Страстная пятница. Чего нельзя делать в день смерти Христа. Какая пятница наступает после Чистого четверга? Ночь с четверга на пятницу православие
Пятница Страстной Седмицы, Страстная пятница, — воспоминание Святых и Спасительных . В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира.
О Страстях Христовых в Страстную пятницу подробно рассказывают все евангелисты, поэтому богослужения этого дня насыщены соответствующими чтениям.
Богослужебные особенности Страстной пятницы
Вынос Плащаницы
Тексты богослужений Страстной пятницы — шедевры византийской духовной поэзии, сопровождаются проникновенными мелодиями.
Страстная пятница. Антифон 5:
Ученик Учителя соглашаше цену, / и на тридесятих сребреницех продаде Господа, / лобзанием льстивным предая Его / беззаконником на смерть.
Ученик договаривается о цене Учителя / и за тридцать сребреников продал Господа, / коварным поцелуем предав Его / беззаконникам на смерть.
Страстная пятница. Антифон 15:
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже ангелов Царь: в ложную багряницу облачится, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девыя. Покланяемся Cтрастем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Cтрастем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.
Сегодня повешен на древе Тот, Кто повесил землю на водах, венцом терновым увенчан Царь ангелов, в ложную багряницу (царскую одежду) одет Тот, Кто одевает небо облаками, получает пощечины Тот, Кто в Иордане освободил Адама, Гвоздями пригвождается Жених Церковный, копьем пробивается Сын Девы. Покланяемся Страстям Твоим, Христе. Покланяемся Страстям Твоим, Христе. Покланяемся Страстям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.
Страстная пятница. Прокимен, глас 4:
Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий.
Стих: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?
Страстная пятница. Ексапостиларий:
Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.
Разбойника благоразумного сподобил рая единовременно, Господи, и меня древом крестным просвети и спаси.
Страстная пятница. Стихира:
Два и лукавная сотвори, перворожденный сын Мой Израиль: / Мене остави Источника воды животныя, / и ископа себе кладенец сокрушенный: / Мене на древе распят, / Варавву же испроси, и отпусти. / Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры: / ты же, Израилю, не усрамился еси, / но смерти Мя предал еси. / Остави им, Отче Святый, / не ведят бо, что сотвориша.
Два злых дела совершил / первородный сын Мой, Израиль: / он оставил Меня, Источник воды живой, / и вырыл себе колодец разбитый; / Меня распял на Древе, / а Варавву выпросил и освободил. / Изумилось при этом небо / и солнце сокрыло свои лучи. / Ты же, Израиль, не устыдился, но смерти предал Меня. / Прости им, Отче Святой, / ибо они не знают, что соделали.
Днесь висит на Древе
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.
«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».
Не рыдай Мене, Мати (Женский хор. Диск «Время поста и молитвы»)
Не рыдай Мене, Мати, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающыя
_____________________________________
Разбойника Благоразумнаго (Женский хор. Диск «Время поста и молитвы»)
Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя
_____________________________________
Великая суббота:
Благообразный Иосиф (Стихира на целование Плащаницы) Хор Валаамского
«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи» Славно бо прославися (Хор свято-Ионинского монастыря)
_____________________________________
Воскресни, Боже (Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») 2
Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех
Видео о Страстной пятнице
Проповеди на Страстную Пятницу
Святитель Лука Войно-Ясенецкий о Страстной пятнице
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
Не для того нужна была жертва, чтобы умилостивился Бог, а страшная жертва принесена Христом потому, что Бог умилосердился, смилостивился над нами.
Прииди, блаженный Петр апостол, и прибавь твое святое слово к тому, что слышали мы только что от великого апостола Иоанна. — Пришел и он, и слышим мы святое слово его: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петра 1, 18-19).
Ты объяснил нам, святой Петр, от чего именно искуплены мы Кровию Христовой – от суетной жизни, которую унаследовали мы от отцов наших, от жизни в суете мирской, жизни душевной, а не духовной, в забвении величайших задач жизни нашей.
Дерзнем же теперь обратиться к Самому Господу Иисусу Христу и услышим от Него непостижимые для мира и сокровенные слова: «Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 51, 53-56).
Вот глубочайшее и святейшее значение жертвы Христовой: Он отдал плоть Свою на умерщвление и пролил Кровь Свою для того, чтобы в великом таинстве мы ели Плоть Его и пили Кровь Его; чтобы молекулы Его Тела стали молекулами плоти нашей и Кровь Его святая, вместе с нашей кровью, текла в жилах наших; чтобы таким образом стали мы причастны к Богочеловечеству и воскресил Он нас в последний день, как чад своих.
Чем же мы, убогие, воздадим Ему за безмерную любовь Его и страшную жертву Его – чем? Он Сам ответил нам на этот вопрос: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите». Изольем же любовь свою и слезы свои на мертвое тело Его, лежащее пред нами на Святой Плащанице, и все силы души своей направим, прежде всего и больше всего, на соблюдение заповедей Его.
Митрополит Антоний Сурожский о Страстной пятнице
Митрополит Антоний Сурожский
Как трудно связать то, что совершается теперь, и то, что было когда-то: эту славу выноса Плащаницы и тот ужас, человеческий ужас, охвативший всю тварь: погребение Христа в ту единственную, великую неповторимую Пятницу.
Но сегодня Великая Пятница – день великой скорби и глубоких дум. «Да молчит всяка плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет». В великую Пятницу все человечество от Адама до последнего земнородного должны стоять пред плащаницей поникнув головами своими. Это их грехом смерть вошла в мир, их преступления сотворили Голгофскую казнь. Страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти — убийцу. И вот это – факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти. Нашего ради спасения смертью почил Христос Сын человеческий. Крестной смертью Сына Божия попрана смерть и милость Божия даруется людям. Смерть вещает о беспримерном деле, яже сотвори Бог – . Гроб, заключив в себе источник жизни, стал живоносным и несет безмолвную проповедь, и человечество призвано услышать ее, чтобы жить. Слово о любви Творца к Своему творению звучит в этой проповеди, любви к грешному и неблагодарному человеку. Вслушаемся же, дорогие, что вещает нам безмолвный Спаситель: «Для тебя, для твоего спасения Я умер. И нет больше той любви, что положила душу свою за други своя. Мысль о тебе, грешник, желание спасти тебя дало Мне силы перенести невыносимое. Ты слышал, как по-человечеству Своему, Я тужил и скорбел в саду Гефсиманском в преддверии страданий. Сердце без слов взывало к Небесному Отцу: «да мимо идет Меня чаша сия. Но воспоминание о тебе, твоей вечной гибели, сострадание и милосердие к погибающему творению Божию победили страх пред временными нечеловеческими муками. И воля Моя слилась с волей Отца Моего и любовь Его с любовью Моею к тебе, и этой силой Я осилил невыносимое. «Грехи всего мира отяготели на Мне». Твою ношу, которая для тебя непосильна Я взял на Себя».
Слова и дела любви слышим и видим мы от гроба Спасителя. Неизменна Божия Любовь и Солнце Ее светит на добрые и злые, и спасение уготовано всем пожелающим спасения. Она не престает и ныне, но всегда надеется, все переносит в ожидании нашего обращения. Но все ли мы отвечаем любовью на эту беспредельную Любовь? Не живет ли в наше время среди одних людей желание оплевать, затоптать и даже убить ее, а среди других просто забыть о ней? Господь рассеял мрак тьмы, господствующей до Его пришествия в мире, осветил путь в Царство Небесное, но и доселе враг Божий имеет свою часть в неверах, язычниках, и не знающих покаяния грешниках. Как во время служения Христа его соплеменники заменили Божии Истины ложью и превратились в лицемерных обрядоверов, так и ныне не повторяются ли и нами их заблуждения. На словах, «Господи, Господи»! а по жизни: «имей мя отречена». Не являет ли с очевидностью горький опыт жизни человечества продолжающееся его пленение богоборцу – врагу рода человеческого. Господь даровал нам радость жизни вечной, а мы предпочитаем призрачные утехи временного бытия. Христос Спаситель своим подвигом самопожертвования «лишил силы, имеющего державу смерти, то есть диавола», и смысл Его жертвы – восстановление погибающего на земле Царства Божия, похищенного врагом у прародителей наших. Но в нашей власти избирать путь мнимой свободы, по существу повиновения врагу Божию, или путь жизни следования за Христом. Благодать Божия неиссякаема в Церкви Божией.
Будем же, дорогие, жить Церковью и в Церкви, и будем помнить, что христианская жизнь есть жизнь Святого Духа. В стяжании благодати Святого Духа заключается смысл и нашей земной жизни. И сегодня, и ежегодно, в тишине Великого Пятка звучит к человечеству глас Божий: «Спасайтесь, спасайтесь, людие Мои»! Творец воссоздает Свое творение в новую благодатную жизнь, признаем же Бога своим Отцом, восчувствуем потребность в спасении и помиловании, и Господь — Источник благодати помилует и спасет нас.
Прот. Валентин Амфитеатров о Страстной пятнице
Протоиерей Валентин Амфитеатров
Таинственный, непостижимый час! Сын Божий преисполнен внутренних и внешних скорбей до последней степени, до последнего вздоха. И не бе утешаяй, и не бе скорбяй. Утеха Израиля, друг и покровитель всех угнетенных, забытых, несчастных и отверженных, всеми оставлен. Он, Спаситель, взывал к Богу Отцу: Боже Мой! Боже Мой! вскую Мя еси оставил (Мф. 27:46). Целитель сокрушенных сердец испытал боль заушения, терноношения, бичевания. Он вопиял воплем крепким, со слезами, ибо видел, что удалить страдания невозможно. Но что значит эта боль в сравнении с душевными страданиями, испытанными Иисусом Христом при виде бессердечности окружавшей Его среды? Этими печалями неисцелимо болела Божественная душа до минуты, когда предала Себя в руки Бога Отца. Предательство Иуды, сон и бегство учеников, отречение любимого, искреннейшего Петра, издевательство прислуг первосвященника, бессмысленные вопли неблагодарной черни, насмешки от Ирода, глумление от воинов, сопоставление с разбойником, неправедное осуждение, крестоношение по улицам многолюдной столицы, стыд обнажения среди самодовольно-невежественных зрителей, злорадования, брань сораспятого злодея… О, поистине возлюбленный Спаситель наш понес на Себе наказание и грехи всего мира. Только разве вечная мука может быть равной болезни неисцельной, какую испытало сердце Человеколюбца.
Начальник жизни, Чудотворец, возвращавший других к жизни, обречен на смерть. Умирает Он. Умер. За грехи наши умер!
Вечное Слово Отчее, создавшее всяческая и возвестившее миру беспредельное милосердие к грешникам, смолкло.
Солнце правды, воссиявшее миру, чтобы рассеять глубокую, мертвую мглу извращенных дел и всем явить правду Божию, светлую, яко свет… и яко полудне, зашло при непроницаемом мраке клеветы, даже с укорами в богохульстве. Страшный, непостижимый сей час! Нашим бренным очам видится один образ Божественного и живоносного тела Господа нашего Иисуса Христа, тела безмолвного и бездыханного. Он не имеет ни вида, ни славы, ни доброты, умален, отвращен, поруган.
Слушайте и смотрите! Вот Царь царствующих и Господь господствующих имеет на Своей главе венец, не драгоценными камнями украшенный, а сплетенный из терния. Кто сплел для Жизнодавца этот многоболезненный венец? Человеческая гордость, безумное тщеславие. О, если мы действительно любим своего Спасителя, то в кротости, смирении и терпении сохраним закон веры и послушания слову Его во все дни жизни нашей, пока бьется в нас жизнь сердца. Если любим нашего Христа Спасителя, если нам кажется страшным день воспоминания Великой Пятницы, страданий Иисуса, то не прибавляйте к болезненному Его терновому венцу терний своих грехов и беззаконий.
Святитель Илия Минятий о Страстной пятнице
Прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38).
Свт. Илия Минятий
Человечеству пришлось увидеть на земле два великих и преславных чуда: первое, это — Бога, сошедшего на землю, чтобы принять человеческое естество; второе чудо, это - Богочеловека, восшедшего на крест, чтобы на нем умереть.
Первое явилось делом высшей премудрости и силы, второе - крайнего человеколюбия. Поэтому оба они совершились при различных обстоятельствах. В первом чуде, когда Бог принял естество человека, восторжествовала вообще вся тварь: ангелы на небесах воспели радостное славословие, пастыри на земле возликовали о спасительном благовестии и о совершившейся великой радости, и цари с востока пришли на поклонение к новорожденному Владыке с дарами.
Во втором чуде, когда Богочеловек умер на кресте, как осужденный посреди двух разбойников, тогда горний и дольний мир восплакал, небо покрылось глубочайшей тьмой, земля с основания потряслась от трепета, камни растрескались. Та ночь была светлая ночь, принесшая всемирную радость и веселье, а сей день был мрачен, как день печали и скорби. В ту ночь Бог оказал человеку благодеяние, какое только мог, а в этот день человек выказал все свое беззаконие, какое мог сделать перед Богом
Ты вправе сказать, Богочеловече и печальный Иисусе: Прискорбна есть душа Моя до смерти, - ибо многи страсти Твои, велика печаль Твоя. Страдания так велики, каких еще никогда не выносило человеческое терпение; печаль так невыносима, какой еще не испытывало человеческое сердце. И поистине, слушатели, чем более я стараюсь найти в людской жизни другой подобный пример, тем более уверяюсь в том, что Его болезнь в страстях и печаль в болезни ни с чем не сравнимы. Велика была зависть в Каине против брата, но гораздо большая зависть у архиереев и книжников против Спасителя; а неправедное убийство Авелево не сравнимо с крестной смертью Иисусовой.
Велико было терпение в Исааке, когда он готовился быть принесенным в жертву от Авраама, отца своего; но несравненно более терпения в Иисусе, Который в самом деле был предан от Отца Своего Небесного в жертву ненависти врагов Своих. Велики были злоключения Иосифа, когда он был продан братьями своими, оклеветан женой Потифара и, как виновный, был ввергнут в темницу; но гораздо многочисленнее страдания Иисусовы, когда Он продается учеником Своим, обвиняется всем сонмищем, влечется с суда на суд, как преступник. Велико было уничижение Давида, когда он свергнут был с царского престола сыном своим, когда подданные от него отступились; когда его собственные слуги гнались за ним, когда он босой убегал на гору Елеонскую, когда в него бросали камни и осыпали его ругательными словами.
Но то, что совершалось с Иисусом, когда апостолы Его покинули, воины связали, увенчали тернием, обременили крестом, когда жители всего города провожали Его поносными злохулениями, когда Он восходил на Голгофу, чтобы принять позорную смерть между двух разбойников, — все это разве не более скорбное зрелище?!
Нельзя не признать, что велика была болезнь в Иове, когда он, лишась детей своих и имений, сидел на гноище, в ранах с головы до ног; однако это должно признать только прообразом и как бы тенью тех тяжких страданий и ран, которыми был удручен многострадальный Сын Приснодевы. Не малы были страдания и после Христа пострадавших и страданиям Его подражавших святых мучеников; однако те страдания были только телесные - среди страданий душа мучеников ликовала; там была смерть, но была и честь, было мучение, но был и венец. А страсть Иисуса Христа была страданием и тела, и души, — страданием без малейшего утешения; смерть Его была одно бесчестие, мучение - одна скорбь, и скорбь смертная. Прискорбна есть душа Моя до смерти.
Митрополит Филарет (Вознесенский)
Митрополит Филарет (Вознесенский) о Страстной пятнице
Помните, возлюбленные: когда мы с вами размышляем о том, что Господь сделал для нас, то никогда не следует забывать, что вот именно ради наших грехов Он оказался во гробе. На Кресте и во гробе. Мы Его пригвоздили своими упорными и нераскаянными грехами ко Кресту, и из-за наших грехов Он теперь возлежит, безгласный и недвижимый, мертвецом во гробе. И когда будешь поклоняться Ему, лобызать Его Язвы, делай это как безответно виновный, в том, что вот Он изъязвлен, в том, что Он изранен, в том, что Он измучен, оплеван, позором покрыт и теперь — лежит в гробе.
Помни, что мы это сделали: и я, и всякий другой своими упорными грехами и своей неисправленностью. Не даром же сам Господь когда-то, когда почувствовал как-то очень болезненно неверность человеческого рода, воскликнул даже (в Евангелии это записано): «О род неверный и развращенный, доколе Я буду с вами, доколе Я буду терпеть вас!»**** Вот как Ему было вообще тяжко с нами, а тут мы, повторяю, своими грехами пригвоздили ко Кресту и положили во гроб.
Так и помни, душа христианская, когда будешь поклоняться Божественному Мертвецу в Плащанице лежащему, когда будешь лобызать Его Язвы, как безответно виновный это делай, потому что никто кроме нас не виноват в том, что Господь Иисус Христос, как говорил Апостол, вместо предлежащей Ему славы перенес эту срамоту и позор, и эту страшную, позорную и унизительную крестную смерть. Мы с вами знаем, что теперь, после Его смерти, Крест стал нашей драгоценностью и святыней, но пригвоздили ко Кресту Его, повторяю, не воины, а — мы с вами, потому что если бы наших грехов не было на Нем, не было бы Ему что взять на Себя, тогда бы не было ничего этого. Но Он — пошел на этот страшный сверхчеловеческий Подвиг. Помните, как в Евангелии сказано, что Он до пота кровавого боролся в Гефсиманском саду, на этой страшной молитве.
Почему он был покрыт кровавым страшным потом? Когда-то святитель Димитрий Ростовский в своей вдохновенной проповеди говорил, как бы обращаясь к Спасителю: » Господи! Почему Ты покрыт кровью? Кто Тебя изранил? Не было ни Креста, ни бичевания, — ничего этого еще не было; почему Ты весь в крови?» И сам же отвечает: «Кто изранил? — Любовь изранила!» Потому что знал Богочеловек, столько возлюбивший нас, грешных, что если Он не совершит этого страшного Подвига, то наша участь, навеки! — в геенне огненной, в страшных, нескончаемых и ужаснейших мучениях, которых мы себе и представить не можем. А вот, Он взял на Себя всю эту страшную тяжесть, это тяжкое бремя греховное, и, благодаря Его святому и великому Подвигу, мы имеем возможность уповать на то, что получим прощение наших грехов, именно Им омытых. И тогда можем мы надеяться, что и нас примет Он в Царствие Небесное, так, как Он принял Благоразумного разбойника.
Литература о Страстной пятнице
Отрывок из романа «Господа Головлевы» (М. Е. Салтыков-Щедрин) о Страстной пятнице
М. Е. Салтыков-Щедрин
Иудушка и Аннинька сидели вдвоем в столовой. Не далее как час тому назад кончилась всенощная, сопровождаемая чтением двенадцати Евангелий, и в комнате еще слышался сильный запах ладана. Часы пробили десять, домашние разошлись по углам, и в доме водворилось глубокое, сосредоточенное молчание. Аннинька, взявши голову в обе руки, облокотилась на стол и задумалась; Порфирий Владимирыч сидел напротив, молчаливый и печальный.
На Анниньку эта служба всегда производила глубоко потрясающее впечатление. Еще будучи ребенком, она горько плакала, когда батюшка произносил: «И сплетше венец из терния, возложиша на главу Его, и трость в десницу Его», — и всхлипывающим дискантиком подпевала дьячку: «Слава долготерпению Твоему, Господи! слава Тебе!» А после всенощной, вся взволнованная, прибегала в девичью и там, среди сгустившихся сумерек (Арина Петровна не давала в девичью свечей, когда не было работы), рассказывала рабыням «Страсти Господни».
Лились тихие рабьи слезы, слышались глубокие рабьи воздыхания. Рабыни чуяли сердцами своего Господина и Искупителя, верили, что Он воскреснет, воистину воскреснет. И Аннинька тоже чуяла и верила. За глубокой ночью истязаний, подлых издевок и покиваний, для всех этих нищих духом виднелось царство лучей и свободы. Сама старая барыня, Арина Петровна, обыкновенно грозная, делалась в эти дни тихою, не брюзжала, не попрекала Анниньку сиротством, а гладила ее по головке и уговаривала не волноваться. Но Аннинька даже в постели долго не могла успокоиться, вздрагивала, металась, по нескольку раз в течение ночи вскакивала и разговаривала сама с собой.
Потом наступили годы учения, а затем и годы странствования. Первые были бессодержательны, вторые — мучительно пошлы. Но и тут, среди безобразий актерского кочевья, Аннинька ревниво выделяла «святые дни» и отыскивала в душе отголоски прошлого, которые помогали ей по-детски умиляться и вздыхать.
Теперь же, когда жизнь выяснилась вся, до последней подробности, когда прошлое проклялось само собою, а в будущем не предвиделось ни раскаяния, ни прощения, когда иссяк источник умиления, а вместе с ним иссякли и слезы, — впечатление, произведенное только что выслушанным сказанием о скорбном пути, было поистине подавляющим. И тогда, в детстве, над нею тяготела глубокая ночь, но за тьмою все-таки предчувствовались лучи. Теперь — ничего не предчувствовалось, ничего не предвиделось: ночь, вечная, бессменная ночь — и ничего больше. Аннинька не вздыхала, не волновалась и, кажется, даже ни о чем не думала, а только впала в глубокое оцепенение.
С своей стороны, и Порфирий Владимирыч, с не меньшею аккуратностью, с молодых ногтей чтил «святые дни», но чтил исключительно с обрядной стороны, как истый идолопоклонник. Каждогодно, накануне великой пятницы, он приглашал батюшку, выслушивал евангельское сказание, вздыхал, воздевал руки, стукался лбом в землю, отмечал на свече восковыми катышками число прочитанных евангелий и все-таки ровно ничего не понимал. И только теперь, когда Аннинька разбудила в нем сознание «умертвий», он понял впервые, что в этом сказании идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной…
Конечно, было бы преувеличением сказать, что по поводу этого открытия в душе его возникли какие-либо жизненные сопоставления, но несомненно, что в ней произошла какая-то смута, почти граничащая с отчаянием. Эта смута была тем мучительнее, чем бессознательнее прожилось то прошлое, которое послужило ей источником. Было что-то страшное в этом прошлом, а что именно — в массе невозможно припомнить. Но и позабыть нельзя. Что-то громадное, которое до сих пор неподвижно стояло, прикрытое непроницаемою завесою, и только теперь двинулось навстречу, каждоминутно угрожая раздавить.
Если б еще оно взаправду раздавило — это было бы самое лучшее; но ведь он живуч — пожалуй, и выползет. Нет, ждать развязки от естественного хода вещей — слишком гадательно; надо самому создать развязку, чтобы покончить с непосильною смутою. Есть такая развязка, есть. Он уже с месяц приглядывается к ней, и теперь, кажется, не проминет. «В субботу приобщаться будем — надо на могилку к покойной маменьке проститься сходить!» — вдруг мелькнуло у него в голове.
— Сходим, что ли? — обратился он к Анниньке, сообщая ей вслух о своем предположении.
— Пожалуй… съездимте…
— Нет, не съездимте, а… — начал было Порфирий Владимирыч и вдруг оборвал, словно сообразил, что Аннинька может помешать.
«А ведь я перед покойницей маменькой… ведь я ее замучил… я!» — бродило между тем в его мыслях, и жажда «проститься» с каждой минутой сильнее и сильнее разгоралась в его сердце. Но «проститься» не так, как обыкновенно прощаются, а пасть на могилу и застыть в воплях смертельной агонии.
— Так ты говоришь, что Любинька сама от себя умерла? — вдруг спросил он, видимо, с целью подбодрить себя.
Сначала Аннинька словно не расслышала вопроса дяди, но, очевидно, он дошел до нее, потому что через две-три минуты она сама ощутила непреодолимую потребность возвратиться к этой смерти, измучить себя ею.
— Так и сказала: пей… подлая?! — переспросил он, когда она подробно повторила свой рассказ.
— Да… сказала.
— А ты осталась? не выпила?
— Да… вот живу…
Он встал и несколько раз в видимом волнении прошелся взад и вперед по комнате. Наконец подошел к Анниньке и погладил ее по голове.
— Бедная ты! бедная ты моя! — произнес он тихо.
При этом прикосновении в ней произошло что-то неожиданное. Сначала она изумилась. но постепенно лицо ее начало искажаться, искажаться, и вдруг целый поток истерических, ужасных рыданий вырвался из ее груди.
— Дядя! вы добрый? скажите, вы добрый? — почти криком кричала она.
Прерывающимся голосом, среди слез и рыданий, твердила она свой вопрос, тот самый, который она предложила еще в тот день, когда после «странствия» окончательно воротилась для водворения в Головлеве, и на который он в то время дал такой нелепый ответ.
— Вы добрый? скажите! ответьте! вы добрый?
— Слышала ты, что за всенощной сегодня читали? — спросил он, когда она, наконец, затихла, — ах, какие это были страдания! Ведь только этакими страданиями и можно… И простил! всех навсегда простил!
Он опять начал большими шагами ходить по комнате, убиваясь, страдая и не чувствуя, как лицо его покрывается каплями пота.
— Всех простил! — вслух говорил он сам с собою, — не только тех, которые тогда напоили его оцтом с желчью, но и тех, которые и после, вот теперь, и впредь, во веки веков будут подносить к Его губам оцет, смешанный с желчью… Ужасно! ах, это ужасно!
И вдруг, остановившись перед ней, спросил:
— А ты… простила?
Вместо ответа она бросилась к нему и крепко его обняла.
— Надо меня простить! — продолжал он, — за всех… И за себя… и за тех, которых уж нет… Что такое! что такое сделалось?! — почти растерянно восклицал он, озираясь кругом, — где… все?..
Стихи о Страстной пятнице
На Страстной (из романа «Доктор Живаго»)
Б. Л. Пастернак
Б. Л. Пастернак
Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.
Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.
Еще земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вторить с воли певчим.
И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.
А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.
И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица -
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.
И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.
И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел Человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И все до нитки роздал.
И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтирь или Апостол.
Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.
В статье говорится о том, что такое Страстная пятница и какие обычаи и обряды связаны с этим важным днем.
Из статьи вы узнаете, почему пятница накануне Пасхи получила название Страстной, какие существуют обряды, приметы этого важного перед Христовым Воскресеньем дня.
Пасха по отношению к Страстной пятнице
Один из самых строгих постов в году завершается в конце Страстной недели (Страстной седмицы), в течении которой верующие вспоминают о событиях, которые привели Иисуса Христа к смерти: кульминацией телесной жизни Спасителя стали духовные и физические мучения.
Миряне в Великую пятницу читают о Тайной вечере, взятии Христа под стражу, суде над Божественным Узником, бичеванием и исполнением смертного приговора, завершившегося распятием. Последние шесть дней Великого поста именуются «Великий» или «Страстной». В течении Страстной седмицы проходят особые богослужения, а православные придерживаются особо строгого поста.
Страстная седмица проходит для мирян в воспоминаниях о последних днях, проведенных на земле Иисусом.
В Великий понедельник в церквях читают евангельскую притчу о проклятой Господом придорожной смоковнице. Символизм и духовное значение образа бесплодного инжирного дерева раскрывается в деталях:
- придорожная смоковница олицетворяет гибнущего в непокаянии, душа которого не приносит веры, молитвы и добрых деяний
- момент, когда дерево от слов Господа засохло показывает Божественное могущество Спасителя, порицание людей, внешне создающих вид исполнителей Божьих заповедей, но от которых невозможно дождаться добрых плодов
В Великий вторник верующие посвящают чтению притч, которые произносил Сын Божий в Храме Иерусалима: о воскрешении, о суде над Спасителем, о десяти девах.
Великую Пятницу верующие проводят в воспоминаниях о спасительных для христиан страстях
Великую среду верующие посвящают чтению притчи о возлитом драгоценном миро на голову Спасителя грешницами. Этим они уготовили его к упокоению. В этот день порицают и проклинают жадность к деньгам и предательство Иуды. Говорится также об уготованной судьбе двух разных людей: предавшего Господа и сгубившего тем самым свою душу Иуды и покаявшейся и принявшей спасение блудницы Марии Магдалины.
В Великий четверг произошло несколько событий: установление Иисусом таинства Евхаристии на Тайной вечере, молитва Спасителя в саду Гефсиманском.
Великую Пятницу верующие посвящают воспоминаниям о спасительных для воцерковленных людей страстях и смерти Иисуса на кресте.
Великую субботу миряне посвящают чтению о погребении Спасителя и о том, как его тело пребывало во гробе. Благодатный огонь, который выносят в этот день из Гроба Господня в Иерусалиме — символ Воскресения Господня.
Страстную неделю верующие посвящают приготовлениям ко встрече Пасхи: проводятся уборки, пекутся куличи, красятся пасхальные яйца.
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/8d57e79efaa69669c3c6a4994e92a8aa.jpg)
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/8d57e79efaa69669c3c6a4994e92a8aa.jpg)
С куличами и крашанками верующие отправляются на Богослужение в Великую субботу, где проводится освящение продуктов.
Страстная неделя завершается празднованием Пасхи — Христова Воскресенья.
Страстная пятница – суть, что это такое, что она означает, что происходит в Страстную пятницу
Страстная Пятница — день, когда был распят Сын Божий. Священнослужители во время Богослужения три раза вспоминают о том событии, зачитывая Евангелие:
- на Утрене проходит служба 12 Евангелий, отрывки из которых напоминают о спасительных страданиях и распятии Иисуса, которое произошло в пятницу
- Великие (Царские) Часы проходят в чтении повествований от четырех евангелистов
- Великая вечерня проходит под чтение составного Евангелия
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/b9bb7d77f3d330490e6232925f50d823.jpg)
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/b9bb7d77f3d330490e6232925f50d823.jpg)
Видео: ВЕЛИКИЙ ПОСТ. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА
Когда выносят Плащаницу в Страстную пятницу?
- В Страстную Пятницу в храме нет литургии. Однако в тот день, когда Страстная Пятница выпадает на Благовещение, проходит служба Иоанна Златоуста.
- В Страстную пятницу в храме исполняется канон «О распятии Господа», а также священнослужители выносят Плащаницу — символический погребальный саван с изображенным на нем телом Спасителя в полный рост, который лежит в гробу.
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/5bb60886311dc7d72ff73ca5ff5bde46/v-strastnuyu-pyatnicu-v-cerkvi-ne-zvonyat-kolokola-v-yetot-den-vinosyat-plashanicu.jpg)
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/5bb60886311dc7d72ff73ca5ff5bde46/v-strastnuyu-pyatnicu-v-cerkvi-ne-zvonyat-kolokola-v-yetot-den-vinosyat-plashanicu.jpg)
- Иконографическое изображение Спасителя во гробу — обязательный атрибут богослужения двух последних дней Страстной седмицы: Великой пятницы и Великой субботы.
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/b2fcf71b095857d0aa70efd91bcaa4f9/svyashennosluzhiteli-v-chernih-odezhdah-vinosyat-plashanicu.jpg)
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/b2fcf71b095857d0aa70efd91bcaa4f9/svyashennosluzhiteli-v-chernih-odezhdah-vinosyat-plashanicu.jpg)
- Плащаницу ставят на специальное возвышение, символизирующее Гроб Господень, — перед Царскими Вратами. При этом Голова Спасителя обращена на север, а ноги — на юг. На Плащаницу наносят благовония, выкладывают цветы. Эти действия символизируют помазание благовониями Тела казненного Спасителя женами-мироносицами.
- Служба в день особого покаяния начинается в два часа дня. Плащаницу выносят через час после начала службы — в момент смерти Иисуса на кресте.
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/9cf003fdf511facdabeb9aeb45b15114/plashanicu-ustanavlivayut-v-centre-hrama.jpg)
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/9cf003fdf511facdabeb9aeb45b15114/plashanicu-ustanavlivayut-v-centre-hrama.jpg)
Что можно делать в Страстную пятницу?
В Страстную Пятницу отстоявшие службу несут домой 12 горящих свечей, которым не дают догореть до конца. Эти свечи приносят достаток и счастье в тот дом, где хранятся. В этот день можно сеять огород, поле. Высеянные в небольшом количестве укроп и горох — залог хорошего урожая.
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/3a0883c88b0d574482273bcd42025d18/vse-prigotovleniya-k-prazdnovaniyu-pashi-sovershayutsya-do-chistogo-chetverga.jpg)
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/3a0883c88b0d574482273bcd42025d18/vse-prigotovleniya-k-prazdnovaniyu-pashi-sovershayutsya-do-chistogo-chetverga.jpg)
Можно ли печь в Страстную пятницу?
Выпекать куличи в Страстную пятницу разрешено. Выпеченные куличи следует прикрыть священной вербой. Такие вербовые веточки потом используются в качестве оберега от нечистой силы.
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/bbd393df68eb0e3170909accb467cc75/ispechennii-v-strastnuyu-pyatnicu-hleb-stanovitsya-oberegom-na-ves-god.jpg)
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/bbd393df68eb0e3170909accb467cc75/ispechennii-v-strastnuyu-pyatnicu-hleb-stanovitsya-oberegom-na-ves-god.jpg)
Можно ли жениться в Страстную пятницу?
Верующие строгий пост в Великую пятницу проводят в молитвах, обязательно также посещение скорбного богослужения (Плач Богородицы). Если вы решили жениться в апреле, то лучше подождать еще 2 недели после Пасхи. Ходите в церковь, а по окончании поста сможете повенчаться и устроить веселую свадьбу.
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/0f4e06bdc917b098fbf08f2e50458d8d/v-pravoslavii-razreshaetsya-venchatsya-posle-krasnoi-gorki-antipashi.jpeg)
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/0f4e06bdc917b098fbf08f2e50458d8d/v-pravoslavii-razreshaetsya-venchatsya-posle-krasnoi-gorki-antipashi.jpeg)
Что значит свадьба в Страстную пятницу?
На Пасхальной неделе — в самый большой и наказуемый праздник гулять и веселиться нельзя. Потому лучше перенести дату свадьбы. Подумайте, стоит ли начинать семейную жизнь с большого греха и как свадьба в Страстную пятницу потом обернется для вас обоих, ведь это время для подготовки к воскрешению Спасителя.
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/3ad2ac1f33720947734e43cff69f1467.jpg)
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/3ad2ac1f33720947734e43cff69f1467.jpg)
Что нельзя делать в Страстную пятницу?
Под запретом следующие действия:
- стирка
- втыкание железных предметов в землю
- употребление алкоголя
- веселье
Если человек проведет этот день в увеселениях, то весь год будет слезы лить.
Женщинам в этот день нельзя:
- прясть
- убирать в доме
Мужчинам в этот день нельзя:
- рубить дрова
- использовать тесак, рубанок
- сажать деревья
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/e791bae7594b22db88927b42a428b3c7/zhenshinam-nelzya-shit-v-strastnuyu-pyatnicu.jpg)
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/e791bae7594b22db88927b42a428b3c7/zhenshinam-nelzya-shit-v-strastnuyu-pyatnicu.jpg)
Что значит сон в Страстную пятницу на субботу: приметы
Сон с четверга на пятницу предсказывает будущее, особое же значение сон приобретает в Великую пятницу. Обычно такой сон наполнен точными предсказаниями. Увидев пророческий сон, ждите его исполнения до полудня (обеда) того же дня.
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/d2257d9ee0f05f6e3293b97da594692b/son-v-strastnuyu-pyatnicu.jpg)
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/d2257d9ee0f05f6e3293b97da594692b/son-v-strastnuyu-pyatnicu.jpg)
Что значит, если родился ребенок в Страстную пятницу?
На судьбе ребенка, родившегося в Страстную пятницу, этот день никак не отразиться.
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/cea8485170b3ec59710e0971f8d5d37a.jpg)
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/cea8485170b3ec59710e0971f8d5d37a.jpg)
Что значит День рождения в Страстную пятницу?
- В старину считалось, что родившегося в Страстную пятницу малыша нужно отнести к бабке, чтобы она его отчитала от будущих бед, и чтобы дитя не постигла тяжелая судьба.
- Но у священнослужителей на этот счет иное мнение: все неприятности, которые будут случаться в жизни такого ребенка, в конечном итоге обратятся в большую радость. Потому не стоит считать плохим знаком рождение младенца в скорбный день.
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/10fd70ca44c4c844fe81f7531a4edb4b/chto-znachit-den-rozhdeniya-v-strastnuyu-pyatnicu.jpg)
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/10fd70ca44c4c844fe81f7531a4edb4b/chto-znachit-den-rozhdeniya-v-strastnuyu-pyatnicu.jpg)
Что значит хлеб, выпекаемый в Страстную пятницу?
Считается, что если испечь хлеб в Великую Пятницу, то он долго будет свежим и не покроется плесенью. Такой хлеб используется в качестве средства, избавляющего от недуг. Выпеченную в Страстную Пятницу булочку моряки брали с собой в далекий путь, используя его как талисман. Если же хранить такую булочку дома, то она станет оберегом от пожаров.
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/92bbabd663a248731f70b666d559f7c7/mozhno-li-pech-hleb-v-strastnuyu-pyatnicu.jpg)
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/92bbabd663a248731f70b666d559f7c7/mozhno-li-pech-hleb-v-strastnuyu-pyatnicu.jpg)
Что значит умереть в Страстную пятницу?
Тот, кто покидает этот мир в Страстную Пятницу, со Спасителем испытает жизненные мучения и вместе с ним воскреснет.
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/9dd4bf01fc2ac68b1f0fbb59a4085b0b/chto-znachit-umeret-v-strastnuyu-pyatnicu.jpg)
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/9dd4bf01fc2ac68b1f0fbb59a4085b0b/chto-znachit-umeret-v-strastnuyu-pyatnicu.jpg)
Великий пост — Страстная пятница: что можно есть?
Пищу не употребляют в Страстную пятницу до момента выноса Плащаницы. Но и после этого разрешается только хлеб и вода.
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/f69e6569f315dc71cd32165e78199e72/posle-vinosa-plashanici-razresheno-est-hleb-i-pit-vodu.jpg)
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/f69e6569f315dc71cd32165e78199e72/posle-vinosa-plashanici-razresheno-est-hleb-i-pit-vodu.jpg)
Страстная пятница: какие читать заговоры, обряды и молитвы?
Заговор от алкоголизма, пьянства и избавления от сметной тоски
- Из печи в Страстную пятницу берется печная зола.
- Сыпется на перекрестке, где нет машин.
Читается заговор трижды:
Как эта зола не даст ростки, а ростки лепестки, из лепестков плод, так раб (имя) вина не возьмет в рот: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, и ни в понедельник. Аминь. Как эта зола ключом не забьет, соловьем не запоет, так и раб (имя) вина зелена не запьет. Аминь. Как эта зола не опоросится, не ощенится, так и раб (имя) навсегда с вином простится. Не будет пить: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, ни в понедельник, ни по будням, ни по праздникам Святым. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.
- Повторить обряд две пятницы кряду.
- Остатки золы спрятать и использовать в моменты, когда велико искушение выпить.
Заговор в Страстную пятницу от стресса, депрессии
- Для проведения обряда понадобится три пасхальных яйца, которые нужно опустить в емкость с водой, над которой читают следующий магический текст:
Укрепи мои верные слова, Господь, Укрепи, Христос, рабу Божью (имя). Как люди радуются светлой Пасхе, Так и раба Божья (имя) пусть будет жизни рада. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.
- Этой водой страдающий от депрессии должен умыться.
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/3da061ff93264c0dbec1cc70440a05c7/zagovor-ot-depressii.jpg)
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/3da061ff93264c0dbec1cc70440a05c7/zagovor-ot-depressii.jpg)
- В Страстную пятницу нужно испечь небольшой хлебный колобок.
- Одна половинка съедается тем, кто проводит обряд, а другая храниться весь год за иконами. Но перед тем, как поставить хлеб за иконы, нужно сказать:
«Господи, спаси, сохрани, оборони. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Молитвы на Страстную пятницу:
Молитва для других
О Иисус, помилуй вашей святой Церкви; заботиться о нем.
О Иисус, помилуй бедных грешников и спасти их от ада.
О Иисус, благослови моего отца, мою мать, моих братьев и сестер, и все, что я должен молиться.
О Иисус, пожалейте души в чистилище и довести их до вашего небесного покоя.Молитва, чтобы выразить скорбь за грехи
Бог Отец Мой,
Мне очень жаль за то, что отвернулась от вашей дружбы.
Вы показали только любовь ко мне.
Я иногда показано немного любви в ответ.
Из-за твоего, единственного твоего, Иисуса, Который умер и воскрес для меня, прости меня все мои грехи.
Отец, не только я обидел вас на мои грехи, но я также оскорбил ваше сообщество здесь, на земле.
Я обещаю, чтобы показать большую любовь к соседу, с тем чтобы восполнить мои грехи.
Я ничего не можем сделать, если ваш Святой Дух не помогает мне вести жизнь, такая как Иисус, жизнь провел забыв о себе в служении другим.
Молитва за Святейшества на Страстную пятницу
Господи, на завтра и его потребностей Я не молюсь,Молитва за единство
Отец Небесный,
вы Отец всех мужчин.
Мы просим вас, чтобы отправить Святого Духа,
Дух, который объединяет людей,
так что все люди
забудут прошлые неприятности,
отложить в сторону несправедливые мнения,
и работать вместе на благо всех,
независимо от их религии,
независимо от того, каковы их расы,
так что в конце концов,
этот мир,
сделал добро мужчин, работающих вместе,
в духе Иисуса и работать с вами,
могут быть переданы вам вашим Сына,
Объединяйтесь особенно всех христиан
так что скоро они могут быть снова вместе,
как одно стадо вокруг стола Вечери Господней.
Мы просим вас более тесно объединить тех нашей Церкви,
так что под руководством Духа к Царствие Твое,
мы можем работать, молиться и жить счастливо вместе
в любви и мире. (Аминь)
Молитвы на Страстную пятницу
Молитва за Святейшества на Страстную пятницу
Господи, на завтра и его потребностей Я не молюсь,
Держите меня, Боже мой, от пятна грехов,
Позвольте мне оба работают старательно и надлежащим образом молиться,
Позвольте мне быть добрым словом и делом для других,
Позвольте мне не сделать ничего плохого или простаивает на словах, бездумное сказать,
Установите вам замок на моих губах
Позвольте мне в сезон, Господи, быть честны, в сезоне геев,
Позвольте мне быть верным вашей милости только сегодня,
И если сегодня, мой прилив жизни должно угасать,
О ставку быть, если сегодня я умру, приходите домой сегодня,
Так, на завтра и его потребностей, я не молюсь,
Но держать меня, направлять и любить меня, Господи, я молю тебя.
Заговор на весь год от всех врагов
«Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Царь Ирод бьется, дерется,
Кровь проливает, никого
Не жалеет,
Никому не спускает.
Против злого человека есть
Великий Стрелец –
Бог Отец!
У Господа нашего
Иисуса Христа
Солнце – лук, месяц – стрела:
Есть чем стрелять.
Никому не даст Господь
Меня обижать.
Господь Бог у меня впереди,
Богородица позади,
С Ними я никого не боюсь,
С Ними я никого не страшусь.
А вы, мои лиходеи-враги,
Вам спица в языки,
Каленые клещи в клыки
И в поганые очи пески.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь».Заговор чтобы попросить прощения у покойного
Читают вечером в Страстную пятницу.
«Во имя Отца и Сына И Святого Духа.
Нет начала без конца.
Именем Творца.
Именем Иисуса Христа.
Встану я, перекрестясь.
Выйду я за порог,
Благословлясь,
Пойду я к святой церкви,
К золотому кресту,
К Божьей Матери
И ее сыну Иисусу Христу.
Вымолю поклонами
И крестами,
Выплачу покаянными Слезами.
В мертвом царстве,
Покойничьем государстве,
Среди тьмы
Тьма мертвых людей.
Царей, палачей,
Судей и государей,
Лихих и добрых людей,
Есть одна мертвая душа.
Перед этой душой
Есть моя вина.
Ради Господа Иисуса Христа.
Ради Его тернового венца
Прошу и молю меня (имя) простить
И моей живой душе
Грех отпустить.
Во имя Отца и Сына И Святого Духа.
Ныне и присно
И во веки веков. Аминь.»Видео: Страстная пятница. Наша Пасха — Христос!
Страстная Пятница - самый грустный в году день для верующего христианина. Узнайте, какие поверья и запреты связаны с пятницей перед Пасхой.
Великая, или Страстная Пятница - суть даты
Из всех дней Великой Недели этот - скорбный . Осужден и распят на Голгофе Иисус Христос, пожертвовавший своей жизнью ради прощения грехов человечества. Страстная Пятница была последним земным днем, прожитым Спасителем.
Великая Пятница выпадает на Великий Пост, который длится до Пасхи. В этот день следует соблюдать его строже, чем обычно. Принято ограничиваться, насколько возможно. Все земное и бренное должно отойти на второй план. До Выноса Плащаницы (около 14:00) лучше вообще воздержаться от пищи, а после него предпочесть хлеб, сырые плоды и воду.
Церковь рекомендует посвятить дату молитвам и обязательно сходить на храмовую службу. Проходит три богослужения. Утром Часы с прочтением Евангелие о Страстях Господних. После полудня - вечерня с выносом плащаницы. Вечерняя служба длится до утра субботы и завершается погребением Плащаницы. В старину свечи из церкви несли зажженными. Сейчас их тушат на выходе из храма, дома зажигают возле икон.
Что нельзя делать в Страстную Пятницу
В Великую Пятницу нельзя работать по дому - грех. Домашние дела лучше сделать в . Заняться личной гигиеной тоже лучше заранее, в Пятницу оставить все земные дела и заняться духовностью. Исключение - приготовление куличей, но об этом ниже. Пчел перевозить принято в этот день, чтобы избежать их гибели.
Один из самых серьезных грехов - «протыкать землю» , то есть, работать в саду. Посадить в пятницу перед Пасхой что-либо - урожая не будет, в дом придет беда. Это не касается капусты и петрушки. Посеянные сейчас, они дадут двойной урожай.
Нельзя плевать на землю, чтобы на целый год не отвернулись святые и ангелы. Под особенным запретом работа с металлическими орудиями, они символизируют копье, которым был убит Христос. Даже нарезка хлеба попадает под запрет, его нужно ломать руками.
В Страстную Пятницу нельзя стричься и красить волосы - к потере здоровья и красоты. Лучше отказаться от косметических и лечебных процедур.
По мнению церкви, весь день перед должен быть посвящен молитвам и размышлениям о жертве Христа. Соблюдение Великого Поста касается не только пищи. Зачатые в Страстную Пятницу дети родятся больными или вырастут злыми, жестокими людьми. Кто напьется в день смерти Сына Божьего, превратится в алкоголика в течение года.
В Великую Пятницу нельзя радоваться и веселиться. Поэтому День рождения или другой праздник лучше перенести на другое время. Эта дата посвящена вселенской скорби. Смеяться, петь, громко разговаривать и гулять ради развлечения нельзя. Кто засмеется в пятницу перед Пасхой, будет год плакать.
Приметы на пятницу перед Пасхой
Наши предки подметили способ проверки дома на наличие порчи. Сходите утром на службу в церкви, не забудьте перед ее началом купить свечку, с которой полагается стоять до завершения служения. Остаток свечи принесите домой. С ним обойдите весь дом, не пропуская ни одной комнаты. Возле предмета, на который наведена порча, свеча начнет трещать и чадить.
Чтобы привлечь благополучие, нужно принести 12 свечей из церкви. Расставьте их по дому и зажгите. Пусть догорят. Если вы считаете себя зажиточным человеком, для дополнительных доходов, угостите нуждающихся.
В старину верили, если в пятницу перед Пасхой постирать белье и вывесить его на улицу для просушки, на нем проявятся следы крови - напоминание, что домашние дела запрещены.
Кто воздержится от еды и воды до начала Страстной Субботы, за три дня до своей кончины будет знать точное время и причину смерти. Никакой напиток потом не сможет навредить тому, кто вытерпел жажду в предпасхальную пятницу. Заболевший в эту дату, быстро выздоровеет.
Пятница перед Пасхой - лучший день, чтобы отлучить младенца от груди. Ребенок вырастет здоровым и сильным, в его жизни будет много счастья.
Протрите чистой тряпкой углы дома и спрячьте ее от посторонних. Она помогает при болезнях поясницы и ног. После бани нужно обвязать тряпку вокруг больного места и оставить на ночь. В Чистый Четверг печи чистят от золы, ее со Страстной Пятницы хранят, чтобы лечить сглаз, депрессию и алкоголизм. Освященное в церкви кольцо из любого драгоценного металла защищает от болезней.
Выпечка в Страстную Пятницу
Церковь и ряд примет советует заниматься приготовлением куличей и покраской яиц в - хлопотать по хозяйству в Страстную Пятницу нельзя. Но народные легенды наделяют приготовленную в этот день выпечку волшебными свойствами .
Приступая к приготовлению блюд для пасхального стола, прочитайте любую известную вам молитву. Тесто должна делать хозяйка дома в одиночестве, без помощников. Видеть его никто не должен, блюдо получится невкусным. Пока выпечка находится в духовке, запретите домашним шуметь, чтобы куличи получились пышными и красивыми.
Кулич, испеченный в Страстную Пятницу, не съедается целиком на Пасху. Порцию нужно хранить за иконами до следующей Великой Недели. Кусочки этого кулича дают больным для улучшения самочувствия. Он же защищает от пожаров и стихийных бедствий. Плесневеть приготовленный в этот день кулич не будет.
В Пятницу пекут хлеб. Его не едят, а хранят в доме. Хлеб, выпекаемый в Страстную Пятницу - сильный талисман от болезней и стихийных бедствий. Он защищает дом от воров и козней недругов. Хорошо, если хлеб получился красивым. Если он подгорел, следует остерегаться неприятностей.
Выпечку хранят до следующей Великой Недели. Ее не выбрасывают в мусор, а скармливают птицам.
Великая Пятница - время телесных ограничений и духовного самосовершенствования. Отложите мирские дела и уделите время церкви, молитве и размышлениям о Боге. Старинные приметы помогут привлечь богатство и удачу, избавиться от бед и болезней.
Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа
Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.
Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.
В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленный стол. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождениее Иисуса Христа во гробе.
На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями.Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания Апостольского. О чтении 12 страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной Седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, – говорил святой Иоанн Дамаскин в Великий Пяток, – собрались послушать о кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».
Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».
Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (Ин. 13, 31-32), то есть «вместе с крестом», говорит Иоанн Златоуст. Страдания Господа за грехи наши были, сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Враги идут взять Его на страдания и смерть, – и падают пред Его Божественным всемогуществом и исцеляются от ран. Они злобствуют против Спасителя, но Его невинность и высочайшая святость торжествует над их ослепленною злобой. Те, которые или по страху, или корыстолюбию отреклись от Господа, грех свой против Него исповедуют или слезами раскаяния, или смертью отчаяния. Апостол Петр свое отречение от Христа омывает горькими слезами чистосердечного раскаяния. Иуда предатель, видя, что Господь осужден на смерть, предается отчаянию и возвращает 30 сребренников первосвященникам, говоря: согрешил, предав Кровь неповинную. Первосвященники, вместо утешения человеку, им послужившему, только увеличивают отчаяние его и являют свою слабость и нерешительность пред истиною, сказавши Иуде: «что нам до того? смотри сам». «Не слова ли это тех, сами свидетельствуют о своем злодействе и безумии, прикрывая себя безсмысленною личиною притворного неведения»? Отчаянный Иуда поверг сребренники в церкви и удавился. А сребренники, как цена крови, по совету первосвященников, не положили в казну церковную. «Понимаешь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и поэтому не положили в корван».
Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, и Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор. 2, 8). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).
Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т. 2
Песнопения из службы в пятницу Страстной седмицы Великого Поста
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.
«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».
Евангелие от Луки
Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал Ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это.
Лк. 23, 32-49
И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
Лк. 23, 48
Какое то было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием, и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили со зрелища, ударяя в грудь и унося с собою страшное недоумение… Какое было это зрелище?
На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божии; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им, и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь… Какое это было зрелище?
Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном Изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.
Какое чувство, как не чувство ужаса, должно всецело объять сердце при этом зрелище? Какое состояние, как не состояние совершенного недоумения, должно быть состоянием ума? Какое слово может быть произнесено при этом зрелище? Не замрет ли всякое человеческое слово во устах прежде исшествия из уст? И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
Возвращались, бия себя в грудь, возвращались в недоумении и ужасе те, которые приходили посмотреть на Спасителя, висевшего на древе крестном, подобно плоду зрелому и червленеющемуся, приходили посмотреть с помыслом испытующим, из самомнения напыщенного и ложного. Вера молчала в них. Возгласило к ним померкшее солнце, возгласила к ним вострепетавшая земля, возгласили к ним камни, с треском расступаясь и подымаясь над могилами мертвецов, внезапно оживленных смертью Спасителя. Возвращались в ужасе тщетно-любопытствовавшие: в ужасе не от совершенного богоубийства, – в ужасе от грозного взора и гласа содрогнувшейся бесчувственной природы, выразившей свое познание Бога пред неузнавшим Его человечеством. Возвращались, бия себя в грудь в страхе за себя, за плоть и кровь свою, в угождение которым пролита кровь, истерзано тело Богочеловека.
В то время, как иудеи, почивавшие в Законе, хвалившиеся обширным и точным знанием Закона, недоумевали, взирая на событие, предреченное Законом и Пророками, взирая на самопроизвольную Жертву, которой они были бессознательными жрецами; в то время, как Иудеи недоумевали и возвращались, волнуемые опасением и мрачным предчувствием собственного бедствия, – стоял пред крестом и Жертвою язычник, сотник, стоял безотходно. Ему невозможно было уйти, потому что он начальствовал стражею, сторожившею Жертву: ему дана была эта счастливая невозможность, потому что таилась в сердце его вера, явная для Сердцеведца. Когда провозгласила природа свое исповедание Бога, – сотник дал ответ на таинственный голос природы, дал ответ на таинственную исповедь исповедью явною и всенародною. Воистину Он был Сын Божий, сказал он о казненном, висящем пред очами его страннике, узнав в казненном страннике Бога. Иудеи, гордившиеся знанием буквы Закона и своею обрядовою наружною праведностью, недоумевали пред распятым на древе Сыном Человеческим и Сыном Божиим. С одной стороны поражали их знамения – землетрясение, раздрание церковной завесы, глубокий мрак, наступивший в самый полдень; с другой – их ослепляли и ожесточали плотской разум и гордое самообольщение, представлявшие Мессию в блеске земной славы, пышным царем, завоевателем вселенной, в главе многочисленного войска, среди сонма роскошных царедворцев. В это время воин, язычник, исповедал казненного странника Богом: в это время исповедал Его Богом уголовный преступник. Сойди со креста! – насмешливо говорили Богочеловеку слепотствующие иудейские архиереи и книжники, не понимая какую всесвятую Жертву, какое всесвятое и всесильное Всесожжение они принесли Богу, – пусть сойдет со креста, чтобы мы видели, и уверуем: в это время грубый, невежественный разбойник признал Его Богом, восшедшим на крест по причине Божественной праведности Своей, а не по причине греха Своего. Телесными очами он видел обнаженного, близ себя распятого, подчиненного одной участи с собою, безпомощного нищего, осужденного и духовною и гражданскою властью, истерзанного, казненного, и еще терзаемого и казнимого всеми выражениями ненависти: очами смиренного сердца он увидел Бога. Сильные, славные, разумные, праведные мира осыпали Бога ругательствами и насмешками, – разбойник обратился к Нему с благонамеренною и успешною молитвою: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие твое (Лк. 23, 42).
Стояла при кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечем, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось. Но Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков смертью, воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это – и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события: безмолвствовала от преизобилия скорби: безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса.
Стоял при кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, – в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал Любовь Божественную. Божественная Любовь есть источник Богословия. Она – дар Святого Духа, и Богословие – Дар Святого Духа. Она открыла Апостолам таинственное значение искупления. Ибо любовь Христова объемлет нас, благовествует ученик и посланник Христов, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (2 Кор. 5, 14). По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни.
Внезапно раздался с креста глас распятого Господа к Приснодеве: Жено! Се, Сын Твой ; потом глас к возлюбленному ученику: Се, Матерь твоя . Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого, и объявляет Свою по человечеству Матерь материю ученика и всех учеников своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом, падшая Ева – непорочною Мариею. Преступлением одного, сказал Апостол, подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (Рим. 5, 15). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния безчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.
Озарившись созерцанием великого события, возвратимся, возлюбленные братья, в домы наши, и унесем с собою глубокие, спасительные думы, ударяя этими думами в сердца наши. Мы воспоминали, мы живо созерцали деяние Божественной Любви, деяние, превысшее слова, превысшее постижения. На эту любовь мученики отозвались потоками крови своей, которую они пролили, как воду; на эту Любовь отозвались преподобные умерщвлением плоти со страстьми и похотьми; на эту Любовь отозвались многие грешники потоками слез, сердечными воздыханиями, исповеданием своих согрешений, и почерпнули из нее исцеление душам; на эту Любовь отозвались многие угнетенные скорбями и болезнями, и эта любовь растворила скорби их Божественным утешением. Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он приимет от нас. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14, 23, 24). Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему: то кровь Богочеловека не пролита ли за нас напрасно? Не напрасно ли за нас истерзано Его всесвятое Тело? Не напрасно ли возложена на крестный жертвенник, и заклана Великая Жертва? Всесильно ходатайство Ее за нас во спасение: всесильна и жалоба Ее на тех, которые пренебрегут Ею. Глас крови праведного Авеля восшел от земли на небо, и предстал Богу с обвинением на пролившего эту кровь: глас великой Жертвы раздается среди самого неба, на самом престоле Божества, на котором возседает великая Жертва. Глас жалобы Ее есть вместе и Божие определение, изрекающее вечную казнь врагам и презрителям Сына Божия. Кая польза в крови Моей: внегда сходити Ми во истление? Вещает всесвятая Жертва, обвиняя христиан, искупленных ею, принявших цену Ее в себя, низвергших Ее вместе с собою в смрад греховный. Ужасное преступление это совершается всяким, кто взем уды Христовы, свои душу и тело, искупленные Христом и принадлежащие Христу, творит их уды блудницы разнообразным совокуплением со грехом. Разве не знаете, говорит Апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог. Аминь.
"Дату смерти, как и дату рождения, человек не выбирает сам, – пояснил "Дни.ру" духовник. – И каждому отмерено свое время. Страстная пятница – самый скорбный день в году. Это время, когда был распят Господь наш Иисус Христос. Уход в это время, безусловно, особенный для христианина. Умереть вместе со Христом в один день – это вместе с ним претерпеть все жизненные страдания и вместе с ним воскреснуть. Это очень добрый знак".
ПО ТЕМЕ
На Страстной неделе в церкви вспоминают о суде, распятии и крестной смерти Иисуса Христа. В православии на утренней службе читаются "12 Евангелий" Святых Страстей Христовых, а на вечерней выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и "На плач Пресвятой Богородицы". В Великую пятницу надлежит соблюдать особенно строгий пост – в этот день принято ничего не есть до вечерней службы.
Стоит заметить, что Быстрицкая – чистокровная еврейка. Ее родители – военный врач-инфекционист Авраам Петрович Быстрицкий и больничный повар Эсфирь Исааковна Быстрицкая. Поэтому православные приметы ей не очень подходят. Но ведь есть символизм в ее смерти по иудейским традициям!
Дело в том, что сейчас отмечается Песах – главный праздник года для евреев. Он символизирует обретение сынами Израиля свободы от древнеегипетского рабства. И смерть на Песах для еврея – особая милость Всевышнего. Правда, иудаизм запрещает выставлять покойного на обозрение. По обычаю на его глаза кладут щепотку земли или глиняные черепки, а одевают в белые льняные одежды без узлов и карманов. Гроб же должен быть самым простым, деревянным. Будут ли соблюдены все эти традиции во время прощания с Быстрицкой – узнаем 30 апреля на панихиде в Малом театре.