Газовая труба в чёрном море. «Газпром» анонсировал новый газопровод по дну Черного моря. Непреодолимые обстоятельства, на которые не может иметь влияния никто
"Голубой поток" - уникальное газотранспортное сооружение, которое предназначено для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Чёрного моря (минуя третьи страны). "Голубой поток" - самый глубоководный трубопровод в мире.Соглашение о строительстве "Голубого потока" подписано 15 декабря 1997 года.
Общая протяжённость трассы - 1213 километров (морской участок - 396 километров, сухопутный - 817 километров).
Максимальная глубина - 2150 метров.
Общая длина тоннелей (на российском сухопутном участке) - 3260 метров.
Проектная мощность - 16 миллиардов кубометров газа в год.
Начало поставки газа - февраль 2003 года.
Объём инвестиций - 3,2 миллиардов долларов.
Газопровод "Голубой поток" - российско-итальянский проект: с российской стороны участвует энергетический концерн "Газпром", с итальянской - нефтегазовый концерн ENI ("Ente Nazionale Idrocarburi").
"Голубой поток" - новая страница в истории развития современных газотранспортных технологий и крупнейший проект в сфере экспортных поставок российского газа.
Многие западные эксперты выражали сомнение о возможности строительства газопровода на глубинах до 2150 метров в условиях агрессивной сероводородной среды.
При строительстве газопровода применялись материалы и оборудование не только российских, но и немецких, итальянских, японских производителей. Для повышения надёжности газопровода применялись трубы из устойчивой к коррозии стали с внутренним и внешним полимерным покрытием. Все объекты "Голубого потока" прошли строгую экологическую экспертизу. На газопроводе создана интегрированная система производственно-экологического мониторинга. Круглосуточно два стационарных поста измеряют экологические параметры воздуха и передают отчеты в центральный пункт производственно-экологического мониторинга газопровода "Голубой поток". Мобильная лаборатория регулярно измеряет качество воды и воздуха вокруг компрессорной станции "Береговая". В октябре 2004 года дочерняя компания "Газпрома" - ДОАО "Оргэнергогаз" - получила главный приз национальной экологической премии в номинации "Экоэффективность" за внедрение системы экологического мониторинга газопровода "Голубой поток".
"Голубой поток" дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Условно он делится на три участка: сухопутный на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Чёрного моря (373 километра), морской - от села Архипо-Осиповка до терминала "Дурусу", расположенного вблизи турецкого города Самсун (396 километров), сухопутный от Самсуна до Анкары (444 километра). Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены протяженные тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный.
История создания газопровода "Голубой поток"
Первые переговоры на официальном уровне по проекту "Голубой поток" начались в сентябре 1996 года.
15 декабря 1997 года было подписано российско-турецкое межправительственное соглашение, в рамках которого "Газпром" заключил контракт с турецким топливным гигантом фирмой "BOTAŞ" на поставку 365 миллиардов кубометров газа в Турцию в течение 25 лет.
В 1999 году был подписан протокол о взаимном применении сторонами льготного налогового режима к новому международному проекту
Для обеспечения финансирования, организации строительства и эксплуатации газопровода "Газпром" и итальянский нефтегазовый концерн ENI создали российско-итальянскую компанию специального назначения "Blue Stream Pipeline Co" (зарегистрирована в Нидерландах). В консорциум, созданный для выполнения работ, вошли "Saipem S.p.A." (Италия), "Bouygues Offshore S.A." (Франция), "Katran-K" (Россия) и "Mitsui & Co", "Sumitomo Corp." и "Itochu Corp." (Япония).
Российско-итальянское совместное предприятие "Blue Stream Pipeline Co" покрыло 20% капитальных затрат за счёт собственного капитала, а остальное - кредитами, полученными под экспорт газа (1,76 миллиардов долларов были предоставлены японскими, итальянскими и британскими экспортными кредитными организациями).
3 февраля 2000 года состоялась символическая сварка первого стыка на российской сухопутной части газопровода в районе Краснодара. Стыковка произошла на 263 км сухопутной трассы газопровода Изобильный (Ставропольский край) - Джубга (Краснодарский край, побережье Черного моря).
В декабре 2004 года российский концерн "Газпром" и турецкая государственная компания "BOTAŞ" подписали меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере.
"BOTAŞ" занималась строительством трубопровода, а за прокладку труб по дну Чёрного моря отвечал концерн ENI (генеральным подрядчиком строительства морского участка выступила итальянская компания "Saipem").
Строительство компрессорной станции "Береговая" началось в августе 2001 года. Это уникальное техническое сооружение, построенное на высоте 235 метров над уровнем моря. До ввода в эксплуатацию станции "Береговая" транспортировка газа обеспечивалась только посредством работы ранее введённых в эксплуатацию компрессорных станций "Краснодарская" и "Ставропольская".
В эксплуатацию трубопровод был сдан в конце декабря 2002 года. На газоизмерительной станции "Дурусу" был подписан протокол о сдаче в эксплуатацию пускового комплекса "Голубой поток". Основным назначением газоизмерительной станции "Дурусу" является снижение давления и измерение объема поставляемого российского природного газа. Измерение объемов поставляемого российского природного газа производится по международным стандартам.
20 февраля 2003 года начались коммерческие поставки в Турцию российского природного газа по газопроводу "Голубой поток" через станцию "Дурусу".
Объем поставок газа в Турцию по трубопроводу в 2003 году составил 2 миллиарда кубометров, в 2004 году - 3,3 миллиарда кубометров.
Однако в 2003 году турецкая сторона выступила с требованиями снижения цены на российский газ и пересмотра прежних контрактов. Анкара заявила о недопустимости сохранения российской монополии на поставки природного газа и начала активные поиски альтернативных источников в Туркмении, Иране, Египте, Катаре и Ираке.
В результате переговоров Россия и Турция нашли компромиссное решение. Россия обязалась уменьшить объем поставок газа, а Турция - оплачивать весь доставляемый газ, вне зависимости от своих текущих потребностей. Кроме того, договор предусматривал, что цена за газ будет меньше летом, чем зимой.
3 ноября 2005 года в Геленджикском районе Краснодарского края была введена в эксплуатацию первая очередь компрессорной станции "Береговая", что создало техническую возможность для поставок в Турцию газа в полном объёме. Выход на мощность 16 миллиардов кубометров газа в год запланирован на 2010 год. При строительстве компрессорной станции "Береговая" были применены самые передовые технологии: обычно линейные компрессорные станции располагаются на расстоянии от 80 до 120 километров друг от друга. "Береговая" доставляет газ по морскому участку на расстояние почти 400 километров.
17 ноября 2005 года на газоизмерительной станции "Дурусу" в районе города Самсун состоялись торжественные мероприятия, посвящённые реализации проекта "Голубой поток".
В 2006 году по "Голубому потоку" было поставлено 7,5 миллиардов кубометров газа, а в 2007 году - 9,5 миллиардов кубометров.
"Голубой поток" представляет собой готовый газотранспортный коридор для реализации новых проектов, одним из которых мог бы стать "Голубой поток-2" для поставки российского газа в Израиль и Италию.
Официальный сайт концерна "Газпром": http://www.gazprom.ru
Официальный сайт концерна "Ente Nazionale Idrocarburi": http://www.eni.it/en_IT/home.html
Официальный сайт компании "BOTAŞ": http://www.botas.gov.tr
Официальный сайт компании "Saipem": http://www.saipem.it
Официальный сайт компании "Bouygues Offshore S.A.": http://www.bouygues-offshore.com
Официальный сайт компании "Mitsui & Co": http://www.mitsui.co.jp
Официальный сайт компании "Sumitomo Corp.":
= Пост подготовлен в интересах ГК Стройгазмонтаж =
Мы - поколение, которое родилось в век технологического прорыва, и часто даже не представляем, что стоит за достижениями цивилизации. Конечно, в общих чертах каждый знает, что вода идёт по трубам в земле, сигнал GPS поступает со спутника в космосе, а электричество вырабатывают гигантские станции. Но пониманием ли мы чего стоило создать всё это?
Ранее, я , и . Сейчас же речь пойдет о необычном объекте, который был построен компанией Ротенбергов. Мы знаем, что к играм в Сочи возводили не только спортивные сооружения, но и элементы инфраструктуры. Зачастую строили с нуля и впервые: не зря фильм об одном из самых сложных и впечатляющих инфраструктурных объектов называется "Никто и никогда ". Речь идёт о газопроводе "Джубга - Лазаревское - Сочи". Уникальность его в том, что 90% магистральной трассы (а это более 150 км) проходит по дну Черного моря вдоль прибрежной полосы на глубине до 80 метров. Такое решение позволило избежать каких-либо влияний строительства на Черноморское побережье.
Как я уже сказал, основная часть газопровода проходит по дну Черного моря на расстоянии пяти километров от берега. В самом начале, конце и нескольких участках по пути трасса выходит наружу и соединяется с газораспределительными пунктами. На этих участках газ направляется по различным маршрутам к потребителю. А приходит он, в свою очередь из Ямала по другим магистральным трассам. Другими словами, прежде чем оказаться в Сочи, газ проходит тысячи километров с севера на юг:
3.
Газораспределительный пункт (ГРП) "Кудепста" находится на вершине горы. С моря в сушу "врезается" магистральная труба и поднимается наверх. По словам строителей, для создания этого участка использовали метод наклонного бурения. Прокладывать трассу обычным траншейным методом не стали, чтобы, опять же, не наносить вреда окружающей среде:
4.
Однако самое интересное то как строили основную магистраль. Все работы происходили в море. Огромные трубы диаметром в полметра из сверхпрочного сплава усиливали слоем бетона, варили прямо на корабле, а затем опускали в море:
5.
Перед тем, как прокладывать газопровод, подводники прошлись по пути следования трубы и обнаружили два минных поля, оставшихся после второй мировой войны:
6.
Самый сложный процесс строительства заключался в стыковке двух труб - основной "нитки", которая шла по морю и сухопутного участка. Стыковка так же происходила в море и заняла три дня. Это потребовало слаженной работы всей команды, которая работала на строительстве газопровода:
7.
Сегодня результат их работы скрыт 80 метрами воды, а об этом уникальном опыте напоминает новый газораспределительный пункт в Кудепсте, который увеличил газовые мощности всего сочинского района и окрестностей.
Надо сказать, что до строительства нового газопровода в Сочи уже был газ. При этом доля газификации района не превышала трех процентов. Это катастрофически мало для жизни и, конечно же, не обеспечило бы необходимых для проведения Олимпиады мощностей. Кроме того, в случае аварий или сбоев, всё побережье осталось бы без топлива (достаточно вспомнить историю с блекаутом в Крыму).
Давайте взглянем на ГРП и разберемся как она устроена. Прежде чем туда попасть, необходимо пройти пункт досмотра и проверки. Будучи важнейшей инфраструктурной точкой, ГРП охраняется круглые сутки несколькими вооруженными людьми:
8.
Проход внутрь возможен только в сопровождении начальника участка и по согласованию с высшим руководством:
9.
Вдоль всего периметра стоят камеры с датчиками движения:
10.
Итак, ГРП - это точка распределения газа с основной магистральной трубы. Здесь понижается давление и газ уходит на небольшие газораспределительные станции, которые, в свою очередь, отправляют его конечным потребителям:
11.
Начальник участка рассказывает, что это - одна из нескольких частей многокилометровой километровой трубы, которая выходит наружу:
12.
13.
Кажется, на участке "пахнет газом", но это не так. В воздухе чувствуется запах одоранта - специального состава, который добавляют в газ, чтобы он приобрел запах (сам по себе газ не имеет ни цвета, ни запаха):
14.
Емкость одоранта:
15.
16.
После того как давление газа снизилось и ему добавили "запах", он расползается на несколько веток.
17.
Рядом со ГРП работники высаживают фруктовые деревья:
18.
В общей сложности Кудепский пункт отправляет топливо на 11 станций. Тут важно пояснить, что газопровод соединяется с уже существующей Майкопской ниткой. В этом есть свой смысл: если раньше на каком-то участке происходила авария или профилактическая работа, без газа оставались все следующе пункты. А сейчас газ может циркулировать в двух направлениях, обеспечивая бесперебойную работу всего Сочинского района:
19.
20.
Важнейшим получателем газа является Адлерская ТЭС, о которой я
Глубина моря может достигать нескольких километров. Проложить трубы по дну - сложная задача. Но по дну Северного моря идут 6000 км трубопроводов, некоторые из которых там уже 40 лет.
Размеры самого большого в мире судна - Solitaire - 300 метров в длину и около 40 метров в ширину. Именно это судно задействовано в строительстве газопровода Nord Stream.
Поиск препятствий
На долю морских газопроводов сегодня приходится 45% импорта природного газа в Европу. До начала укладки газопровода проводится тщательное исследование дна моря на протяжении всей трассы. Специалистам необходимо обнаружить все потенциальные препятствия - это и затонувшие корабли, и боеприпасы, и просто большие валуны. При необходимости препятствия либо устраняют, либо проектируют трассу в обход. На этом этапе специалисты также выявляют места, где будет необходимо производить заглубление трубопровода в грунт или его засыпку.
Все трубы для будущего газопровода проходят специальную обработку. Изнутри они обрабатываются антифрикционным покрытием, которое снижает сопротивление при транспортировке газа. Сверху трубы обрабатываются антикоррозионным, а затем утяжеляющим бетонным покрытием.
Плавучие дома
Непосредственно укладка труб на дно моря ведется со специальных трубоукладочных судов . Суда-трубоукладчики - это огромные плавучие дома, на которых могут одновременно находиться несколько сотен человек.
В процессе трубоукладки, как правило, принимают участие сразу несколько кораблей - специальные баржи производят бесперерывную доставку труб на трубоукладчик, а перед ним в процессе укладки идет судно, которое ведет мониторинг морского дна. Доставленные трубы выгружаются на складские площадки, расположенные непосредственно на палубе трубоукладчика - на них должен находиться запас труб на 12 часов работы.
Как укладывают трубы
На трубоукладочном судне установлен специальный конвейер - на него поступают трубы, которые здесь же свариваются. Затем каждый сварной шов проходит ультразвуковую проверку на наличие дефектов. После сварки все швы покрываются антикоррозионным покрытием. Сваренные между собой трубы продвигаются по конвейеру в направлении кормы. Здесь расположен стингер - специальная стрела, под углом уходящая в воду, по которой трубы постепенно опускаются на морское дно. Именно он задает требуемый прогиб верхней части трубопровода, что позволяет не допускать деформации металла.
На дне моря трубы, как правило, лежат под собственным весом - их не требуется специально закреплять, потому что вес каждой трубы после нанесения бетонного покрытия достигает нескольких тонн. Лишь в некоторых местах, например у выходов на берег, для обеспечения стабильности трубы укладывают в специальные траншеи и сверху присыпают грунтом.
Из моря - на берег
Процесс укладки морского газопровода, как правило, начинается не с берега, как можно было бы подумать, а в море. Газопровод может состоять из нескольких участков, построенных в разное время с разных судов и потом соединенных между собой - ведь на разных участках газопровод должен выдерживать разное давление, а для этого используются трубы с разной толщиной стенок.
После завершения строительства морской части трубы протаскивают на берег при помощи специальной лебедки, установленной на суше, которая соединяется с трубой железными тросами и медленно вытягивает ее из моря. Затем трубопровод соединяют с его сухопутной частью - делают «захлест».
Обязательным этапом является проведение гидроиспытаний газопровода. Для этого его наполняют водой под требуемым давлением и выдерживают так некоторое время для обнаружения возможных дефектов. Тщательный мониторинг состояния газопровода ведут и после его запуска в эксплуатацию. Для этого применяют специальные электронные устройства внутритрубной диагностики.
В среду, 24 февраля, «Газпром», итальянская Edison и греческая DEPA подписали в Риме меморандум о поставках российского газа по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и далее в Италию. Что симптоматично, накануне председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер встретился с министром экономического развития Италии Федерики Гуиди , а на церемонии подписания присутствовал генсек МИД Греции Гиоргос Ципрас .
Цель меморандума — организовать южный маршрут поставок российского газа в Европу. Для этого стороны намерены использовать результаты работ, проведенных Edison и DEPA в рамках проекта ITGI Poseidon (Interconnector Turkey — Greece — Italy ), сообщил «Газпром».
«Возрождение этого проекта усиливает энергетическую безопасность Европы благодаря появлению дополнительного канала поставок, и повышает роль Греции как крупного коридора для поставок газа из различных источников и маршрутов», — заявил главный исполнительный директор DEPA Теодорос Китсакос .
Напомним, что «Посейдон» (Poseidon ) — это морская часть проекта ITGI , из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря. Соглашение о строительстве подводного газопровода стороны, включая Болгарию, подписали еще в 2002 году, но до реализации дело так и не дошло. Предполагалось, что «нитка» протянется от греческого Ставролиминаса до итальянского Отранто. Стоимость всего проекта оценивалась в 2008 году в € 1 млрд, а строительство его морского участка — в € 350 млн.
В теории, сегодня «Посейдон» может быть продолжением как «Турецкого потока», так и «Южного». В свое время «Газпром» последовательно обсуждал строительство двух этих газопроводов мощностью по 63 млрд кубометров в год каждый, чтобы отказаться от транзита через Украину. Однако в итоге оба проекта были заморожены. «Южный поток» — из-за противодействия европейских стран. «Турецкий поток» — из-за сбитого ВВС Турции российского Су-24М.
После этого «Газпром» начал переговоры по «Северному потоку-2» мощностью 55 млрд кубометров с североевропейскими странами, и привлек в консорциум BASF, E. On, Engie, OMV и Shell .
Возможно, именно это толкает теперь южноевропейские страны пересмотреть позиции, и все-таки решиться на строительство газопровода. В начале января 2016 года в прессе появились слухи о возможном возобновлении «Южного потока». О таких планах, как писала болгарская газета Standart , премьер-министр Болгарии Бойко Борисов якобы рассказал своему окружению. Однако официально в правительстве республики эту информацию не подтвердили.
Что стоит за инициативой «Газпрома», удастся ли реализовать проект газопровода в Южную Европу по дну Черного моря?
— О южном маршруте поставок российского газа вновь заговорили, поскольку проблема снабжения Турции и Балкан в обход Украины никуда не делась, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов .
— С помощью «Северного потока-2» можно легко решить проблему поставок в Италию. В этом случае достаточно завести газ в Австрию, а дальше имеется действующая «труба», по которой «голубое топливо» можно переправить на Апеннинский полуостров. С Турцией и Балканами вопрос решить сложнее — тут в любом случае необходимо строить дополнительные газопроводы.
В Турцию, напомню, российский газ идет по двум маршрутам: напрямую по газопроводу «Голубой поток» по дну Черного моря (его мощность 16 млрд кубометров в год), и по Трансбалканскому газопроводу — через Украину, Румынию и Болгарию. Этот второй маршрут и является проблемным, если мы намерены отказываться от украинского транзита.
Именно на разруливание вопросов поставок в Турцию и на Балканы в первую очередь направлен меморандум «Газпрома», Edison и DEPA .
При этом стороны решили предусмотреть и дополнительную возможность поставок газа в Южную Италию. Туда сейчас, напомню, идут поставки газа из Ливии, но они не слишком стабильны. К тому же никто не может поручиться, что будет с Ливией через 5−10 лет. Итальянцы уже подписали газовое соглашение с Азербайджаном, но, видимо, хотят подстраховаться еще и российским «голубым топливом».
Впрочем, надо понимать: меморандум — всего лишь декларация о намерениях, а не обязательное к исполнению решение.
«СП»: — Как конкретно может выглядеть южный маршрут поставок?
— Имеется всего три страны, через которые «Газпром» может зайти в Южную Европу через Черное море. Это Турция, Болгария и Румыния. На мой взгляд, на сегодня наиболее проработан болгарский вариант: там определен конкретный маршрут, поэтому газопровод можно начинать строить в любой момент.
Но, как мы прекрасно помним, в декабре 2014 год Москва отказалась от строительства"Южного потока" через территорию Болгарии. Это произошло после того, как правительство Болгарии под руководством Пламена Орешарски постановило прекратить работу над проектом в июне 2014 года. Такое решение София объяснила несоответствием проекта требованиям Еврокомиссии.
Возможно, сейчас ситуация изменилась — например, Италия сможет лучше отстаивать свои права, и тогда у «Газпрома» есть шансы. Если же нет — болгары ясно показали, что в принципе не способны постоять за себя. Потому надеяться на них не имеет смысла. Да, если Еврокомиссия — а еще лучше США — разрешат болгарам принять российский газ, они с радостью ухватятся за эту возможность. Но пока ничего не указывает, что они такое разрешение получат.
Есть, правда, вариант, альтернативный черноморскому: решить проблему Украины, и оставить украинский транзит. Это возможно, если обстановка в «незалежной» стабилизируется, а ее ГТС будет владеть и управлять международный газовый консорциум. Но пока, понятно, на Украине такого и близко нет.
«СП»: — Значит ли это, что мы можем вернуться к «Турецкому потоку»?
— С турками ситуация складывается интересная. Турция, напомню, второй по объемам покупатель российского газа после Германии. Причем, даже после инцидента с Су-24М, после резкого охлаждения российско-турецких отношений и недружественной риторикой с обеих сторон, российский газ в Турцию продолжает поступать без перебоев. С Анкарой у «Газпрома» подписаны долгосрочные контракты, которые мы просто обязаны выполнять. Поэтому, если мы отказываемся от украинского транзита, нам нужно решать и проблему выпадающих турецких поставок — все-таки строить газопровод в Турцию.
С другой стороны, геополитический расклад сил меняется — дело дошло уже до временного перемирия в Сирии. Возможно, и наши отношения с турками в перспективе выправятся настолько, что возвращение к «Турецкому потоку» станет возможным.
Скажу больше: «Турецкий поток» на две трети состоит из «Южного потока», ответвление которого идет не на Болгарию, а налево, в сторону Турции. Это значит, при желании можно будет построить два газопровода: и в Турцию, и в Болгарию.
«СП»: — Когда станет понятно, по каким маршрутам мы будем поставлять газ в Европу?
— Думаю, сейчас этого никто точно не знает. У России есть желание обеспечить европейские поставки, у Турции и Южной Европы — объективные потребности в газе. Но, с другой стороны, имеется масса заинтересованных игроков как в ЕС, так и в США, которые мешают реализации газовых проектов. Точно можно сказать одно: какой-то из южных газопроводов «Газпром» наверняка построит…
— «Газпром» решает задачу, что называется, с хвоста, — отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник .
— Концерн подписанием меморандума подал сигнал, что готов поставлять газ в Италию и Грецию, и что первичные транзитеры — Болгария и Турция — должны обратить внимание: черноморский проект заморожен, но может быть снова актуализирован. В конце концов, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган не вечен, и если политический курс Турции поменяется, вполне возможно, мы сможем начать реализацию «Турецкого потока».
«Газпром» в меморандуме обрисовывает стратегические цели и дает стратегические наметки. Из них, в частности, следует, что в целом курс «Газпрома» остается неизменным, и он намерен обходить Украину — как с севера, так и с юга.
Да, по «Северному потоку-2» на сегодня наблюдаются большие подвижки, чем по южному направлению. Но зато на южном направлении имеется отправная инфраструктура: в Краснодарском крае, например, ждут своего часа японские трубы, предназначенные для глубоководной части газопровода. Это говорит о том, что «Южный поток» — проект далеко не сырой, и что «Газпром» настроен на его реализацию в перспективе.
С другой стороны, российский концерн смягчил позицию по украинскому маршруту. Как следует из последних заявлений «Газпрома», Украина и после 2019 года сохранится как транзитер, несмотря на политические разногласия Москвы и Киева.
На мой взгляд, это прагматичное решение. Дело в том, что в нынешней экономической ситуации просто нет смысла в форсированном строительстве новых магистральных газопроводов.
Изначально при расчете экономической эффективности и «Южного потока», и «Турецкого потока», закладывалась высокая цена газа — свыше $ 400 за тысячу кубометров. Но с тех пор цены на «голубое топливо» существенно упали, вслед за нефтяными котировками, и в 2016 году «Газпром» хотел бы получать с европейских покупателей всего $ 180 за тысячу «кубов». Такая неблагоприятная конъюнктура сильно удлиняет сроки окупаемости магистральных газопроводов, что «Газпрому» совершенно не на руку.
Думаю, российский концерн в любом случае сначала дождется роста цен на «голубое топливо», и только потом будет строить новые газопроводы, в том числе в Южную Европу…
Без пропагандистской помпы, телекамер и присутствия высоких персон «Газпром» наконец-то приступил к прокладке многострадального газопровода по дну Черного моря. И в самом деле, чего поднимать рекламную шумиху, когда хвастать то особо нечем.
Первоначальный «Южный поток» переименовали в «Турецкий поток», полагая, что сменив название и направление, можно будет обойти препоны, выдвинутые бюрократами Евросоюза. Однако несговорчивость турок по цене на российский энергоноситель, а потом конфликт из-за сбитого Су-24 отодвинули начало строительства на два года.
Мало того, пришлось внести существенные коррективы в проектную мощность. Вместо четырех ниток газопровода общим объемом в 63 млрд. кубов осталось две — примерно 33 млрд. кубометров. Одна из них предназначена собственно для Турции, другая — для потребителей в Южной и Юго-Восточной Европе. Если с турецкой ниткой все ясно (ее то и начали прокладывать), то судьба европейской пока находится в полном тумане.
Предполагалось, что поскольку владельцем второй транзитной трубы от черноморского побережье до границы Греции будет турецкая сторона, то это снимет все претензии ЕС к «Газпрому» в рамках З-го Энергопакета, не допускающего совмещать в одном лице роли продавца и поставщика энергоресурсов. Получался почти беспроигрышный вариант, который, гляди, со временем мог бы позволить проложить еще две нитки газопровода и довести поставки газа в Европу до желаемого объема.
Только эти планы не учли амбиции турецкого президента Эрдогана. Он, выстраивая систему личной авторитарной власти, пошел на открытый конфликт с Западом. Из-за референдума по конституции глава Турции поругался с рядом ведущих стран ЕС.
В предвыборной риторике Эрдоган не только обвинил Голландию в фашизме, Германию в сохранение нацистских порядков, но, упрекая Брюссель в сознательном затягивании принятия Турции в ЕС, грозился разорвать соглашение по ближневосточным мигрантам и больше не сдерживать нелегальный поток беженцев. Такое вряд ли скоро забудется.
Острую критику у европейцев вызвали и массовые репрессии турецких властей по отношению к инакомыслящим. Десятки тысяч учителей, судей, адвокатов не просто лишились работы - многие из них оказались за решеткой как возможные сторонники проповедника Гюлена, который объявлен главным идеологом и организаторам провалившегося путча военных в июле 2016 года.
Также западная общественность серьезно обеспокоилась ограничениями демократических прав в Турции и, прежде всего, наступлением на свободу слова. Страна вышла на первое место в мире по количеству арестованных журналистов. Закрыты десятки оппозиционных теле- и радиостанций, газет и журналов.
До самого низкого уровня опустились немецко-турецкие отношения. Не прекращается дипломатическая перепалка между Веной и Анкарой. Турки, в частности, отказались от совместного участия с австрийскими военными в учениях НАТО.
Не в лучшем виде оказались греко-турецкие отношения. Афины не стали выдавать турецких солдат, сбежавших на их территорию после неудавшегося переворота. Анкары ответила гневными нотами протеста.
Все эти факторы, по мнению международных экспертов, могут оказать политическое влияние на принятие Брюсселем решения о судьбе российского газа, когда он окажется на греческой границы. При этом главной будет не проблема растущей энергозависимости Европы от России, а целесообразность транзитной трубы через Турцию, что можно расценить как поддержку европейцами режима Эрдогана.
В Москве, похоже, тоже осознали реальность такой перспективы. Недаром в последнее время активизировался зондаж о возвращении к болгарскому варианту газопровода. Хотя в январе 2015 года время глава «Газпрома» в категоричной форме заявил, что тема «Южного потока» закрыта окончательно. Теперь пришлось взять свои слова обратно.
На петербургском международном экономическом форуме болгарский министр энергетики Теменужка Петкова и Алексей Миллер подписали «дорожную карту», подразумевающую участие российского концерна в развитии газотранспортной системы Болгарии.
София вот уже два года вынашивает идею строительства на территории страны межрегионального газового коннектора «Балкан», чтобы связать воедино все трубопроводы Балканского полуострова. Основная проблема проекта заключалось в том, что где взять газ и найти инвесторов. Самой Болгарии в одиночку было не потянуть строительство стоимостью в 2 миллиарда евро.
Еврокомиссия отнеслась благосклонно к предложению Болгарии, однако кроме словесного одобрения денег не обещала. Премьер Бойко Борисов, общаясь с президентом Владимиром Путиным по телефону, пытался заинтересовать Россию идеей газового хаба. Не удалось. Слишком радужной была вера Кремля в будущее «Турецкого потока».
Тем не менее, болгары не теряли надежды. Как выяснилось, не напрасно. Еще, правда, предстоит убедить Брюссель дать твердые письменные гарантии (в московской редакции «железобетонные») того, что он не возражает против усеченного варианта «Южного потока».
Болгарская сторона полагает, что ей удастся решить этот вопрос. По крайней мере, Борисов уже начал готовить почву. Он, находясь с официальным визитом в Берлине, постарался привлечь в союзники канцлера Меркель, подробно рассказав ей о планах строительства хаба «Балкан» и о его значение для всего региона Юго-Восточной Европы.