Истина и ее виды в обществознании. Причины относительности истины. Абсолютная истина. Примеры и признаки
Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Истина - это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина - это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.
Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной. Относительная истина - это ограниченное верное знание о чем-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.
Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.
Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?
Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов.
Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека.
Эти точки зрения характеризуют свойства, которые хотелось бы обнаружить в истинном знании. Однако критики изложенных взглядов отмечают, что не всякая логически стройная теория является истинной и, напротив, знание, не приносящее непосредственной пользы, на поверку может оказаться истинным.
Более надежным критерием истины считается практика. Если, например, атомная электростанция, созданная на основе определенной физической теории, дает электроэнергию, значит, данная теория истинна. Но эта точка зрения подвергается критике: практика не охватывает весь реальный мир, к тому же практическое подтверждение какой-либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не значит, что данная теория не является истиной. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины - практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение - это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. С точки зрения нравственности заблуждение - добросовестная неправда, а обман - недобросовестная.
Истинностное проявляется специфично в каждой области знания. В историческом исследовании оно будет иным, чем, к примеру, в химии или литературоведении. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений непосредственно выступает теория. Специфична истина и при судебном расследовании, где зачастую приходится с трудом пробираться к ней, исследуя множество гипотез, фактов, данных, полученных экспертами, свидетельские показания.
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
· Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
· Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
· Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
· Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
1. соответствие знаний действительности;
2. то, что подтверждено опытом;
3. некое соглашение, конвенция;
4. свойство самосогласованности знаний;
5. полезность полученного знания для практики.
Аспекты истины:
3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
1. материальное производство (труд, преобразование природы);
2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
3. научный эксперимент.
Функции практики:
1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины - практика , которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, - дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
1. Понятие истины. Итак, результаты нашего познания (знания) могут различаться. Как же тогда определить, кто прав, а кто заблуждается? Соотношение между нашими знаниями и реальностью характеризуется понятием истина.
Истина есть адекватное (верное, правильное) отражение действительности в сознании человека.
Противоположностью истине являются заблуждение и ложь. Заблуждение – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное, то есть неосознанное искажение действительности. «Чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках» (Писарев). В отличие от заблуждения ложь – это сознательное искажение истины. Русская философия вместо категории «истина» использует понятие «правды» – сознательного утверждения истины, борьбы за нее.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения. Например, произведения искусства. С точки зрения философии, ее основные категории принципиально различны.
Истина едина, но для удобства ее изучения в ней выделяют различные аспекты – свойства, виды, критерии.
2. Свойства истины. Любая истина объективна и конкретна.
А. Объективность истины обозначает то, что она существует в действительности, независимо от сознания людей, от познающего субъекта. Знание о движении Земли вокруг Солнца содержательно определяется объектом познания (взаимодействием Земли и Солнца), а не субъектом (человеком).
Б. Конкретность - свойство истины, основанное на учете конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от условий места и времени и т. д. Например, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, в соответствии с которыми они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, в геометрии Лобачевского.
В. Истинное знание разными людьми может быть по-разному выражено – формулы, определения, законы и т.д. В этом состоит субъективность истины. Но субъективна она только по форме выражения, а не по сути.
3. Виды истины. Выделяют относительную и абсолютную истину.
А. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее, точное, окончательное знание об объекте исследования. Абсолютная истина вечна, в ней воплощается бесконечность нашего познания мира, предел, к которому стремится наше знание. Она существует, скорее, как цель познания, а не как реально достигаемый результат.
Б. Относительная истина. Ступенями на пути к абсолютной истине являются истины относительные. Относительная истина – это полное и точное знание об объекте исследования, но только на данном уровне развития науки. Относительная истина зависит от реальных исторических условий, в частности от точности или совершенства средств наблюдения или измерения, и эксперимента.
В. Связь абсолютной и относительной истин. Их невозможно отделить одну от другой. Абсолютная истина включает в себя ведущие к ней относительные, а каждая относительная истина является как бы частичкой истины абсолютной. Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности.
4. Критерии истины. Итак, истина – это знание соответствующее реальности. Но как узнать, соответствует ли знание реальности, как это можно проверить? С помощью критериев – показателей, признаков, мерил.
Основным критерием истины в познании выступает практика (деятельность, опыт или эксперимент).
Для точных наук важнейшим является такой критерий истины как согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания, стройное логически выстроенное доказательство , например, теоремы.
Подтверждает истинность соответствие ранее открытым законам науки.
Дополнительными критериями истины могут быть простота, гармоничность, практическая полезность, нравственность и др.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Что такое культура?
А. Определения культуры Культура – одно из самых многозначных понятий. Культуру изучает наука – культурология, в которой насчитывается около 400 определений культуры Слово «культура» происходит от лат. cultura – возделывание почвы. В широком смысле, под культурой понимается все, что создано человеком в материальном, духовном и социальном мире, то есть все надприродное – «вторая природа». Культура – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Но настоящая К. должна способствовать духовному совершенствованию человека, этим она отличается от антикультуры (концентрационные лагеря, орудия пыток). В узком смысле и в обыденной жизни мы привыкли использовать понятие К в значении процесса активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности .
Б. Функции культуры Культура выполняет в обществе множество функций:адаптивную, регулятивную, социализации, аксеологическую(ценностную), информационную, знаковую, познавательную, коммуникативную, интегративную, релаксационную (рекреационную), гуманистическую, творческую. Однако К. не просто служит чему-то, она обладает самоценностью – является единственно возможным способом существования человека. В целом роль культуры в том, что она сохраняет и передает различную информацию. Такая трансляция опыта осуществляется в ходе двух параллельных процессов – преемственности и новаторства.
В. Сферы существования культуры . Выделяют две такие сферы – материальную (осязаемую, удовлетворяющую физические потребности – дом, мебель, одежда…) и духовную (содержащуюся в сознании, удовлетворяющую идеальные потребности – литература, искусство, наука…). В каждом объекте жизни есть элемент как материального, так и духовного. Духовная культура находит свое выражение в материальных объектах (книга, картина….). Отнести объект к материальной или духовной К. можно на основе потребностей, которые он удовлетворяет. Структура К: потребности (материальные или духовные) → производство (…..) → блага (…..).
Структура духовной жизни общества | |||||||
духовные потребности | духовная деятельность (духовное производство) | духовные блага (ценности) | |||||
представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности | производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом | · идеи, теории, образы и духовные ценности; · духовные общественные связи индивидов; · сам человек как существо духовное |
Духовная культура, существующая исключительно в сознании людей - знания, вера, чувства, стремления, мысли, интересы, способности – называется духовным миром человека. Духовная жизнь личности проявляется в обществе как духовная сфера общественной жизни. Ее основные элементы – право, мораль, философия, наука, искусство, религия.
Формы и виды культуры
А. Способы классификации культуры:
· по связи с религией разделяют светскую и религиозные культуры;
· по этническому признаку – мировую и национальные;
· по цивилизационному признаку – культуру Запада и культуру Востока;
· по территориальному – сельскую и городскую;
· по уровню исполнения и аудитории – элитарную, народную и массовую;
· по распространению – доминирующую и субкультуры,
· по социально-классовому признаку – крестьянскую, дворянскую, пролетарскую, буржуазную, ….
· по историческому признаку – первобытную, средневековую, современную
· по виду деятельности – художественную, политическую, экологическую….
Б. Формы культуры
Народная (= фольклор – от англ. folk-lore – народное творчество):первая, анонимная, простая, традиционная, образная, национальная, распространена бытовая и эпическая тематика. Примеры: былины, сказки, предания, частушки, пословицы, песни, танцы, эпос и т.д.)
Элитарная (от фр. elit – лучшее, отборное, избранное) для высшей части общества («высокая»), авторский характер, экспериментальный, самовыражение, для интеллигенции и специалистов, сложная по содержанию, насыщена символами, предмет споров, меняется вместе со стилем. Примеры: музыка Стравинского, живопись С. Дали или фильмы Ф. Феллини.
Массовая (от мassa – от лат. ком, кусок) Появляется в начале ХХ в расцветает. Причины: демографический взрыв, урбанизации, конвейер, СМИ. Масса – средний человек. Примитивна по содержанию, удовлетворяет сиюминутные запросы быстро забывается, делается на продажу, является товаром. Китч (от нем. кitsch – дешевка).
Одни виды искусства могут принадлежать разным видам культуры. Например, народная, популярная и классическая музыка. Но есть жанры, только массовые – например, цирк, детективы, комиксы, телесериалы, мультфильмы.
В) Виды культуры:
Доминирующая – характерная длябольшинства членов данного сообщества, господствующая. Общество делиться на множество национальных. профессиональных, возрастных групп – у каждой из них формируется собственная К – субкультура (от лат. sub – под).
Субкультура – это культура больших социальных групп, которая имеет существенные отличия от доминирующей, но не противостоит ей (женская, профессиональная…) Например, молодежная субкультура – досуг, учеба, переход, виртуальная реальность. Делится на множество субкультур: по музыке (панки, металлисты, рокеры, рейверы….); по увлечениям (отаку, ролевики, геймеры…); по общественным убеждениям (антифа, яппи, хиппи..), по хобби (байкеры, хакеры, райтеры….)
Контркультура – противостоит общепринятым ценностям и нормам (уголовная, террористическая). КК находятся в процессе взаимного влияния и развития (хиппи из контркультуры стали субкультурой, в сотовом телефоне звонит классическая музыка….). Взаимовлияние разных видов культур друг на друга называют диалогом культур . Одним из ее примеров является вестернизация – распространение в мире влияния западной культуры.
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1. Что такое наука? Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Термин «НАУКА» используется в трех значениях
2. Наука как социальный институт – этоособая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)
А. Институционализация (этапы развития): зародилась в древнем мире (математика, медицина, астрономия, химия); XVI век – становление, обретение современного смысла, использование строго научных методов; XIX век – специализация, XX век – превращение в основную производительную силу общества. Развивается революционно (Ньютон – в основе всего лежат законы, которые человеческий разум может познать; Эйнштейн – всё относительно). Конец 1970х – НТР (компьютер). Две противоречивые тенденции развития науки – специализация (300 направлений в медицине) и интеграция (геофизика)
Б. Главный признак любого социального института – роль в обществе .
Особо выделяют социальную функцию науки, которая состоит в преобразовании социальной жизни на основе внедрения достижений науки в общественную жизнь (появление новых лекарств).
По основным целям науки делятся на фундаментальные=теоретические (история педагогики; теория социологии) и прикладные =практические (методика обучения обществознанию, методика социологического исследования).
3. Наука как особый способ познания мира – это система научных исследований, опытно-конструкторские изыскания
А. Существенно отличается от других видов познания (мифологического, обыденного, художественного). Основные особенности:
1) объективность – стремление к получению объективного знания, к истине
2) сущностность – проникновение в причинно-следственные связи, строение, развитие объекта
3) широта объектов познания (изучает все)
4) особая этика познания (не искажать факты, не выдавать чужое за свое, оценивать результаты с позиции перспектив развития человечества)
5) использование специальных методов, приборов и терминов, системы понятий
6) рациональность – обязательность логики, доказательств, непротиворечивость
7) системность (взаимосвязь знаний, выстраивание целостной непротиворечивой картины мира)
8) нацеленность на получение нового знания
Б. Уровни и методы научного познания
В. Формы (уровни) осуществления научного познания :
2. Проблема
3. Гипотеза
4. Концепция
5. Закономерность
6. Закон (простой, всеобщий)
8. Парадигма – основной принцип познания мира, лежащий в основе всех научных исследований в определенный исторический период. Меняется редко в результате научных революций (ньютоновская парадигма – в основе всего мира лежат законы, человек может их познать и согласно им действовать; Эйнштейновская парадигма – «все относительно»).
4. Как совокупность знаний – это научные представления понятия, теории, приведенные в целостную систему на основе определенных принципов
А. Виды наук. По предмету изучения науки делятся на: естественные (изучают природу), общественные (изучают человека и общество), точные (изучают знаки). Смежной между общественными и естественными науками является география, так как антропогенный фактор все больше изменяет географическую среду (социальная и экономическая география). Социально-гуманитарные (общественные) науки: история, психология, социология… Социальные и гуманитарные науки взаимопроникаемы, но если их различать, то: социальные науки – анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений, а гуманитарные науки - анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.
Б. Особенности социального познания . Социально-гуманитарные науки обладают специфическими чертами, связанными с особенностями социального познания: 1) совпадением субъекта и объекта → большой ролью субъективного фактора; 2) ограниченностью возможностей наблюдения и эксперимента; 3) неповторимостью фактов; 4) необходимостью анализа огромного числа фактов, невозможностью вывести законы, а только закономерности, оценочностью.
Истина - соответствие знания своему предмету.
Истина должна быть объективной. Объективная истина - истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.
Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.
Относительная истина - истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.
Абсолютная истина - полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.
Абсолютная истина практически недостижима, поскольку:
во-первых, ограничены и относительны и изменчивы познавательные средства;
во-вторых, сам мир изменяется и развивается.
Основным критерием относительной истины выступает практика: включенность знания в практическую деятельность общества.
Практика в научном познании может выступать как основание, цель и доказательство.
Критерий истины для философов-рационалистов - разум.
Критерий истины для философов-эмпириков - опыт.
1.5 Мышление и деятельность
Деятельность - форма активности, присущая исключительно человеку, характеризующаяся:
продуктивностью;
сознательностью;
орудийностью;
социальностью:
1) приобретение форм деятельности через социализацию;
2) обязательная связь с обществом в процессе деятельности.
Структура деятельности:
1) Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).
2) Объект - то, на что направлена деятельность.
3) Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.
4) Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.
5) Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.
6) Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.
Деятельность складывается из действий (выраженный акт поведения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций (конкретный способ выполнения действий).
Виды деятельности.
I .
1) Практическая:
а) материально-производственная - воздействующая на природные объекты;
б) социально-преобразующая - воздействующая на общество. 2)духовная:
а) духовно-практическая - освоение и передача уже имеющихся духовных ценностей;
б) духовно-теоретическая - созидающая новые духовные ценности. Также духовная деятельность подразделяется на:
а)познавательную;
б) прогностическую;
в) ценностно-ориентировочную.
II .
а) индивидуальная;
б) коллективная
III .
а) законная;
б) незаконная.
IV .
а) моральная;
б) аморальная.
V .
а) шаблонная (по образцу);
б) инновационная (творческая)
VI .
(по этапу жизни человека)
б) обучение;
Особо выделяют общение - деятельность, сопутствующую остальным видам совместной деятельности.
Мышление - процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Характеристики мышления:
социальный характер;
связь с языком;
опосредованный характер;
личностный характер.
Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.
1.6. Потребности и интересы
Потребность - фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования
Нужда - актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне
Интерес - направленность человека на условия доступности предмета потребности
Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.
Классификации потребностей:
I . Основная классификация:
1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) - потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых...)
2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд...)
3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания...)
II . Пирамида Маслоу.
Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
1. Базовые
а) Естественные (еда, сон...)
б) Экзистенциальные (безопасность и комфорт существования)
2. Вторичные
а) социальные
б) престижные
в) духовные.
Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяющие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потребностей.
Способности делятся на общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).
Талант - совокупность способностей, позволяющая получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.
Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему применимо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.
Лекция:
Истина объективная и субъективная
Из предыдущего урока вы узнали, что знания об окружающем мире можно получить путём познавательной деятельности с помощью органов чувств и мышления. Согласитесь, человек, интересующийся теми или иными предметами и явлениями, хочет получить о них достоверные сведения. Нам важна правда, то есть истина, которая является общечеловеческой ценностью. Что же такое истина, каковы её виды и как отличить истину от лжи разберём на данном уроке.
Основной термин урока:
Истина – это знания, соответствующие объективной действительности.
Что это означает? Предметы и явления окружающего мира существуют сами по себе и не зависят от человеческого сознания, поэтому предметы познания объективны . Когда же человек (субъект) хочет что-то изучить, исследовать, он пропускает предмет познания через сознание и выводит соответствующие собственному мировоззрению знания. А мировоззрение, как известно, у каждого человека своё. Значит, два человека, изучающие один и тот же предмет, по-разному опишут его. Поэтому знания о предмете познания всегда субъективны . Те субъективные знания, которые соответствуют объективному предмету познания и являются истинными.
Исходя из сказанного можно выделить объективную и субъективную истину. О бъективной истиной называются знания о предметах и явлениях, описывающие их такими, какие они есть на самом деле, без преувеличения и преуменьшения. К примеру, MacCoffee – это кофе, золото – это металл. Субъективной истиной , напротив, называются знания о предметах и явлениях, зависящие от мнений и оценок субъекта познания. Утверждение "MacCoffee – самый лучший кофе в мире" субъективно, потому что это я так считаю, а кому-то MacCoffee не нравится. Распространенными примерами субъективной истины являются приметы, которые невозможно доказать.
Истина абсолютная и относительная
Истина также подразделяется на абсолютную и относительную.
Виды | Характеристика | Пример |
Абсолютная истина |
|
|
Относительная истина |
|
|
Каждый ученый стремится максимально приблизиться к абсолютной истине. Однако зачастую в связи с недостаточностью способов и форм познания ученому удается установить лишь относительную истину. Которая с развитием науки подтверждается и становится абсолютной, либо опровергается и превращается в заблуждение. Например, знание средневековья о том, что Земля плоская с развитием науки было опровергнуто и стало считаться заблуждением.
Абсолютных истин очень мало, гораздо больше относительных. Почему? Потому что мир изменчив. Например, биолог изучает численность отряда животных, занесенных в Красную Книгу. Пока он проводит это исследование, численность изменяется. Поэтому подсчитать точное число будет очень сложно.
!!! Ошибочно говорить, что абсолютная и объективная истина одно и то же. Это не так. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина, при условии, что субъект познания не подогнал результаты исследования под свои личные убеждения.
Критерии истины
Как отличить истину от заблуждения? Для этого существуют специальные средства проверки знаний, которые называются критериями истины. Рассмотрим их:
- Самый главный критерий – практика – это активная предметная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира . Формами практики являются материальное производство (к примеру, труд), социальные действия (к примеру, реформы, революции), научный эксперимент. Истинным считается только практически полезное знание. К примеру, на основе определенных знаний правительство проводит экономические реформы. Если они дадут ожидаемые результаты, значит знания истинны. На основе знаний врач лечит больного, если он исцелился, то знания истинны. Практика как основной критерий истины является частью познания и выполняет функции: 1) практика является источником познания, потому что именно она толкает людей на изучение тех или иных явлений и процессов; 2) практика является основой познания, потому что от начала и до конца пронизывает познавательную деятельность; 3) практика является целью познания, потому что познание мира необходимо для последующего применения знаний в реальной действительности; 4) практика, как уже было сказано, является критерием истины, необходимым для различения истины от заблуждения и лжи.
- Соответствие законам логики. Знание, полученное путем доказывания, не должно быть запутанным и внутренне противоречивым. Также оно должно логически согласовываться с хорошо проверенными и достоверными теориями. Например, если кто-то выдвинет теорию наследственности, которая принципиально не совместима с современной генетикой, можно предполагать, что она не является истинной.
- Соответствие фундаментальным научным законам. Новые знания должны соответствовать Вечным законам. Многие из которых вы изучаете на уроках математики, физики, химии, обществознания и др. Это такие, как Закон всемирного тяготения, Закон сохранения энергии, Периодический закон Менделеева Д.И., Закон спроса и предложения и другие. К примеру, знание о том, что Земля удерживается на орбите вокруг Солнца, соответствует Закону всемирного тяготения И. Ньютона. Другой пример, если цена на ткань из льна повышается, то спрос на эту ткань падает, что соответствует Закону спроса и предложения.
- Соответствие ранее открытым законам . Пример: Первый закон Ньютона (закон инерции) соответствует ранее открытому Г.Галилеем закону, согласно которому тело остаётся в покое либо двигается равномерно и прямолинейно до тех пор, пока на него оказывают воздействие силы, понуждающие тело изменить своё состояние. Но Ньютон в отличие от Галилея рассмотрел движение более глубоко, со всех точек.
Для наибольшей надежности проверки знаний на истинность лучше всего пользоваться несколькими критериями. Утверждения, не соответствующие критериям истины, являются заблуждением или ложью. Чем они отличаются друг от друга? Заблуждением являются знания, которые на самом деле не соответствуют действительности, но субъект познания до определенного момента не знает об этом и принимает их за истину. А ложь – это сознательное и намеренное искажение знаний, когда субъект познания хочет кого-либо обмануть.
Задание: Напишите в комментариях свои примеры истины: объективной и субъективной, абсолютной и относительной. Чем больше примеров вы приведёте, тем большую помощь окажете выпускникам! Ведь именно нехватка конкретных примеров затрудняет правильное и полное решение заданий второй части КИМ.