Ли добро и зло. Что есть Добро и Зло? В жизни каждого человека однажды или постоянно встают проблемы борьбы со злом. И от того, какую линию поведения и форму борьбы - насильственную или ненасильственную - изберет каждый из нас, зависит утверждение или пор
Наука (настоящая) - она тогда наука, когда выдает нечто, о чем никто не читал ни в одном словаре, ни у одного классика. Это - новое! Оно впервые получено! Мы не имеем права лишать себя возможности получать новый научный продукт. Цель семинара и наших бурных дебатов состоит именно в этом. Я, например, счастлив, когда некий результат работы нашего коллектива или тех, кто выступает здесь, вызывает недоуменный вопрос: «А где про это прочитать? Мы нигде об этом не читали и нигде этого не видели!». То, что представлено, доказано с использованием критериев истины, научных методологических критериев, и при этом никто об этом не читал - это самое ценное, что вообще можно себе вообразить в науке.
В этом и есть смысл жизни ученого - создание нового. А в справочники, словари и учебники для студентов первого курса это новое, несомненно, попадет через месяц, год, через десять лет, когда полученные новые результаты будут обсуждены научным сообществом, будут перепроверены другими независимыми исследовательскими группами, будут общеприняты в научном обороте как достоверные результаты. Конечно, это попадет во все учебные анналы. А если об «этом» можно прочитать в учебнике, то зачем на научном семинаре о таком говорить? Это предмет лекций для студентов, не более.
Огромный вызов заключается в вопросе, насколько природа понятий категорий добра и зла релятивистская или, напротив, насколько она абсолютистская? На сегодня получено подтверждение тому, что это абсолютная позиция. Даже оппоненты этой точки зрения невольно подтверждают ее, потому что ими сказано: «понятия добра и зла не универсальны, но они космополитичны, они обязательны для всех». Хоть и противоречиво, но это и есть позиция абсолютности! Всего полшага к тому, чтобы сказать, что они еще и всегда обязательны. Это, по логической связке, так и вытекает.
Абсолютизм понятия заключается, во-первых, в неизменности критериев отнесения добра и зла к чему-то. О критерии нужно говорить в обязательном порядке. Во-вторых, он возникает при видении вопроса из некой точки отсчета в универсуме. Поясню свою мысль. Я имею в виду самый большой, гамбургский счет, потому что вызов заключается вот в чем.
Кажущаяся относительность категории добра и зла нас обманывает потому, что ее проявления и воплощения в жизни очень множественны и сложны. Приведу иллюстрацию. Убить человека, это почти бесспорно, зло. А убить злодея, который собирается убить 10 человек? Это уже что? А если убить злодея, который собирается убить злодея, который собирается убить 10 человек? Убить человека в подворотне или убить человека - врага своего - на фронте, исполняя свой долг? Нет нужды развивать эту понятную мысль.
Приведенная иллюстрация показывает, что в каждой конкретной ситуации, когда трудно определить, добро это или зло, если подняться на некую высоту в универсуме - всегда, пользуясь неизменным критерием, всегда можно отнести конкретное проявление к добру или злу.
В дискуссии совершенно справедливо говорилось, что смысловая конструкция не выстраивается, если нет цели, отталкиваясь от которой вырабатываются критерии. Только тогда становятся возможными и оценки. В целом ряде работ нашего Центра, в публикациях - пока еще, правда, препринтных, - в сборниках трудов, в первом томе шеститомника это более или менее системно изложено.
Каков системный критерий добра и зла? В дискуссии обнаружился такой подход: добро - это то, что тяготеет в человеческой деятельности к «образу и подобию», если употребить религиозную формулу, которая сконцентрировала в себе мудрость поисков древних и наших предков. Нельзя априори относиться к этому, как к не истине. По крайней мере, в этом случае надо доказать, что это не истина. Я задаю вопрос относительно понятия «по образу и подобию»: а в чем заключается образ? Образ чего? Какой он? Можно сказать «квадратный и белый», и это будет образ. А в данном случае, как он выглядит - этот образ? Давайте его выпишем. Но тут есть проблема соотношения языков описания. С одной стороны, аллегорического и беллетристического, с другой - научного. Именно эту трудность при определении критерия добра и зла необходимо преодолеть. Приведу пример подобной трудности.
Известно, и широко известно, следующее выражение: «Бог есть любовь». С точки зрения научного словаря, это семантически неправильно построенная фраза. Она бессмысленна. Она употребима для лирической поэзии, для искусства, для разговорного жанра. Но, не сказав, что есть Бог, сказать, что он есть любовь… Любовь - это чувство, любовь - это процесс, еще что-нибудь. Получается, что Бог есть чувство? Бог есть процесс? Конечно, нет. Поэтому научный язык, методология определения того, что есть «образ и подобие» требует довольно строгого подхода. Этот подход и был предложен в работе Центра. Мы его условно называем «реостатный». Предложено 12 мерных шкал, характеризующих помыслы, действия и результат. Меру методологически дают социологические замеры и количественные экспертные оценки (рис. 1).
Рис. 1. Пространство характеристик человеческих мнений, намерений, действий и их результатов
Справа - «образ и подобие». 12 характеристик в правом окончании шкал образуют идеальную картину, идеальный образ того, к чему человек может приблизиться или от чего уйти. Причем цель этого движения (еще один посыл логико-философской модели) лежит в основании всей понятийной конструкции добра и зла.
Цель живого - это «быть», в биологической природе - просто «быть». А в социальной природе - быть человеком. Каким? Именно здесь категориальный (сущностный) человек апеллирует к некоторому образу. К какому именно образу стремиться? Человек воплощает себя в действительности тогда, когда он имеет мнение, мировоззрение, сосредоточенное пока внутри него, когда мнение преобразуется в намерение, которое преобразуется в действие, ведущее к результату. Все это фиксируется, это можно оценивать.
Поэтому, когда мы говорим об абсолютизации категорий добра и зла, о поиске абсолютного критерия, то определение, которое было дано для добра и зла, - это именно оценка, характеристика.
Добро и зло - это не факт, не явление, не процесс, не результат. Это оценка мнений, намерений, действий и результата. Добро и зло субъектны. Без человека (его мнений, намерений, действий и результата) понятия добра и зла исчезают. Самое главное определение. Добро - все, что делает человека человеком. Зло - то, что удаляет его от человеческого состояния. И это можно измерять и оценивать. Все что движет на рис. 1 человека вправо - добро. Все что движет налево - зло.
Термины на самом деле с большим трудом находятся. Критический укол докладчику в дискуссии по части классификации ценностей я разделяю, потому что это еще не до конца проработано. Юлия Александровна дала свою версию, которую еще нужно совершенствовать. Но сам принцип заключается в том, что становится возможным увидеть, где находится человек или сообщество, или государство истинно человеческое. Оценка мнений, намерений, действий, результатов, по которым мы вообще судим о чем-нибудь, которая показывает, что человек движется вправо, позволяет говорить: осуществляется акт добра. Если эта же оценка свидетельствует, что человек или сообщество движутся влево, то это означает - осуществляется акт зла. Проведение мозговых штурмов показало, что предложенный абсолютный критерий покрывает все жизненные ситуации, что он универсален.
Можно ли заявить о том, что биологический человек - это вечная сущностная назначенность человека? Нет, и это еще одна наша логико-философская позиция, которая заключается в том, что человек эволюционирует (рис. 2).
Рис. 2. Пространство потенциалов биосоциальной мегаэволюции человека
Когда-то человек не существовал, не существовало его социальных, кооперативных качеств, не существовало биологических качеств. В какой-то момент возникли биологические качества, и проточеловек, биопредтеча начал развиваться. Указан параметр времени, направленный вдоль кривой. Возникли протосоциальные формы поведения - рой, стая, парность, «лебединая любовь».
В какой-то момент возникло то, что еще на материалистическом языке не очень понято, объяснено - разум, или одушевленность, или сознание. Пошла резко ускоренная эволюция социальной меры. Но если мы говорим, что существует предел, идеал, к которому человек будет стремиться асимптотически, никогда его не достигая, потому что это идеал, то это прежде всего отличительное свойство человека категориального (сущностного).
Человек сущностный - идеален. Вертикальная асимптота никогда не будет перейдена, потому что именно это «образ и подобие». В религии говорится о преображении, когда человек придет к этому состоянию. Как он может к нему придти? Понятно, что он может асимптотически к этому пределу приближаться, но это ведь требует чего? Того, что у него будет парадоксальным образом ускоряться биологическая эволюция. Но нет другого предположения, кроме того, что это будет инверсная эволюция.
Человек будет освобождаться от своей биоконструкции. Он уже сейчас научился заменять органы. Материальную, физическую, химическую, в килограммах и кубических дециметрах измеряемую биологическую основу он когда-нибудь отбросит. Но он же не исчезнет как человек! Он останется человеком категориальным, сущностным, который будет приближаться к идеалу. Поэтому, когда мы пришли к мысли, что человек категориальный - он справа на шкале рис. 1, человек биологический - он в центре, то получается, что социальное зло отбрасывает человека в крайнее левое, античеловеческое состояние. Это, конечно, аномалия. Из логики этого мысленного эксперимента вытекают очень важные выводы, с точностью до логической конструкции, которая основывается на аксиоматике, в частности, аксиоматике определений.
Вывод такой: человечество будет прогрессировать неостановимо. Ничто не указывает на то, что люди вновь превратятся в животное стадо. Попытки сдвигать человечество к нему - контрдвижение.
Все, что есть контрдвижение человека от человека категориального, - это есть зло.
Последнее и самое важное. Из этой фундаментальной теоретико-методологической картины вытекают абсолютные, конкретные, актуальные (вот еще одно требование к настоящей науке - она должна быть практически применимой по своим рекомендациям, результатам и должна быть полезной) конструктивы создания социальных оболочек и государства, как государства нравственного.
Это не беллетристика, а вполне операционализируемый на правовом, конституционном языке подход к строительству современной России, но не либеральной, сегодняшней, а постлиберальной.
В государстве, в стране должны быть институты воспитания, социализации, пропаганды, образования, выстроенные на принципе добра и зла, а не на обратном - не на телепередаче «Дом-2» и возвеличивании светской львицы или хулиганов, или еще кого-нибудь. Должны быть контроль, надзор и нравственная цензура, которые в информационных потоках позволяют осуществить сдвиг человека и общества вправо, и предотвращают движение влево. Практическая проекция представленного в Центре подхода разработана достаточно детально.
Доклад C.С. Сулакшина "Смысл жизни ученого – в создании нового" , представленный на семинаре Центра «Фундаментальные вопросы развития сложных социальных систем»
Жизнь – единство и борьба противоположностей. Сказано коротко, но если задуматься, это вселенная бесконечности. Мы часто на “автомате” говорим о горе и счастье, о слезах и смехе, о дне и ночи, о луне и солнце, о холоде и тепле, о горячем и холодном, о зле и добре , о рае и аде, об огне и воде, о смерти и жизни, наконец о мужчине и женщине. Примеров приводить можно бесконечно много. Почему устроена так жизнь ? Человек постоянно находится между двумя этими явлениями – единства и борьбы. Мы боремся, чтобы достичь единства, и достигаем единства, чтобы начать бороться. Возможно это и есть философия жизни ? Ради мира, человек начинает войну, врач причиняет боль пациенту, ради облегчения или устранения боли, человек рождается ради того, чтобы умереть. Мы ссоримся, чтобы затем помирится, мы расстаемся для того чтобы встретится. Если представить, что существует только единство или только борьба, только добро или только зло, то сразу приходит мысль о том, что тогда человек либо в Раю, либо в Аду. Всевышний очевидно создал этот Мир для человека, соединив Ад и Рай на земле, чтобы человек смог увидеть и то и другое, оценить, почувствовать и выбрать себе, либо вечную борьбу, либо вечное единство в вечном царстве (если оно существует). Кто или что нас толкает на зло или направляет на добро ? Почему зло и добро избирательны? Кто определяет, зло это или добро? Человек? А если он ошибается? Общество? Но разве общество не ошибается? И этому есть примеры. Самый яркий и живой пример – события в Украине в отношении судебного приговора Тимошенко Ю.В. (бывший премьер-министр). Общество разделилось на тех, кто считает что действия Тимошенко Ю.В. принесли вред Украине, и она совершила зло, вторая же часть общества утверждает обратное. Очевидно для каждого человека заложен определенный ген, который формирует понятия добра и зла. Вот и происходит в нем борьба, если его понимание добра и зла не совпадает с понимание другого человека или общества, ибо единение – если наоборот. И что больше, добра или зла? Мне кажется, что каждому человеку Всевышний вложил равное количество того и другого. В течении жизни , человек совершает дела, и по мере того, какие это дела, чаша весов может изменять свое положение в сторону добра или зла. Давайте творить добро , относится к себе и окружающему нас миру бережно и с любовью. Пусть ваша чаша весов всегда находится на стороне добра, светлого, счастливого. Любви и мира вам!
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Половина следствий хороших намерений оказывается злом. Половина следствий дурных намерений оказывается добром. (Марк Твен)
Отзывов (22) на «Добро и зло»
- Голощапов Олег
12 Окт 2011 в 19:18Единого определения добра и зла не существует!
- Vitaliy
12 Окт 2011 в 19:33Согласен с Вами Олег! У каждого человека понятие добра и зла свое, как и понятия счастья. Спасибо за комментарий.
- Александр Михайлович
12 Окт 2011 в 20:20Очень хорошая статья!
- Vitaliy
12 Окт 2011 в 20:36Спасибо за комментарий Александр Михайлович! Заходите в гости.
- Рафаэль
12 Окт 2011 в 20:46Добро и зло живет в каждом-это единство и борьба противоположностей.Спасибо за статью!
- Горбунова Татьяна
12 Окт 2011 в 21:05Мы живём в двойственном мире и всё познаём в сравнении.Но критерии у всех свои,и они не могут быть однозначны.То,что зло для одного-другому польза.Поэтому,как говорится,не суди,да не судим будешь.Когда нам не нравится чужой поступок,мы не знаем,что за ним стоит.
- Vitaliy
12 Окт 2011 в 21:13Спасибо Рафаэль за комментарий! Возможно присутствие этих противоположностей и есть двигатель жизни?
- Vitaliy
12 Окт 2011 в 21:21Уважаемая Танюша! Как же Вы правы! Спасибо Вам!
- Горбунова Татьяна
12 Окт 2011 в 21:26И Вам спасибо,Виталий.К сожалению,слова,которые стоят в названии сайта,чаще произносят женщины.Мужчины не часто говорят на такие темы.Поэтому всё,о чём здесь говорится,несёт наибольшую ценность.
- Ольга Шульгина
12 Окт 2011 в 21:27Замечательная притча. Созвучна нашему выражению: “Что посеешь, то и пожнешь!” Какие семена будешь холить и лелеять (добра или зла), те и проклюнутся и произрастут.
Спасибо, Виталий за актуальную тему! - nadezhdapol
12 Окт 2011 в 21:31Все очень относительно. Тема – вечная.
Виталий, спасибо было интересно. - Vitaliy
12 Окт 2011 в 21:34Уважаемая Танюша! Нам всем необходимо общаться. Ведь согласитесь, что при наличии моб.телефона, мы говорим коротко и быстро: “Привет, как дела? Пока”. А как хочется просто посидеть в уютном месте и поговорить за чашечкой чая или кофе, а может быть и за бокалом хорошего вина. Спасибо Вам! Приходите в гости.
- Vitaliy
12 Окт 2011 в 21:34Я с Вами согласен Оленька! Что будем растить в себе, того больше и будет. Спасибо Вам!
- Vitaliy
12 Окт 2011 в 21:38Уважаемая Надюша! Все в этом мире относительно! Ведь и мы живет относительно кого то или чего то. Главное ведь в том. чего больше в нас – зла относительно добра, или добра относительно зла. Спасибо Вам за комментарий! Приходите в гости.
- Елена
13 Окт 2011 в 8:38Над этой темой можно много размышлять. Я бы даже сказала, что нужно и полезно размышлять о вечном и о том какие мы.
- Vitaliy
13 Окт 2011 в 11:14Спасибо Елена! Согласен с Вами, размышлять надо и полезно. Спасибо за поддержку и Ваше мнение. Буду рад Вас видеть в гостях. Общение – это нахождение вариантов ответов на возникающие вопросы.
- Ярослав
13 Окт 2011 в 21:33Добро всегда победит зло! =) Я оптимист!
- Vitaliy
13 Окт 2011 в 21:36Ярослав! Просто добра должно быть больше!
- Наталья
15 Окт 2011 в 8:52Всегда надонастраиваться на добро!
- Vitaliy
15 Окт 2011 в 18:36Человек рожден быть счастливым. И Вы это прекрасно освещаете в своих статьях Вашего замечательного сайта! Удачи Вам!
- Дмитрий
03 Ноя 2011 в 21:58Очень интересная тема! Успехов Вам!
- Vitaliy
03 Ноя 2011 в 22:02Спасибо Вам Дмитрий!
Вы даже не представляете себе, дорогие друзья, насколько сильно, ваше понимание добра и зла, сказывается на вашей жизни. Добро и зло нас учат различать с раннего детства, когда нас старательно убеждают в правильности одних поступков и неправильности других. И сами мы, в меру своих возможностей пытаемся разобраться, что для нас хорошо в этой жизни, а что плохо. И не всегда, далеко не всегда, нам удается узнать правду о добре и зле, о правильном и неправильном, о хорошем и плохом. В итоге, мы сталкиваемся в своей жизни с различными проблемами, из-за нашего неадекватного восприятия действительности. Мы совершаем ненужные нам ошибки, последствия которых могут оказаться для нас весьма и весьма плачевными.
Очень многие проблемы психологического характера, сводятся к определению человеком добра и зла и выработкой им адекватной, с его точки зрения, реакции, на то и другое. Многие из вас, наверняка недовольны своим положением в жизни, и это весьма распространенное явление. Всякие там, философские и религиозные убеждения об отношении к деньгам, к ближнему своему, к образу жизни, к умеренности и тому подобное, пытаются переубедить нас в том, что мы чувствуем всем своим телом. Ну, вроде как, деньги – это зло, желание обладать какой-нибудь понравившейся тебе женщиной – грех, желание жить во дворце – необязательная роскошь. Получается, что вполне естественные для нашей жизни вещи, являются чем-то неправильным и нехорошим, и мы не должны хотеть того, чего мы очень сильно хотим. Простите, но как же на счет тех людей, которые все это имеют, которые живут полной жизнью и не собираются от нее отказываться? С какой такой стати, мы должны себя в чем-то ограничивать и кому-то что-то уступать?
Что нам хорошо, а что нам плохо, мы наверное и сами можем понять, если нам никто не будет навязывать свою точку зрения на те или иные вещи и внушать нам свои представления о добре и зле. Человек имеет базовый набор инстинктов, которые порождают в нем естественные желания, и прислушиваясь к своим инстинктам, но придавая им разумную форму, мы можем легко понять, что именно и почему нам нужно, что для нас является добром, а что злом. Будете следовать своим истинным желаниям, научитесь удовлетворять свои основные потребности, и проблем с вашим психическим и психологическим здоровьем, у вас станет значительно меньше.
Я знаю, о чем говорю, через меня прошли тысячи людей с различными проблемами. И очень часто эти проблемы упирались в их неправильное, а вернее, намеренно искаженное мировоззрение. Но стоит только указать человеку верный путь и он постепенно приходит к пониманию того, что сам загнал себя в тупик, следуя чужим убеждениям о добре и зле. Ну вот, к примеру, пишут мне люди о том, что их семейная жизнь похожа на ад и что они больше не могут терпеть свинское отношение к себе, но не знают, что им делать, как лучше поступить. А вот просто разорвать с неправильным человеком отношения, у них духу не хватает, ибо нехорошо это как-то, бросать человека, который возможно тебя в глубине своей души любит. Ну да, конечно любит, любит так, что бьет, оскорбляет, унижает, нещадно эксплуатирует, да еще и убить грозится. Очень такая, искренняя любовь, которая иногда заканчивается весьма плачевными результатами. Да, иногда спешить с разводами не следует, потому что проблема может скрываться в вас самих, но когда все заходит слишком далеко, когда семейная жизнь превращается в игру на выживание, решение следует принимать незамедлительно. Правда порой принять правильное решение непросто, ибо человека одолевают сомнения, касательно правильности этого решения, да к тому же, есть еще такая вещь, как привычка, которая вынуждает человека привыкать ко всему, в том числе и к очень плохой, и даже очень опасной жизни.
Что же, в таком случае, учитывая, что живем мы в современном мире, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет принять правильное решение и объяснит вам его правильность. Можно сходить к психологу на прием, а еще лучше, связаться с ним по интернету, например написать ему письмо и попросить его помочь разобраться в сложной для вас ситуации, попросить помочь вам решиться на правильный шаг. Поверьте, хорошие специалисты, всякой неадекватной ерундистикой не отравлены, они смотрят на жизнь трезвыми глазами, и советы дают гарантированно верные, следуя которым, вы получите больше, чем потеряете. Мудрый ответ специалиста на ваш вопрос, не обязательно должен стать для вас откровением, он может просто помочь вам решиться на тот поступок, правильность которого вы и сами прекрасно понимаете.
Так что смысл советов психолога, как и вообще, любых мудрых советов, сводится к побуждению человека принять единственно верное для него решение в жизни. То, что иной раз кажется человеку злом, и из-за чего он сильно переживает, на самом деле, может являться добром для него и для других людей. И наоборот, то, что мы воспринимаем, как добро, может оказаться злом. Если наш умственный дешифратор внешнего мира, настроен неправильно, мы и решения в таком случае, тоже принимаем неправильные, более того, мы еще и мучаемся от своего неправильного отношения к той или иной ситуации в жизни, или от отношения к тому или иному своему поступку. Иной раз человек считает, что поступил неверно, что поступил плохо, если его поступок расходится с его убеждениями, тогда как на деле, он чувствует себя очень хорошо и результат от его действий убедительно доказывает, что они были правильными. И спрашивается, чему мы должны верить, тому, что нам кто-то внушил, или своим собственным ощущениям?
Почему мы вообще должны верить тому, что говорят нам другие люди о хороших и плохих поступках, о добре и зле, о правильном и неправильном? Какие у нас на то основания? Вы посмотрите на всех этих добродетелей, несущих чистое и светлое в народные массы, да многие из них утонули в пороках и лжи, многие из них, как например священники в Ватикане, совершают преступления сексуального характера против детей, а нас учат следовать Божьим заповедям. Мать, которая защищает своего сына, беспощадно убившего нескольких людей, включая маленьких детей, видит зло не в своем сыне, а в обществе, которое якобы виновато в том, какой он у нее вырос. И что же, мы всему этому должны верить, мы должны следовать тем правилам, которые нам навязывают такие вот люди? Чтобы уметь отличать добро от зла, нужно просто научиться предвидеть последствия от тех или иных своих действий и учитывать их влияние на вашу жизнь и жизнь других людей в долгосрочной перспективе. Думаю вам понятно, что сами по себе вы жить не сможете, следовательно, вам надо как-то учитывать интересы окружающих вас людей, а не делать все только ради самого себя. Нездоровый эгоизм, чреват нездоровыми последствиями. С другой стороны, делать неправильное и бездумное добро другим людям, тоже неразумно, никто ваших стараний не оценит, скорее, люди постараются поиметь с вас побольше, пользуясь вашей добротой. Так что делайте полезные для себя и для других людей дела, по необходимости, учитывая все возможные последствия от этих дел. Просчитав последствия от своих действий и адекватно оценив эти последствия, вы не столкнетесь с неприятными для вас неожиданностями.
Иногда это не просто сделать, не просто понять, к чему может привести тот или иной совершенный тобой поступок, и следовательно, невозможно дать ему верную оценку, определив его как хороший или плохой поступок, как правильный или неправильный. Вот поэтому, мы обращаемся за советами к другим людям, которые, благодаря своему опыту и знаниям, могут предупредить нас о вероятных последствиях от наших действий, о которых сами мы ничего не знаем. Будет ли для вас таким советчиком ваш знакомый, ваш родственник или психолог, значения не имеет, главное, чтобы это был мудрый человек, разбирающийся в жизни. А таким может быть только тот человек, который сталкивается с различными жизненными проблемами непосредственно, кто знает, в чем они заключаются, и знает, как их решать. Не прислушивайтесь к различным советчикам, которые сами натворив в жизни кучу ошибок, берутся учить других людей как им надо жить. Уж они-то, точно ничего путного не скажут вам о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Вспомните, сколько раз в своей жизни, вы все делали, как вам казалось, правильно, а в итоге, получали не самый лучший результат? Как у нас в таком случае говорят: хотели как лучше, а получилось как всегда? А с чего вы взяли, что хотели вы как лучше, знали ли вы вообще о том, как лучше поступить в той или иной ситуации или только думали, что знаете? Часто оказывается, что люди этого не знали и не понимали, вот и получили такой же неожиданный и совершенно неприемлемый для них результат. В этом-то и вся проблема, не зная, как лучше поступить в той или иной ситуации, нельзя и прийти к тому, к чему ты планировал прийти. Иногда и вовсе ничего делать не нужно, вообще в чужие дела и даже в ситуацию в собственной жизни, вмешиваться не следует, и тогда конечный результат чужих усилий, принесет пользу именно вам. Бездействие, это в определенной степени, тоже действие, причем часто весьма эффективное, способное существенным образом повлиять на исход тех или иных событий.
Бывает, обращаются ко мне за помощью люди, описывают свою ситуацию, считая ее неблагоприятной для них, и простят дать им дельный совет, как им следует поступить, чтобы повлиять на эту ситуацию. Однако при глубинном анализе описанной этими людьми ситуации, я иногда прихожу к выводу, что им вообще ни во что не следует вмешиваться и ничего им не нужно менять в своей жизни. Я вижу, что порой человеку выгоднее оставаться безучастным в тех или иных делах и тогда они закончатся в его пользу. Чтобы это понимать, нужно конечно уметь просчитывать вероятный исход тех или иных событий, которые происходят в нашей жизни, нужно мыслить на несколько шагов вперед, тогда в некоторых случаях вообще можно ничего не делать и при этом получать нужные тебе результаты. Ну, это когда знаете, дурак что-то делает, а мы ему просто не мешаем, не вмешиваемся в его деятельность, и в итоге, результат этой деятельности оказывается вполне приемлемым для нас.
Иной раз нам только кажется, человек делает доброе, или наоборот злое дело, и мы возмущаемся, переживаем, вмешиваемся и пытаемся что-то изменить, не понимая, что и без нас все идет именно так, как надо, в том числе, как надо нам. А все из-за нашего неправильного представления о добре и зле, которое пробуждает у нас адекватные нашим убеждениям эмоции и тем самым вынуждает определенным образом реагировать на ту или иную ситуацию. Только вот, если хорошенько подумать, если все тщательно взвесить и должным образом оценить, тогда вы наверняка обнаружите положительные стороны во всем происходящем в вашей жизни и сможете воспользоваться той или иной ситуаций в своих интересах.
Скольких ошибок в жизни можно было бы избежать, если бы люди умели безошибочно отличать добро от зла, хорошее от плохого, правильное от неправильного. А то ведь как обычно происходит, если мы что-то видим, слышим, или о чем-то узнаем, мы сразу же даем этой информации свое объяснение, которое может совершенно не соответствовать действительности. Таким образом, мы можем расстраиваться в тех ситуациях, когда на самом деле надо радоваться, или наоборот, можем радоваться, когда следовало бы озаботиться происходящим, принимая во внимание все возможные последствия тех или иных событий и готовясь к этим последствиям. Другими словами, ошибочность наших убеждений, вещь весьма и весьма серьезная, и если в жизни у человека все складывается не самым лучшим для него образом, ему следует пересмотреть свои взгляды на жизнь, самостоятельно или с помощью специалиста.
Помните, что за гранью добра и зла скрывается истина, истина, которая раскрывает перед нами все тайны нашего бытия. Мы живем по строгим и нерушимым законам вселенной или Божьим законам, как их еще называют, которые на самом деле, как бы мы их не называли, определяют всю нашу жизнь от начала и до конца. Зная эти законы, вы всегда можете под них подстроиться, всегда можете использовать их себе во благо. Отчасти эти законы известны религии, отчасти науке, отчасти каждому из нас, в зависимости от нашей образованности. Пользуясь этими законами, мы можем защищать себя от различных угроз, как со стороны природы, так и со стороны других людей, можем делать свою жизнь лучше, развивая науку и технику, можем прогнозировать свое будущее. И всякое доброе дело в таком случае, будет означать, что мы делаем что-то, что улучшает нашу жизнь, что делает ее более безопасной, более сытой, более интересной и перспективной.
Добро – это порядок, и мера, который этот порядок обеспечивает. Когда всего в меру, когда во всем есть порядок, грамотная последовательность, когда все слажено и во всем есть дисциплина, тогда все складывается для нас самым наилучшим образом. Зло же, наоборот, все разрушает, лишает нас благ и возможностей развиваться, делает нашу жизнь хаотичной, непредсказуемой, бессмысленной. Все это мы можем почувствовать на своей шкуре, наши ощущения нас не обманут никогда, в отличии от других людей, все явления следует объяснять с позиции их конечного результата. Может быть, мы не все, настолько образованы, чтобы правильно оценивать все происходящие в нашей жизни события, может быть и ощущения свои мы не все и не всегда понимаем, но не смотря на это, лучше оставаться в поисках правильного ответа на свои вопросы, нежели довольствоваться ответами готовыми, но неверными.
И тем из вас, уважаемые читатели, кто желает избавиться от отравляющих вашу жизнь проблем, я настоятельно рекомендую навести порядок в своей голове, пересмотреть все свои убеждения, все свои желания и поступки, и прийти к полному пониманию того курса, по которому вы в данный момент движетесь. Если вам для этого нужна помощь – обращайтесь. Главное, чтобы вы видели выход из любой ситуации, или хотя бы понимали, что он вообще существует. А он действительно существует, поверьте мне, его не может не быть, в жизни нет тупиковых ситуаций, в жизни есть только люди, которые не могут найти выход из тупика, и которые нуждаются в том, чтобы им помогли это сделать. Не спешите принимать судьбоносные решения в своей жизни, не посоветовавшись с умными людьми, не действуйте на эмоциях, они часто вынуждают людей совершать очень серьезные ошибки, исправить которые потом бывает не просто.
Добро и зло всегда воспринимались и воспринимается нами, преимущественно с позиции чужих убеждений, которых мы придерживаемся, считая их своими собственными. Ну вот допустим, считаете вы, что подавать милостыню попрошайкам, является добрым делом, и вы не задумываетесь о том, что на самом деле, творите зло, ибо своим поступком потворствуете нищете. Мало того, в нашем мире добра и зла, нищенство часто связано с криминалом, при котором страдают грудные дети, накаченные водкой, которая их усыпляет, а заодно и убивает. Делается это ради создания образа бедной мамаши, просящей деньги для своего чада, то есть, идет давление на жалость. Такая вот звериная дикость, дети ведь часто умирают от алкоголя, поддерживается теми, кто подает таким мамашам деньги. И делают это люди с твердой уверенностью в том, что совершают правильный поступок, то бишь, делают доброе дело.
Таким вот образом, движимые благими намерениями, мы можем творить зло, а после удивляться тому, что конечный результат прямо противоположен нашим ожиданиям. Друзья, не знаете, как правильно, спросите совета у мудрых людей, пусть они вам подскажут, что действительно является делом добрым и что является делом злым. Только, попросите их, объяснить вам, почему они что-то считают добром, а что-то злом. Я понимаю, что мудрых людей нынче днем с огнем не сыщешь, и все же они есть, и вы всегда можете их найти, и посоветоваться с ними.
Жизнь ваша станет намного проще, если вы будете смотреть на нее трезвым взглядом, если будете понимать, что на самом деле происходит с вами и вашей жизнью, к чему это вас может привести и что вам следует делать или чего делать не следует, чтобы правильным образом повлиять на нее. Зная правду и умея ею пользоваться, вы всегда сможете принимать самые правильные для вас решения, в любых ситуациях.
Общее определение морального понятия добра складывается из “внешнего” и “внутреннего”.
“Внешнее” определение морального добра отвечает на вопрос: какова функция (или назначение) добра в жизни людей? Для чего нужно людям делать добро друг другу?
“Внутреннее” определение отвечает на вопрос: что такое добро и какое деяние человека следует считать добродеянием?
“Внешнее” определение : добро есть такая форма отношения между людьми, которая осуществляет нравственную связь, духовное единение между ними .
Зло, будучи антидобром, препятствует возникновению духовной связи или разрывает уже существующую.
Такие виды нравственной связи, как дружба, товарищество, братство были бы невозможны, если бы люди не делали друг другу добро.
“Внутреннее” определение : добро в моральном смысле -- это бескорыстная помощь, за которую человек не ожидает вознаграждения .
Это определение добра вытекает из положительной формулировки золотого правила поведения. В самом деле, пожелание поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой , относится исключительно к тем случаям, когда возникают условия-предпосылки для оказания бескорыстной помощи. Все остальные виды помощи, поддержки, содействия, услуги не требуют соблюдения этого правила.
Зло в моральном смысле -- это неспровоцированное нанесение вреда, ущерба кому-либо вплоть до убийства.
Зло означает разрушение. Не случайно то, что литературные образы-символы зла -- гётевский Мефистофель и лермонтовский Демон -- несли с собой смерть и разрушение. В частности, Мефистофель погубил Маргариту, а Демон -- Тамару.
Если созидание преобладает над разрушением, то, следовательно, добро побеждает зло, добра больше, а зла меньше.
Характеристика добра состоит из двух частей: 1) бескорыстная и 2) помощь.
Смысл первой части ясен. Попробуем объяснить, что такое помощь. Человеческая помощь весьма многообразна. В словарях русского языка значение слова “помощь” раскрывается различными поясняющими словами:
- 1. Содействие в чем-либо, в какой-либо деятельности.
- 2. Поддержка в чем-либо.
- 3. Защита, выручка, спасение.
Из этих пояснений видно, что помощь имеет различную степень значимости для тех, кому она предназначена.
Наиболее значимой является помощь-спасение . Такая помощь предотвращает трагический исход. Как правило, она совершенно необходима спасаемому и без нее он не смог бы предотвратить трагический исход. Элементарный пример помощи-спасения: помощь утопающему.
Тревожно настроенные, мнительные люди, алармисты склонны преувеличивать значение помощи-спасения в отношениях между людьми и вообще в жизни человека. Некоторые из них просто одержимы идеей-манией спасения -- себя и других, всего человечества. Именно такие люди в свое время развили идею индивидуального и всеобщего спасения до масштабов целой религии -- христианства. Центральный персонаж этой религии -- Иисус Христос -- физически воплощает, олицетворяет идею спасения.
Преувеличенное отношение к спасению ничего кроме вреда принести не может. Ведь оборотной стороной идеи спасения является представление о чрезвычайщине, о том, что люди якобы живут ненормально, подвергают себя смертельной или иной губительной опасности. Конечно, чрезвычайные (ненормальные) обстоятельства порой случаются в жизни людей. Но они достаточно редки. Об этом свидетельствует опыт человечества. Две тысячи лет прошло со времени возникновения самой спасающей религии, а люди живут -- и живут более или менее нормально. Более того, они развиваются, плодятся, размножаются, улучшают свою жизнь, сами совершенствуются. Так кого же спасал Иисус Христос? Идея спасения в христианской религии давно девальвировалась до довольно-таки обыденной вещи, такой как спасибо (от Спаси Бог до спасибо!). Этого можно было ожидать. Нормальные люди, придерживающиеся христианских представлений, не могут жить в постоянном напряжении-ожидании (конца света, чуда спасения и т. п.). Только некоторые из них, фанатики спасения, время от времени будоражат общество своим кликушеством. Маленькие христосики способны повести за собой лишь небольшие группы людей, презрительно именуемые в народе сектами (отколовшимися). Широкий путь жизни несовместим с узкой идеей спасения.
По моему мнению, никого не надо спасать. Правильно сказал один философ: пока нас спасают -- будем погибать. Спасители человечества -- самые опасные люди.
Если кого-то действительно надо спасать, то это очень плохо. Это значит, что спасаемый попал в чрезвычайные обстоятельства и сам уже не способен вырваться из их лап.
Когда ты встречаешь человека где-нибудь на улице, в незнакомом месте, общаешься с ним в связи с тем или иным делом, то заранее настроен на то, что перед тобой нормальный, порядочный, добрый человек, такой же как ты. В итоге создается непринужденная атмосфера доверия, взаимопонимания, согласия. Конечно, при таком подходе есть вероятность, что ты можешь нарваться на злого, дурного человека и обмануться в своем доверии, добром благорасположении. Но это лучше, чем если ты заранее будешь предполагать в партнере по общению злого-дурного человека и относиться к нему настороженно-подозрительно. Потому что наша жизнь протекает и дела делаются, как правило, в контакте-сотрудничестве с другими людьми и вечное недоверие-подозрительность только мешают нормальной жизни и делам. Вот почему в человеческом общении лучше ошибиться в сторону доверия, чем недоверия.
Когда ты убежден, что человек по своей природе добр, то и себя однозначно оцениваешь как доброго человека, т. е. относишь себя к доброму большинству человечества. Отсюда и стиль поведения: постоянная готовность делать добро, оказывать помощь людям, открытый и доброжелательный характер, искренность и честность, деликатность и такт.
Считать себя хорошим и стремиться быть лучше -- одно не исключает другое, как не исключают друг друга хорошая и отличная оценки в учебе. Ты хорошо учишься, но это не значит, что ты не можешь учиться еще лучше. На этот счет есть мудрая поговорка «лучшее -- враг хорошего».
Это противоположные взаимоисключающие понятия. Это как болезнь и здоровье.
В то же время, они относительны.
Рассуждения индивидуума о том, что такое добро и зло в современном обществе, могут быть бессмысленными и не давать результата по той причине, что он будет основываться, прежде всего, на общественное мнение то, что в обществе считается нравственным. Но вся проблема в том, что любой человек, когда будет совершать какое – либо действие, он постарается по мере возможности не создать проблем, прежде всего себе.
ТЕНЬ запрещённый мультфильм
Что такое добро?
Учитывая нюансы того, какой оценке может подвергнуться его поступок, даже в том случае если он крайне негативный, все равно постарается сделать так, чтобы со стороны он казался в наилучшем свете.
Эгоизм некоторых людей меняет в их сознании понятия о добре и зле, и они считают, что добро это то, когда им хорошо, а зло – наоборот. Например, есть такая фраза «Если я украду у соседа банан - это добро, а если он у меня - это зло» .
Есть более широкое понятие добра. Мир, подобно человеческому организму, состоит из клеточек. Если произойдет разрушение, какой либо клетки, то она будет продолжать разрушать весь организм. То же самое происходит и в мире – если человечество хочет добра, то нужно, чтобы все его системы взаимодействовали между собой, не разрушая друг друга. Получается, что добро – это гармония всех частей мира.
Можно ли доверять рассуждениям человека о том, что такое добро? Конечно, нет, потому что человек это не совершенное существо. Он даже часто сам не совсем понимает, что для него хорошо или плохо. Например, курение в обществе считается злом. Но курильщик будет утверждать, что сигареты это хорошо, потому что они помогают расслабиться, успокоить нервы.
Получается что сигареты для него – это добро, они дают ему свободу. В результате получаются желтые зубы, бронхит или даже рак. Ни один болеющий раком не скажет что болезнь это благо и добро.
То же происходит и в других случаях, связанных с человеческими особенностями и привычками, не смотря на то, что никто не заинтересован в том, чтобы разрушить себя.
В мире существуют разные группы людей и социальные общности, поэтому в разных кругах один и тот же поступок, какого то человека может трактоваться по разному.
Если, например, спросить отдельно взятого человека, что же такое добро? Он, скорее всего, ответит что добро – это мир во всем мире, это когда хватает денег на какие либо нужды, когда слушаются дети и т.д. А если задать такой же вопрос большим сообщностям людей, таким, как страна или государство, религиозные объединения, то ответ будет другим. Например, власти посчитают добром процветание страны.
Проф. А.И. Осипов: Добро и зло
Добро и религия
С точки зрения христианства добро это, прежде всего, божий промысел, который человек проносит в жизнь. Дело в том, что культура добра призывает к победе над злом, то есть к тому, что со злом и плохими деяниями нужно бороться. Агрессия добру в таком случае не чужда. В то же время нужно полагаться на волю Господа, потому, что он не может быть не прав. Высший разум освободит от страданий, если человек будет ему служить и следовать его заветам и наставлениям.
Иисус Христос учил прощать врагов несмотря ни на что.
Но так ли добра эта мораль? Есть такое выражение» «Не наказывая плохих людей, мы тем самым наказываем хороших» . Получается, что иногда молчаливым согласием добра можно провоцировать и привести к жизни настоящее зло.
В буддизме терминов «Добро и зло» не существуют. У буддистов есть понятие «Сансара» , то есть земные страдания, которые тесно связаны с физическим существованием, и от которых по возможности должен избавиться человек. Страдания вызываются желаниями, например, желанием есть. Для осуществления этого желания в пищу употребляется мясо животных или птиц, и тем самым причиняет им страдание.
В принципе, в этом есть своя правда, потому что желание человека может часто сыграть против него. Если человек хочет получить много денег. Он может стать алчным, заниматься воровством или даже ограбить банк, что приведет к злу.
В иудаизме добро символизирует ответственность человека за свои поступки, свободу выбора. Проблему отсутствия справедливости наказания зла и поощрения добра Талмуд трактует как ограниченность человеческого ума и сознания. Некоторые верующие считают, что зло создано для того, чтобы научить странствующего больше вере в господа.
Сказка о добре и зле. С. Н. Лазарев
Противоречие понятий
Вечный вопрос о смысле жизни трактуется всеми по-разному, так же как и понимание добра и зла.
Добро или зло зависит от системы, которая существует в определенный период времени. Например, при советской власти злом считалось заниматься спекуляцией, торговать на рынке и менять валюту. В наше время это считается добром. Это и говорит о том, что в разное время такие понятия относительны.
Где та грань, которая разделяет добро со злом? Или ее не существует?
Добро должно иметь свою силу, чтобы оно могло называть себя благом, нести заряд положительной энергии и продолжать жизнь. Но здесь есть явная противоречивость. То, что для одного добро, для другого может быть злом. Волчица, которая загрызла ягненка для того, чтобы прокормить волчонка поступила хорошо или плохо?
Выражение «Победа зла силами добра» также немного водит в противоречие христианскую оценку добра, которая призывает прощать врагов. Дело в том, что культура добра призывает к победе над злом, то есть к тому, что со злом и плохими деяниями нужно бороться. Агрессия добру в таком случае не чужда. Есть такое выражение «Не наказывая плохих людей, мы тем самым наказываем хороших» .
С молчаливого согласия и робости «доброго» человека могут совершаться чудовищные поступки. В то же время нужно полагаться на волю Господа, потому, что он не может быть не прав. Высший разум освободит от страданий, если человек будет ему служить и следовать его заветам и наставлениям.
Jon Hopkins - Emerald Rush
Зло – что это такое?
Зло – это смерть, потрясения или боль, которую наносят человеку какие либо факторы, но чаще всего человек наносит их сам себе или ближним.
С точки зрения философии, неприятности могут возникать по той причине, что человек сам несовершенен, оттого их и провоцирует. Это правда, ведь высшее зло на планете – человек.
Религия говорит о том, что зло приносит дьявол, против которого часто не может устоять человек. Демон создает человечеству благоприятную среду для пороков, а оно, в свою очередь все тщательнее использует ее. Поощряет тем самым темные силы и зло.
О человеческих пороках можно разговаривать долго, и напоминание о них никого не удивит. Но пороки чаще всего, – зло направленное на самого человека, а уже потом на его окружение. К ним относятся алчность, подлость, ненависть, пьянство, наркомания, курение, либо еще какой то вид зависимости.
В человеческом плане зло это нарушение духовных, телесных и моральных качеств. В философской этике и религии эти понятия совмещены. Античная этика трактовала зло как начало хаоса в микросхеме и макросхеме. Аристотель утверждал, что зло представляет собой зверство, порочность, невоздержанность. Также что зло – это не только переизбыток каких то качеств, но также их недостаток, потому что и то и другое ввергает в хаос. Быть злым – это значит уподобиться животному или поднимать себя до демонического уровня.
На сегодняшний день к безусловному злу, направленному именно на общество и массы, можно отнести культуру, которая призывает к низменным инстинктам и примитивному удовольствию своих потребностей.
Например, мания потребления, когда человек уделяет очень большое внимание вещам. Ставя их на первый план в своей жизни.
Каждая вещь имеет, какую то свою определенную цену, у нее есть определенный вес – грамм или тонна веса, польза, или какая-то функция. Но человек научился делать вещи разными, потребляя из них больше выгоды и высасывая больше возможностей или даже практически воодушевляя их. Изобретения и новомодные приспособления значительно облегчают жизнь и делают ее ярче. В этом принципе нет ничего плохого, пока не наступает вещизм. Человек забывает о том, что вещи созданы, для того чтобы служить ему, а не наоборот. Наконец он заболевает, и не может понять причину своего плохого самочувствия. Их много, этих людей со слабым иммунитетом, которых уже поработил вещизм и шопоголизм.
В общем понятии зла выделяются разные прослойки, например космическая прослойка, человеческая и социальная. Зло в космическом или вселенском понимании этого слоя выражается как хаос, угрожающий мировому порядку, духовная сущность, которая угрожает человеку, вызывает различные природные катастрофы.
На социальном уровне зло представляет собой некую силу, которая разрушает социум, разлагает его.
В человеческом плане зло это нарушение духовных, телесных и моральных качеств. В филосовской этике и религии эти понятия совмещены. Античная этика трактовала зло как начало хаоса в микросхеме и макросхеме. Аристотель утверждал, что зло представляет собой зверство, порочность, невоздержанность. Также что зло – это не только переизбыток каких то качеств, но также их недостаток, потому что и то и другое ввергает в хаос. Быть злым – это значит уподобиться животному или поднимать себя до демонического уровня.
Христианство трактовало зло как отречение от божественного порядка и отречение от бога.
Диалоги из Матрицы
Зло и научно-технический прогресс
Многие люди проводят у телевизора значительную часть времени. Без него сейчас никуда – ведь нужно быть в курсе всех событий. Но по голубому огоньку показывают чаще информацию, которая имеет негативный смысл, нежели познавательный. Человек сам того часто и не подозревая, впитывает в себя кучу негатива и повреждает свою энергетику.
Любое негативное предсказание, даже в том случае если оно тут же забывается, накладывает отпечаток на психику человека и сохраняется в его подсознании. Проще воздействовать на нее в размягченном и расслабленном состоянии. Чаще всего в таком положении и находиться человек, когда он смотрит телевизор. Особенно подвержены его информации люди с неокрепшей или неустойчивой психикой. Даже мозг здоровых людей способен как губка впитывать в себя телевизионный негатив и заряжаться аморальными и разрушающими идеями. Часто информация, которая имеет негативное воздействие, хорошо замаскирована, и необязательно это могут быть триллеры и боевики.
Ученые рекомендуют смотреть телевизор, но при этом не попадать под его воздействие. Не стоит включать его для фона, нужно тщательно выбирать передачи, которые вы хотите посмотреть, если вы не настроены на то, чтобы катаклизмы, акции террористов, и мировой экономический кризис просочились в вашу квартиру, нарушили ее энергетику. Ведь она вам этого не простит.
Существует такое понятие как энергетический вампиризм. Энергетическим вампиром может быть как надоедливый человек, так и лишняя информация, которая поступает извне и начинает давить на психику и самоощущение человека. Известный психолог утверждает, что многие пациенты жалуются на то, что в конце телевизионного просмотра ощущают себя выжатым лимоном. Один из пациентов, после того, как долго слушал рок-концерты, впал в измененное состояние, напоминающее зомбирование. Он приехал домой и сжег свою квартиру.
Выйдя из полубессознательного состояния, он размышлял над тем, как это случилось и потом вспомнил знакомую песню. Один пенсионер после просмотра телевизора покончил жизнь самоубийством из-за того, что Егор Гайдар не набрал достаточное количество голосов для того, чтобы стать премьер-министром. Человек получил ножевое ранение из-за того, что заступался за Ельцина, в то время, как его оппонент за Горбачева.
Если быть точнее, то не только телевизоры, а еще и компьютеры могут стать виновниками трагедии и энергетического провала.
Никакого ада нет. Ну как же нет, когда ты живешь в аду! (Дмитрий Смирнов)
Как определиться в мире?
- Понять для себя, что для вас добро, а что зло поможет ваш разум. Надо прояснить и смириться с тем, что вы живой человек, а значит, склонны ошибаться. Но обязательно надо разобраться с тем, в каких аспектах вы склонны совершать ошибки для того, чтобы совершенствоваться.
- Не нужно судить других или принимать за них решение. Отвечать мы должны только за то, что делаем лично мы. За то, что соответствует нашим представлениям о мире и о добре.
- Вам может помочь собственная совесть, которая, как известно, неподкупна. Если совесть говорит о том, что какой то поступок совершать не стоит, вы должны послушаться ее.
- Можно учитывать наставления религии. Светлая религия имеет четкие наставления и не позволит вам совершить массу грехов.
- А вот брать всерьез обычные житейские наставления о том, что такое хорошо, а что плохо не стоит, потому что с помощью них можно сделать большое количество ошибок.