Русский язык. Русский язык Формирование устной и письменной речи младших школьников
Пояснительная записка
Урок русского языка
Тема урока: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». § 113.
Тип урока : ОНЗ
Класс: 5.3
Методический комментарий к уроку . Данный урок является восьмым в системе уроков по теме «Глагол».
Методологическая база: автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Русский язык. 5 класс.- М.,: Просвещение, 2014 год
Цели урока:
Для учителя:
Организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
Формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес
2) Для обучающихся:
Выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
Научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
Ожидаемые результаты:
личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Понятия : орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Методическое обеспечение урока:
Презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
Раздаточный материал;
Сигнальные карточки
Учебники, тетради.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты УУД
Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")
2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")
3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя
Подготовка класса к работе
Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии
Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Актуализация знаний о ранее изученных орфограммах «Буквы о – а в корнях с чередованием». Дети рассказывают правила и диктуют в парах слова с корнями –лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-. –рос-. Взаимопроверка .
Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные:
- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- сравнение, классификация, синтез.
Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.
3.Постановка учебной задачи
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию: Формулировка темы урока и запись на доске и в тетради.
Прочитайте записанные на доске слова:
Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)
А чем эти слова отличаются? (В словах левого столбика в корнях пишется буква и, а в правом столбике –е.) А почему? Объясните. (Побуждение к осознанию затруднения).
(Побуждение к формулировке проблемного вопроса) Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает? (При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)
При создании проблемной ситуации, вводя противоречие, добиваюсь реакции удивления, затруднения, вызывая таким образом заинтересованность, желание большинства детей участвовать в процессе.
Это помогает осуществить основную цель на этапе введения знаний - достичь предельной концентрации внимания.
Ставят цели, формулируют тему урока, При побуждении к осознанию затруднений дети проводят ряд логических операций (актуализируют ранее полученные знания и приходят к выводу, что им не хватает новых), что приводит к формулированию проблемного вопроса. Это самый важный этап урока, так как дети ставят сами цель, не навязанную извне, а внутренне мотивированную потребностью открыть новые знания. Они способны поставить задачи для реализации этой цели, то есть могут самостоятельно организовать свою деятельность для их достижения .
Разбирать
разберу
Отпирать
отпереть
Задирать
задеру
Вытирать
вытереть
Замирать
замереть
Блистать
блестеть
Расстилать
расстелить
Выжигать
выжег
Личностные:
- самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные : постановка вопросов; познавательные : общеучебные (самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели); логические – формулирование проблемы
4.Построение проекта выхода из затруднения
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:
Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)
Учителю очень важно принять все гипотезы, проявляя тактичность и доброжелательность. Ребёнок сам поймет свои ошибки при проверке. Это способствует овладению учащимися приёмами объективной оценки и самооценки. Та гипотеза, которая выдерживает проверку, становится искомым знанием. Ребята, как настоящие исследователи, могут испытать радость открытия, что способствует формированию положительной мотивации
Составляют план достижения цели и определяют средства
Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и, а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют данное условие.
На этапе поиска решения учебной проблемы учащиеся делают предположения, которые обязательно должны быть проверены. Этот этап помогает организовать добровольное движение к новым знаниям на максимальном уровне успешности для каждого ребенка. Проверяя свою гипотезу, ученик строит ответ в форме рассуждения, что развивает речь и логическое мышление .
Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.
5.Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Координирует работу в группах
Работа в группах.
Сверим вывод с правилом в учебнике на с.354.
Назовите опознавательный признак орфограммы.
Расскажите о правописании корней с чередованием гласных е – и.
Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем
6.Первичное закрепление
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации учащиеся:
решают в группах несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование – алгоритм.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение
Работа в группах
Составление алгоритма.
Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Работа в группах
2 группы составляют алгоритм.
Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне. Выделить корень. Поставить ударение.
Вспомнить корни с чередованием и их значения.
Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы.
Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет– е.
2 группы составляют схему
1 группа составляет таблицу.
Первичное закрепление.
1) Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой и в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы.
Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.
У доски работают три ученика, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.
Решают типовые здания с проговариванием алгоритма вслух.
а) упр.383, распределительная работа, 2 человека у доски, остальные самостоятельно. Отчет учеников, работающих у доски. Коллективная проверка и самопроверка
б) упр.388. проверка работы в парах, отчет о работе.
Цель: развивать умения применять новые знания.
Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения(составление алгоритма, работа по алгоритму, умение выражать свою точку зрения).
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем
7.Физкультминутка
Организует деятельность по проведению физкультминутки
Ученик проводит физкультминутку
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Организует деятельность по применению новых знаний
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. По вариантам: 1, 3, 5, 7 – I вариант; 2, 3,4, 6 – II вариант. Проверка в парах.
Самостоятельная работа.
Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер. Спи мое д_тя!
Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_. (К.Д.Бальмонт)
Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали…(М.Ю.Лермонтов)
Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И.А.Бунин)
Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит, ковылем-тр_вой ра_ст_лается. (А.Кольцов)
Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М.И.Прилежаева)
Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б.Белова)
самопроверка по эталону
Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.
9.Подведение итогов
Организует деятельность по формулировке выводов
Назовите ключевые слова темы урока. Скажите, при каком условии пишется в корнях с чередованием буква и , а при каком – е ?
Формулируют выводы
10.Инструктаж домашнего задания
Выучите алгоритм « Буквы е-и в корнях с чередованием»
Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать, разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв вкорнях с чередованием.
Запись в дневники
11.Рефлексия
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Организует рефлексию
Отвечают на вопросы: работа на уроке была плодотворной, потому что…
Самым интересным для меня было …, потому что…
Я бы еще хотел узнать о …, потому что…
Или составляют синквейн по теме «Урок ».
1. Урок
2.Плодотворный и интересный
3.Познакомились, отработали, пополнили
4. Исследователи испытали радость открытия.
5.Новая орфограмма.
Личностные : умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке, формирование границ собственного «знания « и «незнания».
Регулятивные: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика.
Познавательные: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Самоанализ урока
Данный урок – один из уроков, проводимых при изучении темы «Глагол» в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы– работа с алгоритмом.
Форма организации деятельности учащихся : фронтальная, самостоятельная, работа в парах. Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.
Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.
Применение наглядного материала на уроке.
На данном уроке применение опорных схем делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт их использования увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.
Заранее подготовленные схемы позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на доске или в тетради.
Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока.
Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.
Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время.
Предложенная в ходе урока рифмовка о второстепенных членах предложения вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса к изучаемой теме.
Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:
Навыки работы с опорными схемами.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм.
На уроке с целью профилактики переутомления проводится гимнастика для глаз.
Литература:
Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, С.Г.Айрапетова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Афоризмы и крылатые выражения. Справочник школьника/ О.Д.Ушакова. – СПб.: Литера, 2005.
Знаки препинания в конце
и внутри простого предложения
Цели: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении; отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений.
Ход урока
I . Организационный момент
I I . Проверка домашнего задания
Учитель осуществляет проверку упражнения 20.
Один из учеников перечисляет все имена существительные в первом абзаце, указывая на их склонение и падеж, другой - выделенные имена прилагательные, указывая на их род и падеж, третий - глаголы во втором абзаце, указывая на их вид и спряжение.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому. То есть одно слово является главным, а другое - зависимым)
-
- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль. В предложении, в отличие от словосочетания, должны быть главные члены.)
- На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные.)
- Что такое простое предложение? (Это такое предложение, в котором только одно подлежащее и одно сказуемое.)
- На какие группы делятся простые предложения? (На повествовательные, вопросительные и восклицательные.)
- На чём основано такое деление? (Это деление зависит от того, какой знак препинания ставится в конце предложения и с какой интонацией это предложение читается. Если ставится точка, значит это повествовательное предложение. Если вопросительный знак - вопросительное. А если восклицательный знак, значит оно восклицательное.)
2. Выполнение упражнения 31.
- Знаете ли вы, что такое однородные члены предложения? (Это такие члены предложения, которые относятся к одном) и тому же слову и характеризуют его с одной стороны.)
Член предложения
Часть речи
подлежащее
имя существительное, местоимение, имя прилагательное в значении имени существительного
сказуемое
глагол, краткое прилагательное
дополнение
имя существительное
определение
имя прилагательное
обстоятельство
наречие, имя существительное с предлогом
I V . Проверочный диктант
Учитель диктует текст. Учащиеся записывают его в тетради, а после выполняют задания.
У каждого человека есть своё любимое время года. Многие любят лето, когда можно отдыхать, купаться, загорать. Больше всего лето любят дети, ведь именно летом на дворе стоит прекрасная солнечная погода. Все мы любим отдыхать на даче. Ведь только там можно пойти в огород и нарвать душистой, сладкой, вкусной клубники. Ещё там растут разные красивые цветы, вкусные ягоды. А воздух такой свежий чистый, что совсем не хочется возвращаться в город!
Задания:
1. Выписать из этого текста словосочетания. Найти в них главное слово и зависимое.
2. Выписать простые предложения. Подчеркнуть в них главные члены и второстепенные. Обозначить, какими частями речи являются члены предложений. Найти однородные члены предложения. Подчеркнуть их.
Это задание оценивается. В конце урока учитель собирает тетради на проверку.
V . Итог урока
- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому.)
- Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложении обязательно должны быть главные члены.)
- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль.)
Домашнее задание: упражнения 28 и 30.
Тема: Односоставные предложения с главным членом подлежащим.
1)Образовательные:
Познакомить учащихся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом - подлежащим;
Закрепить умение учащихся определять грамматическую основу.
2)Развивающие:
Развивать у учащихся умение находить назывные предложения в тексте;
Развивать у учащихся умение сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия;
Развивать речевую культуру учащихся.
3)Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому языку;
Обогащать словарный запас учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методика урока: слово учителя, беседа.
Оборудование: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.
Структура урока:
1)Оргмомент и целеполагание.
2)Словарно- орфографическая работа.
3)Объяснение нового материала.
4)закрепление.
5)Подведение итогов.
6)Домашнее задание.
Литература: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.
Ход урока.
1)Оргмомент и целеполагание.
«Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Садитесь! Открываем тетради записываем число, классная работа и тему. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом - подлежащим, а так же научимся сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия».
2) Словарно- орфографическая работа.
На доску с помощью проектора проецируется стихотворение М.Цветаевой «В субботу».
Темнеет… Готовиться к чаю…
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой,
О старой колдунье и гномах,
О принцессе ушедшей закатом.
Как жутко в лесу не знакомом
Бродить ей с невидящим братом!
Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
Темнеет… Сегодня суббота.
И будит печальная мама.
Темнеет… Не помнишь о часе.
Из столовой позвали нас к чаю
Клубочком свернувшейся Асе
Я страшную сказку читаю.
Вы помните, когда впервые прочли это стихотворение? (В 3-ем классе)
Подчеркните грамматические основы. (Один ученик называет все грамматические основы)
Сколько односоставных предложений вы нашли? (6)
Назовите виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым. (Безличное, определенно - личное…)
Какие типы и виды орфограмм вы можете отметить в тексте? (Безудар. гласная в корне, удвоенные согласн. в корне и т.д.)
Перепишите текст стихотворения в тетради и графически обозначьте условия выбора орфограмм.
Найдите в стихотворении причастные обороты. Чем объясняется выбор или отсутствие знака при причастном обороте? Графически обозначьте условия выбора пунктограмм. (С места отвечает ученик, выполняя задание на оценку)
Разберите по составу слова ушедшей и свернувшейся.
Какие структурные особенности этих форм вы можете отметить? (В корне -шед - наблюдается чередование звука д с нулём звука; ср. шёл, а корень -вер- является связанным, без приставки он не употребляется; ср.отвернуться, повернуть.)
Найдите в тексте многозначные слова. (Старая, подвести.)
Приведите примеры, когда они употребляются в других значениях. (Старый друг, старые книги, старое платье; подвести итоги, подвести товарища, подвести брови.)
Найдите слово имеющее омоним. (Пропасть1 -«крутой обрыв» и пропасть2 - «большое количество».)
Приведите пример, из которого будет ясно значение слова - омонима. (Народу там пропасть.)
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
3)Объяснение нового материала.
1. Используется подводящий к постановке и решению проблемы диалог.
Запишите четверостишие в тетрадях. Один ученик у доски.
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Выделите грамматические основы предложений. (Подчёркивают осень, чертог, просеки).
Какого типа эти предложения? (Односоставные)
Назовите главный член предложений? (Подлежащее)
Какой будет тема урока? (Односоставные предложения с главным членом - подлежащим)
Как вы думаете, какое время выражается в этих предложениях? (Настоящее)
Попробуйте изменить временной план, например, перевести эти предложения в прошедшее или будущее время. (Была осень. - Будет осень.
Был сказочный чертог…- Будет сказочный чертог…)
Что получается при изменении временного плана? (Предложение становиться двусоставным)
О каких же явлениях говориться в односоставных предложениях с одним главным членом подлежащим? (О событиях, явлениях, который существуют в настоящем)
Сравните 1 и 2, 3 предложения. Чем они отличаются? (Первое предложение нераспространённое, а второе и третье - распространённые)
Какие второстепенные члены есть во втором предложении? А в третьем?(Определения и дополнения)
Все согласны, что в 3-м предложении второстепенный член дополнение? (Нет, в 3-м предложении тоже определение)
Докажите это.(Существительное просека имеет предметное значение, а не значение действия, а существительное дорог указывает на признак этих просек - они находятся вблизи дорог)
Какой это вид определения? (Несогласованное определение)
Какие же второстепенные члены могут быть в односоставном предложении с главным членом - подлежащим? (Согласованные и несогласованные определения)
Рассмотренные нами предложения с главным членом - подлежащим называются назывными.
Сформулируйте на основе проведенных наблюдений определение назывных предложений. (Формулируют определение)
2. Беседа. Чтение определение назывных предложений в рамке учебника на с.198
Сравните определение в учебнике со своим.
Что нового вы узнали из текста в рамке?
Какое значение выражают назывные предложения?
Каковы их структурные особенности?
Какими частями речи, по вашему мнению, может быть выражено подлежащее? (существительными и местоимениями)
Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания? (Повест., побуд., вопрос.)
Как вы думаете, в каком стиле речи преимущественно употребляются назывные предложения? (В художественном)
Придумайте свои примеры назывных предложений. (Зима. Вот снег. Сильный мороз.)
4)Закрепление.
Сравните записанные предложения.
Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.
Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл - утверждается о существовании явления в настоящем.)
В чём различие между ними? (В структуре: 1- Односоставное безличное, 2- Односоставное назывное, 3- Двусоставное.)
Выполним упр. 276- осложненное списывание - развивается умение находить односоставные назывные предложения по алгоритму:
Найти грамматическую основу предложения.
Определить количество главных членов.
Если один главный член, определить, кокой частью речи выражен:
Существительное. (Взаимопроверка)
Тонкий свист рябчика, красноватые окна в сумерках, костер, раздвигающий тьму. Сосновая лапа на окне в банке из-под консервов, белый цвет земляники. Но сейчас я думаю о том, что человеку нужно, наверное, узнать все прелести цивилизации, прежде чем придти к такому пониманию счастья. В.Белов
Выполним упр. 279 - выборочный диктант - закрепляется навык нахождения назывных предложений и выявление их стилистической функции. (Проверка по цепочке)
Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый степной ветерок. Силуэты акаций, ограды дач. Серебристо-пыльная полынь, её неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как бы скользящий вдаль и там поворачивающий и гаснущий среди угольной темноты. П. А.Бунин
5)Подведение итогов.
С каким видом предложений вы познакомились на уроке? (назывные или номинативные)
Какое значение могут выражать эти предложения?
Какую стилистическую функцию выполняют назывные предложения? (Изображение природы, обстановки, внутреннего состояния человека.)
6)Домашнее задание.
1. Выучить определение в учебники на с.198.
2. Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой « В субботу» и подготовиться к самодиктанту.
Разработки уроков по русскому языку для учащихся 5 класса ориентированы на работу по учебнику Е.А. Быстровой
Разработки уроков по русскому языку для учащихся 8 класса ориентированы на работу по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Однозначные и многозначные слова.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, омонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
М/к: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
6ЛР: опознавать омонимы по отличительным признакам, различать однозначные, многозначные слова и омонимы на основе установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов.
3ЛР: наблюдать за использованием омонимов в языковых играх (загадках), художественной речи.
Проводится по предложенному плану или используется презентация (см. prezent_ rus_5kl_ ur20).
1. Обращение к теоретическому материалу § 58.
Упр. 328 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и словомонимов.
Словарная работа: обоняние, экипаж .
2. Чтение названия темы урока.
Регулятивные УУД
IV. Открытие нового знания.
1. Обращение к рубрике «Знаете ли вы, что…» на стр. 231.
2. Упр. 331-333
Работа проводится в парах по заданиям.
Регулятивные УУД
2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).
V. Итог урока.
– Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий.
– Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно?
Учитель читает стихотворение .
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка – здесь, а норки – нет!
(А. Шибаев)
– Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или однозначное? Докажите.
– Что удалось на уроке, было самым интересным?
– Какие трудности встретились?
– Что помешало при выполнении задания?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
Регулятивные УУД
VI. Домашнее задание.
§ 58, упр. 334.
Предварительный просмотр:
Тема: Прямое и переносное значение слова.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.
6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).
3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.
Этапы урока | Ход урока | |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих . | |
II. Языковая разминка. | 1. Словарный творческий диктант – По лексическому значению определите слова и запишите их: 1) водитель машины (шофёр
); 2) плод дуба (жёлудь
); 3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон
); – Какие способы толкования значений слов были вам представлены? (Описательный.) – Есть ли какието ещё значения у записанных вами слов? 2. Работа с орфографическим словарём (слово вестибюль ). – Что обозначает слово вестибюль ? (Предположения учеников .) – Сравним ваши ответы со словарём. Какой словарь вам поможет в этом? (Толковый.) Один из учеников ищет слово в толковом словаре и приводит его толкование. – Запишите слово вестибюль в тетрадях. Подчеркните орфограммы. – Какие буквы вы подчеркнули? – Придумайте какуюнибудь ассоциацию, чтобы легче запомнить это слово. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словаря. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слово в образ, ассоциацию). |
III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы. | Организация наблюдения. Диктант. К вечеру голубизна неба опять пала на снега, померкло белое сияние. И березы тянулись, как руки снега. И стволы их у начала сливались с осевшими сугробами. Небо, уронив голубизну на снега, стало легче, невесомее, прозрачней. (Г.Николаева) Подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Постановка проблемы. Возможно использование презентации (см. prezent_ rus_5kl_ ur19) или традиционная работа по учебнику. 1. Мотивирующий приём. – Послушайте стихотворение В. Остена «Дорога». Дорога. Подумайте только, как много Значений у слова дорога . Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне… Подумайте только, как много Значений у слова дорога . – О скольких словах в нём говорится? – А сколько лексических значений имеет слово дорога ? – Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант : многозначные слова.) 2 . Обращение к теоретическому материалу §59. Составление плана. 1) Упр. 336. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. Познавательные УУД 1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную). 2. Извлекать информацию из словарной статьи. 3. Производить анализ и синтез. |
IV. Открытие нового знания. | 1. Упр. 335 – анализ многозначных слов и установление связи (сходства) между значениями этих слов. Работа в группах (учитель предлагает работу в группах над значениями многозначных слов по своему усмотрению). Методическая рекомендация . Учителю важно показать, что прямое значение – это значение слова, которое возникает первым в нашем сознании без сочетания с другими словами (например, бежит – мы думаем о человеке, тяжёлый – о весе и т.д.), для выявления переносного значения нужен контекст, к словам в переносном значении можно подобрать синонимы. – Сформулируйте определение прямого и переносного значения слова. – Есть ли какаято связь между многозначным словом и прямым и переносным значением? – Попробуйте представить её в виде схемы – Что нового о значениях слов вы узнали? – Метафора – это прямое или переносное значение слова? – Уточните тему урока. (Прямое и переносное значение слова .) – Запишите ключевые слова урока. (Многозначные слова, прямое, переносное значение, метафора. ) | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме. 2. Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). 2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным). 3. Перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах. 4. Сравнивать, обобщать, делать выводы. 5. Строить рассуждения. |
VI. Подведение итогов. | – Прочитайте ключевые слова урока и сравните их с теми, которые вы назвали на уроке. Есть ли какието различия? – Найдите «третье лишнее»: а) полотно, поля, вестибюль ; б) золотое кольцо, тяжёлый характер, железный гвоздь. – Почему эти слова лишние? – Как бы вы могли оценить свою работу на уроке? – В чём были сложности? – Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VII. Домашнее задание. | 1. Словарные слова (вестибюль, метафора ) записать в словарик. 2. Представить определения по изученной теме в виде схем, уметь рассказать о них по схемам. 3. Упр. 337, § 59. |
Предварительный просмотр:
Тема: Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова . (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. (§ 56-57). Способы толкования (краткое, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов)
Тип урока. Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников .
М/п: свободно пользоваться словарями различных типов, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её в разных формах.
6ЛР: толковать значение слова разными способами, устанавливать связи, сходство и различие между толкованиями.
3ЛР: развитие умений в области культуры речи, опирающихся на такие качества, как точность, выразительность, ясность речи; предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значений слов.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка. | 1. Работа на меловой доске, запись предложения в ученических тетрадях: Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, чёрнобурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин) 2. Подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложения, дать устно его характеристику. 3. Обозначить изученные орфограммы. 4. Разбор по составу слова с/прят/а/лось . | Регулятивные УУД: Умение анализировать, сравнивать, делать выводы. |
III. Письменный опрос с элементами проверки домашнего задания. | 1.Словарный диктант (проецируется на интерактивной доске) Бли..кий, ги..кий, в тенеч(?)ке, сла..кий, завис(?)ник, моро.., заросший пру.., кла(с,сс)ный, ве..ти поклажу, сле.. лисицы, голу..ь, тра(с,сс), получить пять ба(л,лл)ов, ю(н,нн)ность, ю(н,нн)ат, стоит на но..ке, лес(?)ница, че(?)ствовать, акац..я, ж..раф, адр..с, праз(?)ник, д..фис, д..льфин, бульдо.., ва(н,нн)а, ж..лтый, сла..кое, пр..гноз, н..б..свод, б..бл..отека, алф..вит, п..м..дор, п..льто. 2. Вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы. В скобках объяснить написание. 3. Ответить на вопросы: Что такое орфография? Зачем нужно знать правила орфографии? Чем отличаются правила орфографии от правил орфоэпии? Связаны ли между собой фонетика и орфография? А фонетика и орфоэпия? Покажите на примерах. | Познавательные УУД 1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную). 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы. ТОУУ 3. Владеть средствами цифровой обработки информации (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и свободно ими пользоваться). |
IV. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы. | 1.Организация наблюдения. 1.Упр. 310 (чтение учениками текстов вслух) Что общего и различного в этих текстах? Как вы считаете, могут ли существовать предметы, явления, которые не названы словом? 2. Обращение к теоретическому материалу §55. Составление плана. 3 Упр. 313 – проводится работа с толковым словарём . – С каким словарём в учебнике вы будете работать? – Как понимаете, что такое толковый словарь? – Как называются значения, которые вы нашли в толковом словаре? – Какую ещё информацию о слове можно найти в толковом словаре? – Как называются признаки, которые указаны рядом со словом? (Грамматическое значение.) Развёрнутый устный ответ на этот вопрос по предложенному в упр. 314 началу (одиндва ученика или по цепочке). 4. Чтение теоретического материала §56 с предварительным заданием: Найдите ответ на вопрос «Что такое лексикография?» Как давно появились словари на Руси? Какие словари вы можете назвать? – Кто же составляет толковые словари? Ознакомительное чтение текста на стр. 222, краткий вывод о вкладе В.И. Даля в развитие языка. (Он первый самостоятельно собирал «народные» слова, подбирал к ним пословицы, поговорки.) 3. На интерактивной доске можно использовать материал предметного диска, на котором представлены слова с толкованиями значений. Счастье – это чувство высшего удовлетворения. Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»). Счастье – радость, благополучие, блаженство. Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова). – Как вы думаете, одно или разные значения у слова счастье ? – Как называется такое значение слова? (Лексическое значение.) – Какое из определений нельзя найти в словаре? – Какую учебную проблему будем решать на уроке? Запись темы урока: Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования. | 4. Извлекать информацию из словаря. 5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Духовно-нравственное воспитание Воспитание чуткого, бережного обращения со словом. Уважение к традициям и культуре русского народа, хранителям русского слова, русской речи. 6. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным). 7. Перерабатывать, сравнивать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
V. Открытие новых знаний. | 1. Наблюдение над порядком размещения слов в словариках на стр. 269-276. 2. Выполнение упр. 319 (коллективно), 320 (самостоятельно, затем проверить). 3. Способы объяснения лексических значений слов (теоретический материал 111 §57) 4. Упр.323 (задание 2). 5. Упр. 325 (устно). | 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VI. Проектное задание. | «Проводим лингвистическое наблюдение» (упр. 318) (Учитель определяет, кто и к какому сроку готовит данный проект.) Прочитайте толкование слов атмосфера, горизонт, делать, диета, бублик в «Толковом словаре…» В.И.Даля и «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.
Подберите еще два-три слова для сопоставительного анализа. Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде доклада. | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи. 3. Находить и исправлять речевые недочёты. |
VII. Итог урока. | – Какую новую информацию получили на уроке? – Что было самым интересным? А что показалось трудным? – Прочитайте ключевые слова урока и приведите к ним любую ассоциацию (толкование, пример, схему, иллюстрацию). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Дифференцированное домашнее задание. | §55-57. 1 вариант – упр. 322. 2 вариант – упр.327. |
Предварительный просмотр:
Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»
Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.
Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.
Ход урока
- Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
- Проверка домашнего задания:
- Какие члены предложения называются обособленными?
(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:
Ветер, дувший со всех сторон , усиливался.
- Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)
- В каких случаях обособляются определения и приложения?
(Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:
- Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:
Усталая , она пришла домой.
- Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:
Ягоды, сорванные на грядке , аппетитно пахнут.
- Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:
Ветер, холодный и колючий , подул с севера .
Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)
- Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)
- Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?
(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)
Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.
- Итак, записываем в тетрадях:
Ветхая одеж о нка, пораж енн ый красотой дикови нн ого леса, привлеч енн ый журч а нием неприметного с виду родни чк а, не извес т ное уч ен ым созвездие, не точный ра сч ет, не глубокая реч о нка, об а ятельная девч о нка, окруж енн ый пр и чудливыми очертаниями, не громкий ш о рох, не стерпимо ж ж е т.
(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)
Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.
Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».
Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.
(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)
(Комплексный анализ текста)
1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.
2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.
3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!
- Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать ?
(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)
- В каком предложении заключена основная мысль текста ? (в 1)
- Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)
- Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.
- Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.
- Определите тип текста (докажите свое мнение)
Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ, ……………
- При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину ?
сравнение : луга, пестрые, как ковер ,…
Метафора : деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей
прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении
Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.
- Найдите типы словосочетаний по способу связи :
В 1 предл. – согласование : брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты
В 5 предл. – управление : хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.
- Определите способ связи между 1 и 2 предложениями
1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.
- Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему .
Физкультминутка.
- Материал для закрепления
- Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК :
- обособляется , если имеет оттенок причинности , например:
Валерию, как уроженцу юга , трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.
- не обособляется , если имеет значение «в качестве» , например:
Все знают Семенова как хорошего футболиста
- если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:
Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков
- Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.
(звучит легкая музыка)
Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.
Музыка выключается.
После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради
Словарная работа.
Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.
Оно имеет два основных значения:
- вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.
- Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве
В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:
пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»
Составьте и запишите предложения по схемам.
1) [ сущ. , │ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] .
2) [ │опр., выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] .
распр.прил .
3) [ │как ……… │ , сущ. ……… ] .
Итог урока
Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения»
- Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?
Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:
- любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению
(Усталая , она пришла домой.)
- согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного
(Небо, полное грозою , все в зарницах трепетало.)
- согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного
(Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю)
- если имеют обстоятельственное значение
причины
(Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)
уступки:
Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя
или отделены от определяемого существительного другим членом предложения
Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:
За работу в тетрадях –
За работу по карточкам -
За работу на интерактивной доске (анализ текста) -
За работу у доски –
Работали с учебником:
Составляли предложения по схемам и получили оценки
Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)
Обратить внимание учащихся : при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;
упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)
Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;
Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе
МБОУ «Алабердинская СОШ»
Тетюшского муниципального района РТ
План-конспект урока
по русскому языку
Тема урока: «Творительный падеж имён существительных»
Класс – 4
Учитель – Сулейманова З.Г.
Урок проведен-2.12.13.
Тема урока : «Творительный падеж имён существительных»
Тип урока : изучение нового материала.
Цель:
Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.
Вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже.
Учить правильно употреблять имена существительные в творительном падеже.
Научить детей самостоятельно мыслить, обобщать; развивать логическое мышление.
Повторение и закрепление полученных знаний, орфограмм.
Задачи:
-образовательные : на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, умения различать безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять словарный запас; актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного.
- развивающие : развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;
- воспитательные : воспитывать познавательный интерес, ответственное отношение к учебному труду , расширение кругозора учащихся.
Методы и приёмы : диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык».
Ход урока:
1.Организационный момент
Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (объединяемся в группы для работы на уроке)
Вводно – мотивационный этап
Давайте улыбнёмся друг другу. Поприветствуем своего соседа по лицу, по плечу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Проверьте готовность. Ручка, книжка и тетрадка Всё у вас лежит в порядке.
. (Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)
2. Актуализация знаний. Модель ФРЕЙЕР .
Задание1.
- Сейчас мы должны вспомнить все о существительном. Участник№1 берет листы А4, раздает своим соседям. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать определение, вопросы, примеры и противоположные примеры. Для этого сначала сгибаем лист попалам, затем опять сгибаем попалам, находим закрытый угол и сгибаем треугольник. Открываем листочки, по линиям сгиба проводим отрезки. Дается время- 3 минуты.
- Кто готов, покажите это.(Закончить работу фейерверком.)Проверку начинаем с участника№2, стол №1
- Сейчас вы вспомнили определение, вопросы имени существительного. Применим это на практике. Работаете с партнером по лицу.
Модель КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. (Обсуждение вопроса в команде по очереди более одного круга)
Задание2 . Игра «Четвёртое лишнее». Назовите 4-е лишнее слово (слова - на листочках). Затем поменяйтесь с партнерами листочками. Объясните, почему оно лишнее? Дается время- 1 минута.
Зима, холодный, небо, снежинка.
Мальчик, играют, дом, улица.
Я, кормушка, птица, холод.
Ветер, снег, земля, белым.
Праздник, весело,танец, игра.
Составьте предложения из данных слов. Дается дополнительное время.
Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание .
Отгадайте загадки:
1) В немецком языке их 4, в английском языке 2, а в русском и на татарском яз.-6. Каждый имеет свои вопросы. Что это?
Падежи.
Назовите, какие?(ответы учащихся)
2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже(им.п.)
3) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа(винит. п.)
3 .Подготовка к изучению нового материала.
Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.
Ребята, назовите предметы, которыми пользуемся на уроках труда? (иголка с ниткой, ножницы, клей, пластилин, цветные бумаги, ткань, крючок)
А что мы делаем с этими предметами?
Шьем, вяжем, вышиваем, режим, клеем и т.д.
Значит, что мы делаем?
Мастерим, творим.
А на уроках рисования что делаем?
Тоже творим.
Давайте, ребята, попробуем подобрать родственные слова к слову творить.(творчество, творение, творец, творительный).Слайд№1
Как вы думаете,о каком падеже на уроке будем говорить?(о творительном падеже) .
4.Изучение новой темы.
Слайд№2 «Тема урока»
Творительный падеж от слова творю. Самым своеобразным значением творительного падежа в русской грамматике -это: значение орудия, которым что-нибудь делают.
Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много разных других значений.(время, место) Слайд№3 «Творительный падеж»
Задание3
Работа по учебнику. Открываем 57 страницу учебника.Упр.92
Физкультминутка. Модель МИКС –ПЭА-ШЭА. Смешиваются под музыку, образовывают пару, обсуждают вопрос, используя КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД (опроси-опроси-обменяйся карточками)
- Какие существительные относятся к 1склонению?-(отвечает тот, у кого день рожд. ближе)
- Какие существительные относятся к 2склонению?-(тот,у кого рост выше)
- Какие существительные относятся к 3склонению?-(тот, у кого волосы светлее)
На какие вопросы отвечает Р.п.?-(тот, у кого размер обуви меньше)
На какие вопросы отвечает В.п.?-(тот, у кого глаза темнее)
Задание4.
За окном зима. В воздухе медленно кружились первые снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение. Слайд№4
Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.
Проверяем -Слайд№5 Зима укрыла землю белым пушистым ковром.
Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Найдите в предложении существительное в Т.п.
Каким членом предложения является слово стоящее в Т.п.? (второстепенным)
Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении с предлогом или без предлога?
Выделите орфограммы (Зима, ковром –безударные гласные в корне слова, пушистым – правописание - жи, - ши).
Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка, зимний; коврик.
Задание5 .Слайд№ 6. Найдите в предложении существительное в Т.п.
Тепло хлебам под пушистым снегом.
Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении? (с предлогом)
Какой вывод можем сделать о существительном в Т.п.? (употребляется с предлогом и без предлога, является в предложении второстепенным членом) Слайд№7
Задание5. Слайд№8-Составьте предложения и запишите.(или устно)
Задание6 Слайд№9
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН .(Подумай-запиши-обсуди в команде)
5.Закрепление.
На какие вопросы отвечает творительный падеж им. сущ.? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? (над, перед, за, под, с, между).
Какие окончания имеют существительные 1склонения в творительном падеже?
2скл., 3скл.?
Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа? (второстепенным). Слайд№10
6. Рефлексия
Тебе понравился урок?
Что нового узнал?
Модель КОНЭРС (углы)
Каждый из вас должен выбрать 1из 2 ответов на вопрос
Как ты думаешь, что тебе больше помогло сегодня на уроке?
Дружба (взаимопомощь) ?
Знание? Идите к вашим углам и обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол?
Садитесь на свои места, я раздаю вам билетики на выход. Перед вами лежат смайлики, они разного настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению от урока и приклейте под вашим ответом.
Вы все молодцы! Спасибо за урок.