Смерть в вербное воскресенье. День смерти человека не случаен, как и день рождения. Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение
В тропаре Вербного воскресения поется: «…мы яко отроцы победы знамения носяще». Знамя нашей победы — не боевой штандарт, а ветка вербы - символ победы жизни над смертью, веры над отчаянием, любви над ненавистью. Об этом говорит и праздничное евангельское чтение. Комментирует протоиерей Сергий ГАНЬКОВСКИЙ
Вход Господень в Иерусалим. XVII в. Северные письма
1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та"к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
(Иоанн, 12:1-18).
Комментирует прот. Сергий ГАНЬКОВСКИЙ, настоятель храма священномученика Владимира в Королеве:
— Что общего у сегодняшних чтений из Апостола и Евангелия? Сначала я заметил лишь одно — «Господь близко»
. К Своему народу, к Иерусалиму, к смерти и славе Своим, к нам. И «множество народа, пришедшего на праздник», потому и кричит Иисусу «осанна!», что Он — близко. Но чего каждый из них, из нас ждет от такой близости, от встречи с Господом?
Кому-то из стоявших тогда на дороге в Иерусалим с пальмовыми ветвями кажется близким исполнение всего их упования, упования на мессию, который освободит их от поработителей, исполнит «всякую правду» (Мф.3.15), восстановит мир и справедливость, утвердит их веру. Но упования эти, эти справедливость и вера — их упование и справедливость, а не Бога. Не тАинственной и безграничной, а потому непредсказуемой и страшной, встречи со Спасителем ждут они, а исполнения своих представлений и надежд, да просто — своего же представления о чуде, которое не дает увидеть животворящую любовь Иисуса к человеку, а влекущего всего лишь подивиться на ожившего мертвеца, ведь «потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо». Они ждут царя, а Бог пришел, приняв на Себя «зрак раба» (Флп.2.7), совсем не так, как приходят цари земные, — не в славе и торжестве, а в кротости и уничижении.
И потому, хотя возглас «осанна» (הושיע נא) дословно переводится как «спаси, мы молим», молим мы на деле о своем, и когда получаем Божье — не приемлем.
Конечно, Господь знает, что трагедия потомков падшего Адама заключается в том, что теоретически мы готовы искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6.33), а на «практике» озабочены именно «остальным», тем, что только «прилагается» к главному, к тому, ради чего стоит жить. Подобно тому, как предатель-ученик увидел только бессмысленную трату драгоценного мира в том, что на самом деле было приготовлением к Жертвоприношению Спасителя, так и весь Иерусалим трагически обознался: они встречали царя земного, а явился Царь Небесный!
И тогда становится понятно, почему крик «распни Его!» раздается почти сразу после ликования, ведь Бог «не оправдал» наших надежд. И сразу забываем мы, что не потому Бог творит что-либо, что оно добро, а напротив — оно — добро, потому что это Он его творит.
Бог приходит к нам, чтобы встретиться, а не оправдывать наши ожидания. И тогда становится заметным второе, что роднит сегодняшние чтения Апостола и Евангелия — радость . В день, когда Церковь с ужасом и трепетом празднует Вход Господень в Иерусалим, напоминая, куда и зачем идет Христос сегодня, восседая на осленке, в день, когда, глядя с Елеонской горы на город, Спаситель плачет о нем и об этих людях, потому что они выбрали смерть, а не жизнь, - в этот день апостол Павел говорит нам слова, которые кажутся неуместными, почти кощунственными перед лицом того, что предстоит Сыну Человеческому: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4.4.). Только это радость разная — в одном случае — экзальтированное ликование толпы, а в другом — тихая радость встречи с Тем, Кого давно ждал. Радость о Господе очень редко похожа на радость мирскую. Вспомним, что в Своей Нагорной проповеди наш Господь призывает нас радоваться, «когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5.11).
Чего же ищем мы, ныне стоящие в храме? Успеха, бесскорбного жития, здоровья? Разве не успели мы заметить за долгие или короткие наши церковные годы, что чем ближе Господь, тем сильнее противостояние сил зла, мощнее их напор? Разве мы не знаем, что стоит нам хоть на одно мгновение преодолеть бушующие в нас страсти, как силы ада восстают на нас, и в результате те, кто еще совсем недавно кричал «осанна», начинают яростно скрежетать зубами. Недаром протоиерей Александр Ельчанинов заметил: «Только первые шаги приближения к Богу легки; окрыленность и восторг... сменяются постепенно охлаждением, сомнением, и для поддержания веры нужны усилия, борьба...». Кто-то продолжает бороться, а кто-то почитает себя обманутым, «не получившим знамения», покинутым на произвол судьбы.
И потому, чтобы радость наша не обернулась горькими слезами «неразумных дев» (Мф.25.3) - дщерей Иерусалимских, не забудем, что не за тем «грядет Господь на вольную страсть», чтобы нам легче и проще жилось, а затем, чтобы напомнить нам о том, где наш настоящий дом, в чем наша истинная радость и где спрятано истинное «сокровище наше» (Мф.6.21).
Сегодня - канун Страстных дней, а еще вчера, когда вся Церковь вспоминала воскрешение праведного Лазаря, мы за литургией, вместо привычного Трисвятого услышали: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Церковь поет это песнопение накануне Страстных дней, не только отдавая дань древнему обычаю - крестить новообращенных на Пасху, но в первую очередь напоминая верным, что быть с Богом, воссесть по правую и по левую сторону от Христа в славе Его (Мк.10.37), как просили об этом апостолы, можно только «крестившись», погрузившись в скорбь Страстей Господних, разделив в меру своих сил с Господом Его страдания, чтобы потом разделить с Ним радость Воскресения.
В тропаре Вербного воскресения есть и такие слова: «…мы яко отроцы победы знамения носяще». Этими словами Православная Церковь сравнивает чад своих со знаменосцами победы, с теми, кто возвещает и войску, и народу, и солдатам противника, и всему миру грозную и радостную весть о падении вражеской крепости, об окончании сражения, о победе.
Знамя нашей победы, символ победы Церкви — не боевой штандарт, а маленькая веточка вербы, подобная той зеленой оливковой веточке, которую принесла голубка на Ноев ковчег как знак прекращения потопа, как символ примирения Бога и человека (Быт.8.11), как знамение надежды и прощения. И мы сегодня, «яко отроцы победы», стоим в наших храмах, имея в руках, так мало похожие на боевые, знамена победы жизни над смертью, веры над отчаянием, любви над ненавистью!
Мы прошли долгую Четыредесятницу Поста. Мы, пусть и в малом, но все же победили свою, вечно несытую, плоть; пусть в малом, пусть в самом ничтожном, но мы постарались в прошедшие постные дни преодолеть насилующий нас грех. И эти нежные, чуть зеленеющие побеги вербы - символ и знак нашей решимости оставаться с Богом до конца, быть верными Ему «даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2.8).
Некоторым из нас может показаться, что слишком рано мы вспомнили о победе. Не Жизнь и Вечность, а «Смерть и Время царят на земле». И все же именно в эти трагические дни, за несколько часов до казни, Господь говорит Своим ученикам: «…мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16.33). Он говорит так потому, что победа, знаменосцами который мы все сейчас являемся, совершается, по слову апостола, «в немощи» (2.Кор.12.9). И не сила силу ломит, не победитель легионов и армий входит во Святой Град, но «Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин.12.15).
Вот как Сам Господь говорит об этом Своим ученикам: «…вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16.20). То, что внешне выглядит как триумф и победа, на поверку выходит скорбным путем на Голгофу. То, что представляется завистливой душе Иуды бессмысленной тратой драгоценного мира, на деле является приготовлением к жертвенному закланию Того, про Которого сказано: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1.29). Наконец и сама смерть Распятого становится залогом жизни погибающего мира, потому что, как вновь и вновь напоминает нам Святитель Иоанн Златоуст: «Ад надеялся схватить тленное тело, а нашел Бога. Ад надеялся схватить прах, а встретил Небо. Ад надеялся схватить то, что видел, а напал на то, чего не видел!»
06:36 — REGNUM
Сегодня Православная церковь празднует вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье. Как мы прежде говорили, путь Христа на земле можно характеризовать как «один в поле воин». Характеристика верна относительно всех дел Его на земле. На арест и смерть пошел тоже в одиночку, никого из апостолов не взяли и не судили, поскольку «судьи» не могли сообразить, понять, что семя уже посеяно, скоро начнутся всходы, которые, впрочем, потом станут агрессивно выпалывать.
«Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною ». Какие бы толпы, порою, не сопровождали Иисуса, помощников у Него так никогда по-настоящему и не было. Были ученики, которых Он учил до последнего часа. И вход Иисуса в Иерусалим, от которого многие из свидетелей ожидали большего — объявления Себя Царем — закончился ровно тем же, что и прежде. Довольно традиционно для Себя разогнал торговцев, сорвав им бизнес, вытеснил из Храма и после, на расчищенном месте, принялся за обычное: исцелять и учить. На следующий день, продолжая учить людей, передают евангелисты, Он рассказал две притчи. Первая о двух сыновьях: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» .
Вторую сразу вслед за этой о злых виноградарях: «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями ?» Обе притчи обличали тогдашнюю показную религиозность, по сути сводились к одной мысли. Называющие себя верующими, послушно, на словах обещали исполнять волю Божью, а на деле лишь пристроились на плодах, которые давала религия. И так привыкли с них кормиться, что не подпускали уже к ним никого, кто даже очевидно говорил от Бога.
Христос подытожил Свои притчи тем, что «сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его ». Под «народом» не имеется в виду какая-то этническая группа. Не говорится о том, что будет выбран «сверху» какой-то народ, которому выдадутся патенты на пользование правильной религией. Любая группа людей, дающая ожидаемые плоды, будет тем самым народом, а не те, кто в очередной раз говорит «иду, государь, и не пошел ». Как говорится в сегодняшнем апостольском чтении, «братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте ». Именно коллективные, «братские»: честность, справедливость, добродетельность, перечисленные апостолом, способны давать эти плоды. Не для того Иисус учил апостолов, чтобы они после прославлялись как святые и по этой причине им надо было бы молиться. Не готовил Он праведников, озабоченных исключительно собственным спасением. Он посеял семя, которое должно было прорасти в народ, способный сообща делать такие же дела, которые творил Христос.
Церковный сегодняшний праздник предписывает памятно воспроизвести вход Христа в Иерусалим. Само возвращение Его в город было рискованным шагом, не одобряемым апостолами. Если бы не смерть друга, возможно, Он повременил бы еще некоторое время. Слухи о воскрешении Лазаря, подтверждаемые свидетелями, добавили Иисусу популярности в народе, который, как сказано, «неотступно слушал Его» . Поэтому несмотря на продолжающиеся агрессивные расспросы Его религиозными вождями, арестовать Его прилюдно они не могли, и у Христа выдалась еще неделя, чтобы продолжить учить, и Он этими днями воспользовался. Понимая неизбежность Своей казни, Иисус при том видел, что настало время оставить апостолов одних, не боясь, что они разбредутся по домам и обо всем забудут: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ».
Зная, чем все кончится, Иисус также понимал, что, находясь при Нем, ученики остаются все еще несамостоятельными, не способными к принятию решений. Но еще немного, и вместе они составят Его Тело, не порознь, а только вместе. Но не одних апостолов, конечно, Он подготавливал к этому. Многое из того, что Иисус делал в последние дни Свои на земле, было «для народа» (Ин. 12:30). Народу тоже следовало знать, что с Его смертью ничего не закончится. Все только начиналось. «Виноградари», обещавшие исполнять работу, не справились, поспешив избавиться от «наследника». Но вместо одного наследников сразу стало много.
Церковь вступает сегодня в особые дни - дни, полные ликования и трагизма. В дни, в которых почти нет границы между «ОСАННА!» и «РАСПНИ!»…
Как это страшно - жаждать и желать земного царя и не рассмотреть перед собою Живого Бога! Кругом ликований вайи, восклицания, постеленные одежды… А Христос идет через все это - к Своей смерти.
Он знает, что руки, которые сегодня держат цветы, завтра с ненавистью сожмут камень. И глаза, которые сегодня хранят улыбку, через несколько дней зажгутся недобрым огнем и нальются кровью.
Он говорил им о Царствии Небесном, а они ждали только удовлетворения своих земных проблем! Он возвещал им о Божественной Любви и Сам был Любовь, а они эту любовь безжалостно растоптали!
Проповедь в Вербное Воскресенье «Пришел час, - говорит Господь, - прославиться Сыну Человеческому». Но прославление это будет не через блеск политической славы… Прославление Его будет через смерть!
Разочарование ждет каждого, кто от Христа ожидает только земной победы. Они хотели посадить Его на блистательный царский земной трон, он выбрал Крест и Смерть. Смерть, через которую всему человечеству откроется Вечная Жизнь!
Труден и трагичен сегодняшний праздник. Им открываются двери Страстной седмицы - самого напряженного, самого драматичного времени церковного года. Мы стоим с вайями сегодня, и Господь так хочет, чтобы никто из нас от Него никогда не отвернулся. Чтобы мы стояли при Кресте Его, а не грелись у костра земной жизни.
Господь не вымогает нашу любовь к Нему. Он ждет свободного, радостного, вдохновенного ответа на Его Любовь! Любовь - это всегда движение и это движение должно быть взаимным!
Достоевский как-то очень ярко сказал о своем жизненном пути: «Через огромное горнило сомнений моя «Осанна» прошла!» Путь каждого из нас - это огненное горнило сомнений, болезней, скорбей, слез, неожиданных испытаний, тревог и волнений. И какая радость, что мы в Церкви! Церковь - это драгоценнейший опыт Вечной Жизни, которая начинается сегодня, сейчас, здесь и простирается в Царствие Небесное. Вера дарит нам вдохновение! Дает силы и мужество нести наш жизненный крест.
Верующий человек старается «держать ум свой во аде», как это было сказано Богом преподобному Силуану Афонскому. Но в то же время с радостью и огромным, глубоким упованием думает о будущем преображенном Космосе, когда «Бог будет всяческая и во всем» и где «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, что уготовал Бог любящим Его».
Но чтобы наследовать Жизнь Вечную, нужен гигантский труд, неимоверное усилие души, огромная искренняя любовь к Богу и ближним.
Как-то ученик пришел к своему старцу и спросил: «Как узнать, что я живой человек, а не мертвый?»
«Ты жив, - сказал старец, - если твое сердце еще не засыпано, как могильной землей, - суетой, безразличием, унынием, скукой!
Ты жив, если глаза твои еще могут плакать, а душа - сочувствовать!
Ты жив, если на твоем Небе, буквами смиренных и тихих звезд вышито самое главное слово - ЛЮБОВЬ!»
…Страшно, если все емкости нашей души заняты только одним - самим собою. Пост должен был помочь нам открыть свое сердце для ближнего, открыть свое сердце для Вечности.
Замечательно сказал о.Ефрем Ватопедский, который недавно привозил в Россию Пояс Богородицы: «Мы, монахи, внесем вклад в дело духовной помощи своему народу не тем, что будем ходить туда-сюда, разглашая, проповедая, а тем, что будем опытно переживать Христа». В этом весь смысл нашего духовного, сердечного делания и монахов и мирян - опытно переживать Христа!
Сейчас мы стоим с вайями в руках. «Бог Господь и явися нам! Благословен грядый во Имя Господне!» Но через радость сегодняшнего праздника уже слышится моление Гефсиманского сада и стенания Голгофы. И с каждым мгновением, с каждым вздохом сокращается расстояние между «ОСАННА!» и «РАСПНИ!»
Но Богу все это нужно пройти: и предательство ученика, и моление о Чаше, и насмешки невежественных солдат и вопли: «Сниди со Креста!» Ему нужно пройти этот путь для нас и за нас!
И Он не сойдет со Креста. Через Крест и смерь Он пройдет к Своему Воскресению!
И каждый из нас - таков закон жизни духовной - тоже когда-то пройдет по ступеням своей страстной седмицы. И никто не избежит распятия, никто не обойдет своей Голгофы.
Но за ней - и в этом весь смысл и все наше упование и вся наша надежда - обязательно будет ПАСХА!
Проповедь настоятеля Свято-Преображенского храма г. Харькова прот. Виктора (Бурбелы) в праздник Входа Господня в Иерусалим 9 апреля 2017 г.
Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Иисус во время своей земной жизни много раз бывал в Иерусалиме, но никогда еще до этого не приходил в этот город таким образом, как в этот раз. Это было его последнее пришествие в Иерусалим перед тем, как Его схватили и распяли на кресте.
Но в этот день, когда он приблизился к окрестностям Святого города, сопровождавший Его народ и то множественное количество людей, которые шли в Иерусалим на праздник Пасхи, и жители этого города, услышав о приближении Иисуса, вышли к Нему навстречу, чтобы приветствовать Его с почестями. Они вышли потому, что к тому времени Иисус был очень известен по всей стране и особенно в Иерусалиме. И все вышли посмотреть на этого человека, который совершал такие дела, говорил такие слова, которые не мог никто ни сотворить, ни сказать. Люди дивились и радовались, что есть у них такой пророк.
Но были и те, которые не радовались, а завидовали, были такие, которые отрицали все чудеса из-за собственной гордыни и неспособности увидеть явное и признать его как действительное.
Что ждали от Иисуса иудеи?
Те люди, которые выходили увидеть Иисуса, видели в Нем не просто проповедника, они видели в Нем своего спасителя от римского владычества. В то время Иудея была под властью римлян, и весь народ стремился освободиться от этого рабства, и они думали, что Иисус, который может творить такие чудеса, это тот, кто способен освободить их в таком нашем человеческом понимании, в политическом.
Особенно их убедило последнее и самое громкое чудо, которое произвело большое потрясение, - это воскрешение Лазаря, которого многие знали лично, он жил в Вифании и был другом Иисуса. Как говорит Евангелие от Иоанна, однажды Лазарь заболел, и когда его болезнь пришла в необратимые формы, он умер, будучи еще достаточно молодым. Когда он был еще жив, его сестры Марфа и Мария отправили посыльного к Иисусу, сообщать, что Лазарь сильно заболел и чтобы Иисус пришел и исцелил его. Но Иисус медлил. Но потом Он все же пошел в Вифанию. Но до Его прихода Лазарь умер.
Когда Марфа узнала, что Иисус идет ним, она вышла к Нему навстречу. По иудейской традиции, когда умирал человек в селении, это была скорбь всего селения. И даже если люди не были близки умершему, то считалось правильным прийти в дом покойного и скорбеть вместе с родными и близкими. Итак в доме покойного Лазаря было много людей. Когда же Марфа пошла навстречу Иисусу, то многие люди последовали за ней, думая, что она пошла к гробу брата своего рыдать. Увидев Иисуса, Марфа упала Ему в ноги, говоря, если бы Ты был здесь, то брат мой не умер бы. В ответ на эти слова Иисус сказал: не умрет брат твой, только веруй. Марфа отвечала: знаю, что он воскреснет в последний день, в общее воскресение из мертвых. На это Иисус сказал: Я есть Воскресение и Жизнь, поэтому верующий в Меня если и умрет, то воскреснет, и живущий верой в Меня не увидит смерти вовек. И Марфа ответила: я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
Эти слова Христа были откровением народу о своем Божестве. И когда они приблизились к гробу, в котором похоронили Лазаря, к тому времени туда подошла и вторая сестра Мария, и Иисус, увидев, что сестры рыдали, и Он сам тоже заплакал. И повелел людям, чтобы они отвалили камень, который закрывал вход в гроб. В то время в той местности полагали умерших людей в каменные пещеры и приваливали большой камень ко входу, это были некие усыпальницы. Умершего человека заворачивали полностью с головы до ног в длинное сукно, помазав предварительно благовонными маслами, потом полагали в гроб.
Повеление Иисуса отвалить камень от гроба привело всех присутствующих в смущение, потому что такое обычно не делали, только в редких исключительных случаях. Прежде всего потому что для иудеев того времени прикасаться к мертвому телу считалось осквернением. Более того, Марфа говорит Иисусу: Господи, уже четвертый день, как он в гробе лежит, уже смердит, тело разлагается так, что запах сюда слышно. Но Христос настоял на том, чтобы отвалили камень, и стоя у входе в пещеру сказал: Лазарь, гряди вон. И как описывают евангелисты, вышел умерший, обвитый полностью погребальными пеленами, и стал у входа в гроб, так что ужаснулись все, не понимая, что происходит. И повелел Иисус развязать его, и это чудо воскрешения человека, уже умершего, телом которого обладало тление по закону нашего естества, произвело очень сильное впечатление на людей, знавших Лазаря и бывших у него на похоронах, и теперь видевших его живым.
После этого чуда многие люди уверовали в Иисуса как в пророка, и были посрамлены старейшины, книжники и фарисеи, утверждавшие, что Иисус не пророк, а лжепророк. Более того, видя Лазаря воскресшим, многие, кто его знал, кто узнал об этом чуде, уверовали в Иисуса как в Мессию, ожидаемого всеми иудеями. Это событие стало апогеем совокупности всех его чудес, совершенных за годы Его проповеди, и поэтому множество людей, все вместе вышли встречать Его, как подобает встречать царей, победителей в войнах: они постилали свои одежды по пути, по которому должен был пройти Христос, а у кого не было верхней одежды, те срезали ветви финиковых пальм, приветствовали Иисуса, размахивая ими, и также устилали путь Его этими ветками. И в один голос кричали: Осанна Сыну Давидову, благословен идущий во имя Господне.
Но Иисуса не радовало это ликование
Однако такой встречей Иисус не гордился, как гордились бы многие из нас, Он не раскланивался в ответ на приветствия, как мы можем кивать встречающим нас с ликованием людям, гордясь своей славой. А Он скорбел, потому что знал, что произойдет, что по прошествии немногих дней тот народ, который встретил торжественно Его, как царя, будет требовать: Распни, распни Его!
Совершенно удивительная картина предстает перед нами. Почему же огромное количество людей, которые уверовали в Иисуса Христа, которого они встречали, как в Мессию, вдруг так быстро переменили свое мнение, и вдруг стали просить смерти и казни Его? Наверное потому что они ждали от Бога не того, что Он хотел бы им дать. Они ждали от Иисуса того, что хотелось им, земного, временного, осязаемого, того, что нужно им здесь и сейчас, того, что подсказывал им их ум.
Но Христос говорил им о вечном. Он сказал: “Царство Мое не от мира сего” Ин. 18.36. А раз Царство Его не от мира сего, значит, и законы этого Царства другие, цели в этом Царстве другие, логика пребывания в этом Царстве Божьем отличимая от логики пребывания в нашей обычной земной жизни. Вот поэтому народ и не понял Его. Оказывая Ему поддержку, когда Он входил в Иерусалим, они думали, что тут же Он поднимет восстание и свергнет римское владычество, сделается их царем и будет своими чудесными явлениями производить для них хлеб и зрелища. Что еще надо человеку? Хлеба и зрелищ.
Поэтому когда Христос сказал, что не для этого он пришел, а для того, чтоб каждый жил вечно, не поняли Его, и разгневались на Него, что не получили чего ожидали. И распяли Его. И что же?
За 2000 лет узнали об Иисусе все народы, и до нас дошела Благая Весть о Христе. Но мы видели славу Его не только со страниц Евангелия, мы знаем Его не только из рассказов наших предков, священников, проповедников. Мы знаем, что Он - Бог, опытом личной жизни. Мы встречаем Его слово с радостью, потому что знаем по себе: все, что говорит Бог, приносит человеку благо.
Тем не менее, к сожалению, и в нашей жизни наступают периоды, когда мы отрекаемся от Бога, становимся равнодушными к Нему, бесцельно живущими, не понимающими смысла своего вечного пребывания. И это все превращает нашу жизнь в суету и в ад.
Почему же люди и сейчас не верят? Да по той же причине. Потому что ищут и требуют от Бога не того, что присуще Ему и порядку миробытия по Божественному замыслу, а требуют того, что они хотят. А если и говорят: Господи, да будет воля Твоя, - но сердце говорит: но только не сейчас. сейчас пусть моя воля пока будет. И это заслоняет нам правильность постановки цели нашей жизни.
Но что же делать? Человек приходит на исповедь, он понимает заповеди старается соблюдать их в своей жизни, он причащается святых Христовых Таин, чтобы соединиться с Богом его Евхаристисческим единением, чтобы Тело Христово составило частицу моего тела, моего естества, чтобы Кровь Христова, преподаваемая за Евхаристией, потекла и в моих жилах, и от этого логика моей жизни изменилась, чтобы мысли мои были не просто человеческим умозаключением, но Божественным откровением, чтобы события вокруг меня происходили не только потому, что я так поступаю, а потому, что Бог действует, чтоб окружение мое было не мне подобным, но Богоподобным, уча меня правильному смыслу, чистоте, воздержанию.
Когда Бог в душе?
Но вот нередко бывает, что после прихода в церковь, исповедавшись, причастившись, человек выходит из храма, тут же забывает, кто он, забывает, что он христианин. И в этой забывчивости проходят дни, месяца, годы и даже десятилетия. И человек говорит: Бог у меня в душе. Но хочется задать вопрос: откуда Он там взялся, как ты Его туда загнал? Ведь Бог живет только там, где нет греха, где нет осуждения и проклятий, где есть всепрощение, где есть молитва, где есть воздержание языка, ума, сердца, где есть четкое понимание, что смысл, и жизнь, и дыхание - Бог. Где есть это понимание, там и цели в жизни другие. Человек, который знает, что он вечен, что он отличается от всех сотворенных на земле тварей высшим разумом, философским разумом, чувствованием души, теплотой и любовью в сердце, если он отличается всем этим, значит это дано ему для того чтобы осмыслить мир совсем на другом уровне, осмыслить себя, зачем я здесь, почему я здесь, что буде дальше, и тот, кто осмысливает, однозначно приходит к выводу: если из нашей жизни, исполненной страданиями, тяжелым трудом, болезнями и краткосрочностью, убрать Бога, то можно прийти в абсолютное безумие. Тогда спрашивается, зачем все это? Зачем строить что-то, зачем учиться, зачем работать, если все проходит, и даже радость от созидания, особенно с возрастом.
Все проходит, все меняется, не изменяем только Бог. И когда человек решил, что Бога нет, то в чем же смысл? Он находит смысл только во временных целях, с приближением к которым, или с приближением болезней или смерти все вообще теряет свое значение. Поэтому вывод, который делают христиане заключается в жизни. Христианин не видит смысла в смерти, не может быть в смерти никакого смысла. Смысл бывает только в жизни. И сегодня Христос говорит: Я есть Путь ваш, Я ваша Жизнь, Я ваша Истина.
У каждого из нас есть своя правда, и мы все по-своему правы, на бытовом уровне, общественном, семейном. Но есть истина, в свете которой становится понятно, что защищая только свою правду, человек поступает безумно, ибо не может увидеть Истину. Христос обращался к народу не для того, чтобы забрать у них их личную правду, а для того чтобы эту правду восполнить истиной, и когда мы будем сражаться за свои земные блага, так, как мы это делаем каждый день, помня о том, что есть Бог, то тогда эти блага не будут достигаться неправедным путем, путем ущемления окружающих, путем насилия над ними или обмана их, но они будут достигаться праведностью.
Если мы будем прислушиваться к заповедям, если будем вдумываться в слова, которые говорил Иисус людям, и в том числе нам говорил, тогда наши смыслы земные обретут вечное возрастание, тогда наш ум сможет защитить вечность. А если мы захотим почувствовать в себе, что же такое Божье Царство, тогда мы должны познать законы этого Царства, взять книгу заповедей Его, и жить так, как Он говорил.
И тогда наша жизнь будет проходить не по логике самопревозношения, вот, какой я умный, как хорошо придумал, а по логике Божественной. И тогда начнет человек понимать, зачем он живет. И с этого понимания, он начнет видеть, как он живет, разбираться, что у него правильно, а что нет, тогда он может познать правильную цель своей жизни, может распределить время своей жизни так, чтобы хватало времени быть человеком и Богу угодить, и свою душу не загубить, и найти в себе ресурсы серого вещества, чтобы додуматься, что весь мир вокруг и мы сами, и вся природа -все свидетельствует, все кричит о Боге, все в Нем и Им дышит.
Насколько же надо нам быть ослепленными и глухими, чтоб заглушить в себе глас Божий. Тот человек, который говорит, что Бог у него в душе, часто себя обманывает. Не Бог у него в душе, но глас Божий в виде совести, этого природного чувства, данного при сотворении человека, чувства единения с Богом, напоминающего изнутри о том, что есть Бог.
Но человек это чувство не возделывает, он ничего не делает для того чтобы быть хоть чуточку похожим на своего Творца, и путает призыв Божий с самим Богом.
И вот в сегодняшний день мы все стоим в храме, в руках у нас вербы как такой же символ, каким были для иудеев финиковые ветви. У нас не растут финики, но зато растет верба. И мы сегодня пришли, как те люди две тысячи лет назад, чтобы встретить Иисуса перед Его крестными страданиями, говоря: Господи, приди и в наш град, и в нашу семью, и в мою ушу. Но если мы хотим, чтобы Бог к нам пришел, то мы не должны требовать от Него земного тленного и неправильного, но нужно просить у Него мудрости, чтобы знать, как жить.
Прежде всего, ищите Царствия Божьего и правды Его, и все, в чем имеете нужду, все вам приложится само собой, ибо прежде прошения вашего, знаю, в чем имеете нужду, говорит нам сам Господь. Бог есть любящий отец, и каждому просящему дает, но даст ли любящий отец ребенку своему то, что ему наверняка навредит? Нет, конечно же. Вот так же и мы, которые в этот день пришли в храм с пальмовыми или с вербными ветками, просите, чтобы Бог пришел в вашу душу, и слушайте, что Он говорит, и применяйте это в своей жизни, и тогда увидите Бога, живущего и действующего в мире и в вас. Аминь.
«Вербное воскресение», «Вербница» - шестая неделя Великого поста, последнее воскресение перед Пасхой, праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисуса встречали пальмовыми ветвями и хвалебными песнями. На Руси пальмовые ветви заменила верба. Вербу мы освящаем, украшаем, она – оберег, олицетворение жизни и роста.
Когда воскресенье бывает в субботу?
Канун вербного воскресенья - Лазарева суббота - день, когда Иисус исцелил Лазаря через несколько дней после его смерти. С тех пор христианство отмечает праздник Воскресения Святого Лазаря. В этот день у русских крестьян было принято ходить в лес за вербой до восхода солнца. Принесенные веточки тут же украшали бумажными цветами, плодами, часто к веточкам подвешивали бумажного ангелочка, "вербного херувима". Святить вербу ходили в церковь в этот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставились в переднем углу на божницу или клали за иконы. В Сибири для вербы делали специальный "теремок" из соломы, который украшали тряпочками, лентами, затем вешали перед иконой.
"Не я бью-верба бьет, верба хлёст бьет до слез"
Как только возвращались домой с заутрени, все домочадцы непременно ударяли друг друга освященными ветками вербы, приговаривая: "Верба красна бей до слез, будь здоров". Этот обычай имел магический характер: во время соприкосновения верба передавала свои живительные силы человеку, наполняла его энергией. Так, когда прихлестывали вербой детишек, говорили-заклинали: "Как вербочка растет, так и ты расти", тем самым перенося свойства растения на ребенка. Верба и ее распускающиеся сережки, появление которых было первым видимым проявлением весны, в народном представлении являлась средоточием плодородия, растительной силы, здоровья.
Егорьев день
Как детей хлестали, так и скот в день первого выгона на пастбище, в Егорьев день, ударяли освященной вербой, чтобы защитить животных от падежа, дурного глаза, змей, волков, чтобы обеспечить хороший приплод, а так же чтобы усмирить скот, заставить его слушаться пастуха. Затем ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или пускали по воде, иногда сжигали в печи, или скармливали скоту. Но выбрасывать вербу после первого выгона было грешно. Порой освященные ветви хранили целый год за образами до следующей «Вербницы», и только потом сжигали и ставили новую освященную вербу. Также в Егорьев день, после выгона скота веточки могли разламывать и разбрасывать по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для будущего посева, тем самым воздействуя на силы природы, приумножая урожай.
"Барашки", "бабашки", "акатушки"
Чтобы овцы водились и не переводились, а плодились их кормили специально приготовленными караваем и хлебцами, внутри которых запекали вербные почки. В некоторых местах пекли печенье в форме почек по числу скотины и птицы в доме, а в других местных традициях и для всех членов семьи. Печенье было принято освящать вместе с вербой. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».
Окликание молодух
В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух. В полночь накануне Вербного воскресенья молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и возле ворот кричала: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодой ничего не оставалось,кроме, как отпереть ворота, после чего толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она кланялась, провожая незваных гостей.
Верба-целительница
Верба в народном сознании была способна не только наделять живительной силой, но и предохранять от болезней и исцелять от них. Вербные почки глотали в качестве профилактического средства от различных хворей. Съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Бесплодным женщинам так же советовали есть освященные почки, после чего они благополучно рожали. На Кубани вербу применяли при лечении детских заболеваний. Для этого рано утром до восхода солнца отправлялись на реку, где срезали три пучка вербы по девять веток. Затем дома клали один пучок в горячую воду и купали ребенка у окна, которое выходило на восток. В полдень в воду опускали вторую связку и купали ребенка у того окна, где стояло солнце в тот момент. На закате аналогичные действия совершались с третьим пучком перед окном, смотрящим на заходящее солнце. После все ветки и воду в сопровождении молитвы выливали в реку. Считалось, что после этих омовений болезнь уйдет. Также вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали в раны, делали из нее отвар и пили, использовали в качестве примочек от опухолей и ушибов.
Верба-оберег
Веточка вербы с незапамятных дохристианских языческих времен наделялась магическими сверхъестественными свойствами: помимо того, что она обогащала и исцеляла, она была способна уберечь, защитить от молнии, бури, нечистой силы. Согласно поверью, верба, брошенная против ветра, может отвратить бурю, а брошенная в огонь – усмирить его. Повсеместно считали, что верба, защитит дом от грома и молнии, так как верба в верованиях славян дерево Громовержца, Перуна, который поражает очистительным огнем. Вербным веткам, несмотря на христианскую символику, приписывалась также колдовская сила, с ними связывалось поэтическое вдохновение, волхвование, ведьмовство. Так, если верить поверью, весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.