Почему нужно читать детям вслух. Консультация для родителей на тему" почему полезно читать детям вслух". Развить воображение и образное мышление
До определённого возраста в жизни ребёнка присутствует такой ритуал, как чтение вслух. Мама, бабушка, старшие братья и сёстры читают малышу стихотворения, сказки, рассказы о животных. Что это — способ развлечь ребёнка, привить ему или что-то ещё более важное? На эту тему рассуждает Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ.
Ещё в 80-х годах прошлого столетия в США исследователи обратили внимание, что люди стали читать меньше. Тогда активно начало развиваться телевидение. Куда хуже обстоят дела сейчас, при нынешнем изобилии и доступности гаджетов и Интернета. Но без чтения мозг взрослого человека замедляет свою работу, а ребёнку литература просто необходима для правильного развития. Почему так важно читать детям?
Зачем читать ребёнку
Чтение — это нагрузка для мозга. Читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, . Учёные давно доказали: читающие люди и живут дольше. Что говорить о маленьком человеке, у которого только начинают активно работать нейрофизиологические процессы? Чтение ему необходимо как воздух! И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей тут бесценна. Что же дает детям чтение вслух?
Развитие речи
Дети, которым регулярно читают родители, чаще начинают говорить раньше ровесников, и их речь богаче. Дело в том, что в повседневной жизни мы используем лексику и грамматику низкого порядка, часто даже просторечия. В книгах же используется богатый литературный язык, насыщенный разнообразными речевыми оборотами. Та непростая грамматика, которая есть в книгах, помогает детям . Логика необходима для правильного мышления. А сформированная речь — это сформированное мышление. Благодаря книгам ребёнок не только черпает новые слова, учится их правильно произносить и употреблять, он ещё и тренирует логическое мышление.
Развитие воображения
— это генераторы новых идей и нестандартных решений. Ни один мультфильм не способен развить воображение так, как это делает книга. Когда ребёнок слушает сказку, он мысленно рисует себе картинку, представляет, как выглядят герои и декорации. Это своего рода труд, причём полностью самостоятельный. Если же детям предложить мультик, то активными участниками процесса они быть не смогут: действие со всеми деталями уже нарисовано за них. Детям остается лишь быть пассивными зрителями.
Реклама самостоятельного чтения
Любой учитель сразу определит читающих детей. Они лучше понимают смысл прочитанного, правильно формулируют свои мысли, логично строят высказывания, грамотнее пишут, . Приучать детей к чтению стоит с пелёнок. Речь идет не о раннем обучении чтению, а о чтении вслух.
Предложите малышам книгу в качестве игрушки. Рассматривайте вместе картинки, комментируйте их, произносите звуки животных или предметов, изображённых на страницах, предложите малышу самому переворачивать страницы — это прекрасное упражнение на развитие мелкой моторики. Если малыш рвет страницы, объясните ему спокойно, что так делать не стоит, и вручите ему книги с картонными листами.
Старайтесь не злоупотреблять изданиями с кнопочками и звуковыми сигналами, пусть книга остаётся книгой, а малыш получает удовольствие именно от чтения. В дальнейшем ребёнок и сам будет тянуться к литературе. Не забывайте при этом и сами читать на глазах у детей. Выбирайте бумажные издания.
Тренировка аудирования
Навык восприятия информации на слух, то есть аудирование, сейчас крайне необходим. Во-первых, многие школьные экзамены проверяют этот навык (ЕГЭ в частности). Во-вторых, он просто необходим для гармоничного . В-третьих, мы очень часто контактируем с людьми, и нам необходимо быстро и чётко понимать услышанное. Таким образом, аудирование нам нужно в повседневной жизни. Именно чтение вслух сказок, стихотворений и рифмовок даёт ребёнку возможность «потренировать ушки».
Близость с родителями
Каждый раз, когда родители читают ребёнку, происходит волшебство: сплочение и единение семьи. Дети чувствуют тепло и родительскую заботу. Слушая речь мамы или папы, ребёнок успокаивается, снижается стресс и усталость за день. Голос родителей помогает расслабиться и лучше заснуть. Старшие, в свою очередь, тоже получают яркие эмоции от общения с детьми и литературой. Вместе вы проживаете радостные моменты сюжета, сочувствуете героям, стараетесь решить трудную задачу и помочь персонажам. Прекрасные моменты, когда вы с детьми путешествуете вместе, не выходя из дома.
Решение многих проблем
Чтение ребёнку сказки вслух может помочь вам «разговорить» его, особенно если вы чувствуете, что у него есть проблемы, о которых он молчит. Часто малыш сам начинает рассказывать о том, встретившись с похожей ситуацией в сказке. Даже если он и не заговорит о проблеме, то услышит из сюжета способ её решения. Также вы можете обсудить правильные и неправильные поступки героев, это будет нагляднее любого родительского наставления, как надо и не надо поступать.
Когда и что начинать читать детям
Начните читать малышу ещё до его появления на свет. Доказано, что голос мамы успокаивает малыша в утробе. После рождения продолжите ему читать. Читайте для того, чтобы убаюкать ребёнка. Чуть позже читайте и показывайте иллюстрации.
В полгода малыш уже будет с удовольствием слушать небольшие простенькие произведения, основанные на рифмовках или повторах. К ним относятся «Репка», «Петушок, золотой гребешок» и другие потешки. В год ребёнку можно предлагать короткие , произведения Корнея Чуковского, стихотворения Агнии Барто. Ближе к двум можно переходить к более длинным сказкам Владимира Сутеева или Эдуарда Успенского. Начиная с трёх лет , можно значительно расширить детскую домашнюю библиотеку, дополнив её длинными сказками или большими произведениями, разделёнными на главы. Это произведения Сергея Козлова, Виталия Бианки, Софьи Прокофьевой и других известных писателей.
Подбирайте сказки с учётом интересов вашего ребёнка. Пусть ваша библиотека будет разнообразной. Обязательно уделите внимание иллюстрациям. Они должны быть красочными, контрастными и качественными. Старайтесь выбирать такие книги, в которых текст и иллюстрации совпадают на развороте. Если ребёнок не может сидеть и слушать сказку спокойно, дайте ему возможность менять положение, елозить и прочее. Не сковывайте его движения: дети дошкольного возраста — непоседы в силу своего психофизического развития.
Читайте одну и ту же сказку столько раз, сколько просит ребёнок, — это его зона комфорта. Возможно, с её помощью он прорабатывает какую-то ситуацию, а, может быть, ему просто очень нравятся иллюстрации. Не лишайте его положительных эмоций. Не навязывайте ребёнку свой выбор сказки, оставьте это право за ним.
Как читать детям
Это необходимо делать вдумчиво и размеренно, ваше чтение не должно быть формальным. Отдайтесь процессу со всей душой, вкладывайте смысл в свою речь. Читайте, имитируя разные голоса и интонации. Пусть звучание даже будет гипертрофированным и слегка гротескным. Делайте ударение на ключевых моментах, замедляйтесь и ускоряйтесь, порой переходите на шёпот. Иногда специально останавливайтесь, отвлекайтесь, закрывая книгу, и просите ребёнка напомнить, о чём вы читали и где остановились. Делайте ударение на те звуки, произношение которых у ребёнка.
Старайтесь обсуждать иллюстрации и обязательно говорите о прочитанном. Спрашивайте мнение ребёнка о сказке, героях, поступках. Поинтересуйтесь, что бы он сделал в той или иной ситуации. Пусть чтение будет вашим . Читайте малышу перед сном или тогда, когда необходимо его немного успокоить. Постарайтесь не отказывать ребёнку тогда, когда он просит вас почитать. И пусть книга будет лучшим подарком для ваших детей!
Современные родители задаются вопросом: так ли важно читать детям вслух? Может быть, достаточно включить ребенку на планшете хорошую сказку? Там и картинки интерактивные, и голос рассказчика приятный, и дикция заметно четче, чем у нас…
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать один немаловажный факт из психологии: родительский голос создает ситуацию личного обращения автора к малышу. Вы как бы «разворачиваете» голос автора в сторону ребенка. Личная обращенность, личное взаимодействие предопределяют саму возможность развития речи. Психологи сделали интересное наблюдение: если среди деток ясельного возраста произнести фразу «Дети! Идите скорее ко мне!», то никто не отреагирует. А вот если к каждому обратиться по имени - ситуация будет прямо противоположной!
Поэтому речь, звучащая из телевизора, компьютера, может развлечь кроху, но не более того. Она никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Такое слушание будет эффективным для ребенка постарше, у которого уже «разработано» пространство речи.
Помимо этого, существует еще как минимум 10 причин, почему мы должны читать своим детям вслух:
1. Словарный запас. Чтение вслух формирует детскую речь, расширяет словарный запас. Исследования показали, что, чем больше слов используют родители в разговоре с 8-месячным крохой, тем объемнее будет его словарный запас в возрасте трех лет. В книгах много слов, которые ребенок вряд ли встретит в устной речи. В детских книгах на 50% больше редких слов, чем в прайм-тайме на телевидении или в разговоре студентов! Речь - это основа мышления. Книжная речь устроена сложнее, чем устная, так как не связана с конкретной ситуацией общения (не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестами), ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции, а грамматика языка отражает способы человеческого мышления. Поэтому чтение вслух детям в любом возрасте оказывается действенным механизмом для развития.
2. Фантазия. Чтение развивает фантазию: ребенок не видит того, что описывает автор, он это воображает. Чтение вслух показывает малышу, как использовать свое воображение.
3. Близость. Чтение вслух - это еще и заветное для ребенка время, проведенное вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой. Дети любят находиться вместе со взрослыми, когда те читают им книжки вслух! Малыши обожают сидеть при этом на руках у мамы или папы, посредством этой близости развивается тесная .
4. Авторитет, ценности и кругозор. Когда вы читаете вслух, вы повышаете уважение к себе, вырабатываете мотивацию поступков на основе определенных ценностей. Иногда нужно дополнительно объяснить ребенку, почему герой поступил так, а не иначе. Сделать это можете только вы, ведь сейчас именно вам отведена роль авторитета во всех вопросах. Если ребенок читает сам, он усваивает большей частью только то, что хорошо знает. Родители, читая вслух, могут рассказать малышу о непонятных вещах, тем самым развивая его кругозор.
5. Успокоение. Чтение вслух успокаивает ребенка. Иногда родители отмечают, что их кроха слишком активен, не может сконцентрироваться на книжке и охотнее смотрит телевизор. Возможно, вы еще не отыскали подходящую для вашего малыша книгу. Используйте минуты, когда ребенок ведет себя более спокойно. Рано утром, после обеда перед или вечером после чистки зубов - хорошее время, чтобы почитать вслух. Найдя идеальное сочетание времени и книги, вы увидите, как легко и спокойно начнет засыпать ваш малыш. Чтение вслух является проверенной тактикой, помогающей детям справиться со стрессом.
6. Любовь к чтению. Дети, которым читают вслух в течение первых лет жизни, которые живут в окружении книг, с гораздо большей вероятностью будут в старшем возрасте. Ребенок усваивает, что чтение - это важно и вместе с тем приятно и весело. Забота и внимание, проявляемые родителями во время чтения вслух, помогают малышу развить положительное отношение к книгам.
7. Развитие моторики. Ребенок учится, как пользоваться книгой, как держать, как переворачивать страницы - развивается мелкая моторика.
8. Чувственное удовольствие. Хорошая детская книга содержит занимательные иллюстрации, бумагу, приятную на ощупь, а новая книга еще и пахнет хорошо. Все это работает на то, чтобы от процесса совместного чтения малыш получал удовольствие.
9. Навык аудирования. Чтение вслух учит ребенка внимательно слушать. Не успеете оглянуться, как этот навык очень быстро пригодится ему в школе.
Десятую причину можно отнести к самым главным. Вспомните, как ваша мама или папа читали вам на ночь вашу любимую книгу. Такие порой обрывочные, но теплые и светлые моменты детства складываются в картинку, которая согревает нас в трудные минуты на протяжении всей жизни. Теперь наша обязанность как родителей - и у наших детей оставить такие же воспоминания , которые будут их защищать и согревать во взрослой жизни.
Татьяна Зайдаль
Чтение вслух - один из первых этапов знакомства ребёнка с книгами. Казалось бы, в этом нет ничего сложного. Однако всё меньше родителей уделяют этому процессу должное внимание. Рассказываем, почему важно читать детям и как правильно это делать.
Зачем читать вслух: это так важно?
Пользу от чтения вслух открыли ещё в 1983 году. Американские учёные организовали Комиссию по чтению, которая два года изучала результаты исследований и к 1985 году подготовила объемный доклад под названием «Стать читающей нацией».
В нём был сформулирован тезис: «Единственным наиболее важным фактором, необходимым для успешного чтения, является чтение детям вслух».
После доклада последовали эксперименты. В одной из бостонских школ приглашённый человек каждую неделю приходил в шестой класс и читал детям вслух. Через год учебные показатели класса улучшились, а через два - взлетели вверх. Ещё через год ученики класса получили высшие показатели по чтению в Бостоне. После этого бостонская школа стала невероятно популярна: из желающих записаться туда возникла очередь.
10 минут чтения
«Как-то я провела опрос среди родителей в классе, где учился один из моих детей, - рассказывает Юлия Кузнецова, автор книги , - и выяснила, что вслух детям читают меньше 10% родителей».
Основные причины, которые мешают мамам и папам читать малышам:
- нет сил;
- нет интереса;
- нет времени.
Практика показывает, что 10 минут чтения в день достаточно, чтобы прочитать целую главу из толстой книги. И если уделять чтению 10 минут, можно прочитать большую приключенческую повесть за месяц. Только нужно делать это регулярно.
Когда читать
Утром читать, безусловно, нелегко. Сборы в детский сад или школу задают другой ритм. Если вы проводите с ребёнком время днём, то можно смело читать ему перед обеденным сном или после полдника. Отлично подходит время после вечерней прогулки. Но обстоятельства каждый день могут быть разными.
«Мы ведь не только читаем - мы при этом общаемся с детьми, - пишет Юлия Кузнецова. - И как приятно, что они лежат, затаив дыхание, и слушают тебя, а не спорят, доказывая, что лук в супе - это отвратительно, а игрушки сами разбросались по комнате».
А если детям не нравится?
Некоторые дети не любят, чтобы им читали вслух. Точнее они просто плохо воспринимают текст на слух. Но это можно изменить: любовь к озвучиванию книги текста можно развить.
Юлия приводит в пример своего сына. который не любил «слушать» книги. «Это был трудный момент. Слушать он мог, только стоя на голове. Иногда падал - на наши с дочкой головы. Машу это выводило из себя, поскольку он выдергивал ее из некоторого зачарованного транса, в который погружается человек, слушающий историю. Но постепенно Гриша стоял на голове все увереннее и почти не падал, а это позволяло ему слушать истории дольше. И в какой-то момент он тоже провалился в этот транс».
Не настаивайте. Даже когда внимание детей не обращено прямо к вам - они могут мастерить что-то или лежать на диване с закрытыми газами - ваш голос достигает их ушей и сердец.
Как читать вслух
Чтение книг похоже на пение колыбельных. Папы и мамы вовсе не должны обладать выдающимся певческим талантом, чтобы убаюкивать своих малышей. Также и чтение: каким бы голосом, с какой бы скоростью вы ни читали, ребенку все в радость. Однако есть несколько советов, которые помогут сделать чтение эффектнее.
1. Проговаривайте слова четко и не глотайте окончания.
2. Следите за скоростью чтения. Замедляйте темп. Чтение никогда не будет «слишком медленным».
3. Обязательно делайте паузы. Небольшие - между предложениями, подлиннее - между абзацами. Именно медленное чтение и паузы дают возможность ребенку, особенно маленькому, вникнуть в то, что вы читаете.
4. Не стесняйтесь добавить в текст выразительности.
Рычите за волка, рыдайте за принцессу. Ребенок с благодарностью воспримет любые ваши проявления актерства. Ведь для него это означает, что вы включились в игру.
5. Объяснять или нет непонятные слова - решайте сами. Чтобы убедиться, понял ли вас ребенок, можно не спрашивать об этом, а сделать чуть длиннее паузу и посмотреть на маленького слушателя. Если он увлечен, то не стоит ничего разъяснять. Или добавить в текст маленькое объяснение или слово-синоним: «Он насупился, то есть надулся».
Вот например, как актриса Нонна Гришаева читает сказку «Мэри Поппинс» под аккомпанемент оркестра
Конечно, когда ребёнок слушает сказку, он не думает о буквах или о желании научиться читать. Он мыслит образами: представляет грозного волка, отправляется в путешествие с мореплавателем, пытается спасти прекрасную принцессу от дракона. При этом его мозг всё-таки фиксирует: чтобы образы оживали, нужна книга. Её надо держать в руках и разбирать все эти странные закорючки. Как мама, папа или бабушка. Именно в этот момент у ребенка появляется желание научиться читать самому.
В этой статье представлено экспертное мнение о том, почему чтение вслух ребенку, независимо от его возраста, является чудодейственным средством формирования его любви к книгам на всю жизнь.
Существует ли связь между чтением вслух и хорошей успеваемостью в школе?
Доказано, что ребенок, который приходит в школу с большим словарным запасом, учится лучше, чем ребенок, словарный запас которого очень беден.
Почему так? Если подумать, в начальных классах школы почти все обучение проходит в устной форме. В детсадовском возрасте дети еще не умеют или только начинают читать, поэтому воспитатель постоянно разговаривает с ними, объясняя учебный материал. Это утверждение верно не только для чтения, но и для всех остальных предметов; учитель не просит детей открыть учебники и прочитать параграф № 3. Обучение проходит в устной форме, и у детей с большим словарным запасом появляется преимущество, потому что они понимают большую часть из того, что им преподается. Дети с маленьким словарным запасом с самого начала не понимают, что происходит, и, как правило, отстают в обучении, причем с течением времени все сильнее и сильнее.
Как ребенку сформировать большой словарный запас еще до начала учебы? Большой словарный запас чаще всего развивается у детей, с которыми много разговаривают и которым читают вслух. Если задуматься над этим, то можно прийти к выводу, что ребенок не может произносить слова, которые он прежде не слышал. Например, слово «мудреный». Ребенок не сможет выговорить это слово, если он не слышал его раньше. А для того чтобы запомнить это слово, ребенок, скорее всего, должен услышать его несколько раз. Это, конечно, не касается бранных слов. Когда ребенок слышит, как его родитель ругается, он запоминает все слова такого рода с первого же раза и с удовольствием повторяет их при любой возможности. Но большинство слов дети должны слышать несколько раз, поэтому важно, чтобы родители разговаривали с детьми и в их присутствии с самого раннего возраста, потому что именно так дети учат слова.
Итак, родители должны разговаривать со своими детьми, но чтение вслух тоже очень важно. Из какого источника дети могут черпать наибольшее количество незнакомых слов? В разговорах мы часто используем словесные сокращения, а не полные предложения. Но язык книг очень богат и ярок и используют полные предложения. Язык книг, газет и журналов более сложный, замысловатый. Ребенок, который слышит сложные слова, имеет гигантское преимущество над ребенком, который лишен такой возможности.
Чтение вслух также увеличивает продолжительность концентрации внимания ребенка. И, наконец, чтение вслух - это великолепная реклама самого процесса чтения. Когда вы читаете вслух, вы разжигаете интерес к чтению. Ребенок, которому родители читают, захочет научиться читать сам, так как захочет делать то, что делают его родители. Но если ребенок никогда не видит, как кто-то открывает книгу, у него вряд ли появится такое желание.
Родители часто говорят: «Мой ребенок учится в четвертом классе, и он уже давно умеет читать, почему я должен читать ему?». Специалисты отвечают на этот вопрос следующим образом: «Ваш ребенок может читать на уровне четвертого класса, но на каком уровне он слушает?».
Уровень чтения ребенка обычно ниже его уровня аудирования вплоть до восьмого класса. В частности, вы можете и должны читать книги седьмого класса пятикласснику. Как правило, сюжеты таких книг захватывают детей и мотивируют их читать. Пятикласснику может нравиться книга с более запутанным сюжетом, которую ему самому еще сложно одолеть. Чтение вслух действительно увлекает ребенка, потому что, когда вы читаете сюжетные книги, ребенок погружается в интереснейший мир печатного слова, в котором сюжеты сложные и серьезные, и ребенок готов с увлечением слушать и воспринимать их, даже если еще не умеет читать на соответствующем уровне.
Чтение вслух детям также является хорошим способом решать сложные вопросы. Например, вы можете сказать ребенку: «Я не хочу, чтобы ты общался с тем-то и тем-то», но эта нотация, вероятно, влетит ребенку в одно ухо и вылетит в другое. Однако если вы прочитаете книгу о мальчике, который попадает в неприятности из-за дурной компании, ваш ребенок будет напрямую переживать описанную ситуацию, и вы сможете поговорить с ним о ней. Вы можете задавать такие вопросы, как: «Как ты думаешь, мальчик сделал правильный выбор?», «Как ты думаешь, эта девочка была действительно его подругой?». Когда вы вместе обсуждаете книгу, это уже не нотация, это больше похоже на совместный просмотр записи игры тренером и игроками с целью определить, что было сделано правильно, а что пошло не так.
Книги, которые потрясают
Кто-то однажды сказал, что книги позволяют исследовать взрывоопасные ситуации, не опасаясь взрыва. Книги позволяют улучшать понимание людей за пределами собственного опыта и развивать чувство эмпатии . Ребенок из небогатой семьи, читая книги, может узнать, что есть дети, которым намного хуже, чем ему, есть дети, которые нуждаются даже в самом необходимом. Чем шире наш мир, тем больше мы понимаем и тем сильнее учимся сопереживать.
Еще одно преимущество чтения вслух: если сам родитель мало читал в детстве, чтение ребенку дает ему шанс вернуться в свое детство и прочитать те произведения, которые он не читал прежде. Многие родители, особенно отцы, часто говорят: «Ничего себе! Я в детстве не читал «Приключения Тома Сойера» и даже понятия не имел, как много я упустил!».
Нужно ли, чтобы учителя читали вслух детям даже в старших классах?
Да, потому что если вы прекращаете рекламу, останавливается торговля. Дети должны читать в школе, но такое чтение не пропагандирует этот процесс. Большую часть материала, который дети читают в соответствии со школьной программой, никто не стал бы читать ради удовольствия. И если все чтение связано только с учебой, у ученика развиваете отношение к чтению, как к третьесортному занятию, и ко времени окончания школы он будет ждать лишь момента, чтобы прекратить им заниматься. Он будет читать только в школе и для школы, но не в жизни и не для удовольствия. Конечно, дети должны прочитывать определенный объем учебного материала, но нельзя, чтобы они забывали, что существуют книги, которые заставляют смеяться, плакать и переживать всей душой.
Существует известное высказывание Филлис Терос о том, что старшие классы школы - это последняя остановка на дозаправку перед выездом на дорогу взрослой жизни, поэтому уроки, которые дети получают в старших классах школы, очень важны. Но в нынешних условиях тестирования на учителей оказывается настолько большое давление, что мало кто из них уделяет время чтению вслух. И это большая потеря. Стандартизированные тесты не имеют ничего общего с реальной жизнью, а это значит, что школы становятся оторванными от реальности. Проблемы, с которыми ежедневно сталкивается каждый взрослый человек, никак не связаны с тем, чему его учили в школе. Когда в жизни наступает кризисный момент или кто-то просит вас о помощи, ваша реакция по большей части связана с вашим чувством эмпатии и сострадания - опыт решения многовариантных тестов вам просто не пригодится.
Поэтому учителя разрываются между тем, что они считают правильным, и тем, что вынуждены делать. Если для детей чтение превращается в тяжелую, монотонную работу, то они стараются избегать его при любой возможности. Конечно, учителя очень заняты и им необходимо преподавать большое количество учебного материала, но даже если они будут посвящать всего лишь пять минут урока чтению для удовольствия, в конце года все эти собранные «пятиминутки» станут самыми яркими детскими воспоминаниями.
Стоит ли беспокоиться по поводу вездесущих электронных устройств и их влияния на чтение?
Электронные устройства вызывают привыкание. Вы нажимаете кнопку, и происходит волшебство - что может быть лучше? Так что дети легко подсаживаются на электронику.
Родители должны устанавливать ограничения , потому что дети не могут ограничивать сами себя. В слишком многих семьях часто бывает так, что один из родителей смотрит спортивный матч, другой делает покупки в Интернет-магазине, а ребенок сидит перед экраном компьютера, и вы не успеете оглянуться, как у малыша проходят годы без чтения,.. интеллектуальная ценность семьи просто исчезает. Мальчики играют в видео- и компьютерные игры больше, чем девочки, но девочки проводят много времени в социальных сетях и за обменом сообщениями. В среднем подросток проводит 90 минут в день за электронной перепиской, и это в среднем, что значит, что многие дети занимаются этим еще дольше.
Отвлеченное поколение
Мы вступаем в эпоху беспрецедентных изменений со времен изобретения печатного станка Гутенбергом; мир меняется быстрее, чем мы можем уследить. Сегодня дети носят в школу электронный планшет вместо 10 кг учебников. Ученик может найти учебник по любому предмету онлайн и перейти по ссылке, чтобы, например, посмотреть программу, посвященную Второй мировой войне.
Это хороший факт. А плохой заключается в том, что есть доказательства того, что мы не запоминаем информацию, считываемую с экрана, так же хорошо, как информацию из книг. И тем не менее люди находятся «в экране» постоянно. Мы воспитываем наиболее отвлеченное поколение в истории человечества. Чем больше отвлекающих факторов, тем хуже человек думает. Технологии экономят пространство, вес и время, но нет доказательств того, что они берегут детский ум, особенно если дети проводят все свое время перед экранами и не открывают книг. Поэтому от родителей зависит очень многое. Родители должны ограничивать время, проводимое детьми перед экраном, много читать им и развивать и пестовать любовь детей к книгам и чтению.
Оцените публикациюВконтакт
Ваш ? Вы не одиноки. Но пускать на самотек этот процесс все ж не стоит. Нет, заставлять, как и в любом другом деле, не нужно. Просто надо найти очень интересную книгу и подход к сыну или дочери. А остальное – дело техники.
Чтение вслух – особенности и польза
Как показывает опыт многих родителей, это во всех отношениях замечательная форма приобщения детей к чтению, хотя некоторые моменты могут и мешать. Как быть? Надо знать некоторые нюансы, и все получится.
Особенности чтения вслух: что может помешать
Да, не сразу будет получаться. Ведь тут несколько значимых факторов:
- возраст : ну, и пускай ребенок сам умеет читать или еще мал (до 10-15 могут слушать), ведь он может не понять всей информации, ему может быть скучно одному читать, поэтому читайте вслух регулярно (может, даже по очереди!), подыскивая каждый раз подходящие книжки;
- темперамент ребенка : один не усидит на месте, а другой будет явно скучать;
- дефицит времени : надо постараться все дела подогнать так, чтобы оставалось нерушимой традицией;
- могут нагрянуть гости : или другие обстоятельства могут появиться, но традицию чтения вслух прекращать не стоит, разве что в крайних случаях;
- трудности с выбором книг : это отговорка, потому что книг в продаже и в инете много!
Да, придется из дня в день или вечер терпением запасаться, ведь читать надо будет неторопливо, вдумчиво, беседуя с ребенком, что-то ему разъясняя. Но польза очевидна!
Польза от чтения вслух
Известно, что во многих семьях есть такая традиция. Где-то ее даже праздником считают. Представьте картинку… Детская. Детвора в постели. В этой теплой домашней обстановке рядом – вы. И тихое чтение, разносящееся в комнате, льется как мед… И вот она, польза!
- У малышей развивается устная речь, у деток постарше — рассуждение и любовь к книге.
- Обогащается их словарный запас и расширяется кругозор.
- Они крепко засыпают и просыпаются утром с прекрасным настроением. Конечно, если вы не выберете им какие-то страшилки.
- Детки постепенно знакомятся и с русской классикой, что им поможет в школе, в дальнейшей жизни, и с духовной литературой, и т.д.
- Читая им вслух, проводя вместе время, вы духовно сближаетесь, учите решать сложные проблемы.
- Такой (коллективное обсуждение книги в том числе) помогает ребятишкам активнее развиваться и, кто знает, может быть, найти свою профессию, научиться добродетели и т.д.
Какие книги лучше выбирать для чтения вслух
С детьми постарше сложнее. И тем не менее, это делать надо, в том числе это касается чтения Св. Писания, книг духовного содержании. И лучше выбирать вместе, но ненавязчиво.
Желательно ли единую тематику подбирать? Или лучше жанры разные подыскивать? Главное, чтобы чтение вслух интересовало ребенка. Иной раз многие дети просят второй и третий раз прочитать что-то. Значит, зацепило. Каждый ребенок индивидуален, подыскивайте ключики к нему!
Можно и так — вспомнив свое детство, отрочество, юность. Что вам тогда нравилось? Вот и ищите книги, которые нравились вам.
Важно и другое — пол ребенка. Девочке с одним уклоном выбирается литература, мальчикам — с другим. И тут хорошо бы отца приобщить!
Как бы та ни было, но есть основные направления, которые помогут ребенку в развитии.
- Классика (художественная литература) . Важно читать, т.к. в школе или институте ребенок обязательно вспомнит все, о чем вы говорили, какие детали обсуждали, читая Гоголя, Достоевского, Пушкина, Некрасова и т.д. И вообще, в своих лучших образцах — это всегда полезно…
- Сказки . Очень внимательно относитесь к выбору! Увы, сюжеты многих из сказок напоминают фильмы ужасов (дети не только не засыпают ночью, а приобретают массу тиков и других подобных проблем) и являются сценариями для совершения преступлений.
- Познавательная литература . Здесь возможности просто огромны. Можно методически читать литературу, которая поможет познавать многие процессы. Это литература о животных, о природе, о ремеслах, о науках и пр. Естественно, начать надо с нескольких глав Детской Библии, где этот процесс описан, чтобы у ребенка сложилось ясное представление о сотворении мира и чтобы он мог остальные вещи воспринимать сквозь эту призму.
- Духовная литература . Тут тоже все замечательно. Есть , есть детский катехизис, рассказы, написанные православными писателями, и др. Главное – учесть возраст и не читать из-под палки. Не менее важно рассуждать с детками на тему прочитанного, опять же – ненавязчиво и связывая прочитанное с жизнью…
Как надо и не надо читать
Как надо
- Первое, неторопливо и внятно.
- Второе, терпеливо, даже если ребенок не прислушивается к чтению.
- Третье, так, чтобы ему все было понятно и ясно (то есть, разговаривайте с ним, проговаривайте важные моменты, объясняйте значение чего-то).
- Четвертое, так, чтобы заинтересовать чадо (вплоть до того, что покажите ему рисунки, или словами перескажите интересное).
- Если ребенок с чем-то не соглашается, рассуждайте вместе.
- Хвалите его, если он что-то спросил, попросил повторить и т.п.
Наконец, чтобы интонация ваша была естественна и приятна для слуха, а не назидательна и строга.
Как не надо
Не читайте книгу, если сами не просмотрели ее! Конечно же, исключение – Новый и Ветхий Завет…
Не садитесь далеко от постельки, ребенок должен вас хорошо слышать.
Не превращайтесь в ментора, постоянно допрашивая его, понравилось ли ему прочитанное. Если ему было интересно, он сам спросит или скажет. Если вы и решите спросить, делайте это при случае и тактично.
Не обсуждайте с ребенком каждую строчку, которая вам кажется важной. Выделяйте приоритеты.
Стимулируйте у ребенка желание самому разобраться в том или ином месте, понять, оценить и обсудите это.
Не читайте до конца то, что наметили. Насильно мил не будешь. Лучше подумайте, как заинтересовать. Но книжечку заканчивать обязательно надо, пускай и в несколько попыток.
Не навязывайте чтение, найдите другой путь.
До какого возраста читать ребенку вслух
Это зависит от него. Конечно же, даже если он уже умеет читать сам, совместные чтения полезнее. Но ваши труды увенчались успехом, если ребенок сам просит почитать ему.
Резюме
Кто-то может скептически отнестись к чтению вслух. Мол, столько источников информации вокруг. Между тем, ни планшеты, ни другие источники не способны привить ребенку любовь к чтению, научить разбираться в литературе, во многих процессах, общаться так тесно с родителями… Так зачем кому-то доверять важный процесс воспитания личности? Потрудимся сами!