие дети воспитывают младших. Наибольшее влияние в воспитании оказывают дети, разница у которых в возрасте приблизительно 7 лет. Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий его членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанностей оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построение его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать. Но если в семье только один родитель? Каковы социально-психологические последствия воспитательного влияния такой семьи на формирование личности ребенка? Ответы на эти вопросы лежат не на поверхности, как может показаться на первый взгляд. Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей. Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей. Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в неполной семье таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю. Что такое неполная семья и каковы ее разновидности? Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей - это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях. Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей: ·Осиротевшие;
·Внебрачные;
·Разведенные;
·Распавшиеся.
Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. Несмотря на то, что в любой неполной семье отсутствуют объективные условия для полноценного развития ребенка, каждая из ее разновидностей отличается своими психологическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на развитие личности воспитывающихся в таких семьях детей. В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследователями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде: ·Нарушение развития интеллектуальной сферы (страдают математические, аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных способностей);
·Недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
·Затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
·Формирования избыточной, патологической привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно не было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей. Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общественными традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Родители мальчикам чаще, чем девочкам, прощают проявление агрессивности и поощряют их активность, инициативность. От девочек ждут душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание, ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция мальчика (девочки) обуславливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний. Ориентация ребенка на ценности своего пола прежде всего происходит в семье. Здесь многое зависит от традиций. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка. Ты - мужчина». И тот учится удерживать свои слезы. С ним солидаризуется отец, старший брат: «Мы - мужчины». Ребенок учится сдерживать свои слезы, гордится, что он принадлежит к категории мужчин. Девочку наставляют: «Не дерись. Не лазай по деревьям и заборам. Ты - девочка». И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она - девочка. В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребе6нок. В полной семье ребенок ориентируется на родителей, причем, как правило, мальчики - на отца, а девочки - на мать. Мальчик свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. При этом он выражает восхищение именно мужскими достоинствами отца. Девочка свой выбор матери аргументирует тем, что она тоже женщина и должна быть похожа на женщин, и выражает восхищение именно женскими достоинствами матери. Образцы мужского и женского поведения входят в структуру самосознания ребенка, прежде всего через непосредственные проявления старшего поколения мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: как полезным формам поведения, которые представляют человека с лучшей стороны, так и негативному стереотипному поведению взрослых, являющейся вредной привычкой (брань, курение и др.) Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола и стремление поддержать «престиж» своего пола, подчеркивание мужской и женской своей сущности. Это чувство следует поддерживать, так как оно определяет полноценность развития его личности. Ребенок рано начинает брать на себя роль своего пола. Это сказывается на его отношении с представителями противоположного пола. Интересно в этом плане поведение ребенка с взрослыми. Мальчики стараются вести себя « как мужчины » со своими мамами, тетями, старшими сестрами. Девочки, в свою очередь, с взрослыми мужчинами ведут себя несколько иначе, чем с женщинами: нередко они более застенчивы и кокетливы в присутствии мужчин, которые им нравятся. В дошкольном возрасте дети окрашивают спецификой половой роли отношения с взрослыми. Реакции взрослого на эти проявления утверждают ребенка в правильности стиля его поведения либо вносят коррекции или пресекают то или иное поведение. В разных культурах традиционно существует свой стиль мужского и женского поведения. Ребенок, принадлежащий к определенной культуре, присваивает стиль своего пола в том возрасте, когда он еще не отдает себе отчета, что же означает его стиль. В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности интересов к общению у мальчиков и девочек, обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчик чаще выбирает мальчиков, а девочка - девочек. Развивается самосознание и осознание себя как мальчика, мужчины или как девочки, женщины. Влияние матери на сына в неполной семье: 1.формируется женский тип психологических качеств и интересов, отсутствие интереса к учению;
2.влияет на развитие личности и самосознания;
.труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением;
.возникают трудности в усвоении адекватной половой роли.
Влияние матери на дочь в неполной семье: 1.недоверие ко всему мужскому роду;
2.осложняется формирование навыков межполового общения, что в последствии негативно отразится на личной и семейной жизни.
Материнские способности - едва не самый чувственный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В тоже время, мнение отца относительно знания академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие ребенка и успеваемость не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, росшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями. Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определенную роль в развитии черт мужественности у мальчиков и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могу оказаться половой идентификации. Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек этот период более размыт 3-8. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером. В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений женщины и мужчины. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на личной и семейной жизни. Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитие личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представлении о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма. Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери и отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении. Результат издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформацией личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возглавляет мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях - чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении ограничить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда. Не всегда личностные взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощрять его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способности рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни. Роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психологического здоровья. Таким образом, усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей. Под их руководством, через подражание, ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Позиция мальчика (девочки) обуславливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний. В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребе6нок. Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности.
Глава 2. Изучение влияния состава семьи на половую идентификацию
1 Изучение маскулинных и феминных черт характера у детей-дошкольников
Для подтверждения гипотезы нашего исследования были разработана методика по выявлению маскулинных и феминных черт характера у детей дошкольного возраста. В ходе изучения литературы, нами выделены маскулинные черты характера: агрессивность, активность, настойчивость, низкая общительность, низкая эмоциональность. Феминные черты характера: скромность, пассивность, уступчивость, общительность, высокая эмоциональность. В средней группе детского сада № 86 г. Минска было проведено исследование 10 детей на наличие данных чет характера, причем 5 детей из полных семей, и 5 - из неполных (воспитываются матерью). В ходе наблюдения за детьми отмечались преобладающие черты характера, маскулинные - буквой «М», феминные - буквой «Д», далее подсчитывается преобладающее количество одинаковых букв. Данные наблюдения сведены в таблицу 1. Таблица 1 Проявление маскулинных и феминных черт характера у детей. Маскулинные черты характераИванов Павел (полная семья) 3МФеминные черты характераАгрессивностьМСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьДУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьМВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераКарпович Дима (полная семья) 4МФеминные черты характераАгрессивностьМСкромностьАктивностьДПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьМОбщительностьНизкая эмоциональностьМВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераГринкевич Диана (полная семья) 4ДФеминные черты характераАгрессивностьДСкромностьАктивностьДПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьДВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераСушко Света (полная семья) 3ДФеминные черты характераАгрессивностьДСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьДВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераХмара Артем (полная семья) 3МФеминные черты характераАгрессивностьМСкромностьАктивностьДПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьМВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераБоричевский Андрей (неполная семья) 3ДФеминные черты характераАгрессивностьДСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьДУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьМВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераСимонович Юлия (неполная семья) 4МФеминные черты характераАгрессивностьДСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьМОбщительностьНизкая эмоциональностьМВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераГлушко Денис (неполная семья) 4ДФеминные черты характераАгрессивностьМСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьДУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьДВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераАгеева Ксения (неполная семья)3МФеминные черты характераАгрессивностьДСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьМУступчивостьНизкая общительностьМОбщительностьНизкая эмоциональностьДВысокая эмоциональностьМаскулинные черты характераКозлов Стас (неполная семья) 3ДФеминные черты характераАгрессивностьМСкромностьАктивностьМПассивностьНастойчивостьДУступчивостьНизкая общительностьДОбщительностьНизкая эмоциональностьДВысокая эмоциональность Таким образом, дети из полной семьи характеризуются преимущественно чертами характера, свойственными их полу. 2 мальчиков (40%) набрали по 3 балла маскулинных черт характера; 1 мальчик (20%) набрал 4 балла маскулинных черт характера; 1 девочка (20%) 3 балла феминных черт характера; 1 девочка (20%) 4 балла феминных черт характера. Дети из неполной семьи характеризуются противоположными чертами характера, свойственными другому полу: 2 мальчика (40%) по 3 балла феминных черт характер; 1 мальчик (20%) 4 балла феминных черт характера; 1 девочка (20%) 4 балла маскулинных черт характара; 1 девочка (20%) 3 балла маскулинных черт характера.
2.2 Сравнительный анализ проявлений черт характера, исходя из полноты семьи
Для решения задач курсовой работы необходимо сравнить показатели черт характера и определить, в какой семье воспитывается ребенок. В нашем исследовании участвовали дети из полной семьи: Иванов Павел, Карпович Дима, Гринкевич Диана, Сушку Света, Хмара Артем. А также, дети воспитанные в неполной семье (воспитание осуществляет мать): Боричевский Андрей, Симонович Юля, Глушко Денис, Агеева Ксюша, Козлов Стас.
Данные сведены в таблицу 2. Таблица 2 ФИОБаллы, полученные в диагностике 1Иванов Павел Анатольевич3МКарпович Дмитрий Васильевич4МГринкевич Диана Михайловна4ДСушко Светлана Владимировна3ДХмара Артем Григорьевич3МБоричевский Андрей Андреевич3ДСимонович Юлия Николаевна4МГлушко Денис Романович4ДАгеева Ксения Сергеева3МКозлов Станислав Николаевич3Д Жирным шрифтом выделены дети из полных семей. Эти данные говорят о том, что наличие или отсутствие родителя, которому могли бы подражать дети и ждать оценки о своем поведении, влияет на формирование черт характера ребенка.
Заключение
Целью курсовой работы было определение влияния состава семьи на половую идентификацию ребенка. Изучив психолого-педагогическую литературу по этой проблеме было выявлено, что половая идентификация, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери и отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей. В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребе6нок. Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности. Выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.к. была разработана и проведена диагностика маскулинных и феминных черт характера. В диагностике участвовали дети из полной и неполной семьи. Проводилось наблюдение, все данные записывались в таблицы, из которых было выявлено, что состав семьи влияет на формирование половой идентификации. Так же были выполнены все поставленные задачи курсовой работы..
Литература
1 Антонов А.И., Медков В.М. «Социология семьи» 2 Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки - два разных мира» Исаев И.С., Каган В.Е. «Половое воспитание детей» Кон И.С. «Введение в сексологию» Макаренко С. «Женственность и мужественность: вопросы их формирования у детей и подростков» ж. «Воспитание школьников» 2001г. №9 Пилиповский В.Я. перевод с анг. «Помощь родителям в воспитании детей» Романов Н. «Половое воспитание, психофизическое развитие дошкольников, роль семьи» ж. «Здаровы лад жыцця» 2002г. №1 Сенько Т.В. «Личностные притязания родителей к детям» ж. «Образование и воспитание» 1997г. №1 Целуйко В.М. «Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье»Похожие работы на - Влияние состава семьи на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста
Половая идентичность – одна из базовых характеристик человека, ко- торая формируется в процессе социализации ребенка, основным психоло- гическим механизмом которой выступает половая идентификация. Половая идентификация – это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика. Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Вместе с тем, половая идентичность – это динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия. Половая идентичность предполагает:
– осознание и принятие своего тела как тела человека определенного пола;
– отождествление себя с определенным полом;
– представления о половых ролях, закрепленных в обществе;
– наличие знаний об основных личностных характеристиках мужчин и женщин;
– положительное отношение к себе как представителю определенного пола.
Под позитивной половой идентичностью мы понимаем такую конфигурацию элементов идентичности, которая обеспечивает человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень принятия себя, людей своего и противоположного пола и адекватное выполнение полоролевых функций в социуме. Процесс половой идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации. Как отмечает И.С. Кон, до конца не ясно, по каким при- знакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Осозна- ние ребенком своей половой идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Вопервых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и тре- бованиям мужской или женской роли. Вовторых, это полоролевые предпочтения, то есть, какие функции и социальные роли индивид предпочитает выполнять в обществе. Первичная половая идентичность складывается уже к полутора годам. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются, причем это часто связано с умственным и социальным развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. Образ Я-девочка и Я-мальчик, в основном, складывается у детей уже к двум-трем годам. Но исследования показывают, что в условиях выбора адекватной полу ребенка картинки из ряда изображений детей и взрослых разного по- ла некоторые дети младшего возраста еще допускают ошибки. Можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко. По мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности (вернее, убежденность в определенном характере этой принадлежности) развивается в полной мере к трем годам, в процессе того, как ребенок осознает свое Я. Важную роль при этом играет обучение, т. к. мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают "ты – мальчик" или "ты – девочка". Однако, это не просто знание, но и убеждение, и формируется оно на основании анализа признаков собствен- ной половой принадлежности, не являясь просто запоминанием. В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и пове- денческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей четкостью в определении полового образа. Старший дошкольный возраст – это возраст, когда дети безошибочно определяют свой пол. Они могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: "Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики – штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы". В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой при- надлежности, причем это совпадает с бурным усилием половой дифферен- цировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные ин- тересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Изучение особенностей половозрастной идентификации, т.е. способно- сти построения возрастной последовательности себя как мальчика или де- вочки, свидетельствует о том, что большинство детей младшего возраста (2-3 года) идентифицируют себя с младенцами, а иногда с дошкольниками или школьниками. То есть они не умеют выстроить возрастную хронологию. На предложение взрослого показать на картинке, какой он сейчас, дети этого возраста, указывая на изображение младенца, отвечают, что сейчас они еще маленькие, зато потом будут большими. Или же, идентифицируя и себя с образом дошкольника или школьника, аргументируют свои ответы тем, что они уже большие. Повидимому, это связано с особенностями отношения родителей и воспитателей к детям, которые относятся к ребенку как еще маленькому или же, напротив, внушают им, что они уже большие, стимулируя к проявлению большей самостоятельности и ини- циативности. Дети 4-5 лет тоже еще не все способны выстроить половозрастную последовательность. Однако дети данного возраста идентифицируют себя чаще или с дошкольниками или же со школьниками, аргументируя выбор словами: "Я большой", "Я скоро пойду в школу", "Он большой и я большой". Случаи идентификации себя с младенцами у четырехлетних детей крайне редки, но еще наблюдаются. В этом случае можно предположить, что в семье их до сих пор считают маленькими и в чем-то ограничивают их возможности. Или этот образ психологически ближе, роднее и они чувствуют себя там комфортнее. И только в старшем дошкольном возрасте дети выстраивают возрастную хронологию безошибочно: младенец – дошкольник – школьник – юноша – мужчина – старик. Понимание необратимости пола (его неизменности) происходит лишь на пятом году жизни. В этом возрасте ребенок точно знает, кто он и может назвать отличительные признаки пола. Развитие ребёнка с первых дней жизни – это развитие конкретного мальчика или девочки. Формирование позитивной половой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог учитывает психофизиологиче- ские и психологические особенности детей разного пола. Однако прежде чем характеризовать психологические особенности мальчиков и девочек, их отличия друг от друга, следует подчеркнуть следующие принципиальные моменты. Вопервых, эти различия заметны за- долго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его. Вовторых, эти различия не определяются характером воспитания, а, напротив, сами в значительной мере определяют его, если взять общий его характер в целом на протяжении исторического периода, характер же воспитания в каждом конкретном случае способствует более полному их выявлению и развитию. Втретьих, эти особенности имеют среднестатистический характер и отражают скорее типы, а не обязательное наличие или отсутствие тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола. Общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и перекрывают специфические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола. В-четвертых, наличие психологических особенностей в характере мышления, в уровне эмоциональности, в интересах и склонностях, в реакции на различные события и явления и др. должно обязательно рас- сматриваться в системе целого, а не изолированно. Это значит, что оба по- ла психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами лишь в определенных ситуациях или в определенных отношениях. В- пятых, знание этих особенностей имеет важное значение для педагогики, и поэтому стремление к этому знанию должно расцениваться как положи- тельное профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием.
Сложность протекания адаптации младших дошкольников может быть также обусловлена тем, что наряду с новыми условиями, к которым приходится приспосабливаться детям, возникает необходимость осознания себя как личности. В результате младший дошкольник оказывается включенным в переживание не только внешних, но и личностных изменений.
Важный компонент детского самосознания - половая идентификация, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности, переживание себя как мальчика или девочки .
Анализ психологической литературы показал, что разными психологами выделяется отличное число стадий половой идентификации.
Я.Л. Коломинскийи отмечает, что полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:
1. половая идентичность - понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу.
2. собственно полоролевая идентичность - знание и усвоения ролей мужчины и женщины.
С. Томпсон выделяет в раннем развитии половой роли три этапа: ребенок узнает, что существует два пола; он включает себя в одну из этих категорий; на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения. Три этапа выделяют и другие авторы (R. Slaby, K. Frey, C. Stangor, D. Ruble), правда, их содержание расходится с этапами, выделенными С. Томпсоном: ребенок сначала усваивает половую идентичность, затем убеждается в необратимости пола во времени, и наконец у него возникает понимание того, что пол является константной характеристикой человека
Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности: гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу), гендерную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя), дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе). До 2-3 лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек .
Но даже если в процессе игры дети выполняют одну и ту же роль, их поведение все же может отличаться в зависимости от того, с кем - с мальчиком или девочкой - они имеют дело. Показательно в этом плане одно из зарубежных исследований, описанное Г. Крайгом. Когда в экспериментальной обстановке четырехлетним детям предоставляли возможность поиграть в магазин, то, превратившись в продавцов, они предлагали мальчикам купить свирепых медведей, а девочкам - пушистых котят .
С возрастом объем и содержание первичной половой идентичности ребенка меняются. Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К этому сроку 75 % детей считают себя мальчиком или девочкой. С. Томпсон отмечает, что они могут делить других на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, а также правильно ответить на вопрос: «Ты девочка или мальчик?» .
К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка - мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был мальчиком или девочкой, когда был маленьким. Таким образом, трехлетний ребенок, хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.
К концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».
Рассмотрим факторы, влияющие на половую идентификацию младших дошкольников.
Во-первых, таким фактором выступает стиль родительского отношения. Родители в одинаковой степени взаимодействуют с сыновьями и дочерьми и одинаково тепло относятся и к тем и к другим, и поощряют как сыновей, так и дочерей стремиться к успеху и независимости. Однако когда дело касается гендерных родителей, они по-разному реагируют на сыновей и дочерей. Такие занятия, как игры с куклами, тщательное одевание и туалет или помощь взрослым, чаще поощряются у дочерей, чем у сыновей; игры-возня и игры с кубиками больше поощряются у сыновей, чем у дочерей. Родители также назначают сыновьям и дочерям различные домашние обязанности. Дочерям обычно назначаются стереотипные женские обязанности, тогда как сыновьям назначаются типично мужские обязанности.
Как показали Дж. Стокард и М. Джонсон, а также Л. Ленглуа и А. Даунс, родители иногда даже неосознанно поощряют типичное для пола поведение детей и негативно относятся к поведению, не соответствующему полу ребенка. При этом у отцов обычно те и другие реакции более выражены . Отцы чаще матерей обращаются с сыновьями и дочерьми по-разному. Отцы чаще, чем матери, поощряют ребенка играть в игры, связанные с гендерными ролями. Матери чаще отзываются на индивидуальные потребности ребенка и основываются на своем знании о них, а отцы реагируют на основе гендерных стереотипов.
А.И. Захаровым установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек - в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).
Идентификация с матерью у девочек имеет ряд особенностей: больший возрастной период; большая интенсивность процесса идентификации, то есть девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца; большая значимость для идентификации теплых эмоциональных и доверительных отношений с матерью; большая зависимость идентификации от отношений между родителями (конфликты отрицательно сказываются на идентификации); меньшее влияние на девочек сестры, чем брата на идентификацию мальчика .
Среди препятствующих идентификации факторов называют большее время контакта матери с ребенком, чем отца, из-за чего отец выступает для ребенка менее привлекательным объектом, вследствие этого первичной оказывается идентификация с матерью, то есть фемининная. В дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Однако большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - опять женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности.
Во-вторых, сверстники. К трем годам в большинстве детских игр сказывается влияние гендерных стереотипов - мальчики предпочитают кубики и грузовики, а девочки больше любят посуду и куклы - и маленькие дети критически относятся к сверстникам, занятым играми, характерными для противоположного пола. Это особенно верно для мальчиков, которые любят играть с игрушками для девочек или играть в девичьи игры. Мальчик с куклой или девочка с грузовиком вызовут насмешки сверстников, их будут не замечать, но над мальчиком будут смеяться и презирать его сильней, чем девочку. Как только дети усвоили правила, характерные для их гендерных ролей, они часто сурово наказывают сверстников, нарушающих эти правила.
Сверстники и по-другому оказывают влияние на гендерные роли. В возрасте между 2 и 3 годами дети начинают предпочитать играть со сверстниками своего пола. Маленькие мальчики вместе играют с машинками, а маленькие девочки играют в куклы. Такое предпочтение усиливается в детстве и достигает пика в предподростковом возрасте.
Взаимодействия девочек друг с другом являются типично разрешающими - их действия и замечания обычно поддерживают других и направлены на сохранение совместного занятия. Наоборот, взаимодействия мальчиков зачастую бывают ущемляющими - один партнер пытается выйти победителем, угрожая или противореча другому. Таким образом, девочки и мальчики не играют вместе, потому, что девочкам не нравится стиль игры мальчиков и потому что они обнаруживают неэффективность своего разрешающего стиля взаимодействия в общении с мальчиками.
В-третьих, телевидение, которое часто транслирует стереотипные изображения мужчин и женщин. Женщины на телеэкране часто появляются в романтических, супружеских или семейных ролях: они изображаются эмоциональными, пассивными, слабыми. Мужчины чаще играют роль лидеров или изображаются на работе: они рациональны, актины и сильны.
Таким образом, одним из факторов, который влияет на характер протекания адаптации младших дошкольников к детскому саду, может выступать половая идентификация. Половая идентификация - это осознание ребенком своей половой принадлежности, переживание себя как мальчика или девочки. Выделяют следующие этапы в половой идентификации младших дошкольников: усвоение ребенком половой идентичности; включение себя в одну из категорий; на основе самоопределения руководство своим поведением.
Анализ изученной нами литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Адаптация, как психологический феномен - это процесс и результат эффективного взаимодействия организма со средой
2. Адаптация ребенка к детскому саду - это процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с воспитателем, так и со сверстниками, установление соответствия поведения с принятыми в группе детского сада нормами и правилами.
3. Факторами, связанными с адаптацией дошкольников к детскому саду и определяющими сложность протекания адаптации являются: возраст, состояние здоровья, уровень развития, индивидуальные особенности (особенности характера, тип темперамента), пол дошкольника, а также развитие предметной деятельности ребенка и его привыкание в саду.
4. Половая идентификация - это осознание ребенком своей половой принадлежности, переживание себя как мальчика или девочки. Наряду с новыми условиями возникает необходимость осознания себя как личности, что может привести к тяжелой адаптации дошкольника, так как он переживает не только внешние, но и личностных изменения.
Ольга Елагина
Психологические особенности половой идентификации у детей дошкольного возраста
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Наиболее чувствительным к подобным негативным влияниям является дошкольный период – возраст 4-5 лет , который характеризуется заинтересованностью детей в половых различиях , в формировании устойчивого понимания и принятия собственной половой роли .
Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение , разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др. Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола . Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне. Важнейшим источником формирования половой идентификации является семья . Половая идентификация , глубоко проникающая в самосознание личности, задает вектор социализации индивида. Для успешной адаптации и интеграции в социум, как полноправного ее члена, ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения
На формирование половой идентичности ребенка дошкольного возраста оказывают влияние многие факторы, но основными остаются родители как эталон правильного поведения, сверстники и средства массовой информации.
Воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях с учетом половой дифференциации недостаточно эффективно, так как в основном опирается на устаревшие гендерные стереотипы, не учитывает реалий современной жизни, игнорирует или упрощает их, не реализует направления развития вариативности полоролевого поведения , не формирует у детей навыков овладения мужскими и женскими ролями. Иначе говоря, для успешного протекания процесса половой идентификации необходимо создать специальные условия учитывающие специфику развития ребенка в дошкольном возрасте .
В период дошкольного детства ребенок стремиться к одобрению, завоеванию любви, уважения и доверия к себе. Средством решения этой задачи является освоение социальных норм, помощь взрослым, попытки включиться в те виды деятельности, которыми занимаются взрослые. Так появляются мамины помощницы, маленькие подмастерья. Именно в рамках этих видов деятельности происходит первичная половая идентификация детей . Одни виды их активности соответствующие полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие противоречащие представления о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицания.
Процесс становления половой идентификации происходит в условиях семьи, именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния. Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье . Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка . Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи. Присутствие в его жизни полноценных папы и мамы. На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации
А. И. Захаровым установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет , а у девочек в возрасте 3-8 лет . Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей , а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи.
В дошкольном возрасте процесс половой идентификации имеет ряд особенностей : проявляется усиление половой дифференциации , проявляются разнополые интересы, возникает собственный стиль полоролевого поведения . Однако не у всех детей процесс половой идентификации проходит успешно . Одним из необходимых условий, способствующих оптимизации процесса половой идентификации , является реализация целенаправленной психологической работы .