Исследование по литературе "дом как художественный образ в творчестве сергея есенина". Открытый урок по русской литературе "Тема Дома в лирике С. Есенина" Родной дом в лирике есенина
Урок-размышление по лирике Сергея Есенина.
Тема « Тема Дома в лирике С. Есенина»
Цели урока : 1) показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С.Есенина, его философскую глубину, емкость.
2) учить анализировать лирическое произведение.
3) воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы; пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.
Оборудование: фотографии матери Есенина. Татьяны Федоровны, и дома в Константинове: тексты стихотворений у каждого ученика; запись музыкальной композиции в исполнении оркестра народных инструментов; репродукция картины К.Петрова-Водкина «Мать».
ХОД УРОКА
Вступление. Совсем скоро вам предстоит писать экзаменационное сочинение. Одна из тем, предлагаемых на экзамене, так называемая «сквозная», то есть традиционная для русской литературы. Речь идет о духовных, нравственных категориях: человек в поисках сизела жизни, тема Родины, природы, любви, милосердия, чести и долга и т.д. Сегодня предлагаю поразмышлять над темой дома, которая особенно тревожно звучит в XX веке. Рассмотрим, как развивается образ Дома, семейного очага в лирике Есенина.
«Гой ты, Русь моя родная...» (1914). На фоне музыки оркестр народных инструментов) читаю наизусть стихотворение.
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Оно искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родному краю.
- Почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем?
Странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А лирический герой поклоняется полям, тополям, хатам.
- Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ крестьянской избы? (Благодаря тому, что выделено главное: «хаты - в ризах образа».) Что такое образа? (Иконы.) А риза? (Золоченое обрамление, оклад иконы.)
- С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты - образа»? «Только синь сосет глаза». Давайте вслушаемся в строчку. (Читаю, выделяя согласные звуки.) Что вы заметили в звучании строки? Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт. А для чего? Какая картина рождается? Слепящей, разъедающей глаза сини. Вам знакомо ощущение пронзительной синевы просторов, когда невольно жмуришься?
- Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике? Это небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия»: «В нем и роса, и сила, и синее что-то...» Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом - это воплощение любви.
- Понаблюдаем, какими звуками наполнено стихотворение.
Девичий смех, пляска на лугу - мажорные звуки. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.
- Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны? Запах яблок и меда связан со Спасом.
Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость - может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким».
Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, человека и природы. Такая глубина открывается нам в 20 строках юношеского стихотворения!.. Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода - он сразу заявил о себе как большой самобытный поэт.
- Подведем итоги. Я начну фразу, а вы закончите. Образ крестьянской избы в ранней лирики Есенина - это олицетворение... (Родины, природы, родного очага, преемственности поколений, исторических традиций народа).
Образ избы, родного дома встречается во многих стихотворениях поэта.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины...
Где ты. где ты, отчий дом.
Гревший спину под бугром?..
Я покинул родимый дом.
Голубую оставил Русь...
Слышите, какие ноты вкрадываются в эти стихи?.. В 20-е годы резко изменилось настроение стихов, и на смену романтическому образу избы пришел жуткий образ «скелетов домов». Все настойчивее в 20-е годы звучит мотив возвращения в родной дом («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе». И город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идеология, враждебная человеку. Есенин раньше других почувствовал гибель деревни. И все же, хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается:
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
- Отчего, как вы думаете?..
А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая...» поэт признается:
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году, в последний год жизни, Есенин был дома пять раз. В этот период он пишет стихи-послания деду, сестре. Три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.
Слушаем стихотворение «Письмо матери» (музыка вступает вместе с темой дома).
- Такое простое стихотворение о себе, о своей любви к матери. А кажется, что оно касается каждого из нас. Почему так происходит? Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем мате- рей, а они прощают, потому что любят, потому что жалеют. Щемяще-нежные слова нашел поэт для матери. Какие?..
- Попробуем разгадать секрет эмоционального воздействия стихотворения. Слова какого стиля здесь преобладают? Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет]. Это родной язык, понятный ей. Но в простых словах может быть выражен и высокий смысл. Дважды прибегает Есенин к высокому стилю. Вы уже отыскали это выражение? Конечно, это образ «вечернего несказанного света». Что значит «несказанный»? (Неизреченный, какой невозможно высказать словами.)
Вечерний свет - каким вы его зрительно представляете?
Синий, звездный, лунный - исходящий от небесных светил. Местоимение «тот» также указывает на высшее происхождение этого света (не от мира сего). Подобно нимбу сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел-хранитель).
Мне показалось, что стихотворение и картина К.Петрова-Водкина, современника Есенина, очень созвучны. А как вы думаете?
И поэт, и художник воспевают материнскую любовь. Обеих женщин мы видим в избе. Те же бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком. Но в простоте таится поэзия жизни.
Обратите внимание на то, что киот - божница, место для икон - разорен. И у Есенина: «И молиться не учи, не надо...» Но Богородица не покинула матерей: ни старую, ни молодую. Она всегда защищает и их детей... Тот же, что и в стихотворении, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно связывает мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир. погрязший в бесконечных войнах, вражде.
- Вернемся к стихотворению. Закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях - это воплощение... (тепла, уюта, святой материнской любви).
После ответов детей обращаемся к доске, открываем запись, сверяем выводы учеников с тем тезисом, к которому они должны были прийти.
Запись на доске: Дом в лирике Есенина - это олицетворение Родины; семейного очага, согретого материнской любовью; Дом - это историческая память, духовная колыбель.
Такова концепция Дома у Есенина.
На следующих уроках можно провести семинар «Тема Дома в прозе XX века», учащиеся самостоятельно подготовят доклады по роману Е.Замятина «-Мы», повести А.Платонова «Котлован», романам М.Булгакова «Белая гвардия». *Мастер и Маргарита», М.Шолохова «Тихий Дон».
«ГДЕ ТЫ, ГДЕ ТЫ, ОТЧИЙ ДОМ?» ОБРАЗ ИЗБЫ / ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА.
Аннотация. В статье рассматриваются образы избы /дома в лирике С.Есенина на различных этапах его творчества.
Первоначально изба (хата) в поэзии Есенина имеет конкретное значение и обозначает крестьянское жилище и главные атрибуты
крестьянской жизни. Так, в стихотворении «В хате» Есенин подробно останавливается на отдельных локусах избы (хаты). Но это не
статичные картины и зарисовки. Изба Есенина наделена своими запахами (чахнет рыхлыми драчёнами, квасом), звуками (шорох
тараканов, кудахтанье кур), в ней разворачивается своя жизнь. Всё это позволяет поэту представить избу объёмно и целостно.
Читатель словно сам находится в избе, видит её изнутри в реальном времени:
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Юный поэт сумел опоэтизировать прозу крестьянской жизни. Под его пером обыденные картины, которые приобретают высокое поэтическое содержание и, главное, передают поэзию тысячелетней крестьянской культуры.
В мире Есенина эта поэтическая модель «избяного космоса» не получила достаточного развития, хотя в своём раннем творчестве он ещё неоднократно будет воспевать русскую избу или хату как главный символ крестьянской жизни, своей родины, «голубой Руси», как, например,
в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная … ».
В нём не только воссоздан образ крестьянского рая, но и сами избы (хаты) предстают в виде икон в окладах (ризах):
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа …
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.
Но уже примерно к 1917 году ключевой образ избы в лирике Есенина расширяется, перерастая в дом-избу, дом-семью, дом-Храм, дом-Россию. Происходит смена лексемы «изба» на лексему «дом». Если изба определяет хронотоп крестьянской жизни, то дом означает отцовский дом, семью, малую родину, Россию. Это и конкретный константиновский дом, и родная деревня, семейный и интимный мир человека:
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.
Где ты, где ты, отчий дом?
Родной дом крепко держит человека на земле, помогает выстоять среди жизненных невзгод. О таком доме хорошо сказал Ф.Абрамов в романе с одноимённым названием: «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет»
Есенинский образ Дома вбирает в себя и мифопоэтические представления русского народа, и сакральное, символическое значение дома, характерное для русской национальной литературной традиции. В современных исследованиях выделяется множество значений семантики дома, которые также свойственны и для лирики Есенина. Дом — это и жильё, здание, место, где человека ждут, любят, где складываются
определённые отношения с другими людьми, где есть семья, определённый уклад жизни, связь поколений, где можно укрыться, уединиться, место, которое человек ощущает как собственное «я». Но дом также и духовный дом, Храм, место, где начинается Родина.
Сквозным мотивом его лирики является мотив расставания и встречи с родным домом. Но при этом расставание с родимым домом для поэта одновременно и прощание с «голубой Русью». Этот «низкий дом с голубыми ставнями» — символ родины, он неотделим от природного мира. Поэтому грусть матери, от которой уезжает сын, передаётся самой природе:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Родимый дом всегда присутствует в сознании, в сердце поэта, и встречи с ним, реальные и воображаемые, поддерживают в самые трудные минуты жизни, воскрешают нежные чувства и воспоминания:
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Есенинская тема покинутого и вновь обретённого дома, ухода и возвращения, включает в себя и мотив блудного сына, который
особенно пронзительно звучит в лирике и лирическом эпосе 1920-х годов:
Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,
Старый хозяин своей избы.
Образ дома в лирике Есенина связан с домом-Россией. Но в трагический период послереволюционной реальности рушится
традиционный крестьянский дом, его пытаются заменить «общепропетарским домом» (Платонов. «Котпован»). Вымирает традиционная русская деревня, утрачивает свои духовные грибницы крестьянская культура, сгорел от пожара родительский дом. На смену «голубой Руси» приходит «Русь советская», и в ней нет места её недавнему певцу:
я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой
дорожной пыли.
Творчество Есенина 1920-х годов всё проникнуто мотивом бесприютности, скитальчества, бездомности. Бездомности лирического героя в общероссийском доме, родной стране:
и в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим
угрюмый
Бог весть с какой далёкой стороны
Строительство в революционные и послереволюционные годы нового, советского дома обернулось всеобщим бездомьем и бесприютством. В то время, когда пролетарские поэты воспевали «коммуной вздыбленную Русь», Есенин одним из первых в нашей литературе с болью в сердце пишет о Руси бесприютной, судьбе тысяч и тысяч советских Оливеров Твистов. Нет будущего у страны, у которой дети беспризорные, оставлены на произвол судьбы:
Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.
Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора,
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжёлого укора.
В советские годы изба с её вековыми традициями уходит из русской поэзии. В последний раз пропоёт ей песню поэт в известном стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая … », хотя «золотая бревенчатая изба» здесь уже осталась вся в прошлом вместе с его «голубой Русью».
В последние годы жизни Есенина меняется система ключевых образов его художественного творчества. Поэт проделывает сложный путь от крестьянского поэта к поэту всероссийского и мирового масштаба, от воспевания дома-избы — к дому в душе человека. Дому, который предполагает самоценность индивидуального человеческого существования в самых разнообразных формах бытия, того, что художественно ёмко сформулировал его любимый поэт Пушкин: «Самостоянье человека — залог величия его».
Хулиганство Есенина и его «Москва кабацкая» — это не столько побег от бездушного мира, сколько вызов ему своим неподчинением, маргинальным поведением. К сожалению, некоторые исследователи любят смаковать факты биографии Есенина, связанные с его хулиганством. Значительно «перегнули палку» в этом отношении и создатели телесериала «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли.
Да, Есенин — певец «золотой бревенчатой избы», «малинового поля», «голубой Руси». И таким его хотели видеть и видят многие его читатели и исследователи творчества. Но Есенин несводим только к этой теме.
Его всерусскость и всемирность прежде всего в том, что он — выразитель души человека с её радостями и болями, перепадами настроения, грустью и печалью, верой и безверием, надеждой и отчаянием, того, что открывается нам в высокие, решающие моменты нашего бытия. К сожалению, долгое время такого поэта мы не знали и не понимали, а стихи о драме человека в «разворочённом бурей быте» считали «упадническими».
Природа живёт своей глубинной, цельной жизнью: она радуется, сияет в минуты восхода солнца, грустит и печалится в часы вечернего заката. Лирический герой Есенина, кажется, отзывается на всё это, чувствует и переживает, но это всё чувства, вызванные созерцанием, они вторичны. Его бессмертная душа испытывает неутолённую тоску оттого, что её пребывание на земле кратко, мгновенно, но она так сильно полюбила эту землю, что каждый день пребывания на ней воспринимается как ещё один день расставания с её нивами, полями, лугами и чащами:
Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Но несмотря на усиливающийся трагизм восприятия бытия поэтом, «печаль его светла», в ней нет безысходности. Его лирический герой ищет и находит гармонию в самой жизни, мимолетных её радостях и разнообразных проявлениях. В общности с людьми, с которыми довелось жить, бессмертной природе с её нетленной красотой. А «низкий дом с голубыми ставнями», который всё чаще и чаще
появляется в стихах поэта его последних лет жизни, является уже не только отчим домом, символом Родины, но и спасительным домом-Храмом:
Есенин охарактеризовал творческий путь, который был им пройден, коротко – для него основным всегда было чувство Родины. Первым делом именно Родина являлась родным домом для поэта. Творчество его ассоциируется с выражением «Русь деревенская», и с безграничной любовью по отношению к деревне, просторам, природе, русскому быту. Со слов Есенина, любовь эта взяла своё начало в родном селе Сергея Есенина Константиново, близкая связь с которым поэтом ощущалась всегда, даже если он находился очень далеко от этих мест.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Образу родного дома отведена значительная роль в лирических стихах Есенина.
В качестве наиболее знакового произведения выступила маленькая поэма «Русь». С. Есениным в неё создается образ родной земли в целом. Он озадачивается вопросом, касающимся ее судьбы, описывает страдания и надежды собственного народа, и осуществляет попытку отыскать ответ на вопрос, по какой причине он переживает чувство любви к своей родине.
Поэт бесконечно дорожит всеми приметами своей родной земли. Больше всего он дорожит ее великим народом, без жалоб справляющимся с большими бедами и страданиями, и живущим верой в светлое будущее Отчизны. Поэт одно своё ностальгическое стихотворение назвал «Письмо к матери». Со стороны С. Есенина в адрес любимой и самой родной женщины звучит обращение, как попытка скрыться от тоски. На героя нахлынули воспоминания о старушке матери и его родном доме. Главная отрада для его души – это любовь по отношению к матери и дому, в котором он жил. Два неразрывных образов, олицетворяющих мир и спокойствие, которые поэт стремится вновь обрести.
Практически всю жизнь С. Есенин был озабочен судьбой русской деревни. Поэт в своих ранних стихотворениях изображает русскую деревню, прежде всего, показывая красоту природы. Но достигнув зрелого возраста, С. Есенин начинает задумываться о том, какое будущее ожидает Россию и русскую деревню. В нём, конечно, живёт вера в обновление России, однако он с горечью признает тот факт что: «идет не тот социализм», на который он возлагал надежды. Поэт начинает грустить «за уходящее, …родное», бояться, что старая русская деревня будет раздавлена силой мертвого механического города. Есенину, как патриоту, хотелось видеть Родину сильной. Хотя он всегда помнил «бревенчатую избу», как символ малой родины для него.
Обновлено: 2017-01-08
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Как часто люди, говоря слово «дом», не отделяют его от восприятия родного села, малой Родины. Приезжают в родительский дом, покинувшие его дочери и сыновья, чтобы отдохнуть здесь измученной душой. Так было и с великим поэтом С.А.Есениным.
Родина Есенина – это бабы с мужиками, работающие на токах, «малиновое поле», «духовитые дубравы», «берёзовые чащи», «алые зори», «желтая крапива», «старая мельница – кормилица», и, конечно, дом поэта, который был для Есенина опорой и поддержкой в жизни. В одном из стихотворений автор говорит: «Все мы бездомники, много ли нужно нам…». Оказывается, немного: чтобы был где-то отчий дом, «старушка-мать», «родительский ужин» и «тепло семьи». В трудные минуты испытаний поэту достаточно было «глаза закрыть», чтобы увидеть родительский дом, «родную околицу, через метель огонёк у окна».
По крупицам из множества стихотворений поэта можно собрать и представить, каким он был, родной дом Есенина. Несомненно, это «низкий дом с голубыми ставнями», рядом «сухой плетень», чуть подальше «старый клён на одной ноге». А отворишь дверь в хату и увидишь скромное крестьянское жильё. В углу икона Божьей матери с расшитым «красными нитями» полотенцем; чуть поодаль – люлька, с лежащим в ней «ребятёнком» и печь!
Какая русская изба могла обойтись без огромной, чисто выбеленной печи, которая «как-то дико и странно завывала в дождливую ночь».Что значила русская печь для человека той эпохи? Это и возможность согреться в морозные дни, и «выгнать хворь, изрядно пропотев». А что могло быть ароматнее и вкуснее пирогов с чуть подгоревшей корочкой, которые с любовью готовила мать-старушка! Сколько сказок было рассказано, сколько песен спето на горячей лежанке! Не случайно, находясь в разлуке с родимым домом, Есенин просит свою сестру Шуру:
Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать…
Ты мне пой. Ведь моя отрада –
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья рябин…
«Калитка осеннего сада», «листья рябин» - это тоже родина Есенина. Дом, сад, «старый кот», «беспокойные квохчущие куры», «кудлатые щенки», «дряхлая корова» и даже запах «парного молока» в избе – все это так близко, дорого сердцу поэта. Не нужна Есенину другая сторона:
Ах, и я эти страны знаю –
Сам немалый прошел там путь,
Только ближе к родному краю
Мне б хотелось теперь повернуть.
Но угасла та нежная дрема,
Все истлело в дыму голубом.
Мир тебе – полевая солома!
Мир тебе – деревянный дом!
ЛЮБОВЬ
"Я люблю и, значит, я живу!" (В.С.Высоцкий)
Я люблю и, значит, я живу!
Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу - и значит, я люблю!
Я люблю - и, значит, я живу!
В. С. Высоцкий
У Л.Н.Толстого есть рассказ «Чем люди живы». Через все произведение великого гуманиста проходят мысли о том, что люди живы не заботой о себе, а «одною любовью. Кто в любви, тот в боге и бог в нем, потому что бог и есть любовь». Что имел в виду автор, повторяя эту фразу? Думаю, не только о любви к Богу, к Родине, к семье своей размышлял. Л.Н.Толстой, но и о любви мужчины к женщине…
Яркие примеры истинной любви, без которой и жизнь невозможна, нарисовали в своих произведениях русские классики. Вспомним отчаянную Катерину Кабанову, замужнюю женщину, посмевшую полюбить, Андрея Болконского и Пьера Безухова, боготворивших Наташу Ростову, маленького чиновника Желткова, как клятву, произносящего гимн любимой женщине: «Да святится имя твое!»
Любит и герой И.Тургенева, мятежный Базарова, который до встречи с А.С.Одинцовой цинично рассуждал, что любви вообще не существует, женщин за равных не принимал, считал, что свободно мыслят между ними только уроды. И вот встреча с Анной Сергеевной, к которой он тоже поначалу присматривается как к какому-то разряду млекопитающих. Но это все слова! С первой минуты, отметив ее удивительные плечи и то, что на остальных баб не похожа, нигилист ощутил неординарность этой женщины. Встретившись с ней в гостинице, Базаров смущается, конфузится, за что досадует на себя, что "бабы испугался!» В течение дня он не раз удивлял Аркадия многословием, так не свойственным ему, темой избранного разговора, тем, что он явно старался занять свою собеседницу… Все говорило за то, что Базаров очарован провинциальной помещицей. Грубовато звучит его оценка этой женщины – «первый сорт», но в ней слышится откровенное восхищение.
Я люблю читать и перечитывать главу, в которой И.С.Тургенев описывает, как зарождается большая настоящая любовь Базарова. Он, ничего и никого не боявшийся, робеет в гостиной дома Одинцовой, подсмеивается над собой, что смирненьким стал, старается чаще находиться подле нее, поражается тому, как много хочет знать эта «баба с мозгом». В гостях у Одинцовой Базаров постоянно раздражается, ворчит по поводу размеренной торжественной правильности ежедневной жизни. Возмущаясь против жизни по расписанию, которая как по рельсам катится, он еще не осознавал, что у его недовольства другая причина. Раздражала героя тревога, появившаяся в душе, которая «его мучила и бесила». Как только он вспоминал Одинцову, кровь его загоралась.Но Базаров, человек сильный, легко сладил бы со своей кровью.Раздражение появлялось оттого, что, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Влюбленного романтика! Чего только не делает Базаров, чтобы подавить любовь к этой женщине: ходит большими шагами по лесу, ломает ветки, бранится вполголоса, забирается на сеновал, упрямо закрывая глаза, заставляет себя заснуть… Но сквозь закрытые веки видит ее, ощущает, как эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи… А как искренен наш герой в минуты объяснения с Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» Вот она, любовь, без которой не может жить человек! Любовь, подаренная атеисту Богом!
Таким образом, большинство людей не могут жить без любви, этого прекрасного чувства, дарящего влюбленным не только счастье, но и жизнь!
«Любовь – зарница, вспыхнула и погасла».(И.Бунин.)
У М.Лермонтова есть замечательные строки:
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне…
Не могли определить, что такое любовь, многие знаменитые философы, писатели, поэты. Не могли потому, что «у любви, по словам К.Паустовского, - тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».
Своеобразный взгляд на это прекраснейшее чувство у русского писателя И.Бунина. В сборнике «Темные аллеи» он рассказывает о любви яркой и необычной, разгоревшейся и погасшей. Не случайно автору этих новелл принадлежат слова: «Любовь – зарница, вспыхнула и погасла». Не думаю, что под словом «погасла» Бунин имел в виду эпизодичность чувства, его непостоянство. Нет, дело в другом. «Погасла», значит, не озарила счастьем возлюбленных, а озарила только памятью… Возьмем любой бунинский рассказ и убедимся в том, что хотя бы один из героев после разрыва продолжает любить и помнить.
Вот Надежда, героиня новеллы «Темные аллеи», тридцать лет верна мужчине, бросившему ее. Верна, так как любит и… не может простить. Вот она, зарница, вспыхнувшая мгновенно и озарившая пусть не счастьем, а печалью всю жизнь этой сильной женщины.
Герои рассказа «Натали», десятилетия шедшие навстречу счастью, счастью вдвоем, победившие разлуку, расстояние и даже время. Но, увы, от судьбы не уйдешь…Обретая друг друга, задыхаясь от счастья, они его теряют: смерть разрушает их союз…
Или герой рассказа «Чистый понедельник», безумно влюбленный в красивую, загадочную москвичку. В его глазах любимая совершенна, да и не только в его! Знаменитый актер-ловелас Качалов и тот, любуясь очаровательной девушкой, величает ее «Царь-девицей, Шамаханской царицей…» Не только за красоту юноша любит свою избранницу, но и за ум, эрудицию, порядочность, честность. Любит, но счастья не находит. Девушка выбирает для себя другой путь: отказавшись от мирской жизни, она, не сказав ему ни слова, уходит в монастырь на великий постриг. А мужчина в тоске мечется по Москве, пытается утопить в вине свое горе, свое неразделенное чувство…
Все приведенные мною примеры говорят о том, что И.Бунин верил в любовь, преклонялся перед ней, воспевал ее! Но, увы, воспевал любовь неразделенную, несчастливую, потерянную…(329 слов)
Как часто люди, говоря слово “дом”, не отделяют его от восприятия родного села, малой Родины. Приезжают в родительский дом, покинувшие его дочери и сыновья, чтобы отдохнуть здесь измученной душой. Так было и с великим поэтом С. А. Есениным.
Родина Есенина – это бабы с мужиками, работающие на токах, “малиновое поле”, “духовитые дубравы”, “берёзовые чащи”, “алые зори”, “желтая крапива”, “старая мельница – кормилица”, и, конечно, дом поэта, который был для Есенина опорой и поддержкой в жизни. В одном из стихотворений
автор говорит: “Все мы бездомники, много ли нужно нам.”. Оказывается, немного: чтобы был где-то отчий дом, “старушка-мать”, “родительский ужин” и “тепло семьи”. В трудные минуты испытаний поэту достаточно было “глаза закрыть”, чтобы увидеть родительский дом, “родную околицу, через метель огонёк у окна”.
По крупицам из множества стихотворений поэта можно собрать и представить, каким он был, родной дом Есенина. Несомненно, это “низкий дом с голубыми ставнями”, рядом “сухой плетень”, чуть подальше “старый клён на одной ноге”. А отворишь дверь в хату и увидишь скромное
крестьянское жильё. В углу икона Божьей матери с расшитым “красными нитями” полотенцем; чуть поодаль – люлька, с лежащим в ней “ребятёнком” и печь!
Какая русская изба могла обойтись без огромной, чисто выбеленной печи, которая “как-то дико и странно завывала в дождливую ночь”.Что значила русская печь для человека той эпохи? Это и возможность согреться в морозные дни, и “выгнать хворь, изрядно пропотев”. А что могло быть ароматнее и вкуснее пирогов с чуть подгоревшей корочкой, которые с любовью готовила мать-старушка! Сколько сказок было рассказано, сколько песен спето на горячей лежанке! Не случайно, находясь в разлуке с родимым домом, Есенин просит свою сестру Шуру:
Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Ты мне пой. Ведь моя отрада –
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья рябин.
“Калитка осеннего сада”, “листья рябин” – это тоже родина Есенина. Дом, сад, “старый кот”, “беспокойные квохчущие куры”, “кудлатые щенки”, “дряхлая корова” и даже запах “парного молока” в избе – все это так близко, дорого сердцу поэта. Не нужна Есенину другая сторона:
Ах, и я эти страны знаю –
Сам немалый прошел там путь,
Только ближе к родному краю
Мне б хотелось теперь повернуть.
Но угасла та нежная дрема,
Все истлело в дыму голубом.
Мир тебе – полевая солома!
Мир тебе – деревянный дом!
Другие работы по этой теме:
- Есенин охарактеризовал творческий путь, который был им пройден, коротко – для него основным всегда было чувство Родины. Первым делом именно Родина являлась родным домом для...
- Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить… С. Есенин. Из цикла “Любовь хулигана” Традиционно...
- Ой ты Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу… С. Есенин Сергей Есенин – великий русский поэт. Главная и определяющая черта его...
- Цель: Дать детям представление об укладе и традициях жизни крестьян, устройстве русской избы. Учащиеся должны знать, что в старину сказки передавались из уст в уста,...
- Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное “романом в стихах”, “трилогией вочеловечения”. Главная идея этой трилогии Блока – идея трагического пути лирического...
- Тема Родины – одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из...
- Когда человек рождается, то все вокруг него наполнено любовью, он не знает чувства ненависти и обиды. Любовь – первая и основополагающая эмоция и чувство. Но...