Декаданс в литературе и искусстве. Декаданс - что это: стиль в искусстве или период в истории? Сложности определения Что значит слово декаданс
декадентство
декадентства, мн: нет, ср. (от фр. decadent - упадочный) (лит., искус.). Литературно-художественное направление в конце 19 в. и начале 20 в., отличавшееся упадочничеством, крайним эстетизмом и индивидуализмом, предшествовавшее символизму и отражавшее собой настроение нек-рых групп интеллигенции в эпоху упадка капитализма.
Вообще черты упадочничества в литературе или искусстве.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
декадентство
А, ср. В конце 19 - нач. 20 в.: общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве, характеризующихся настроениями упадка, утонченным эстетизмом и индивидуализ- мом.
прил. декадентский, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
декадентство
ср. Антиреалистическое направление в литературе и искусстве конца XIX в.-начала XX в., отличающееся упадочничеством, формализмом, индивидуализмом.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
декадентство
ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia упадок) обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т.д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал "Декадент", 1886-89; см. Символизм). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, "воли к власти".
Декадентство
(франц. decadence, от позднелат. decadentia ≈ упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 ≈ начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм .
Сложное и противоречивое явление, Д. имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед резкими антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. «Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко └мещанскими⌠ по своей природе» (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 2, 1958, с. 475). Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом; постоянными для Д. являются мотивы небытия и смерти.
Как характерное веяние времени Д. не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. Умонастроения Д. затронули творчество значительной части художников конца 19 ≈ начале 20 вв., в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Д. В наиболее отчётливом виде мотивы Д. впервые проявились в поэзии французского символизма ≈ в творчестве т. н. «проклятых поэтов» (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Их идеи и настроения получили развитие у П. Валери, П. Клоделя, П. Фора, А. Жида и др. В Великобритании чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Х. Хант и др.), а также близких к нимО. Бёрдсли и А. Суинберна. В Италии декадентские умонастроения отразились в творчестве Дж. Пасколи, А. Ориани, Г. Д"Аннунцио. Влияние Д. сказалось также на творчестве таких крупных художников конца 19 ≈ начала 20 вв., как О. Уайльд ≈ в Великобритании, М. Метерлинк ≈ в Бельгии, Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке ≈ в Австрии, М. Пруст ≈ во Франции и др. Неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, принимавшие художественно выразительные формы у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, вызывали сочувствие и поддержку со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности буржуазного гуманизма (Т. Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер).
В России Д. отразилось в творчестве поэтов-символистов [прежде всего т. н. «старших» символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус (критику см. в ст. Плеханова «Евангелие от декаданса»), затем В. Брюсова, К. Бальмонта], в ряде произведений Л. Н. Андреева, в сочинениях Ф. Сологуба и особенно в натуралистической прозе М. П. Арцыбашева, А. П. Каменского и др. Настроения Д. получили особенное распространение после поражения Революции 1905≈07. Писатели-реалисты (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, М. Горький), передовые литераторы и критики (В. В. Стасов, В. В. Боровский, Г. В. Плеханов) активно боролись с настроениями Д. в рус. искусстве и литературе. После Октябрьской революции эти традиции были продолжены советской литературной и художественной критикой.
Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художественных направлений. Передовое реалистическое искусство, и прежде всего искусство социалистического реализма, развивается в постоянной борьбе с ними. Подвергая критике различные проявления упадочнических настроений в искусстве и литературе, марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности искусства.
Лит.: Плеханов Г. В., Искусство и общественная жизнь, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948; Толстой Л. Н., Что такое искусство?, Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951; Горький М., Поль Верлен и декаденты. Собр. соч., т. 23, М., 1953; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Гурмон Р. де. Книга масок, пер. с франц., СПБ, 1913; Мережковский Д. С., О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, Полн. собр. соч., т. 18, М., 1914; Асмус В. Ф., Философия и эстетика русского символизма, в кн.: Литературное наследство, т. 27≈28, М., 1937; Verlaine P., Les poètes maudits, P., 1900; Kahn G., Symbolistes et décadents, P., 1902; AIbérès R. М., Bilan littéraire du 20 siècle, P., 1956; Roda V., Decadentismo morale e decadentismo estetico, Bologna, .
О. Н. Михайлов.
Википедия
Декадентство
Декаде́нтство , также декаданс - направление в литературе, творческой мысли, самовыражении периода fin de siècle (рубеж XIX и XX веков), которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века.
Подобно более раннему Движению искусств и ремёсел, родоначальники декадентства стремились освободить искусство от материалистических забот промышленной революции, раскрепостить мораль, скованную условностями викторианской эпохи. Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.
Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни (taedium vitae ), что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм (« Там, внизу », « Скорбь Сатаны »), преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.
Примеры употребления слова декадентство в литературе.
Можно назвать это декадентством , но тогда декаданс и есть мироощущение, стоящее над временем.
Занесенное в Россию из Франции, декадентство нашло здесь достаточно питательную почву для развития.
Писатель рисует крах народничества, зарождение легального марксизма и марксизма революционного, появление и социальные корни декадентства , его многообразные разветвления, бурную предпринимательскую деятельность буржуазии, революционные события 1905-1907 годов, разгул мистики, порнографии и цинизма в пору реакции, рост сил пролетарской партии.
Только декадентства , - если мы все же условимся не смешивать этого слова со словом символизм, - в сонете Рембо, пожалуй, что и нет.
Декадентство не боялось бы быть там декадентством, а символизм знал бы цену своим символам.
от франц. decadence - разложение, упадок) - понятие, которое очень часто встречается в истории философии при рассмотрении подъема и упадка культур и народов (см., напр., работу Монтескье "Рассуждение о причинах величия и падения римлян", 1734). Говорят также о декадентстве в искусстве, литературе, политике и т. д., а также о декадентстве в поведении человека, в его взглядах на жизнь и в его отношении к миру, причем "симптомы" декадентства обычно ставят в связь с произволом.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ДЕКАДЕНТСТВО
фр. decadence, от позднелат. decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конца XIX - начале XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Как характерное явление времени, Д. не может быть отнесено целиком к к.-л. определенному одному или нескольким направлениям в иск-ве. Умонастроения Д. затронули значительную часть художников разных эстетических ориентации, в т. ч. ми. крупных мастеров иск-ва, творчество к-рых в целом не может быть сведено к Д. Наиболее отчетливо мотивы Д. впервые проявились в поэзии фр. символизма. В Великобритании чертами Д. было отмечено творчество прерафаэлитов. Влияние Д. сказалось в произв. ряда видных западных художников. Среди них, напр., англ. писатель О. Уайльд, бельгийский драматург М. Метерлинк, австр. писатели Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке. Неприятие действительности, тоска по духовным идеалам у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, нередко принимали худож.-выразительные формы. В России на рубеже XIX-XX вв. Д. нашло отражение в творчестве т. наз. старших символистов - Н. Минского, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, Ф. Сологуба, а также в ряде произв. Л. Н. Андреева и особенно в «неонатуралистической» прозе, получившей распространение после поражения революции 1905-07 гг. Представители передовой рус. эстетической мысли, художники реалистической ориентации (напр., Толстой, Горький) активно выступали против проявлений настроений Д. в иск-ве и лит-ре. Мн. мотивы декадентского умонастроения позднее стали достоянием модернистских худож. направлений (Модернизм). Становление и развитие социалистического иск-ва, напротив, происходило в борьбе с Д., к-рому противопоставлялся оптимистический духовный настрой, стремление приблизить худож. творчество к жизни народа (Народность искусства).
Отличное определение
Неполное определение ↓
ДЕКАДАНС - особое восприятие, чувствование окружающего мира, вылившееся в то или иное упадническое состояние и преобладающее в определенных общественных кругах. ДЕКАДЕНТСТВО - художественное направление в искусстве (на рубеже XIX-XX вв.), оказавшее непосредственное влияние и на литературу. В основе эстетики декадентства лежит особое мировидение и чувствование, опирающееся на сознательный уход от действительности, на настроение уныния, упадка, отчасти пессимизма, обращение к миру внутренних переживаний и представлений, а также к мотивам фантазийным, причудливым, неясным и т.п. К образцам литературы декадентства относят некоторые произведения таких авторов, как П. Верлен, Ш. Бодлер, Ф. Кафка, О. Уайльд и др.
Декадентство (Подопригора)
ДЕКАДЕНТСТВО [фр. decadence - разложение, упадок] - понятие исторической, историко-философской и историко-культурной традиций, используемое при описаниях циклических процессов жизни . Стало распространенным и получило определенную научную респектабельность после выхода в свет работы Монтескьё «Рассуждения о причинах величия и падения римлян».
Декаданс
Декадентство (от позднелатинского decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
Обозначение декаденства
Из этих терминов - «модернизм» (от фр. moderne - современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века , а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров , «Этапы неоромантического движения»).
Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм ». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.
«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» - искусствоведческая категория - удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).
Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов , Искусство и общественная жизнь).
История
В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По . Идея декаданса восходит к 18 веку, к Монтескьё , а далее, после Дезире Нисарда - французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard ) - она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд .
Как литературное движение декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом .
Идеи декадентства
Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм , индивидуализм , аморализм , отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.
Авторы-декаденты
Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Оскар Уайльд , Ш. Бодлер , Мария Корелли , П. Верлен , Метерлинк , Гюисманс , Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х - 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы , как Бальмонт , А. Добролюбов , Коневской, Ф. Сологуб , Мережковский , Зинаида Гиппиус , а также «ранний» Брюсов .
Декадентское движение сегодня
В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён . В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики . Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» .
Примечания
Ссылки
Литература
- Камилла Палья. Декадентское искусство // Палья К. Личины сексуальности. - Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Урал. ун-та, 2006, с. 624-643
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :- Декавиль, Поль
- Декалитр
Смотреть что такое "Декаданс" в других словарях:
декаданс - а, м. décadence f. <лат. decadentia упадок. 1. Упадок, культурный регресс. Уш. 1934. А есть мнение, что в истинно гениальных натурах (не талантливых, а гениальных) никакого упадка (décadence) быть не может. 1852. А. Серов Ст. о муз. 1 217.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Декаданс - Декаданс ♦ Décadence Начало конца и противоположность прогрессу. Декаданс – это медленная и кажущаяся необратимой эволюция к худшему или к ничто. Обычно декаданс создает вокруг себя атмосферу пессимизма и тоски, которую искусный художник… … Философский словарь Спонвиля
декаданс - см. упадок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. декаданс сущ., кол во синонимов: 5 … Словарь синонимов
ДЕКАДАНС - [дэ], декаданса, мн. нет, муж. (франц. de cadence) (книжн.). Упадок, культурный регресс. || То же, что декадентство (редк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДЕКАДАНС - (от лат. decadentia упадок) англ. decadence; нем. Dekadenz. Процесс соц. упадка, при к ром институты утрачивают функцию соц. контроля и общество теряет свою целостность. Сопровождается распространением гедонизма, сексуального индивидуализма.… … Энциклопедия социологии
декаданс - то же, что декадентство. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. декаданс [дэ], декаданса, мн. нет, м. [фр. de cadence] (книжн.). Упадок, культурный регресс. || То же, что декадентство (редко). Большой словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка
Поднимая вопрос о том, что такое декаданс, следует провести исследование истории появления самого определения. А родилось это понятие во Франции, и переводом его служат слова «упадок» и «разложение». Копнув поглубже, можно найти корень этого слова в латинском обозначении падения. Так декаданс? Кто и куда падает и что разлагается? И вообще, в отношении кого или чего следует употреблять данное понятие?
Оказывается, декаданс - это Иногда этим словом называют поведение человека, взгляды которого соответствуют декадансу. Возникло это направление на рубеже между 19 и 20 веками, когда исторический переворот общественной жизни подтолкнул людей творческих к переосмыслению своих творческих позиций. В этот период кризисных общественных явлений среди народа стали бродить упаднические настроения, неприятие жизни вообще, тенденции индивидуализма и чувства безысходности и безнадёжности. Искусство как бы нашло выход в отказе от политической и гражданской жизни общества, решив, что эта позиция - единственно верная, дающая настоящую свободу творчеству. Поэтому на вопрос, что такое декаданс, также можно дать ещё и такой ответ: уход от реальной действительности, отказ от отражения политики и гражданственности в своём творчестве.
Так что же тогда отображают декаденты? Любимые темы в этом художественном направлении - смерть и небытие, тоска по идеалам и духовности, мечта о прекрасном будущем вне действительности. Это направление развивалось в самых различных сферах искусства. Не обошло оно и литературу. Что такое декаданс в литературе?
Многие искусствоведы, рассматривая это направление, употребляют такие термины, как «неоромантизм», «модерн» и «символизм». Но стоит отметить, что все они не могут в полной мере осветить декаданс, являясь зачастую лишь частью общего движения. Считается, что декаданс в литературе восходит ещё к 18 веку, основоположником которого называют Монтескьё, а ближайшим по времени продолжателем - писателя и критика из Франции Дезире Низарда.
Однако многим критикам была не по душе литература подобного рода, и они практически сделали слово «декаданс» оскорбительным, травя Виктора Гюго и романтизм в целом. Однако время показало, что произведения как Гюго, так и приверженца рассматриваемого нами направления Эдгара Аллана По, до сих пор с упоением читаются современными людьми. Не забыты нами и Шарль Бодлер, и которые сделали из слова-оскорбления слово, использующееся как почётный знак.
Они считали декаданс отрицанием «банального прогресса». Среди русских декадентов «старшего поколения» (1880 - 1890 гг.) такие известные поэты и писатели, как А. Добролюбов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Коневской, Зинаида Гиппиус, и «ранний» Брюсов. Модерн в России также представляли предсимволист М. Минский, прозаик Л. Н. Андреев, И. Ф. Анненский.
Впоследствии идеи декаданса положили начало многие другим модернистским течениям в литературе. Они находят отражение у А. Блока и А. Ахматовой, у В. Брюсова и В. Кандинского, у И. Стравинского и многих других, названных ныне классиками русской литературы.
В наше время это течение начинает свой новый виток расцвета. В феврале последнего года прошлого тысячелетия Маруся Климова (писательница) и (художник) провели фестиваль декаданса под названием «Тёмные ночи». И это было только началом. В 1005 году в Клубе на Брестской в Москве снова прошёл фестиваль под руководством лидера группы «Бостонское чаепитие» журналиста Владимира Преображенского. Сегодня литературный декаданс отделился от светского, от готических и ретро-сайтов, виртуально очертив в интернете свою аудиторию. «Куртуазный декаданс» в современном мире скоро достигнет популярности декаданса в период его наибольшего расцвета - в конце 18 и начале 19 веков.