Отношение чацкого и фамусовского общества к иностранному. Отношение Чацкого к крепостному праву. Пьеса "Горе от ума". Грибоедов. Отношение к службе
1)Чацкий 2)Фамусовсое общество ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ,ЧИНАМ,КАРЬЕРЕ: 1)"Чины людьми даются,а люди могут обнануться." Сперва насмешливо,а затем гневно протестует против господствующих в обществе равов,которые требуют рабской покорности,лицемерия и приспособленчества. 2)Фамусов:"При мне служащие чужие очень редки;Все больше сестрины,свояченицы,детки...Будь плохенький,да если наберетсядушь тысячки две родовых,-Том и жених." Молчалин:"ведь надобно ж зависеть от других. ...В чинах мы небольших" ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ: 1)"Служить бы рад,прислуживаться тошно..." "Когда в делах- я от веселий прячусь, Когда дурачиться-дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников,я не из их числа" 2)Фамусов:"...Обычай мой такой:Подписано,так с плеч долой."Молчалин:"Ну,право,что бы вам в Москве у насслужить? И награжденья брать и весело пожить?" ОТНОШЕНИЕ К КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ: 1)Фамусов о Чацком(с ужасом) "Опасный человек!Он вольность хочет проповедать!Да он властей не признает!" Называет крепостников-помещиков "знатными негодяями",одни из которых "на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей,отцов отторженных детей",которые затем были все "распроданы по одиночке".Мечтает избавить русский народ от рабства. 2)Хлестакова:"От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку,-Вели их накормить,ужо,дружочек мой....От ужина сошли подачку"В этом обществе человек и собака имеют одинаковую ценность: помещик меняет крепостных, которые "не раз и жизнь и честь его спасали",на трех борзых собак. ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ: 1)Хорошо образован. фамусов о Чацком "...он малый с головой,и славно пишет,переводи"2)Хлестакова:"И впрямь с ума сойдешь от этих,от однихОт пансионов,школ,лицеев..."Скалозуб:"...Ученостью меня не обморочишь..."Фамусов:"...Ученье- вот чума,ученость- вот причина,Что нынче пуще,чем когда,Безумных развелось людей,и дел,и мнений" КАК ГЕРОИ ПОНИМАЮТ УМ: 1)"Есть люди важные,слыли за дураков... ... но призваны всем светом, Особенно в последние года, Что стали умны,хоть куда..." (Предполагают,что эти строки посящены Александру 1) Ум в понимание Чацкого- это просвещение,передовые взгляды,стремление искать блага не для себя,а для Отчизны.Для Фамусова- это ум бунтовщика,"карбонария".Вот почему в его восприятии ум Чацкого- это безумие(в их мире на гонения обречены всякая независимая мысль,всякое искреннее чувство). 2)Софья(о Чацком) "Ум эдакий ли ум семейство осчастливит..." ум в фамусовском обществе- это умение сделать карьеру,добиться чина,жить богато,жениться выгодно-"дойти до степеней известных".Это практический,житейский,изворотливый ум.
Знаменитая нравственно-социальная пьеса в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова стала оригинальным высокохудожественным и общественно значимым произведением первой четверти XIX века. Автор работал над главным произведением своей жизни несколько лет и изобразил в нем образы и реальные типажи людей той эпохи.
Конфликт
В произведении «Горе от ума» в основе сюжета лежат два конфликта: первый - любовный, в котором участвуют главный герой Чацкий и Софья, второй - общественно-идеологический, где опять же не обходится без Чацкого, самого хозяина (Фамусова) и его гостей, защищающих устаревшие консервативные взгляды.
Приступая к теме «Отношение к крепостному праву Фамусова», сначала разберемся, что это за человек, что у него в приоритете. Чацкий станет главным обличителем таких столпов дворянского общества, как Фамусов, убежденных крепостников, которые готовы отправить за любую оплошность своих крепостных слуг в Сибирь.
Образ Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов - центральная фигура пьесы. Обращаясь к теме «Отношение к крепостному праву Фамусова», нужно отметить, что является ярким представителем консерваторов, которые придерживаются философских учений своих предков. Он называет их «отцами», в свою очередь, это люди, занимающие высокие государственные посты и являющиеся богатыми помещиками. Они всегда выступают за сохранение самодержавия и крепостного права. Их никогда не интересовали вопросы просвещения и свободы. Образ Фамусова - это собирательный образ, который представляет собой то правящее сословие, которое имеет власть над другими.
Казенный человек
Сам Фамусов тоже человек не бедный и имеет достаточно высокий чин «управляющего в казенном месте». От него во многом зависит успех и продвижение по службе многих людей. Он распределяет награды и чины, составляет протекции молодым чиновникам и пенсии отставникам. Вполне понятно, что такие люди, как Фамусов, будут до последнего сражаться за сохранение своего статуса и привилегий. Этот герой восхваляет московские традиции и нравы. Он считает, что во всем нужно опираться на опыт «отцов» и учиться у старшего поколения.
Цитаты Фамусова содержат смысл того, «что по отцу и сыну честь», пусть он будет плохенький, но если имеет пару тысяч крепостных, то и женихом будет считаться достойным.
Избыток ума - порок
Фамусов в своих жизненных убеждениях пороком называет передовое молодое свободомыслие. Он считает, что это происходит от избытка ума и учености. Об уме у него приземленное и житейское представление. По его рассуждениям, умный тот, кто смог хорошо устроиться и за счет покровителей сделать себе карьеру. Для него ученость - это все равно, что вольнодумство, в ней он видит огромную опасность для всего общества и государства. Цитаты Фамусова на этот случай просто потрясают: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь».
Отношение к службе
В главная тема - это служба, здесь все мечтают о чинах и о богатстве. К таким людям, как полковник Скалозуб, Фамусов относится с глубоким уважением. Чацкого, который забросил службу, считает человеком «пропащим», «хотя если бы захотел, так был бы деловой» - замечает о нем Фамусов. Однако сам помещик к своим обязанностям относится весьма пренебрежительно «подписано, так с плеч долой».
Отношение к крепостному праву Фамусова
Фамусов - русский помещик XIX века, для которого владение крепостными представляется самым естественным делом. Чацкий же, наоборот, резко высказывается о крепостном праве и всячески обличает его сторонников. Он никогда не приемлет того, что крепостных можно выменять на породистых щенков Чацкий выступает против угнетения народа, он за свободу и равенство между людьми. Помещики живут и пируют за счет своих рабов, поэтому «сами толсты, а их лакеи тощи».
Если раскрывать дальше тему «Отношение к крепостному праву Фамусова», то образ Фамусова являет собой жесткое реакционно настроенное чиновничество, которое было оплотом царского самодержавия. Разоблачая реакционность фамусовского общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет господство этих людей, как влияют они на жизнь простого русского народа.
Ответ оставил Гость
Отношение к народу и крепостному праву
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, –
Тот и жених. (Фамусов)
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!! !
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей? !
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!! ! (Чацкий)
к идеалам
фамусовское общество
1. Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают! (Фамусов)
2. Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом:
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине. (Фамусов)
Чацкий
1. В науки вперить ум, алчущий познанья.
2. 4. Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
к службе
фамусовское общество
1. Да! их (бумаг) недоставало.
Помилуйте, что это вдруг припало
Усердье к письменным делам! (Фамусов)
2. Боюсь, сударь, я одного смертельно,
Чтоб множество не накоплялось их (дел) ;
Дай волю вам, оно бы и засело;
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой. (Фамусов)
3. А, главное, поди-тка послужи. (Фамусов Чацкому)
4. Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
(Молчалин Чацкому)
5. Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
(Скалозуб о своём двоюродном брате)
6. Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
(Скалозуб о причинах своего быстрого продвижения по службе)
7. По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил. (Молчалин)
8. Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Чацкий
1. Служить бы рад, прислуживаться тошно.
2. Кто служит делу, а не лицам.. .
3. Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти – так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
(Фамусов о Чацком)
4. Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачиться – дурачусь;
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
(Чацкий Молчалину о своём отношении к делам и развлечениям)
иностранцам и иностранному
1. И тут со всех сторон
Тоска, и оханье, и стон.
Ах! Франция! Нет в мире лучше края! -
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжён!
(Чацкий об отношении к иностранному молодого поколения представителей фамусовского общества)
2. А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!. . (Фамусов)
Чацкий
1. Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!
2. Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Отношение Чацкого к крепостному праву весьма двойственно – с одной стороны, он довольно часто говорит о злоупотреблении этим режимом, но в то же время, в его репликах не прослеживается полного отказа либо протеста. Поскольку сам мотив крепостного права не является основополагающим в произведении, позиция нашего героя выражена сжато, однако даже на отношении этого можно составить его представление относительно данного вопроса.
При упоминании о крепостных, Чацкий, как правило, негодует. Ему искренне претит существующая действительность, однако, вполне вероятно, что это происходит потому, что в те времена, многих молодых дворян коробили грубые формы крепостничества. Больше всего героя возмущает то, что знать использует крепостных «как заблагорассудится», не считают их за людей, а порой и хуже скота, мнение крестьян абсолютно ни во что не ставится, они лишены всяческих прав, даже элементарно человеческих.
Существует всего лишь две цитаты Чацкого по отношению к крепостному праву и простому люду, среди которых одна преисполнена справедливым возмущением, а вторая жалостью. Невозможно не согласиться с героем, ведь достаточно больно и обидно видеть, что живых людей лишают самого основного, на что может претендовать человек – права на голос и собственное мнение.
Стоит отметить, что во времена, описываемые писателем, крестьяне и вправду были абсолютно безвольными, словно марионетки в руках помещиков и знати. Мало того, Чацкого возмущает что в цене животные и люди тождественны, что, в принципе не является правильным, их можно обменивать, продавать, покупать не спрашивая согласия.
Герой никак не может принять тот факт, что людей можно обменять на собак, собак на людей, людей на лошадей, лошадей снова на собак – в общем, что разум человеческий и возможности людские не оцениваются по достоинству и человек (пусть даже самый простой и необразованный) автоматически причисляется к домашнему скоту, хотя все мы знаем, что каждый есть индивид, личность, обладающая уникальностью и высшим интеллектом.
Чацкому больно смотреть на страдания крепостных, и не важно что движет им –человеческое сострадание либо просто чопорная интеллигентность, так или иначе, невооруженным глазом видно, что подобное ему искренне чуждо. Однако есть одно «Но»… Если героя действительно раздражает существующая несправедливость, почему он не прибегает к какой-либо деятельности относительно протеста крепостному праву, и высказывает лишь недовольство, но не открытое желание изменить действительность?
Сложно сказать… Но тот факт, что отношение Чацкого к крепостному праву является негативным, неоспорим. Другое дело, что в его случае оно безвольно негативное и ограничивается лишь сетованием, но никак не действиями и борьбой. Возможно, потому, что нашему герою просто лень? Кто знает…
Вариант 2
Главным героем анализируемого произведения является Александр Чацкий. Берясь за анализ необходимым будет сконцентрировать своё внимание на таком важном вопросе как отношение героя произведения - Чацкого к крепостному праву.
Комедия в стихотворениях носит обличительный характер, она касается наиболее острых тем для времени в котором жил Грибоедов. Это темы о воспитании, образовании, крепостном праве, нынешнем веке и веке прошедшем, о морали, а также о общественном устройстве. В анализируемой комедии вскрывается вся правда, вся подноготная про московское общество, которое не имело понятия о морали, совсем не имело каких-либо нравственных ценностей. В данном обществе всегда царил дух напряженности, неискренности, фальшивых чувств. Здесь всё было продажным, продавалась дружба, любовь.
Произведение Грибоедова является очень успешным, оно разлетелось на множество цитат. "Горе от ума" на сегодня является одной из самых цитируемых комедий. Множество высказываний из нее превратились в устоявшиеся выражения, кои являются неотъемлемой частью речи в современности. Немаловажно сказать, что сперва произведение Грибоедова запрещалось цензурой, ибо в нём содержалась критика по отношению к крепостному праву.
Значимое место в комедии Грибоедова занимает отношение главного героя - Чацкого к крепостному праву. В произведении читатель сумеет найти немного фраз, которые показывают отношение Чацкого к крепостному праву. Но, несмотря на это, немногочисленные высказывания являются довольно-таки сильными. Чацкий с резкой критикой обрушивается в сторону крепостного права, на его недостатки.
Цитаты Чацкого хорошо подтверждают его возмущение, когда речь заходит про крепостных людей. Так, в одной из своих речей, Чацкий, используя имя Нестор, означающее руководитель, несомненно, говорит про русскую знать, которая держит простой люд в угнетении. Простой люд не имеет выбора, он защищает своего хозяина, хотя мог бы вести себя совсем по-иному. И что же делает хозяин в ответ на защиту, преданность? Нет, он не отвечает благодарностью, наоборот: меняет простой люд на собак! Негодованию и ненависти главного Чацкого нет конца.
Все речи, которые характеризуют отношение главного героя - Чацкого к крепостному праву, не несут в себе каких-либо конкретных выпадов в сторону последнего. Ни одна цитата прямо не поддерживает слов по поводу простого люда. Однако несмотря на данный факт, цитаты Чацкого несомненно, не вызывают сомнений насчет мнения героя по отношению к крепостному праву. Первое - ненавистное, обличающее возмущение, второе - эмпатия, ощущение лжи, неправоты направленной в сторону к простому человеку.
Сочинение Отношение Чацкого к крепостному праву
Сразу нужно сказать, что в произведении нет чёткой позиции по этому вопросу. Ни разу в тексте не поднимается вопрос крепостного права, нет критики на этот счёт. Известно, что сам Грибоедов даже в жизни не высказывался по этой теме публично, не ратовал за отмену крепостного права или, наоборот, за его укрепление. Это не Некрасов, не Фонвизин, которые критиковали строй особенно за отношение верхушки общества к крестьянам. Грибоедов больше высмеивает именно социальные пороки.
Можно только по косвенным признакам понять отношение главного героя произведения к этому тогда животрепещущему вопросу. Чувствуется, что Чацкий уважает народ – трудящихся людей. Сто процентов к ним у героя больше уважения, чем к московской знати, которая «плетёт» лесть и лоб разбивает, кланяясь властям.
Андрей Чацкий говорит Фамусову, что их общество, буквально, смешит народ. Купцы и дельцы трусят на войне, но «отважно» бьют поклоны. Что остаётся делать простым людям при взгляде на такое поведение? Только смеяться, но между собой, конечно, так как в руках тех глупцов власть и деньги.
В этом же разговоре Андрей Андреевич с возмущением приводит в пример крепостника-театрала. Тот согнал на обозах со всех концов своих владений самых красивых детей, чтобы нарядить их в «Амуров и Зефоров». При этом он оторвал несчастных от их семей, подверг стрессу… Но все восхитились результату его задумки – красивое представление. Вся столица развлекалась! Но вот только никто театралу так и не помог с долгами… И пришлось распродавать тех Амуров по одному. Или ещё пример, когда крепостник выменял своих верных лакеев, которые его поддерживали и в беде, и в радости, на борзых собак! Чувствуется, что Чацкому это всё отвратительно.
Главный герой характеризует наш народ добрым и даже бодрым. Чацкий сетует, что из-за обилия иностранных слов в речи знати простые люди не только не понимают «хозяев», но и считают их почти немцами. Богатые стараются отделиться от народа, относятся к нему как к вещи.
У Чацкого гуманный подход к этому вопросу. Возможно, ни он, ни автор не знал, как решить эту социальную проблему, но, вероятно, весь ужас именно в презрительном отношении одних людей к другим.
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина сочинение
Послевоенные годы Второй Мировой войны были очень голодными для многих домов всего Союза. Некоторые дети даже не знали, как выглядят яблоки. Мальчик из произведения «Уроки французского» был именно из таких, он видел яблоки лишь на картинках.
- Деревенская проза Шукшина кратко сочинение
Жанр деревенской прозы имеет большое отличие, от уже имеющихся жанров в русской литературе. К примеру, в зарубежной литературе такой тип жанра практически отсутствует. Огромное количество произведений этого жанра есть в русской литературе
- Сочинение Мой любимый герой в поэме Слово о полку Игореве
Прочтя книгу «Слово о полку Игореве», я испытал любовь и сострадание к основному персонажу произведения. Правитель Игорь - чувственная личность, мечтавшая о наилучшей доли для собственной родной земли.
- Образ и характеристика Лиходеева Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Степан Богданович Лиходеев – один из многочисленных второстепенных персонажей романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», оказавшийся в числе «жертв» непредвиденного визита Сатаны в Москву.
- Образ и характеристика Дуняши в романе Тихий Дон Шолохова сочинение
Дуня Мелехова младшая сестрёнка Григория Мелехова в романе Тихий Дон. В начале романа