Как узнать регистрационный номер объекта негативного воздействия. Как проводится постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Государственный учет объектов, оказывающих нвос: что, где, когда
Время на чтение: 17 мин
Казалось бы, основная масса природопользователей встала на учет как объекты негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) еще в декабре 2016 года, в начале 2017 года. Но, исходя из комментариев я понимаю, что постановка на учет объектов оказывающих негативное воздействие (объектов НВОС) - это проблема для некоторых предприятий еще актуальна.
Задать вопрос
Предприятия вставшие на учет как объекты НВОС 4 категории, а также безкатегорийные - практически ушли из-под взора надзорных органов. Проведение плановых проверок в отношении них - невозможно! В отношении данной категории предприятий возможны только внеплановые проверки.
Постановка на учет объекта НВОС
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду , - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Т.е. получается что каждая отдельная промплощадка предприятия - это объект негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС).
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам 1, 2, 3, 4 категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2018 №1029.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Пункт 4 статьи 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой , создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке
на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.Пункт 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Форма заявки о постановке на государственный учет , содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 3 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны были поставить на государственный учет принадлежащие им объекты ОНВОС в срок до 01.01.2017.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Пункт 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Критерии постановки на учет объектов оказывающих негативное воздействие
Подробно по критериям постановки на учет объектов оказывающих негативное воздействие написана статья .
Постановка на учет объектов оказывающих НВОС - комментарии
Выше довольно подробно написано, кто должен вставать на учет, в какие сроки должны вставать на учет... А теперь о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие (объектов НВОС) - своими словами:
- если ваше предприятие осуществляет выброс , то оно однозначно является ОНВОС;
- если у вашего предприятия образуются только , отсутствуют выбросы и сбросы ЗВ (загрязняющих веществ), или суммарное количество выбросов не превышает 10,0 т/год при этом отсутствуют в выбросах ЗВ 1, 2 класса опасности - смело декларируйте 4 категорию ОНВОС - самая удобная категория для предприятий (см. первый абзац этой статьи);
- если в выбросах вашего предприятия присутствуют ЗВ 1, 2 класса опасности, то вы должны декларировать 3 категорию ОНВОС;
- если суммарное количество выбросов превышает 10,0 тонн в год, то вы также должны декларировать 3 категорию ОНВОС.
Срок постановки на учет объекта НВОС
По поводу сроков постановки на учет, как объекта НВОС:
- если предприятие осуществляло свою хозяйственную деятельность до 2017 года, то срок постановки на учет для них - 01.01.2017 г. По данному нарушению привлечь вас уже не смогут, поскольку истек срок давности нарушения! Это важно.
- если вы ввели объект в эксплуатацию, то срок постановки на учет - полгода с даты ввода в эксплуатацию. Если прошло более, чем полгода с даты начала эксплуатации (ввода в эксплуатацию), то привлечение к административной ответственности по ст.8.46. КоАП РФ - законно!
Актуализация сведений об ОНВОС
Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
-о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
-об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
-об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
-об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.Пункт 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Своими словами вы обязательно должны провести актуализацию сведений об объекте НВОС в случаях:
- изменения юридического адреса,
- изменения фактического адреса,
- изменения ФИО, места жительства ИП, реквизитов его документов;
- изменения хозяйствующего субъекта на указанном ОНВОС (например - в случае если площадка была передана в аренду);
- если у вас произошло изменение технологических процессов по которым вы встали на учет как ОНВОС;
- если произошли изменения по источникам выбросов вредных ЗВ;
- в случае если вы подаете
В противном случае вы можете быть привлечены по ст.8.46 КоАП РФ.
Снятие с учета объекта НВОС
Если на Вашем объекте НВОС произошли изменения: объект законсервирован, объект не оказывает декларируемое в заявке о постановке на учет воздействие на окружающую среду (например: демонтирована котельная, сварочный пост... или иной источник выделения ЗВ в АВ, по которым вы встали на учет как объект НВОС), то Вам необходимо исключить указанный объект из реестра ОНВОС.
Это надо сделать в обязательном порядке, в противном случае если Ваш объект относится к 1-3 категории ОНВОС, указанный объект может попасть в реестр проведения плановых проверок.
Пунктом 33 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, утв. постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, исключение объекта из государственного реестра в возможно в случае предоставления копии акта о консервации и ликвидации объекта (при прекращении деятельности).
Недостоверная информация в заявке на постановку на учет как объекта НВОС
При постановке на учет предприятие должно предоставить достоверную информацию в заявке об объекте оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. В противном случае - при обнаружении это будет являться составом административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно пункту 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в частности, наименование, организационно-правовую
форму и адрес (место нахождения) юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Заявка о постановке на учет содержит в себе сведения:
а)наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя , осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах , включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведени и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления , в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;м) сведения о программе производственного экологического контроля ;
н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду ;п) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду "
Таким образом, если вы в заявке о постановке на учет предоставили недостоверные данные по пунктам, перечисленным выше - то это состав административного правонарушения.
Если заявка с недостоверными данными была предоставлена более года назад, то срок давности по указанному нарушению истек. Это значит, что штрафа не будет, но предписание об устранении нарушений вам должно быть выдано!
Постановка на учет объектов оказывающих негативное воздействие - штраф
КоАП РФ Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Примечание . За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
Как видите указанная статья может применяться только за то, что заявка о постановке на учет была не предоставлена совсем или предоставлена несвоевременно, за несвоевременную актуализацию сведений в заявке или за неактуализацию.
Опять же, если правонарушение было совершено более года назад, то - в связи с истечением срока давности, привлечь к административной ответственности за указанные правонарушения вас уже не имеют права.
В случае если вы в заявке предоставили недостоверную информацию, то это уже состав статьи 8.5. КоАП РФ:
КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию,
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
Об актуализации учетных сведений объектов НВОС
В целях повышения эффективности работы по ведению государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет методические рекомендации по актуализации учетных сведений об объектах НВОС и методические рекомендации по снятию с государственного учета объектов НВОС и поручает довести указанные рекомендации до сведения соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
А.Г.Сидоров
Приложение 1. Методические рекомендации по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр
Приложение 1
I. Основные положения
В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 (далее - Закон N 7-ФЗ) в случае представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
а) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
б) об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
в) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
г) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления;
сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, (далее - объектах НВОС) подлежат актуализации в реестре.
Согласно пункту 7 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения, указанные в подпунктах "а" и "б", представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
Согласно пункту 8 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения, указанные в подпунктах "а" и "б" подтверждаются документами:
о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС (например, выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, копия (выписка) из договора аренды, содействия);
о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС (выписка из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей);
об изменении места нахождения объекта НВОС (например, копия акта приема-передачи).
Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ , Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 .
Документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, подаются в тот территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором был поставлен на государственный учет указанный объект НВОС.
При актуализации учетных сведений об объекте НВОС территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте НВОС в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте (пункты 9 , 10 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , пункт 31 Правил , форма свидетельства об актуализации - приложение 2).
В соответствии с пунктом 39 Правил территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки. При этом в случае если данные исправления влияют на состав сведений, содержащихся в свидетельстве о постановке объекта на государственный учет или свидетельстве об актуализации сведений об объекте, информация о внесенных исправлениях в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется на безвозмездной основе (пункт 15 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , пункт 15 Правил).
II. Порядок подачи документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и их рассмотрения
2.1. В соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ :
2.1.1. В случае замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий в настоящее время деятельность на объекте НВОС (правопреемник по объекту НВОС), представляет в уполномоченный орган:
документы подтверждающие смену собственника;
документы, подтверждающие реорганизацию юридического лица, осуществлявшего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;
актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, принимающем объект НВОС, и уровнях негативного воздействия принимаемого объекта НВОС (в случае их изменения).
2.1.2. В случае изменения наименования юридического лица, его адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, представляет в уполномоченный орган:
документы, подтверждающие изменение наименования юридического лица, его адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.
2.1.3. В случае изменения места нахождения объекта НВОС, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет представляются в уполномоченный орган:
актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о месте нахождения объекта НВОС и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил .
2.1.4. В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет представляются в уполномоченный орган:
актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил .
2.1.5. В случае изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет представляются в уполномоченный орган:
актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления и уровнях негативного воздействия объекта НВОС, предусмотренных в пункте 5 Правил .
2.2. В случае необходимости исправления допущенных при внесении сведений описок, опечаток и арифметических ошибок территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки (пункт 39 Правил).
При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший постановку объекта НВОС на государственный учет представляет в уполномоченный орган заявление о необходимости исправления технических ошибок с указанием перечня необходимых исправлений.
В случае, если данные исправления влияют на состав сведений, содержащихся в свидетельстве о постановке объекта на государственный учет или свидетельстве об актуализации сведений об объекте, информация о внесенных исправлениях в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в том числе посредством выдачи свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте НВОС.
2.3. Актуальные сведения, а также документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, могут быть представлены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган как в электронном виде с использованием средств ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" посредством заполнения электронного средства формирования заявки в "Личном кабинете", размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru или Модуля природопользователя, опубликованного на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет", так и посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.
2.4. При актуализации учетных сведений об объекте НВОС на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (пункт 29 Правил).
2.5. Территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте.
В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях (пункт 32 Правил).
2.6. В соответствии с пунктами 30 и 31 Правил :
2.6.1. В случае если при актуализации учетных сведений об объекте НВОС принято решение о включении объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в региональный государственный реестр, а также сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений и документов в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.
Территориальный орган Росприроднадзора включает информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный реестр и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений и документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС.
2.6.2. В случае если при актуализации учетных сведений об объекте принято решение об исключении объекта из перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в федеральный государственный реестр, а также сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений направляется территориальным органом Росприроднадзора в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений и документов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно своей компетенции включает информацию об актуализации сведений об объекте в региональный реестр и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений и документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте.
2.7. В случае непредставления юридическими лицами, индивидуальными предприниматели по собственной инициативе сведений и документов, необходимых для включения объекта в государственный реестр, для актуализации учетных сведений об объекте и исключения сведений об объекте из государственного реестра и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно запрашивают такие сведения и документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
2.8. Запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при актуализации учетных сведений об объекте или снятии объекта с государственного учета:
.
2.9. При поступлении информации, необходимой для актуализации учетных сведений, в электронном виде с использованием средств ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" посредством "Личного кабинета", размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru, или Модуля природопользователя, опубликованного на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет", свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте НВОС формируется и направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в электронном виде.
2.10. При поступлении информации, необходимой для актуализации учетных сведений, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте НВОС направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.
2.11. В случае поступления соответствующего запроса юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений об объекте НВОС, о представлении свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте НВОС почтовым отправлением, уполномоченный орган на безвозмездной основе направляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю запрашиваемое свидетельство почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.
Приложение 2. Форма. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду
Приложение 2
(форма)
СВИДЕТЕЛЬСТВО
об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду
Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выдано |
|||||||||||||||||||||||||
и подтверждает актуализацию сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, |
|||||||||||||||||||||||||
местонахождение объекта | |||||||||||||||||||||||||
(код объекта* указывается в соответствии с , утвержденным ) |
|||||||||||||||||||||||||
критериями , утвержденными ) |
|||||||||||||||||||||||||
включенном в | государственный реестр объектов, оказывающих |
||||||||||||||||||||||||
негативное воздействие на окружающую среду. |
|||||||||||||||||||||||||
Перечень актуализированных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: |
|||||||||||||||||||||||||
(указываются все актуализированные сведения об объекте в соответствии с , а также об изменении категории в соответствии с критериями , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 и/или уровнем государственного экологического надзора в соответствии с критериями , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903) |
|||||||||||||||||||||||||
Основания актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на |
|||||||||||||||||||||||||
окружающую среду: | |||||||||||||||||||||||||
(сведения о реквизитах заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя о необходимости актуализации сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") |
|||||||||||||||||||||||||
________________
* Код объекта при актуализации не меняется согласно пункту 2 Порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам , утвержденного приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 553).
Приложение 3. Методические рекомендации по снятию с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Приложение 3
1. В соответствии с пунктом 11 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , снятие с государственного учета объектов НВОС осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
2. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС является акт о его консервации или ликвидации (пункт 12 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ).
3. Копию акта о консервации, ликвидации объекта юридическое лицо, индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту постановки объекта НВОС на учет.
4. Территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции исключают объект НВОС из федерального или регионального реестра в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих прекращение деятельности на объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета (пункт 13 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , пункт 34 Правил).
5. В случае непредставления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями по собственной инициативе сведений и документов, необходимых для исключения сведений об объекте из государственного реестра и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно запрашивают такие сведения и документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
6. Запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при снятии объекта с государственного учета:
а) представления сведений и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с постановкой на государственный учет, актуализацией учетных сведений об объекте, снятием с государственного учета объекта;
б) представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" .
7. При поступлении сведений и документов о необходимости снятия объекта НВОС с государственного учета в электронном виде с использованием средств ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" посредством "Личного кабинета", размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru или Модуля природопользователя, опубликованного на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет", свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета формируется и направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в электронном виде.
8. При поступлении сведений и документов о необходимости снятия объекта НВОС с государственного учета посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении, свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.
9. В случае поступления соответствующего запроса юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего документы о необходимости снятия объекта НВОС с государственного учета, о представлении свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета почтовым отправлением, уполномоченный орган на безвозмездной основе направляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю запрашиваемое свидетельство почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.
Приложение 4. Форма. Свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
Приложение 4
(форма)
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
Настоящее свидетельство в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выдано |
||||||||||||||||||||||||
(наименование юридического лица/фамилия, имя, отчество (при наличии) для индивидуального предпринимателя, указывается полностью) |
||||||||||||||||||||||||
и подтверждает снятие с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, |
||||||||||||||||||||||||
(наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду) |
||||||||||||||||||||||||
местонахождение объекта | ||||||||||||||||||||||||
(адрес местонахождения, код территории в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований , координаты угловых точек объекта) |
||||||||||||||||||||||||
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, |
||||||||||||||||||||||||
(код объекта указывается в соответствии с Порядком формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам , утвержденным приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 553) |
||||||||||||||||||||||||
(категория присваивается в соответствии с критериями , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029) |
||||||||||||||||||||||||
включенного в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, |
||||||||||||||||||||||||
в связи с прекращением деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на |
||||||||||||||||||||||||
окружающую среду путем: | ||||||||||||||||||||||||
(консервация или ликвидация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду) |
||||||||||||||||||||||||
Основания снятия с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие |
||||||||||||||||||||||||
на окружающую среду: | ||||||||||||||||||||||||
(сведения о реквизитах заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя о прекращении деятельности на объекте, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и реквизитах акта о консервации или ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") |
||||||||||||||||||||||||
Свидетельство применяется во всех предусмотренных законодательством случаях и подлежит замене в случае изменения приведенных в нем сведений, а также в случае порчи, утраты. |
||||||||||||||||||||||||
(должность, электронная подпись, ФИО ответственного лица территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка
НВОС - это один или несколько объектов с единым предназначением, технологически и физически связанные друг с другом и расположенные на одном или нескольких земельных участках. При наличии вредного действия на окружающую среду такие производства ставят на государственный учет. Для этого узнайте порядок подачи заявки и получения свидетельства, какие объекты необходимо поставить на учет, а для каких это не нужно.
Заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие
Внимательно изучите образец заявки. Синим цветом выделен пример заполнения документа.
Впишите свои данные по аналогии с ним. Обратите внимание на жёлтый маркер в форме.
Чтобы открыть картинки в полном размере, нажмите на них мышкой:
Заявка о постановке объекта, стр. 1
Заявка о постановке объекта, стр. 2
Заявка о постановке объекта, стр. 3
Если вы хотите разобраться, как правильно заполнять заявку о постановке на госучет объекта, оказывающего НВОС, прочитайте эту инструкцию. Документ создается через Модуль пользователя, чтобы в будущем было возможно отослать его в Росприроднадзор.
Чтобы посмотреть картинки, нажмите на первое изображение мышкой и листайте либо с её помощью, либо указательными стрелками на клавиатуре:
Постановка на учет объектов НВОС, стр. 1
Постановка на учет объектов НВОС, стр. 2
Постановка на учет объектов НВОС, стр. 3
Постановка на учет объектов НВОС, стр. 4
Постановка на учет объектов НВОС, стр. 5
Постановка на учет объектов НВОС, стр. 6
Постановка на учет объектов НВОС, стр. 7
Постановка на учет объектов НВОС, стр. 8
Подробнее о НВОС
Хозяйствующие субъекты обязаны подать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на природу, на государственный учет.
По степени губительного влияния на окружающую природу и здоровье человека объекты подразделяют на категории от I до IV.
I класс оказывает наименьшее воздействие на природу, а IV класс опасен больше всех. Классификация утверждена постановлением Правительства №1029 от 29.09.2015 г.
Если объект не подпадает ни под одну из этих категорий, то такие производства на государственный учет не ставят.
В какой именно реестр будет внесен объект - федеральный или региональный, решает руководитель предприятия, следуя постановлению Правительства №903 от 25.08.2015 года.
Если предприятие имеет несколько характеристик по НВОС, то оно оценивается по наиболее значимому фактору.
Согласно присвоенной категории, определяются следующие критерии:
- нормы предельно допустимой силы воздействия на окружающую природу. На предприятии должен быть составлен перечень мероприятий по охране природы и повышения эффективности экологической работы;
- размер оплаты за НВОС;
- хозяйствующим субъектам вменены в обязанность разработка и утверждение перечня работ по производственному контролю за экологией;
- субъекты, выполняющие свою деятельность на объектах, которые относятся к первой категории НВОС, обязаны использовать для охраны окружающей среды самые передовые технологии.
После постановки объекта НВОС на государственный учет устанавливается график государственных проверок предприятий.
Частота посещений варьируется в зависимости от определенной для объекта категории риска:
- умеренный риск - 1 раз в 5 лет;
- средний уровень риска - 1 раз в 4 года;
- значительный риск - 1 раз в 3 года;
- высокий риск- 1 раз в 2 года;
- чрезвычайно высокий риск - ежегодно.
Что касается предприятий государственного надзора, которые отнесены к категории незначительного риска, то здесь проверки не проводятся.
Смотрите видео: Модуль природопользователя, заявка. Часть 1
");" align="center">
Постановка на госучет объектов, оказывающих негативное воздействие
Все предприятия России, так или иначе влияющие на экологию, должны поставить их на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Сделать это необходимо во исполнение постановления «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 219-ФЗ» от 21.07.2014 г. Постановлением отводился двухлетний срок на выполнение.
Однако в течение этого периода возникло множество вопросов и проблем. Неясен был алгоритм подачи заявок и непонятно, нужно ли это вообще. Поэтому Правительство выпустило несколько разъяснений и дополнений.
Постановка на учет объектов НВОС не подразумевает это в отношении самих ИП или юридических лиц, а лишь эксплуатируемых ими объектов.
Сам факт существования производства, негативно влияющего на природу, обязывает природопользователя решить задачу постановки на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет.
Обязанности по ведению государственного федерального перечня объектов, оказывающих НВОС, возложены на Росприроднадзор.
Такие объекты подлежат экологическому государственному контролю и подают заявки в федеральные территориальные органы Росприроднадзора.
Природопользователи, не наносящие вреда природе (офисы и магазины), подлежат региональному экологическому контролю. Заявки о постановке на учет направляют в исполнительные органы власти субъектов РФ.
Заявка о постановке на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет, должна подаваться в течение полугода с момента пуска производственного объекта в эксплуатацию.
Орган, отвечающий за постановку объектов на учет, рассматривает заявки не позже 10 дней после их получения. После этого он выдает соответствующий документ-свидетельство.
Направляют заявку на постановку объекта НВОС на государственный учет объектов в электронном виде или лично. Возможна отправка документов заказным письмом по почте с описью отправляемых бумаг.
Природопользователи обязаны своевременно сообщать об изменениях в работе или названии объектов, оказывающих НВОС. Это делается для актуализации имеющихся данных.
Информация подается не позже, чем через 30 дней после государственной регистрации наступивших изменений.
Статья 8.46 КоАП устанавливает штраф в сумме 30 000-100 000 рублей за невыполнение задачи постановки на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет.
По сути, наказание происходит за неподачу заявки в срок.
Смотрите видео: Модуль природопользователя, заявка. Часть 2
");" align="center">
Субъекты, не подлежащие постановке на государственный учет объектов негативного воздействия
Предприятие не оказывает неблагоприятного воздействия, если оно:
- Производит лишь бытовые отходы.
- У него нет стационарных источников выброса.
- Воздействует на среду, лишь образуя, накапливая и перевозя отходы.
- Не содержит признаков, позволяющих отнести его к одной из четырех категорий.
На учет ставятся объекты НВОС по месту нахождения, где и подаются заявки.
Строящиеся объекты на учет не ставят. Это делают лишь после введения в эксплуатацию. Внесение заведомо недостоверных данных карается штрафом.
Если же были допущены незначительные случайные ошибки, то возможно их исправление. Следует внимательно проверять документы перед отправкой.
Личный кабинет природопользователя для постановки объекта НВОС на учет
При регистрации объектов НВОС в Росприроднадзоре можно воспользоваться одним из трех вариантов:
- Через личный кабинет природопользователя для постановки объекта НВОС на учет.
- Через специальный модуль природопользователя.
- С помощью сторонних ресурсов.
Чтобы работать в онлайн-офисе, нужно:
- подтвердить учетную запись в ЕСИА на сайте Госуслуг (http://esia.gosuslugi.ru );
- получить электронную подпись в специальном Удостоверяющем центре, зарегистрированном в Минкомсвязи.
Модуль природопользователя доступен абсолютно всем в распространенном программном обеспечении, которое легко скачать с сайта Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/otchetnost .
Использовать можно стороннее программное обеспечение, если используется открытый формат XML, который находится по адресу http://rpn.gov.ru/node/27639 . Файл называется «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии».
Если вы как физическое или юридическое лицо ведете хозяйственную деятельность и имеете на балансе своего предприятия объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), то до 1-го января 2017 года вам нужно кое о чем позаботиться. Дело в том, что, согласно приказу Министерства Природных Ресурсов и Экологии от 1 января 2015 года, все объекты, оказывающие НВОС, в течение двух лет должны быть поставлены на государственный учет.
Для того чтобы это сделать, нужно правильно заполнить и подать заявку в уполномоченный орган исполнительной власти. Конечно, это немаленькая головная боль для того, кто этим занимается. В этой статье мы детально рассмотрим инструкцию по заполнению заявки на постановку объекта, оказывающего НВОС. Для начала разберемся с основными понятиями.
Объект, оказывающий НВОС. Что это?
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - «объект капитального строительства и/или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и/или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков» (ст.1 ФЗ №7)
Это значит, что, несколько отдельно стоящих зданий могут быть оформлены как один объект при условии, что они выполняют одно назначение. Необязательно, чтобы они находились на одной территории. Пример: разные цеха одного предприятия. При этом, если на участке кроме цехов находится еще и офисное здание, то его можно либо оформить как самостоятельный объект, либо не оформлять, если оно не подходит под критерии НВОС.
Что подразумевается под негативным воздействием на окружающую среду? Согласно ФЗ №7 ст.16, НВОС бывает нескольких видов:
- Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ
- Сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в наземные или подземные воды, а также на водосборные площади
- Размещение отходов производства и потребления
- Загрязнение недр и почв
- Другие виды физических воздействий на окружающую среду: шумовое, тепловое загрязнение, электромагнитное излучение и так далее
- Другие виды негативного воздействия на окружающую среду
В отношении последних четырех пунктов государство пока не решило, как определять такие загрязнения и как взимать плату за них. По остальным видам НВОС существуют нормативы, по которым и рассчитывается оплата в зависимости от объемов загрязнения.
Вот как это выглядит на практике. Вы владеете автомойкой. Ваша автомойка имеет стационарный источник загрязнения - вы используете воду для производственных нужд и производите ее сброс вместе с другими химическими веществами. Это значит, что вам в любом случае придется оформлять автомойку как объект, оказывающий НВОС. Если объем сбрасываемых веществ составляет более 10 тонн в год, вы будете платить за НВОС по нормативу.
В 2014 году государство переработало главный закон ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». Одно главных нововведений: теперь все объекты НВОС делятся на 4 категории.
- Объекты, оказывающие значительное НВОС. Таких объектов по всей стране всего около пятисот. К ним относятся предприятия, которые производят выбросы веществ первого и второго класса опасности, то есть веществ, представляющих наибольшую угрозу для здоровья населения и состояния окружающей среды. Обычно они занимаются металлургической и химической промышленностью, добычей и переработкой полезных ископаемых, производством энергии, захоронением и обезвреживанием отходов и так далее.
- Объекты, оказывающие умеренное НВОС. Объекты II категории подают декларацию о воздействии на окружающую среду в качестве отчетности. По сути, ко второй категории относятся объекты, занимающиеся теми же видами деятельности, что и в первой, но с меньшими объемами выбросов: добыча и переработка нефти, производство кокса и нефтепродуктов, производство бумаги, картона, целлюлозы, продуктов питания и другими. Отдельно выделяются объекты транспортной инфраструктуры: крупные речные и морские порты, аэропорты, железнодорожные вокзалы. Они тоже относятся ко II категории.
- Объекты, оказывающие незначительное НВОС. К III категории причисляются объекты, которые имеют стационарный источник загрязнения. Объем выбросов в атмосферу превышает 10 тонн в год, выбросы химических веществ 1-го и 2-го классов опасности отсутствуют. Если предприятие использует воду для промышленных нужд, то ему тоже присваивается III категория. Бытовые нужды не считаются. Объекты I, II и III категорий обязательно должны иметь на предприятии программу производственного экологического контроля (ПЭК), то есть вести строгий учет всех сбросов и выбросов и предоставлять отчетность.
- Объекты, оказывающие минимальное НВОС. К ним относятся школы, больницы, офисные помещения. Такие объекты могут иметь стационарный источник загрязнения, но объем выбросов не должен превышать 10 тонн в год. Вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в городскую канализацию. Объекты IV категории не платят за НВОС и освобождаются от всех плановых проверок.
Подведем итог. Для того чтобы определить, к какой категории относится ваше предприятие, нужно учесть несколько моментов:
- Вещества 1-го и 2-го классов опасности. Если вы выбрасываете в атмосферу такие вещества, ваш объект автоматически причисляется к I или II категории. Далее все зависит от объемов.
- Вода для производственных нужд. Если ваше предприятие сбрасывает сточные воды, образовавшиеся в процессе производства, а не только в качестве бытовых отходов, то оно относится к III категории.
- Стационарный источник выбросов. Не более 10 тонн в год. При условии, что ваш объект соответствует этому требованию, и не использует воду в производстве, он будет относиться к IV категории. Вам остается только производить учет выбросов, чтобы предоставить точные цифры.
Инструкция по заполнению заявки на постановку на учет объектов, оказывающих НВОС
Имея четкое представление об основных понятиях, касающихся постановки на учет объектов НВОС, заполнить заявку не так уж и сложно. Если вы не заполняете заявку в электронном виде на сайте госуслуг, то вы легко можете скачать актуальную форму заявки в интернете. После того как вы зарегистрируете свой объект, он будет включен в Федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Этот реестр будет содержать в себе ровно те сведения о вашем объекте, которые вы укажете в заявке.
В самом начале указываются общие сведения: название, организационно-правовая форма и адрес места нахождения (для юридического лица) или места жительства (для физического лица). Указывается также дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговых органах.
Затем информация, которая указывается в заявке, разделяется на четыре раздела.
- Сведения об объекте. В этом разделе нужно указать:
- Адрес объекта и его географические координаты четырех угловых точек. Обычно они указываются в кадастровом паспорте, их также легко можно найти, например, с помощью Гугл-карт. Также вместе с наименованием указывается код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований.
- Вид деятельности, объем производимых товаров, оказываемых услуг и коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
- Сведения для объектов I категории
- Сведения о разрешительных документах в области охраны окружающей среды. Здесь указываются реквизиты документов, разрешающих оказывать воздействие на окружающую среду.
- Сведения о принимаемых мерах по обеспечению охраны окружающей среды. Директор предприятия должен подтвердить, что на объекте выполняется программа производственного экологического контроля. Можно указать дату утверждения ПЭК. Далее размещается следующая информация.
- Сведения о мероприятиях по снижению вредных выбросов. Нужно указать, какие мероприятия проводятся и, согласованы ли они с региональными органами контроля.
- Сведения о технических средствах по обезвреживанию вредных химических веществ. Наименование, технические характеристики, эффективность работы.
- Сведения о технических средствах по очистке сбросов загрязняющих веществ. Также, наименование, характеристики, эффективность.
- Сведения о технологиях безопасного размещения отходов 1-5 классов опасности (если такие отходы имеются). Также нужно описать, как проводится мониторинг состояния окружающей среды в местах размещения отходов.
Сведения о воздействии объекта на окружающую среду. В этом разделе нужно указать, какие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу присутствуют на вашем объекте. Для каждого стационарного источника указывается объем или масса выбросов.
Далее - сведения об источниках сброса сточных вод по той же схеме: источник и объемы сброса в расчете за год. Также указываются сведения о размещении отходов производства для каждого объекта. Эти сведения включают в себя типы отходов, их массу, координаты места размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре (если он есть).
Вся эта информация касается трех основных видов загрязнения окружающей среды, по которым на сегодняшний день ведется учет НВОС.
Изменения в природоохранном законодательстве обязывают природопользователей поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, представив соответствующую заявку. Кто должен представлять такие заявки, и есть ли утвержденная форма? Что будет, если заявка на представлена в установленный срок? Отвечает на эти и другие вопросы, которые волнуют организации и предпринимателей М.С. Мухин , президент ООО «Центр налоговых экспертиз и аудита» (г. Санкт-Петербург).
С 01.01.2016 в законодательство введена новая обязанность природопользователей - направлять органам государственного экологического надзора информацию об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях их государственного учета (ст. 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее - Закон № 7-ФЗ). При этом нельзя не отдать должное изобретательности законодателей, предложивших природопользователям сочетание «кнута и пряника».
Обязанность по постановке объекта на учет и последствия ее неисполнения
Подчеркнем: речь идет о постановке на учет не самих организаций и индивидуальных предпринимателей, а используемых ими объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Положениями статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлены:
а) обязанность природопользователей подавать заявки о постановке объектов на учет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 1).
Показательно, что практически все комментарии по данному вопросу указывают на необходимость подавать заявки в Росприроднадзор. Действительно, пунктом 5.5 (10) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 на данное ведомство возложена функция по ведению федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Последнее, крайне важное, обстоятельство нередко упускается из виду.
Между тем, критерии, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», позволяют отнести к таким объектам весьма ограниченное их количество.
Подавляющее большинство объектов негативного воздействия, принадлежащих «безвредным» природопользователям (офисы, магазины и т. п.) подлежит региональному экологическому надзору. Соответственно, заявки о постановке объектов на учет должны направляться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подчеркнем: обязанность природопользователя подать заявку о постановке на государственный учет объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обусловлена самим фактом наличия такого объекта и не зависит от того, обязан ли природопользователь вносить плату за негативное воздействие окружающую среду.
б) срок подачи заявки о постановке объектов на учет (в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта) (п. 2).
Помимо установления указанного срока, законодатель определил и общий срок для постановки на учет объектов негативного воздействия, использовавшихся на момент вступления в силу рассматриваемых поправок в Закон № 7-ФЗ.
Данный срок установлен пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он составляет два года со дня вступления в силу указанного закона (01.01.2015). Подробный комментарий экспертов 1С .
Позволим себе не согласиться с Росприроднадзором и авторами многочисленных комментариев, утверждающими, что объекты негативного воздействия должны быть поставлены на учет не позднее 31.12.2016 года (письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884). Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 1 ст. 191 и ст. 193 ГК РФ). То есть, в данном случае срок для постановки объекта на учет истекает 09.01.2017. Однако необходимо учитывать, что постановке на учет предшествует подача соответствующей заявки, для рассмотрения которой также установлен срок (см. ниже).
в) порядок утверждения формы заявки о постановке на учет (п. 3).
Полномочия по утверждению формы заявки предоставлены уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), которое уже приняло соответствующий нормативный акт - приказ от 23.12.2015 № 554. Важно отметить, что данный приказ вступил в силу только 05.07.2016 (с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).
Введение в действие нормативного акта, утвердившего форму заявки о постановке объекта на учет, создало основу для практического исполнения положений статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, дав природопользователям возможность подавать заявки в уполномоченные государственные органы. В связи с этим озвученное Росприроднадзором в письме от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884 предложение о переносе срока окончания учета на 31.12.2017 с соответствующим внесением изменений в действующее законодательство, вероятнее всего, утратило свою актуальность.
г) срок исполнения заявки (постановки объекта на учет) (п. 4).
Уполномоченный орган обязан осуществить постановку объекта на учет и выдать соответствующее свидетельство в течение 10 дней с момента подачи заявки.
Соотнеся срок рассмотрения заявки со сроком исполнения обязанности по постановке на учет объектов, использовавшихся на дату вступления в силу статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, можно сделать вывод, что заявка должна быть получена уполномоченным органом не позднее 30.12.2016.
д) обязанность природопользователей представлять сведения, необходимые для актуализации имеющейся информации (п. 6) и срок для исполнения данной обязанности (п. 7).
Природопользователи обязаны подавать такие сведения в срок не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации соответствующих изменений.
Данная обязанность, не будучи примечательной сама по себе, ставит перед участниками рассматриваемых отношений весьма трудноразрешимую задачу:
Кто обязан подавать заявку: собственник объекта или его арендатор?
К сожалению, ни Закон № 7-ФЗ, ни подзаконные акты не дают прямого ответа на этот вопрос. Согласно пункту 1 статьи 69 данного закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Абсолютно очевидно, что в контексте данной нормы речь идет о реализации правомочия пользования объектом, что позволяет рассматривать в качестве обязанного лица пользователя объекта (арендатора).
Данный вывод, казалось бы, подтверждается положениями пункта 6 статьи 69 Закона № 7-ФЗ, в котором необходимость актуализации сведений связывается с заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте. Как видим, о смене собственника объекта речь не идет.
Однако в пункте 7 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ говорится о представлении сведений в течение тридцати дней со дня государственной регистрации изменений, указанных в абзацах втором и третьем пункта 6 этой статьи. Таким образом, законодатель связывает необходимость актуализации имеющейся информации не просто с «заменой» (термин достаточно сомнительный сам по себе) природопользователя, использующего объект, а с заменой, предполагающей осуществление государственной регистрации данного факта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ государственная регистрации договора аренды здания или сооружения является обязательной лишь в том случае, если такой договор заключен на срок не менее года. Как разъяснил Президиум ВАС РФ в информационном письме от 01.06.2000 № 53, данное правило применяется и к договорам аренды нежилых помещений.
Таким образом, смена арендатора нежилого помещения (в частности, офиса в бизнес-центре) не влечет за собой обязанность актуализировать сведения об объекте, ранее поставленном на учет. Соответственно, лишена смысла сама постановка на учет объекта арендатором, пользующимся этим объектом на основании договора краткосрочной аренды (до одного года).
Не претендуя на абсолютную истину, возьмемся предположить, что обязанность подавать заявку о постановке на «экологический учет» объекта, используемого на основании договора аренды, возлагается на:
- арендодателя (если договор аренды не подлежит государственной регистрации);
- арендатора (если договор аренды подлежит государственной регистрации)
Ответственность за невыполнение обязанности по своевременной подаче заявки о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также сведений для актуализации учетной информации, установлена статьей 8.46 КоАП РФ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей штраф составляет от 30 до 100 тыс. руб.
Следует подчеркнуть, что ответственность установлена не за невыполнение обязанности по постановке объекта на учет, а за неподачу в срок соответствующей заявки. То есть, наказуемым является несовершение обязанным лицом начальных действий вне зависимости от их результата.
Экономическое стимулирование «экологического учета»
Как отмечено выше, законодателю удалось совместить административное принуждение природопользователей к постановке объектов на учет с экономическим стимулированием их к выполнению данной обязанности. Это нашло нормативное оформление в пункте 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2016. Согласно данной норме субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду не являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Пожалуй, впервые в отечественном законодательстве столь определенно заявлено об отсутствии фискального интереса в сфере природопользования к лицам, не оказывающим сколько-нибудь значительного воздействия на окружающую среду.
Такой подход представляется абсолютно правильным - как с точки зрения формирования благоприятной бизнес-среды, так и с позиции сосредоточения усилий контролирующих органов на реальных, а не номинальных загрязнителях. Уместным следует признать и отказ законодателя от использования такого сомнительного критерия, как «субъекты малого и среднего предпринимательства», который оставляет «за бортом» природопользователей, представляющих некоммерческую сферу (школы, медицинские и социальные учреждения, органы власти и управления, общественные и религиозные организации).
Насколько удачен выбранный законодателем критерий освобождения от платы, основанный на категорировании объектов негативного воздействия? Ответ на этот вопрос даст только время. Сейчас очевидно лишь то, что к указанным категориям объектов проявляется весьма значительный интерес со стороны природопользователей.
Категории объектов негативного воздействия описаны в статье 4.2 Закона № 7-ФЗ, а критерии отнесения объекта к той или иной категории - в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Большинство специалистов полагает (и эта точка зрения представляется абсолютно верной), что к таким объектам будут относиться так называемые «безвредные природопользователи».
Отрадно, что Росприроднадзор в письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054 также акцентировал внимание на том, что «представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т. д.) к IV категории объектов НВОС».
Постановка объекта на учет и присвоение ему той или иной категории оформляется соответствующим свидетельством. Типовая форма свидетельства доведена письмом Росприроднадзора от 01.09.2016 № 176-03-00-36/17836.
Обобщая изложенное, сделаем следующий вывод. Законодатель не просто возложил на природопользователей новую обязанность, а сделал крайне важный шаг, избавляющий тех, чья деятельность не причиняет сколько-нибудь существенного вреда окружающей среде, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, представления соответствующих деклараций.
При всех недостатках процедуры «экологического учета» его результатом должно стать существенное снижение административного давления не только на бизнес, но и на некоммерческий сектор.
От редакции
В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 поддерживается возможность формирования Заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по форме, утв. приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. Она доступна в рабочем месте «1С-Отчетность» - вкладка «Уведомления».
|