Мадьярские племена. Венгры. Удивительная история народа. Музыканты и поэты
МАДЬЯРЫ, народ, который отождествляется с созданным им и существующим по сей день государством Венгрия (на языке мадьяр «Венгрия» звучит как «Мадьярорсаг», что означает «земля мадьяр»).
Далекие предки мадьяр, которые говорили на языках, принадлежащих к восточной (угорской) ветви финно-угорской языковой семьи, занимали ареал среднего течения Волги и ее восточных притоков. В 1 тыс. до н.э. некоторые из этих народов двигались на восток в пределы территорий, расположенных в бассейнах рек Обь и Иртыш. Самые восточные из предков мадьяр вошли в контакт с западными тюрками (чуваши). Антропологические признаки и изучение имен подтверждают предположение, что первоначальное отношение более воинственных и в культурном отношении более развитых тюрок с относительно примитивными племенами угров имело характер завоевания. Однако в истории этих народов наступает момент их полного смешения. Новая общность использовала угорскую лексическую основу, но этот язык вмещал в себя большое количество тюркских слов, и его грамматическая структура была в основном тюркская. Эта смешанная тюрко-угорская общность состояла из свободных людей, жизненный уклад которых был типичен для степных номадов.
В 5 в. мадьяры перешли Волгу и обосновались в степной зоне к северу от Кавказа. Они известны на тот момент как Он-Огур (Десять стрел); название «венгр», которое мадьяры не относят к себе, происходит от славянизированной версии этого слова (некоторые производят «мадьяр» от угрского манси и тюркского эри, «человек»). В этом регионе мадьяры проживали ок. 400 лет. До сих пор широко распространенное предположение об их идентичности с гуннами Аттилы ложно. В последующий период своей истории мадьяры все больше приобретали характерные черты тюрок, находясь под властью булгар. Ок. 830 н.э. они двинулись на запад через реку Дон, и в 896 под предводительством князя Арпада пересекли один из перевалов Карпат и остановились в том месте, а именно в Венгрии, которая стала для них постоянным европейским домом.
Вскоре мадьярские конники начали совершать свои рейды по Европе, но в 933 н.э. потерпели поражение от германцев под предводительством Генриха Птицелова. Еще более серьезный урок нанес им в 955 н.э. сын Генриха – Оттон Великий .
Мадьярский князь Геза (годы правления 972–997) задумал обратить свой народ в христианство. Этот замысел удалось довести до конца его сыну и приемнику св. Стефану (годы правления 997–1038), который получил от папы Сильвестра королевскую корону (1000), ввел основы законодательства и способствовал созданию в Венгрии единого политического устройства, которое сохранилось с того времени в той или иной форме.
С самого начала своего присутствия в Венгрии мадьяры образовали привилегированный класс свободных людей, господствующих как над рабами, которых они привели с собой или вновь приобрели, так и над местными покоренными народами. Социальные и политические различия соответствовали этнической дифференциации. Вскоре ситуация изменилась, так как развивался многочисленный класс несвободных мадьяр, который к 15 в. составлял три четверти от всей численности мадьяр. В то же время многие немадьяры были инкорпорированы в мадьярскую родовую знать. Значительное большинство из них приняли мадьярский язык и культуру, и венгерское государство продолжало существовать как в основе своей мадьярское. Сохранив эту тенденцию даже после войны Венгрии с Оттоманской империей и последующего переселения с разоренных территорий, оно к концу 18 в. сократилось в численности за счет мадьяр. Их осталось менее половины относительно всего населения Венгрии; мадьяры составляли большинство лишь в центральных равнинных регионах страны. В 19 в. их численность в некоторых регионах была восстановлена, но немадьяры теперь были не меньше значимы в жизни мадьярского национального государства. В 1920 Венгрия была разделена по национальному принципу. Однако этот принцип применялся непоследовательно, и более чем четверть мадьяроговорящего населения Венгрии были причислены к тем частям разделенной страны, где должны были проживать представители коренной национальности. Поэтому, несмотря на то, что в наши дни Венгрия все еще является поистине «землей мадьяр» («Magyarorszag»), сами мадьяры проживают в соседних странах в качестве этнических меньшинств. Приблизительная картина их численности такова: Венгрия – 9 750 000 (исключая 300 тыс. немадьяр); Румыния – 1 700 000; Чехословакия – 400 тыс.; Югославия – 500 тыс.; Украина – 150 тыс. Кризис в аграрном секторе конца 19 в. стал причиной эмиграции многих мадьяр в США (которые с тех пор в большинстве были ассимилированы), намного меньше наблюдалось выезжавших по политическим мотивам, что в наибольшей степени проявилось относительно недавно: в 1945–1946 и в 1956.
Несмотря на то, что мадьяры давно уже являются европейцами, они сохраняют не только свой родовой язык, но также много обычаев и характерных черт, которые ставят их в особое положение по сравнению с соседями.
Так считает часть венгерских ученых
У казахов, действительно, часто встречается имя Мадияр (Мадьяр)
У венгров - казахские корни
Казахи и венгры - народы-братья, утверждает известный венгерский ученый-востоковед и литератор Михаил Бейке, автор книги «Тургайские мадьяры».
Нам удалось встретиться с известным писателем, взяв у него интервью.
Фрагменты этой беседы мы предлагаем читателю.
О чем Ваша новая книга?
Дело в том, что существующие сегодня в мире научные школы дают совершенно разные интерпретации того, откуда берет свое начало венгерский народ. Одни уверенно причисляют нас к финно-угорской языковой группе, идентифицируя с такими народами, как ханты и манси. Другие ученые, к которым я отношу и себя, предполагают, что общими нашими предками были тюрки древнего мира. Поиски доказательств в конечном итоге привели меня в Казахстан. Но здесь есть и небольшая предыстория.
Само название нашего государство, Хунгария, как называют его венгры, по одной из научных гипотез переводится как страна хуннов, или гуннов - в русской транскрипции. Как известно, именно гунны, вышедшие из степей Центральной и Средней Азии, являются родоначальниками всей семьи тюркских народов, населяющих территории от предгорий Алтая, Кавказа до границ современной Европы. Но это только одна теория. Есть и другие предположения. В самом нашем народе издревле бытует легенда о двух братьях - Мадьяре и Ходеяре, в которой повествуется о том, как охотящиеся за оленем двое братьев в дороге расстались. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, в то время как Мадьяр продолжал преследование, зайдя далеко за Карпатские горы. И вот что интересно. Именно здесь, в Казахстане, в Тургайской области, проживают мадьяры- аргыны, в эпосе которых эта легенда, как в зеркале, повторяется. И мы, и они себя идентифицируем именно как один народ - мадьяры. Дети Мадьяра. Об этом моя книга.
А нельзя ли поподробнее?
Как предполагают ученые, в IХ веке единый народ мадьяр разделился на две группы, одна из которых откочевала на запад, на земли современной Венгрии, другая осталась на своей исторической Родине, предположительно где-то в предгорьях Урала. Но уже во времена татаро-монгольского нашествия эта часть венгерских племен вошла в состав двух больших племенных федеративных союзов аргынов и кипчаков на землях Казахстана, сохранив при этом самоидентификацию. Ученые их так и называют: мадьяры-аргыны и мадьяры-кипчаки. До сих пор на могильных плитах усопших эти люди, по сути во всем казахи, указывают принадлежность покойного к роду мадьяр. Теперь самое интересное. Если бы предки мадьяр, оставшихся на своей исторической Родине, не были родственны по языку, культуре и образу жизни с народами, входящими в эти племенные образования, как вы думаете, приняли бы их туда? И второй вопрос. Почему кипчаки, защищавшие Отрар, бежали от ожидающего их возмездия со стороны Чингисхана в 1241-1242 годах не куда- нибудь, а именно в Венгрию, под защиту короля Бела IУ? Здесь явно прослеживается наличие родственных связей.
Трудно представить себе венгров кочевниками.
Тем не менее, это так. До XI века венгры придерживались кочевого образа жизни. Наш народ жил в юртах, доил кобылиц, разводил скот. И только позже, с принятием христианства, наши предки переходят на оседлый образ жизни. Те же кипчаки, живущие сегодня в Венгрии, с сожалением приходится констатировать, в своей массе не знают народных обычаев, забыли родной язык. Но вместе с тем в среде венгров растет интерес ко всему, что связано с нашей далекой историей. Сборник казахских народных песен, составителем которого является Янош Шипош, вызвал огромный резонанс в нашей стране. Множатся публикации о современном Казахстане, его истории. О казахах, казахах-мадьярах. Еще в далеком XIII веке впервые предпринял попытку отыскать свои исторические корни монах Юлиан, снарядив две экспедиции на Восток. К сожалению, обе они не принесли результатов. Новая волна интереса к поискам своей исторической прародины вспыхивает в венгерском обществе на рубеже восемнадцатого века. Поиски ведутся в различных регионах планеты, включая в себя значительную часть Азии, Тибет и Индию. И только в 1965 году известный венгерский антрополог Тибор Тот обнаруживает селение мадьяр в Тургайской области Казахстана. К сожалению, провести серьезные исследования ему тогда не позволили. Тургайская область в те времена была закрыта для посещения иностранцев. И только с распадом СССР и обретением Республикой Казахстан независимости стали возможны продолжительные научные экспедиции венгерских ученых в вашу страну.
Вам потребовалось около двух лет, чтобы закончить свою, насыщенную фотографиями, книгу. Не могли бы Вы нам рассказать о самой поездке в Тургайскую степь? И что лично Вам в этой поездке особо запало в душу?
Мы, я и сопровождавший меня в поездке Ученый секретарь Центрального музея Республики Казахстан Бабакумар Синаят улы, побывали там в сентябре. Разговаривали со многими людьми. Посетили могилу известного казахского политического деятеля Миржакупа Дулатова из рода мадьяров-аргынов, отдав дань почести человеку, выступившему открыто против творимого в сталинские времена произвола. И вот что поразило меня до глубины души - сколь много мадьяров-аргынов в те годы попали под каток репрессий. И как мало их на сегодня осталось. Многие из этих людей отсидели в сталинских лагерях по семнадцать, по двадцать пять лет и научились хранить молчание. Очень трудно было их разговорить. И я считаю для себя подлинной научной находкой услышанную здесь, в степях Тургая, легенду о двух братьях, Мадияре и Ходеяре, изложенную мне старыми людьми. Повторяющую слово в слово ее венгерскую версию.
Это уже Ваша четвертая книга на казахскую тему?
Да. Ранее у меня выходила переведенная на венгерский язык книга вашего Президента «На пороге двадцать первого века». В 1998 году увидела свет книга «Кочевники Средней Азии» Нурсултана Назарбаева. В 2001 г. книга «По следам монаха Юлиана». И наконец, мой последний научный труд «Торгайские мадьяры» был издан в 2003 году издательством ТIМР КFt в Будапеште.
Р.S. Добавим от себя, книга эта издана на четырех языках: венгерском, английском, русском, казахском, и выпущена пробным тиражом в 2500 экземпляров. Надо полагать, будет переиздана.
Мадьяры - господствующее племя в Транслейтанской части Австро-Венгерской монархии (Королевство ). Главная масса этого племени живет в Средней Венгрии, по обоим берегам Дуная и Тисы; на З. их поселения доходят почти до самой границы королевства; в восточной части Трансильвании живут также принадлежащие к этому племени секлеры (см.). Общее число представителей мадьярского племени (1890) доходит в землях венгерской короны до 7426730, что составляет 42,80% общей суммы населения. По областям это число распределяется так: на Венгрию с Трансильванией приходится 7356874 ч. (48,61% всего населения), на одну Венгрию - 6658929 (51,69%), Трансильванию отдельно - 697945 (31%), Реку (Fiume, город и область) - 1062 (3,94%), Хорватию и ю - 68794 (3,15%). Кроме того, Мадьяры живут еще в е (1890 г. - 81 3 9 ч.) и в Румынии. Все эти цифры несомненно гораздо выше действительности, потому что народные переписи ведутся пристрастно: при общем приеме всех народных переписей в Австро-Венгрии отмечают не народность, а разговорный язык, в Венгрии в число Мадьяры (т. е. вернее - признающих своим родным или разговорным языком мадьярский язык) попадают все желающие считаться мадьярами (см. ). Иногда занесение в число людей немадьярского происхождения совершается и без их ведома, порой даже и против их воли. в между Мадьяры около 55%, евангеликов - гельветического исповедания 30%, лютеранского 4%. К греческому исповеданию принадлежат преимущественно омадьярившиеся и забывшие свой язык и национальность русские. Сравнительно-лингвистические исследования привели к призванию финского или, точнее, восточно-финского (финно-уральского) происхождения Мадьяры (о языке Мадьяры см. язык). Некоторые ученые (напр. ) готовы считать Мадьяры, их язык и древнюю культуру результатом смешения финно-угорских элементов с турецко-татарскими (V àmbéry, "Die primitive Cultur des tü rko-tatar. Volkes auf Grund sprachl. Forschungen", Лпц., 1879) или принятия турецким племенем (торкским или хазаро-торкским), покорившим финское племя, финского языка (Куник, "Ученые зап. Акад. наук", т. III, 1855, стр. 728-729). Сохранившиеся в мадьярских хрониках воспоминания о Великой Угрии где-то на Востоке очень рано (еще в XIII в.) побудили Мадьяры искать в этом направлении свою родину и своих языческих родичей. Начались путешествия (преимущественно монахов), в результате которых получилось установление того факта, что в Волжской и живет народ, говорящий на понятном для Мадьяры языке. Эти путешествия не прекращались до позднейшего времени, и многие мадьярские ученые давно уже пришли к убеждению в родстве Мадьяры с некоторыми финно-уральскими племенами. Но это мнение встречало сильный отпор со стороны поборников других теорий (напр. о происхождении Мадьяры от гуннов Аттилы, о турецко-татарской народности Мадьяры), и только в последнее время, преимущественно на основании филологического анализа мадьярского языка, установлено с достаточной твердостью, что прародина Мадьяры лежит вдали от Северного океана, к Ю. от остальных югорцев, первоначальная которых лежала по обеим сторонам р. Иртыша, от pp. Печоры, Камы и среднего течения Волги на З. до р. Оби и верхнего течения Яика на В., почти от 56° до 67° с. ш. В этой Югории, Югарии или Югорской земле мадьяры жили на Ю. и Ю.В., в непосредственном соседстве с тюркскими народностями. Мадьярами (Magyar) издавна себя называл сам народ, а уграми ( , оугри; польская форма - венгры, Węgry) прозывали их, кажется, искони славяне (русские), от которых уже заимствовали это имя и западные народы. Латинский и германский Запад стал называть их Ungri, Ungari, Hungari, Onogari, а византийцы - Τούρκοι, рядом с гораздо менее употребительным Ούγγροι (также Ούννοι). Оба названия - Мадьяры и венгров или угров - стараются объяснить теперь на основании финских наречий. Для Magyar получается значение "дитя земли" или "горец" (т. е. житель ого хребта). Имя угры бесспорно находится в непосредственном родстве с нашей "Югрою" и "югричами" наших летописей, т. е. предками вогулов, остяков и др. Зыряне и до сих пор называюсь вотяков и остяков J ö gras, мн. число J ö grajass. Кроме собственно Мадьяры, в состав нынешнего мадьярского народа вошли слившиеся с ним куманы, половцы, печенеги, языги и др., прежде кочевавшие в южно-русских степях и затем или приставшие на пути к проходившей мадьярской орде, или же перешедшие в образовавшееся мадьярское королевство и получившие от венгерских королей земли для поселения. Мадьярский язык не имеет сколько-нибудь значительных диалектических разновидностей: только по произношению и по некоторым ам разговорной речи различаются палоцы (мадярск. P àlò cz, мн. ч. Paloczok, половцы русских летописей), в комитатах ском, Гевешском, Боршодском и Гёмерском, и собственно куманы (мад. Kun), в равнине. Мадьяры в Венгрии живут главным образом в Великой венгерской равнине, тянущейся от Пешта до границ Трансильвании и от Токая до а и носящей название Alf ö ld ("низменность"), в отличие от прикарпатских областей на севере Венгрии, которые называются "возвышенностью" (Felf ö ld). Громадные пространства земли, имеющие совершенно степной характер и носящие название пуст (puszta; ср. русское пустыня, пустошь), только отчасти распаханы под посевы, частью же представляют богатые пастбища, на которых пасутся громадные стада крупного и мелкого рогатого скота, свиней, табуны полудиких лошадей, под надзором полукочевых пастухов. Мадьярский крестьянин страстно любит свою "пусту" и неохотно расстается с ней надолго. Недаром ей посвящены мадьярскими поэтами такие высокопоэтические произведения, как Kis-Kuns à g (Малая ) Петёфи или его же поэмы "A puszta Telen" ("Степь зимою") и "A G òlya" ("Журавль"). Важную черту в характере Мадьяры составляет национальная гордость, обусловливающая собой высокомерное отношение к другим народностям; напр. о своих ближайших соседях - словаках Мадьяры говорит: "Kasa nem etel, T ò t nem ember" ("Каша не еда, словак не человек"). Во всей фигуре и в выражении лица мадьярского крестьянина проглядывает чувство собственного достоинства и спокойствие, не позволяя даже и подозревать, какую буйную энергию способен он проявить во время возбуждения. Мадьяры - большие любители танцев; простой народ танцует почти исключительно чардаш (cz àrdà s). Эти танцы сопровождаются музыкой (скрипкой), но музыкантами бывают обыкновенно цыгане; сами Мадьяры музыкой не занимаются; только пастухи играют порой на особого рода свирели (tilinka). Костюм мадьярского крестьянина состоит из узкой холщовой рубахи, с широкими рукавами и белых холщовых штанов немного ниже колен; на ногах высокие сапоги, часто со шпорами, на голове широкополая поярковая шляпа. По праздникам к этому прибавляется куртка (преимущественно синего сукна) и длинные, очень узкие штаны, заправленные в сапоги. Щеголи шляпу свою украшают по праздникам цветами. Женский наряд состоит из рубахи с широкими рукавами и юбки с передником; на плечах нередко платок, на ногах русские сапоги, тоже нередко со шпорами, как у мужчин. Волосы у девушек заплетаются в одну косу и украшаются лентами; у женщин голова покрывается косынкой. Верхней одеждою для мжч. и жнщ. служит короткий овчинный тулуп, расшитый шелком и цветными нитками; в сильные холода надевают длинную овчинную шубу. Отдельные части костюма мужского и женского меняются, смотря по местности. Мадьярские жилища отличаются однообразием: дом выходит на улицу двумя окнами; под ними устроена скамья, "носительница слов", на которой собираются кумушки посплетничать. Дома большей частью одноэтажные, с высокой, покрытой камышом, соломой или гонтом кровлей. Стены домов всегда выбелены; некоторые части окрашены в яркие цвета (зеленый, голубой, темно-красный). Полы в домах глинобитные. Вообще в отношении костюма и жилища Мадьяры имеют много общего с соседями, такими же обитателями степи, напр. валахами и даже молдаванами. Мадьярские семьи редко бывают многочисленны, а часто и вовсе бездетны; в таком случае Мадьяры иногда покупают себе мальчика у какого-нибудь бродячего словака или же принимают в семью вывозимых правительственными комиссарами из Сев. Венгрии сирот, преимущественно тоже словаков.
Литература. Hunfalvy, "Etnographie von Ungarn"; "Die ungarische Sprachwissenschaft"; Fessler, "Die Geschichte d. Ungarn u. ihrer Landsassen" (Лпц., 1816); Европеус, "Об угорском народе, обитавшем в средней и сев. России" ("Ж. Мадьяры Н. Пр.", 1874); "К вопросу о народах, обитавших в средн. и сев. России до прибытия туда славян" ("Ж. Мадьяры Н. Пр.", июль, 1866); V àmbéry, "Die primitive Cultur des türko- tatar. Volkes auf Gr.-sprachl. Forschungen" (Лпц., 1879); Jerney, "Keleti utaz àsa a"magyarok öshelyeinek kinyomozàsa vé get. 1844-1835" (Пешт, 1851); Toldy, "Culturzust ände der Ungern vor d. Annahme des Christenthums" (1850); Földvàry, "Les ancêtres d"Attila, é tude historique sur les races scytiques" (П., 1875); Cassel, "Magyar. Alterth ü m." (Берлин, 1848); Auguste de G é rando, "De l"origine des Hongrois" (Париж, 1844); Mailath, "Gesch. d. Magyaren" (1852); Грот, "Моравия и мадьяры" (СПб., 1881); Петерсен, "Венгрия и ее жители" (русский перевод СПб. 1883); Bergner, "Ungarn. Land und Leute" ("Woerl"s Reisehandb ücher", 1888).
October 12th, 2012 , 05:16 pm
Переселение народов и история мадьяр.
Современную эпоху не принято называть, как, скажем, период в начале нашей эры, временем Великого переселения народов. Нынешние этносы по большей части давно занимают свои географические территории. Это не значит, однако, что и сейчас не происходит массовых переселений. Десятки миллионов, людей только в нашем столетии переселились из Европы и в меньшей степени из Азии в страны Америки, из Китая,— в Южную и Юго-Восточную Азию и т. д. В нашей стране лишь за последние три с лишним десятилетия миллионы русских и украинцев перебрались в Казахстан. Никто из нас не удивится, встретив за полярным кругом грузина, познакомившись в Кушке — с якутом, мордвином или азербайджанцем.
А история знает случаи, когда разом сдвигается с места целый народ или большая его часть. За примерами этого совсем не обязательно обращаться в очень уж далекое прошлое. В 1916 году, во время первой мировой войны, власти Турецкой империи начали истребление народа ассирийцев (айсоров), жившего в восточной части Малой Азии и в Иране. Шовинистически настроенные руководители империи, фанатики-мусульмане воспользовались военным угаром в стране, чтобы попытаться уничтожить христиан-ассирийцев, как и христиан-армян. Ассирийцы отчаянно сопротивлялись, заняли круговую оборону, в течение двух лет «ни отражали, отступая, удары регулярной турецкой армии и «вольных» отрядов головорезов. А затем ушли со своей родины, точнее, с той ее части, которая принадлежала Турции. Так появились ассирийцы в России, в США, Ираке, Сирии и многих других странах.
Прошлое у нашей планеты бурное, в нем не раз и не два народы оказывались в том же положении, что айсоры в 1916 году, — под угрозой уничтожения или порабощения. И уходили от этой угрозы.
Даже гунны, ставшие впоследствии грозными завоевателями полумира, ринулись на запад из своей Монголии после того, как их разгромили здесь китайские армии. По дороге они в свою очередь стали угрозой множеству племен, тоже вынужденных стронуться с места — иногда в составе гуннских полчищ, иногда впереди них, иногда же эти племена «раздавались в стороны», уходили на север и на юг с пути свирепых завоевателей.
После того как монголы завоевали Среднее Поволжье, жившие здесь волжские булгары в значительной части отошли на север, став одной из частей складывающегося чувашского народа. Сходных примеров тут можно привести много.
Но нередко переселения племен и народов имеют другие причины. Тысячи людей, которым вовсе не угрожает внешний враг, поднимаются и ищут себе лучшей доли на новых местах. Так были освоены русским народом Север европейской части России и Сибирь. Так когда-то пришли в Северное Причерноморье скифы, изгнавшие или растворившие жившие здесь до них племена киммерийцев. Так двинулись из Северной Прибалтики на юг, к Черному морю, германские племена готов в начале нашей эры.
При этом само расселение народа может происходить медленно, растягиваясь на века?"
В нашей стране почти по всей огромной Сибири живут небольшими группами лесные охотники и оленеводы — эвенки. Непроходимая тайга стала их родиной за несколько сот лет, после того как эвенки, живущие до того лишь на юге Сибири, сумели найти способы охоты и передвижения, сделавшие их хозяевами лесов.
В предисловии к книге советского эвенкийского ученого-историка А. С. Шубина профессор Е. М. Залкинд пишет: «Кажется почти невероятным, как могли племена, стоявшие на таком уровне развития, покорять колоссальные пространства, преодолевать трудности многомесячного, а подчас и многолетнего пути. Но на самом деле чем дальше в глубь истории, тем меньшее значение имеет фактор расстояния. Везде, куда бы ни приходил в таежных скитаниях эвенк, он находил ягель для своих оленей, зверя для промысла, кору и жерди для чумов. И тем легче было ему пускаться в дальний путь, так как в ту пору никакой роли не играл фактор времени. годы, проведенные в одном месте, годы, прошедшие в походах по новым местам, все это ничего не меняло в привычном образе жизни».
Разумеется, слова о роли времени и расстояний можно отнести не только к эвенкам, но и ко многим другим кочевникам.
Не правда ли, это многое объясняет в том, с какой относительной легкостью сдвигались с меЬта древние племена в поисках лучших — или хотя бы не худших мест на лице земли.
Кипчаки (половцы) идут из Сибири в IX-XI веках единым ударным клином на запад, становятся хозяевами большей части Средней Азии и Северного Причерноморья, оттесненные ими тюрки-огузы движутся в Иран, на Кавказ, в Малую Азию.
Создание, единого государства в Норвегии заставило часть тамошней вольнолюбивой знати отправиться в Исландию со своими домочадцами. Объединение прежних Кастилии, Арагона, Леона в Испанском королевстве и завоевание им юга Пиренейского полуострова привели к массовому выселению оттуда в Африку мусульманского арабоязычного населения.
В XVI веке произошла странная, но только на первый взгляд история. С запада Средней Азии в восточную ее часть ворвались кочевые племена. Они победили и выгнали из Ферганы ее правителя эмира Бабура (а сами, смешавшись с местным оседлым населением, вошли в число предков современных узбеков). Неудачливый же эмир-изгнанник, кстати сказать, потомок сразу и Чингисхана и Тимура, вынужденный бросить и родные места и наследственные владения, с остатками своей армии бежал на юг, в Афганистан и Индию. и стал основателем грандиозной империи, получившей имя державы Великих Моголов.
Более подробно мы расскажем здесь о многовековом движении мадьярского народа, а потом о расселении цыган.
С Енисея на Дунай В 1848 году, году бурного революционного подъема почти во всех странах Европы, венгры восстали против хозяйничавшей на их земле Австрийской монархии. Венгерская революция была разгромлена, несмотря на героическое сопротивление своих защитников. Из занятого австрийскими солдатами города убегает, прихрамывая, подросток, ругая этих вояк палачами на всех известных ему языках. А языков он знал немало, потому что с детства изучал их. Этого бездомного хромого мальчика звали Арминий Вамбери. Имя, которое станет громким, во всяком случае для географов, историков, востоковедов и лингвистов всего мира. Арминий Вамбери, замечательный языковед и страстный исследователь, совершит поразительные путешествия, переодетый то арабским дервишем, то турком, то персом; он будет поражать своими познаниями западных министров и. восточных эмиров. А тогда. «В поле у Дуная он встретил нескольких солдат, спасшихся от плена. Они были запылены, и поражение читалось на их лицах.
— Все кончено, — говорили они, — будем ложиться и умирать. Пропадает наша свобода!
Тогда поднялся старый пастух и прохрипел им шатающимся от старости голосом:
— Стойте, дети! Всегда, когда с нами беда, приходят нам на помощь старые мадьяры из Азии: ведь мы их братья, будьте спокойны, они и теперь нас не забудут».
Так эту сцену описал в рассказе «Вамбери» советский поэт и прозаик Николай Тихонов.
В своих странствиях по Средней и Центральной Азии, по таинственным и часто запретным тогда для европейцев местам, Арминий Вамбери пытался найти и этих «старых мадьяр из Азии», память о которых жила в сердце венгерского пастуха.
Старинные венгерские хроники говорят о мадьярах как о родственниках гуннов и утверждают, что другие родичи мадьяр живут в Персии.
Понятно, что для древнего хрониста слово Персия могло обозначать не одну лишь страну, которую мы знаем под этим именем, но значительную часть Азии.
Во время странствий легендарные братья Хунор и Мадьяр захватили двух дочерей аланского царя (аланы, как вы помните, одно из сарматских, племен). От этих-то женщин, говорит хроника Симона Казаи, и произошли все гунны, «они же венгры».
В Венгрии вот уже многие сотни лет не одни лишь ученые, но и народ помнили о приходе сюда своих предков издалека, с востока, из Азии, и не просто помнили, но связывали с далекой родиной и неведомой родней особые надежды. Может быть, как раз потому, что в Центральной Европе мадьяры-венгры — единственный народ, принадлежащий к угро-финской языковой семье. Со всех сторон мадьярский остров окружен индоевропейским морем. С одной стороны живут славяне, с другой — немцы и австрийцы, с третьей — румыны.
А ближайший в географическом отношении народ той же семьи обитает на много километров севернее; в Прибалтике. Это эстонцы. И то эстонцы — в языковом отношении — отнюдь не самые близкие родичи мадьяр. Более близкие (ханты и манси) живут на северо-востоке европейской части СССР и на крайнем северо-западе Азии — еще дальше, чем эстонцы.
Сегодня венгерские антропологи, лингвисты и археологи снова и снова едут на Волгу, Урал, в Приполярье, в Западную Сибирь и Среднюю Азию, желая отыскать следы своих предков и лучше изучить бесспорных и предполагаемых родственников. Но многие сотни лет назад венгерские короли и епископы тоже слали далеко на восток своих представителей и с той же целью. Впрочем, тогдашние представители венгерской короны и церкви преследовали и политические цели, а сверх того заботились о спасении душ предполагаемых азиатских мадьяр. Самой, может быть, поразительной из таких экспедиций «за предками» была поездка на восток доминиканского монаха Юлиана. Это был сразу и подвиг и приключение.
Юлиан шел через земли, охваченные очередными истребительными войнами, пересекал степи, кишевшие разбойниками, точнее, кочевниками, не упускавшими при случае возможности разбогатеть. Он потерял по дороге своих спутников, лишился денег, но, беззащитный, одинокий и нищий, шел на восток с упрямством жюльверновского капитана Гаттераса, стремившегося к Северному полюсу. Чтобы найти хоть какую-нибудь пищу и защиту от степняков, Юлиан присоединялся к караванам и прислуживал их хозяевам, трудом и унижением добывая себе право идти дальше и дальше.
На Волге, у булгар, встречает Юлиан «азиатскую мадьярку», что замужем за булгарином. С помощью ее и ее родственников он обнаруживает на Урале «Великую Венгрию» — прародину своего народа, слышит мадьярскую речь, рассказывает этим вновь открытым сородичам, хоть и не землякам, о могучем Венгерском государстве на Среднем Дунае, проповедует христианство.
Но это замечательное открытие, сделанное семьсот с лишним лет назад, было уже почти запоздалым. Западные мадьяры нашли восточную «Великую Венгрию» словно, только для того, чтобы вскоре узнать: ее не стало. Страшное Батыево нашествие обрушилось и на землю уральских мадьяр.
Надо еще отметить, что сразу после завоевания татаро-монголы включили мадьярских воинов, согласно давней своей традиции, в собственную армию. Некоторое время в татарской Золотой Орде среди прочих «национальных», как мы сказали бы сегодня, воинских частей была и мадьярская.
Разгромленные и разрозненные мадьяры, по-видимому, в конце концов смешались с окрестными народами, в основном с башкирами. Впрочем, еще в XII веке, за столетие до похода Батыя, некоторые арабские путешественники считали азиатскими мадьярами именно самих башкир.
Лишний раз подтверждают связь мадьяр с Уралом географические названия. Есть, например, в Башкирии река Сакмара — приток Урала. А это же самое слово, которое служит именем башкирской реке, не раз повторяется на карте современной Венгрии.
Мало того. Три из двенадцати известных истории основных башкирских родов носили те же имена, что три из семи пришедших на Дунай мадьярских племен.
На Урал мадьяры тоже откуда-то пришли. Следы этих прамадьяр и в Западной Сибири, и в Казахстане, и в Узбекистане. В левобережье Камы, в низовьях ее был недавно открыт древнемадьярский могильник.
По мнению исследовательницы Е. А. Халиковой, территория Великой Венгрии охватывала левобережье Нижней Камы, Южное Предуралье— и отчасти восточные склоны Урала. Е. А. Халикова считает, что протовенгры появились в Южном Предуралье в конце VI века — возможно, после того, как некоторые угорские цлемена Тюркского каганата восстали против его власти и потерпели жестокое поражение.
Восстание. это охватило ряд районов Средней Азии и Казахстана.
До него же, полагает Е. А. Халикова, предки древних венгров «во второй половине VI века. скорее всего находились в составе Западного Тюркского каганата и совместно с тюриотами играли большую роль в политической жизни Средней Азии и Сасанидского Ирана (как тут не вспомнить Персию, о которой упоминают венгерские хроники. — Авт.). Эта эпоха наложила отпечаток на дальнейшую культуру древних венгров: в различных ее элементах — мифологии, изобразительном искусстве — сильны иранские мотивы и сюжеты».
В Среднюю Азию и Казахстан предки древних венгров попали еще в IV веке н. э., когда прокатившийся по Южной Сибири поток кочевников оторвал их от сородичей — обских угров.
Е. А. Халикова особо подчеркивает, что уральская «Великая Венгрия» конца VI — начала IX века поддерживала связи с лесостепными районами Западной Сибири и Северного Казахстана, где оставались близкородственные древним венграм угорские племена. Об этом отчетливо свидетельствуют материалы раскопок на Урале, подтверждающие обмен между этими далекими районами.
О судьбе мадьяр, ушедших с Урала на запад, мы знаем гораздо больше, хотя тоже относительно немного.
Видимо, в середине 1-го тысячелетия н. э. часть уральских мадьярских племен покинула родные места. Может быть, потому, что мадьяр подтолкнула очередная волна Великого переселения народов. Может быть, потому, что после гуннского нашествия и разграбления многие плодородные земли к западу от Урала оказались сравнительно слабо заселенными. Может быть, потому, что на Урале изменился климат. Так или иначе, но для кочевников-мадьяр переселение на новые места не могло быть делом слишком трудным.
В середине 1-го тысячелетия мадьяры живут уже и в бассейне Волги. Красивое имя носит эта мадьярская новая страна на правобережье Волги — Леведия Этелькуза. Вскоре здешние племена признают власть хазарского кагана, тогда владыки великой державы, которая охватывала Северный Кавказ, часть Поволжья и соседних земель и вскоре вступила с арабами в борьбу за Закавказье. В ту пору в состав мадьярского объединения входят и принимают мадьярский язык несколько кочевавших поблизости хазарских племен.
В ту же эпоху, по-видимому, к древнему самоназванию одного из племен — «мадьяры» прибавляется новый этоним — «венгры» от имени тюркского народа оногуров, на землях которого мадьяры жили около столетия.
Постепенно центр расселения мадьяр сдвигается западнее. Новая Леведия размещается уже по обе стороны Дона, располагаясь примерно на территории от Киева до Воронежа. Мадьяры живут среди славянских племен, возможно, даже чересполосно с ними. Мадьярский союз племен поддерживает дружественные отношения с Византией, и эта держава втягивает кочевников в свои войны.
Выполняя соглашение с Византией, мадьяры в IX веке нанесли тяжелый удар по Болгарскому царству на Нижнем Дунае. Потерпевшие жестокое поражение болгары через несколько лет ответили беспощадным набегом на Леведию, предпринятым в союзе с печенегами, появившимися незадолго до того в тех же причерноморских степях, где жили мадьяры. Болгары и печенеги выбрали для нападения очень удобный момент. Мадьярское войско, почти все способные носить оружие мужчины, было в это время в дальнем походе. Леведия оказалась беззащитной.
Когда же войско вернулось на родину, то увидело, что осталось без народа. Печенеги не просто разорили страну, как только могли, они еще и увели в плен или перебили всех молодых женщин.
И мадьяры решили покинуть земли, где они не могли теперь чувствовать себя в безопасности. Куда им было пойти? Легенды утверждают, что переселение ни в коем случае не было стихийным. Даже адрес, по—видимому, был намечен заранее: страна в среднем течении Дуная, местность, Где когда—то была расположена римская провинция Паннония. Позже там, на Среднем Дунае, был центр великой Гуннской державы (а еще позже — Аварского каганата).
Как это ни странно звучит, но, возможно, что в Паннонию привела мадьяр как раз легенда о том, что они ведут свой род. от Аттилы. До сих пор ведь в венгерском народе живет предание, согласно которому мадьяры происходят от гуннов. Историки в ответ обычно пожимают плечами и говорят, что, конечно, ряд угорских племен был вовлечен в великое переселение народов, что в составе армий Аттилы были, вероятно, и мадьяры, но что собственно гунны, как и их вожди, мадьярами, конечно, не были.
Впрочем, надо сказать, что, во-первых, после смерти Аттилы и разгрома его армий остатки гуннов во главе с одним из уцелевших сыновей грозного царя ушли в Северное Причерноморье. Здесь они просуществовали в виде отдельной народности еще около двух столетий, пока окончательно не растворились среди тогдашнего населения этих мест. Гунны могли, что отнюдь нельзя считать доказанным, встретиться в Причерноморье с мадьярами и смешаться здесь именно с ними. Не исключено, что это и могло стать основой легенды о родстве гуннов и мадьяр.
Стоит добавить, во-торых, что отдельные венгерские ученые сейчас полагают, будто первые мадьяры появились на Карпатах и к западу от них еще в VII веке. Если это так, основная масса мадьяр в конце IX века действительно пошла на запад по пути, который был уже проторен их родичами.
Высказывалась гипотеза и о том, что эта группа тюрков-оногуров, от которых, как вы знаете, перешло на венгров имя, появилась на Дунае около 670 года вместе с тюрками-булгарами.
Ученые наших дней спорят, а в венгерских средневековых летописях прямо сообщается, что мадьяры пошли на Дунай, чтобы овладеть наследием первого предводителя рода Алмуса (Алмоша) — Аттилы. При этом Алмус объявляется потомком «короля Магога». Взятыми из Библии именами великанов Гога и Магога часто называли в средневековье грозные для оседлых европейцев племена ¦кочевников. Магогй предание связывало с гуннами; летописец, гордившийся своим происхождением от гун— нов, отразил уже сложившуюся в его ¦время венгерскую традицию, по. которой имя Магог не пугало, а, напротив, таким предком можно было и похвалиться.
Исход мадьяр с Дона произошел около 895 года, когда на Руси правил князь Олег. Летописям венгерским здесь не противоречат древнерусские сведения. Древнерусский летописец под 898 годом поместил. сообщение о мирном уходе мадьяр через киевские земли на запад.
По дороге, между прочим, они взяли с собой и сохранили до наших дней. древнерусские названия рыболовных снастей, а заодно стали звать — и зовут до сих пор — на древнерусский манер поляков.
Через горные проходы в Карпатах вышли наконец кочевники на просторы Паннонии. Главную их силу составляли семь племен, среди них племена с «башкирскими» названиями: юрматы, кесе, еней. Семь вождей этих племен связали себя и свои племена вечным договором о союзе, скрепив его кровью.
По венгерской легенде, мадьяры якобы выкупили Паннонию у славянского князя Моравии за белого коня, седло и уздечку, но князь потом нарушил договор, и страну венграм «пришлось» отвоевывать.
Историки до сих пор спорят, насколько большую роль сыграли для решения судьбы Паннонии чисто военные действия. В трехтомной «Истории Венгрии» утверждается, что часто, вероятно, дело обходилось, без кровопролитий. В момент, когда мадьяры пришли на Средний Дунай, здесь не было реальной политической силы, способной помешать им овладеть этой территорией.
Сообщения же некоторых летописцев о древних даже для них и весьма героических боях пришельцев с аборигенами страны, по мнению многих историков, преувеличены. В средние века любили героизировать прошлое и, как правило, преувеличивали роль военных действий в истории.
Не надо забывать, что количество пришельцев было относительно невелико. Ведь мадьяры были кочевниками, а кочевые народы обычно куда малочисленнее оседлых, занимающих равную территорию. На плодородной земле у Дуная нащлось место для новых племен, быстро осевших на землю. Мадьяры легко смешивались с местным населением, в основном славянским, — у выходцев с Дона, собственно говоря, не было тут выбора, поскольку после болгаро-печенежского удара мадьяры остались почти без женщин. И, надо сказать, в венгерском языке почти все слова, относящиеся к жилищу и пище, к земледельческому труду и государственному устройству, по происхождению славянские.
Смешение со славянами, естественно, отразилось на мадьярском языке. Венгерский историк Э. Мольнар писал: «Если венгерский крестьянин смотрит в окно, выходит в сени, идет в погреб, в кухню или в комнату, в каморку, выходит во двор или на улицу, если он говорит, зовет своего кума, ищет своего соседа, обращается к другу, пирует в кабаке, пляшет чардаш, смотрит кругом на равнине или в степи, идет в пастухи, в разбойники, несет с собой съестные припасы, живет на хуторе, бросает веревку на шею жеребенку, запрягает вола в иго, гонит домой Стадо, берет в руки косу, укладывает стог, дает скоту корм, тянет тачку, если он работает или кончает работу. он делает такие дела, которые выражаются словами, перенятыми из славянского языка».
Стоит отметить, что раскопки венгерских могильников X века на Среднем Дунае показали, что древние мадьяры в это время по антропологическому облику были схожи с сарматами, жившими в начале нашей эры в Нижнем Поволжье, на Украине и у южных берегов Аральского моря. То есть на Дунай венгры пришли уже как достаточно типичные европеоиды. Между тем угры, ушедшие из Южной Сибири, обладали многими монголоидными чертами. Мадьярскийэтнос постепенно потерял большую часть их, смешиваясь по пути на запад с европеоидными по облику племенами.
Итак, новой родиной мадьяр — уже навсегда — стала Паннония.
У этой области в центре Европы удивительная история. (Впрочем, какая страна не имеет за собой удивительной истории?) В самом начале 1-го тысячелетия н. э. земли на Среднем Дунае были покорены римлянами. Но жители новой римской провинции недолго послушно повиновались «владыкам мира». Вскоре они восстали и заставили Римскую империю напрячь в борьбе против «мятежников» все свои силы. Войну с паннон—цами римляне той поры считали самой для себя тяжелой после Пунических войн, в которых против Рама выступал Карфаген, поставивший когда-то государство своих врагов на край гибели. Мировая держава все-таки победила и здесь, но до конца существования Римской империи Паннония с ее непокорными обитателями оставалась одним из слабых мест во владениях Августов.
Во времена Великого переселения народов Паннония освободилась от владычества римского, но не чужеземного. В качестве ее хозяев сменяли друг друга (или делили друг с другом страну) сарматы и готы, вандалы и роксоланы, языги и карпы, бастарны и маркоманы и многие иные племена. Эти племена, в большинстве известные теперь только специалистам, когда-то заставляли трепетать сердца правителей Рима и Константинополя. Потом здесь царили гунны, но их выбили к концу V века н. э. гепиды, остготы, ругии и сквиры.
Именно из Паннонии вождь союза ругиев и сквиров Одоакр пошел в Италию и после многих побед над бессильной империей низложил последнего римского императора Ромула Августула. Так Паннония все—таки «взяла реванш» у Рима — не прошло и пяти веков. Позже в Паннонии находился центр аварской державы, основанной пришельцами из Центральной Азии в VI веке. Сюда приходила в начале IX столетия армия императора Карла Великого, посадившего на пошатнувшийся аварский трон крещеного кагана. Здесь же последние авары были растворены славянами. И здесь же мадьяры включили в свой состав местных славян.
Арпад, сын Алмуса, вождь сильнейшего из семи племен, называвшегося «медьер», основал династию Арпадовичей, а имя его племени принял весь народ. Но образование Венгерского королевства еще не положило конец переселениям новых и новых племен на землю Паннонии.
Венгерские короли, забыв прошлые обиды, приняли на своей земле в XI веке тюрок—печенегов, выгнанных из Северного Причерноморья собственными их родичами—половцами, тоже тюрками по языку. А еще через двести лет, в XIII веке, гостеприимная долина Дуная приняла еще и волну половцев, ушедших на запад от монгольского нашествия (часть их покинула позже Паннонию, перебравшись в другие земли, прежде всего в Болгарию). До сих пор среди венгерского народа выделяется этническая группа прямых их потомков — палоцей.
Кочевников, вероятно, влекла к себе знаменитая венгерская степь — пушта, а венгерским королям нужны были воины и для борьбы с собственными крупными вассалами.
Из века в век сохраняла плодородная земля на Среднем Дунае свою притягательность для все новых и новых народов. Сколько дорог, начавшихся в центре Азии, заканчивалось здесь, в центре Европы!
Временами Венгерское королевство становилось по размерам и влиянию одной из великих держав средневековой Европы. Венгерские короли занимали порой еще и престолы Польши, Неаполя в Италии, распространяли свое влияние на чешские, румынские, хорватские, украинские и сербские земли.
В начале XVI века часть мадьярских земель попала под власть Турецкой империи, в дальнейшем Венгрия входила в состав Габсбургской державы вместе с Австрией и Чехией, Словакией и Хорватией, частью Украины и частью Сербии и т. д.
Сосуществование с другими народами в составе одной державы отражалось, конечно, и на культуре и на языке, а в какой-то мере и на внешности мадьяр. Но родину за последнее тысячелетие мадьяры уже не меняли. А между Енисеем и Дунаем археологи, лингвисты, антропологи и историки вместе уточняют местоположение по меньшей мере трех прародин мадьяр: донской, волжской и уральской, плюс ищут следы четвертой, еще более древней прародины, среднеазиатской или западносибирской.
Миграция мадьяр началась в пору, которую так и называют временем Великого переселения народов, и закончилась на исходе этой эпохи.
Со второй трети IX в. славянское население Дона и всей лесостепной полосы подвергалось нападениям мадьяр, которых славяне звали уграми, арабы и византийцы — турками, а в Центральной и Западной Европе они стали известны под именем венгров.
Это был народ, говорящий на языке, принадлежавшем к угро-финской языковой семье. Прародина мадьяр — Великая Венгрия — находилась в Башкирии, где еще в 1235 г. доминиканский монах Юлиан обнаружил людей, чей язык оказался близок к венгерскому.
Прорвавшись во время в междуречье Волги и Дона, мадьяры поселились затем в областях, которые в их преданиях носят названия Леведии (Лебедии) и Ателькузы. Исследователи обычно полагают, что речь идет о Нижнем Доне и Днестро-Днепровском междуречье соответственно.
Вся мадьярская орда насчитывала не более 100 000 человек и, по оценкам современников, могла выставить в поле от 10 000 до 20 000 всадников. Тем не менее противостоять им было очень трудно. Даже в Западной Европе, не так давно победившей аваров, появление мадьяр вызвало панику. Эти кочевники — невысокого роста, с тремя косичками на бритой голове, одетые в звериные шкуры, крепко сидевшие на своих малорослых, но выносливых лошадях, — наводили ужас одним своим видом. Лучшие европейские армии, включая византийскую, оказались бессильны перед непривычной для них военной тактикой мадьяр. Император Лев Мудрый (881 - 911 гг.) обстоятельно описал ее в своем военном трактате. Выступая в поход, мадьяры обязательно высылали вперед конные дозоры, во время стоянок и ночлегов их лагерь также был постоянно окружен стражей. Сражение они начинали с того, что осыпали неприятеля тучей стрел, а затем стремительным налетом пытались прорвать вражеский строй. При неудаче они обращались в притворное бегство, и если противник поддавался на уловку и начинал преследование, то мадьяры разом оборачивались и всей ордой обрушивались на пришедшие в расстройство боевые порядки врага; немаловажную роль при этом играл резерв, выставить который мадьяры никогда не забывали. В преследовании разбитого неприятеля мадьяры были неутомимы, пощады при этом не было никому.
Господство мадьяр в причерноморских степях продолжалось около полувека. В 890 г. вспыхнула война между Византией и дунайскими болгарами. Император Лев Мудрый привлек на свою сторону венгров, которые переправились на правый берег Дуная и, опустошая все на своем пути, дошли до стен болгарской столицы Преславы. Царь Симеон запросил мира, но втайне решил отомстить. Он подговорил печенегов напасть на венгров. И вот, когда венгерская конница ушла в очередной набег (по-видимому, на моравских славян), печенеги обрушились на их кочевья и вырезали оставшихся дома немногочисленных мужчин и беззащитные семьи. Печенежский налет поставил венгров перед лицом демографической катастрофы, угрожавшей самому существованию их как народа. Первой их заботой было восполнить недостаток в женщинах. Они двинулись за Карпаты и осенью 895 г. осели в долине верхней Тисы, откуда стали совершать ежегодные набеги на паннонских славян с целью захвата женщин и девушек. Славянская кровь помогла венграм выжить и продолжить свой род.
Переход князя Арпада через Карпаты. Циклорама написана к 1000-й годовщине завоевания мадьярами Венгрии.
Мадьярское владычество заставляло вспомнить времена аварского ига. Ибн Русте сравнивал положение подчиненных мадьярам славянских племен с положением военнопленных, а Гардизи называл их рабами, обязанными кормить своих господ. Г. В. Вернадский в связи с этим приводит интересное сопоставление венгерского слова dolog — «работа», «труд» и русского слова «долг» (в значении «обязанность»). По мысли историка, мадьяры использовали славян для «работы», выполнять которую было их «долгом» — отсюда различное значение этого слова в венгерском и русском языках. Вероятно, к этому же времени относится заимствование венграми славянских слов «раб» — rab и «ярмо» — jarom (Вернадский Г. В. Древняя Русь. С. 255 - 256 ).
Вероятно, в течение IX в. славянские племена Поднепровья и Подонья тоже не раз испытали на себе тяжкий натиск венгерской конницы. Действительно, «Повесть временных лет» отмечает под 898 г.: «идоша угры мимо Киева горою, еже зовется ныне Угорьское, и пришедше к Днепру сташа вежами [шатрами]…». Однако при более внимательном рассмотрении это отрывочное сообщение едва ли заслуживает доверия. Во-первых, неверна дата нашествия: венгры ушли из Нижнего Поднепровья в Паннонию не позже 894 г. Во-вторых, отсутствие продолжения истории о «стоянии» угров под Киевом свидетельствует о том, что летописец-краевед в данном случае всего лишь хотел объяснить происхождение названия Угорского, которое на самом деле восходит к славянскому слову угор — «высокий, крутой берег реки» (Фасмер М. Этимологический словарь. Т. IV. С. 146 ). В-третьих, непонятно, куда могли направляться угры, идя «мимо Киева горою» (то есть вверх по Днепру, по правому его берегу), не говоря уже о том, что, спасаясь от печенегов, они двинулись из своей Ателькузы отнюдь не на север, а прямиком на запад — в паннонские степи.
Последнее обстоятельство опять заставляет подозревать, что летописец и здесь приурочил к исторической реальности Киева на Днепре предание, относящееся к одному из . В более полном виде его можно прочитать в «Деяниях венгров» (безымянной хронике, написанной при дворе короля Белы III в 1196 - 1203 гг.), где говорится, что венгры, отступая из Ателькузы, «достигли области русов и, не встретив какого-либо сопротивления, прошли до самого города Киева. А когда проходили через город Киев, переплывая (на паромах. — С. Ц .) реку Днепр, то захотели подчинить себе королевство русов. Узнав об этом, вожди русов сильно перепугались, ибо они услышали, что вождь Альмош, сын Юдьека, происходит от рода короля Аттилы, которому их предки платили ежегодную дань. Однако киевский князь собрал всех своих вельмож, и, посовещавшись, они решили начать битву с вождем Альмошем, желая лучше умереть в бою, нежели потерять свое королевство и помимо своей воли подчиниться вождю Альмошу». Битва была проиграна русами. А «вождь Альмош и его воины, одержав победу, подчинили себе земли русов и, забрав их имения, на вторую неделю пошли на приступ города Киева». Местные правители почли за лучшее покориться Альмошу, который потребовал от них отдать «ему своих сыновей в качестве заложников», уплатить «в виде ежегодного налога десять тысяч марок» и, кроме того, предоставить «продовольствие, одежду и другие необходимые вещи» — лошадей «с седлами и удилами» и верблюдов «для перевозки грузов». Русы подчинились, но с условием, что венгры оставят Киев и уйдут «на запад, в землю Паннонии», что и было исполнено.
В Венгрии это предание, очевидно, было призвано обосновать венгерское господство над «королевством русов», то есть над подчиненной областью карпатских русин, благодаря которой наследник венгерского престола носил титул «герцог русов».
Ввиду всего этого можно сказать, что период мадьярского господства в Северном Причерноморье прошел для начальной русской истории практически бесследно.
________________________________________
Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь