Соотношение власти князя бояр веча. Вече и княжеская власть в киевской руси. I. Периоды развития феодального государства
Князь и княжеское управление в Киевской Руси.
Князь в отношении других владетельных князей был независимым государем. Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Княжеская власть была необходимым элементом в составе государственной власти всех русских земель. Однако государственный строй древнерусских земель-княжений нельзя назвать монархическим. Государственный строй древнерусских княжеств X–XII вв. представляет собой род “неустойчивого равновесия” между двумя элементами государственной власти: монархическим, в лице князя, и демократическим, в лице народного собрания или веча старших волостных городов. Власть князя не была абсолютной, она везде ограничена властью веча. Но власть веча и вмешательство его в дела проявлялись только в случаях чрезвычайных, тогда как власть княжеская была постоянно и повседневно действующим органом управления.
На обязанности князя прежде всего лежало поддержание внешней безопасности и защита земли от нападений внешнего врага. Князь вел внешнюю политику, ведал сношениями с другими князьями и государствами, заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир (впрочем, в тех случаях, когда война требовала созыва народного ополчения, князь должен был заручиться согласием веча). Князь был военным организатором и вождем; он назначал начальника народного ополчения (“тысяцкого”) и во время военных действий командовал как своею дружиною, так и народным ополчением.
Князь был законодателем, администратором и высшим судьей. Он должен был “правду деяти на сем свете”. Князь часто поручал суд своим заместителям, “посадникам” и “тиунам”, но народ всегда предпочитал личный суд князя.
Князь был главой правительства и назначал всех чиновников. Областные управители, назначаемые князем, носили название “посадников”. В руках посадников находилась власть административная и судебная. При князе и при посадниках были мелкие чиновники, частью из свободных, частью из их рабов, для всякого рода судебных и полицейских исполнительных действий – это были “вирники”, “метальники”, “детские”, “отроки”. Местное свободное население, городское и сельское, составляло свои общины, или миры, имело своих выборных представителей, старост и “добрых людей”, которые защищали его интересы перед княжеской администрацией. При княжеском дворе состояло управление обширным княжеским хозяйством – “тиуны дворные”.
Доходы княжеские состояли из дани с населения, штрафов за преступления и торговых пошлин и доходов с княжеских имений.
В своей правительственной деятельности князья обыкновенно пользовались советом и помощью своих старших дружинников, “княжих мужей”. В важных случаях, особенно перед началом военных экспедиций, князья собирали на совет всю дружину. Дружинники были лично свободны и связаны с князем только узами личного договора и доверия. Но дума с боярами и дружинниками не была обязательной для князя, равно как и не налагала на него никаких формальных обязательств. Так же не существовало обязательного состава княжеского совета. Иногда князь советовался со всею дружиною, иногда только с ее высшим слоем “княжими мужами”, иногда – с двумя-тремя приближенными боярами. Поэтому тот “аристократический элемент власти”, который некоторые историки усматривают в русской княжеской думе, был лишь совещательным и вспомогательным органом при князе.
Но в этой дружинной или боярской думе сидели и "старцы градские", т. е. выборные военные власти города Киева, может быть, и других городов, “тысяцкие” и “сотские”. Так самый вопрос о принятии христианства был решен князем по совету с боярами и "старцами градскими". Эти старцы, или старейшины городские, являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой. На княжий пир по случаю освящения церкви в Василеве в 996 г. званы были вместе с боярами и посадниками и "старейшины по всем градом". Точно так же по распоряжению Владимира на его воскресные пиры в Киеве положено было приходить боярам, “гриди”, “сотским”, “десятским” и всем “нарочитым мужам”. Но составляя военно- правительственный класс, княжеская дружина в то же время оставалась еще во главе русского купечества, из которого выделилась, принимая деятельное участие в заморской торговле. Это русское купечество около половины X в. далеко еще не было славянорусским.
Организация военных сил в Киевской Руси.
Главными составными частями вооруженных сил княжеств в X–XII вв. были, во-первых, княжеская дружина, и во-вторых, народное ополчение.
Княжеская дружина не была многочисленной; даже у старших князей она составляла отряд в 700–800 человек. Но зато это были сильные, храбрые, обученные профессиональные воины. Дружина разделялась на младшую (низшую, “молодь”), которая называлась “гридями” или “гридьбою” (скандинавское grid - дворовая прислуга), “отроками”, “детскими”, и старшую (высшую), которая называлась княжими мужами или боярами. Древнейшее собирательное название младшей дружины “гридь” заменилось потом словом двор или слуги. Эта дружина вместе со своим князем вышла из среды вооруженного купечества больших городов. В XI в. она еще не отличалась от этого купечества резкими чертами ни политическими, ни экономическими. Дружина княжества составляла, собственно, военный класс.
Первоначально дружина содержалась и кормилась на княжеском дворе и в качестве добавочного вознаграждения получала свою долю из дани, собираемой с населения, и из военной добычи после удачного похода. Впоследствии дружинники, особенно их высший слой, бояре, стали приобретать землю и обзаводиться хозяйством, а на войну тогда они выходили уже со своими “отроками” – слугами.
Дружина княжеская составляла наиболее сильное ядро и главный стержень войска. В случае предстоящих обширных военных операций призывалось к оружию народное ополчение, составлявшееся из свободного городского населения, а в случаях чрезвычайных призывались на военную службу и сельские жители – “смерды”.
Большие торговые города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки (батальоны и роты). Тысячей (народным ополчением) командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем “тысяцкий”, сотнями и десятками также выборные “сотские” и “десятские”. Эти выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей ему области, военно-правительственную старшину, которая называется в летописи "старцами градскими". Городовые полки, точнее говоря, вооруженные города принимали постоянное участие в походах князя наравне с его дружиной. Но призвать народное ополчение князь мог только с согласия веча.
Кроме княжеской дружины и народного ополчения, в войнах принимали участие вспомогательные отряды из иноземцев. Первоначально это были главным образом варяжские дружины, которые русские князья нанимали на свою службу, а с конца XI века это были конные отряды “своих поганых” или “черных клобуков” (торков, берендеев, печенегов), которых русские князья поселили на южных окраинах Киевской земли.
Вече.
Известия летописей о вечевой жизни на Руси многочисленны и разнообразны, хотя подробные описания вечевых собраний мы находим весьма редко. Конечно, во всех случаях, когда население города выступало самостоятельно и независимо от князя, мы должны предполагать предварительное совещание или совет, т. е. вече.
В эпоху племенного быта. До образования и усиления великого княжества Киевского, отдельные племена, поляне, древляне и др., собираются, в случае надобности, на свои племенные собрания и совещаются со своими племенными князьками об общих делах. В X и в начале XI в. с усилением центральной власти в лице великого князя Киевского (Владимира Святого и Ярослава Мудрого) эти племенные сходки теряют свое политическое значение, а с середины XI века им на смену является активное и влиятельное вече старших областных городов.
Однако в исключительных случаях (особенно в отсутствие князя) городское население проявляет свою активность и самодеятельность и в ранний период Киевского государства. Например, в 997 г. мы видим вече в осажденном печенегами Белгороде.
После смерти Ярослава (в 1054 г.), когда Русская земля разделилась на несколько княжеств, вече главных волостных городов выступает в качестве носителя верховной власти в государстве. Когда князь был достаточно сильным и популярным, вече бездействовало и предоставляло князю ведение правительственных дел. Зато чрезвычайные случаи, как перемена на престоле или решение вопросов о войне и мире, вызывали властное вмешательство веча, и голос народного собрания в этих делах был решающим.
Власть веча, его состав и компетенция не определялись никакими юридическими нормами. Вече было открытым собранием, всенародной сходкой, и все свободные могли принимать в нем участие. Требовалось только, чтобы участвующие не стояли под отеческой властью (отцы вече решали за детей) или в какой-либо частной зависимости. Фактически вече было собранием горожан главного города; жители малых городов или “пригородов” имели право присутствовать на вече, но редко имели к тому фактическую возможность. Решение вечевого собрания старшего города считалось обязательным для жителей пригородов и для всей волости. Никакой закон не определял и не ограничивал компетенции веча. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.
Самым главным и обыкновенным предметом компетенции вечевых собраний было призвание, или принятие, князей и изгнание князей, не угодных народу. Призвание и перемена князей были не только политическими фактами , проистекавшими от реального соотношения сил, но были общепризнанным правом населения. Право это признавали и сами князья и их дружины.
Вторым – чрезвычайно важным – кругом вопросов, подлежавших решению вече, были вопросы о войне и мире вообще, а также о продолжении или прекращении военных действий. Для войны собственными средствами, с помощью своей дружины и охотников из народа, князь не нуждался в согласии веча, но для войны средствами волости, когда требовался созыв народного ополчения, нужно было согласие веча.
Лошак лето 15564. Новгородская земля
Новгород занимает особое место в российской истории . Здесь дольше, чем в др.землях, сохранялись вечевые порядки. Новгород в отечественной литературе считали "оплотом вольности". Его история в гораздо большей степени связана с международной торговлей , чем с феодальным землевладением. Вместе с тем, в отличие от торговых республик европейского средневековья, богатство Новгорода опиралось в первую очередь на землевладение и промысловую охоту. Именно поэтому реальная власть в Новгороде принадлежала боярству . Новгородская земля, расположенная на северо-западе Руси, отличается обилием болот и скудостью почвы. Обширные лесные пространства, много пушного зверя. Условия для земледелия - неблагоприятные . Хлеб приходилось покупать, чаще всего - в Северо-Восточной Руси. Новгород расположен на р.Волхов, непосредственно на пути "из Варяг в Греки ", что создавало благоприятные условия для развития торговли с Западной Европой.
Р.Волхов делила Новгород на две стороны - Софийскую и торговую. Каждая состояла из концов. Поначалу их было три, позднее - пять. Концы представляли собой самостоятельные разноплеменные посёлки, слившиеся позднее в единый город . Учёные полагают, что населяли их ильменские словене , кривичи , меря ("нарева"). Непосредственно "Новгородом" сперва именовался не весь город, а Кремль , где располагались общая для всех посёлков светская администрация и жречество.
Решающая роль в Новгороде принадлежала боярству. Новгородские бояре, в отличие от бояр Владимиро-Суздальской Руси , были по происхождению не княжескими дружинниками, а потомками местной родоплеменной знати. Они представляли собой замкнутую аристократическую касту , определённый круг семейств. Новгородским боярином нельзя было стать, им м.б. только родиться. Боярам принадлежали обширные владения на подвластных Новгороду территориях. Первоначально они собирали с населения земель дань в пользу городской казны, а затем завладели ими, превратив в свои вотчины . Т.о., частное землевладение в Новгороде, в отличие от Северо-Восточной Руси, не было основано на княжеском пожаловании. Из вотчин бояре получали не только сельскохозяйственную продукцию, но также соль и (гл.обр.) то, что добывалось на лесных и морских промыслах: пушнину, мёд, воск, кожу, моржовую кость. Именно эти товары составляли основу новгородского экспорта в Западную Европу.
Торговыми агентами боярства выступали новгородские купцы. Новгород торговал не только тем, что производилось в его землях, но вёл и посредническую торговлю. Купцы-иноземцы не могли торговать в Новгороде друг с другом, а были обязаны продавать свои товары только новгородцам. Важнейшими торговыми партнёрами Новгорода являлись северонемецкие (ганзейские ) города, в особенности Любек, а также шведские купцы с о-ва Готланд. В Новгороде существовали ганзейский и готландский торговые дворы . Новгород импортировал ткани, металлические изделия, предметы роскоши, а также сырьё для ремесленного производства (в самой новгородской земле имелись в достатке лишь дерево и строительный камень). Поскольку экспортируемые товары принадлежали боярам, то им же принадлежало и привозное сырьё. Бояре снабжали им ремесленников. Новгородское ремесло достигло исключительно высокого уровня развития. Ремесленники зависели от бояр, работали на них, дворы ремесленников нередко располагались на принадлежавшей боярам земле. Богатство и могущество бояр основывалось, т.о., на землевладении и торговле.
Политическое устройство Новгорода. Новгород резко отличался от всех др.русских земель своим политическим устройством.
посадник | |
тысяцкий | |
архиепископ | |
князь |
Белый клобук новгородского архиепископа Василия. Этнографические эскизы Федора Солнцева
Власть в Новгороде принадлежала вечу. Современные данные свидетельствуют о том, что оно состояло из 300- 500 человек , представлявших 30-40 знатных фамилий города. По-видимому, на вече присутствовали бояре и, возможно, некоторые богатейшие купцы. Вече избирало посадника, управлявшего городским хозяйством, и тысяцкого, ведавшего сбором налогов . Город был разделен на 10 податных "сотен", которыми управляли сотские, подчинявшиеся тысяцкому. Ранее считалось, что тысяцкий руководил новгородским ополчением - "тысячей". Посадником всегда становился кто-либо из бояр. Тысяцким первоначально был представитель купечества, но в XIII-XIV вв. и эта должность перешла в руки бояр. В распоряжении посадника и тысяцкого находился целый штат подчинённых, с помощью которых они осуществляли управление и суд. Они объявляли решение веча, извещали суд о совершении преступления, вызывали в суд, производили обыск и т.д. Однако первое место среди выборных должностных лиц занимал епископ, получивший в 1165 сан архиепископа. Он выбирался на вече, а затем его утверждал киевский митрополит . Архиепископ (вместе с посадником) скреплял своей печатью международные договоры Новгорода, представлял новгородцев; на переговорах с русскими князьями. Он даже имел собственный полк . Рядовое население Новгорода принимало участие лишь в кончанских и уличанских вече, избирая старост концов и улиц (улич). Впрочем, кончанские и уличанские вече бояре также нередко использовали в своих целях, настраивая жителей "своего" конца против соперников из др.концов.
Великий Новгород (Новгородская боярская республика
Князь играл в системе новгородского управления во многом формальную роль. В 1015 Ярослав Мудрый , княживший тогда в Новгороде, в обмен на поддержку его жителей в борьбе за Киев согласился на неподсудность новгородских бояр княжескому суду. В 1136 новгородцы восстали и изгнали князя Всеволода (внука Мономаха). После этого Новгород стал сам приглашать князя, с которым вече заключало "ряд"- договор. Князь, нарушивший "ряд", мог быть изгнан. Князь не имел права вмешиваться в дела городского самоуправления , назначать и отстранять от должности посадника и тысяцкого, покупать земли на окраинах новгородской территории. Как правило, новгородцы приглашали князей из наиболее сильного в тот момент княжеского рода. Но Новгород никогда не пытался обойтись совсем без князя. Князь, поскольку он принадлежал к единому роду Рюриковичей , был символом единства Новгорода с остальной Русью. На его имя поступала дань, ибо он считался верховным собственником новгородской земли. Он выполнял (совместно с посадником и архиепископом) функции третейского судьи. Князь мог и руководить новгородским войском, однако эта функция была второстепенной. Нередко в Новгороде княжили малолетние. Широко распространённое представление о новгородском князе как о полководце объясняется влиянием образа Александра Невского . Политическая история Новгорода в XII-XIII вв. отличалась сложным переплетением борьбы за независимость с антифеодальными выступлениями народных масс и борьбы за власть м.боярскими группировками (представлявшими боярские роды Торговой и Софийской сторон города , его концов и улиц). Всё население Новгорода делилось на "лучших людей" и "меньших (чёрных ) людей".
В XIII-XIV вв. произошло ок.50 восстаний "чёрных" людей против "лучших". Иногда собиралось два веча: на торговой стороне и у Софийского собора . Антифеодальные выступления городской бедноты бояре нередко использовали для устранения от власти своих соперников притупляя антифеодальный характер этих выступлений расправой с отдельными боярами или должностными лицами. Крупнейшим антифеодальным движением было восстание в 1207 против посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников, обременявших городских людей и крестьян произвольными поборами и ростовщическими кабалами. Восставшие разгромили городские усадьбы и сёла Мирошкиничей изъяли у них долговые кабалы. Бояре, враждебные Мирошкиничам, воспользовались восстанием, чтобы устранить их от власти . Новгород проводил активную внешнюю политику . Известен его договор 1191 с Готским берегом (о.Готланд на Балтике ), а так же договор с немецкими городами о мире, посольских, торговых отношениях и суде 1192 . В XIII в. от Новгорода отделился Псков , но и после этого, когда Новгородская республика вошла в состав Московского государства , то территория последнего возросла в два раза. Присоединение Новгорода настолько усилило Москву, что в этом же (1192) году она отказалась платить дань монголо-татарам . Эволюция республиканской государственности сопровождалась угасанием роли городского веча. Одновременно значение городского боярского совета росло. Республиканская государственность претерпела изменения от относительного демократизма до откровенной олигархической системы правления к XV в. В XIII в. образовался совет из представителей пяти концов Новгорода из состава которого выбирались посадники. В н.XV в. решения веча почти целиком подготавливались советом. Новгородское боярство вразрез с интересами горожан препятствовало присоединению к Москве. 15 ЯН 1478 Новгород подчинился Москве.
Т.о., Новгородом управляли выборные власти, представлявшие верхушку населения. Именно на этом основании Новгород считается аристократической республикой.
Аристократия Архиепископ Балты Блага Бояре Вече Владимиро-Суздальское княжество (Залесская земля, Залесский край) Власть Власть государственная Власть политическая Восточные славяне Вотчина Ганза Города восточных славян
Причины и последствия феодальной раздробленности.
I. Периоды развития феодального государства:
1. Раннефеодальное государство.
2. Феодальная раздробленность.
II. Феодальная раздробленность – закономерный этап в развитии феодального государства, процесс дробления государства на мелкие части при слабой власти великого князя.
III. Причины Ф.Р.
1097 1132
1. Остатки племенной обособленности. 1. Развитие феодальных отношений:
2. Борьба князей за лучшие княжества формирование княжеско-боярского
и территории. землевладения - захват общинных земель,
3. Господство натурального хозяйства организация аппарата принуждения
замкнутость, самодостаточность, независимость от центра
слабость экономических связей. 2. Усиление экономического и
политического могущества городов как
центров самостоятельных княжеств.
3. Ослабление Киева (неуплата дани городами,
набеги кочевников, упадок торговли по Днепру).
4. Устранение внешней опасности (?)
IV. Последствия Ф.Р.:
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
1. Прекращение перемещений князей в поисках более богатого и почетного престола удельные князья перестали воспринимать свои города как временные уделы укрепление отдельных княжеств; рост и усиление городов. 2. Экономический и культурный подъем: * развитие земледелия, ремесла, развитие внутренней торговли * строительство, прокладывание дорог * местное летописание … 3. Сохранение этнического единства: * единый язык, * православная религия, * законодательство - Русская Правда, * народное сознание единства. | 1. Слабая центральная власть. 2. Ослабление обороноспособности Руси – уязвимость для внешних врагов. 3. Продолжение усобиц и раздоров между князьями. 4. Дробление отдельных княжеств на более мелкие части между наследниками. 5. Конфликты между князьями и боярами. |
V. Борьба за власть между князьями и боярами.
Бояре Князь Вече
Потомки родоплеменной знати, Раньше – верховный Орган городского
старшие дружинники, правитель гос-ва, самоуправления,
крупные землевладельцы. теперь – правитель народное собрание.
Боярская дума – совет бояр княжества.
при князе.
4. Опора – служилые люди (за службу – земля, дворянство).Предпосылки политической раздробленности на Руси:
1.Социальные :
а) Усложнилась социальная структура русского общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: крупное боярство , духовенство , купцы , ремесленники , низы города, включая холопов . Развивалась зависимость от землевладельцев сельских жителей. Вся эта новая Русь уже не нуждалась в прежней раннесредневековой централизации. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства. Огромная Русь с ее весьма поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово -ремесленными слоями, нуждами вотчинников , стремящихся иметь власть, близкую их интересам, - и не в Киеве, и даже не в виде киевского наместника, а свою близкую, здесь, на месте, которая могла бы полно и решительно отстаивать их интересы.
б) Переход к пашенному земледелию способствовал оседлому образу жизни сельского населения и усилил стремление дружинников к владению землей. Поэтому началось превращение дружинников в землевладельцев (на основе княжеского пожалования). Дружина стала менее подвижной. Дружинники были теперь заинтересованы в постоянном пребывании вблизи своих вотчин и стремились к политической самостоятельности.
В связи с этим в 12-13 вв. большое распространение получила система иммунитетов – система, освобождающая бояр -землевладельцев от княжеского управления и суда и дававшая им права на независимые действия в их владениях.
То есть главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения и оседания дружины на землю.
2. Экономические :
Постепенно отдельные вотчины укрепляются и начинают производить все продукты только для собственного потребления, а не для рынка (натуральное хозяйство ). Товарный обмен между отдельными хозяйственными единицами практически прекращается. Т.е. складывание системы натурального хозяйства способствует изоляции отдельных хозяйственных единиц.
3. Политические :
Основную роль в распаде государства сыграло местное боярство ; местные князья не хотели делиться своими доходами с Великим Киевским князем, и в этом их активно поддерживало местное боярство, которому нужна была сильная княжеская власть на местах.
4. Внешнеполитические :
Ослабление Византии из-за нападений норманнов и сельджуков сократило торговлю на «пути из варяг в греки». Походы крестоносцев открыли более прямой путь сообщения между Азией и Европой через восточное побережье Средиземного моря. Торговые пути переместились в центральную Европу. Русь утратила статус мирового торгового посредника и фактор, объединявший славянские племена. Это довершило распад единого государства и способствовало перемещению политического центра с юго-запада на северо-восток во Владимиро-Суздальскую землю.
Киев оказывается в стороне от основных торговых путей. Наиболее активно начинают вести торговлю: Новгород с Европой и немецкими городами; Галиция (тут более безопасно) - с северо-итальянскими городами; Киев превращается в форпост борьбы с половцами . Население уходит в более безопасные места: северо-восток (Владимиро-Суздальское княжество и юго-запад (Галицко-Волынское княжество )
Последствия политической раздробленности .
1. В условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения хозяйства, хотя и происходило это за счет труда зависимого крестьянского населения.
2. В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь , которая оказывала сильное влияние на культуру.
3. Политический распад Руси никогда не был полным:
а) Власть великих киевских князей, пусть порой и призрачная, но существовала.Киевскоекняжество, хоть и формально, но цементировало всю Русь
б) Сохраняла свое влияние общерусская церковь. Киевские митрополиты руководили всей церковной организацией. Церковь выступала против междоусобиц, а клятва на кресте была одной из форм мирных договоренностей между враждующими князьями.
в) Противовесом окончательному распаду была и постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев , соответственно киевский князь выступал как защитник Руси.
4. Однако раздробленность способствовала упадку военного могущества русских земель. Наиболее болезненно это сказалось в XIII в., в период монголо-татарского нашествия .
Первой причиной феодальной раздробленности был рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. XII - начало XIII века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный продукт, они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации, стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них штрафы-виры. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины), "Русская правда" определяла права боярства. Однако великий князь (и такова природа княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси.
Великий князь, считаясь верховным собственником всех земель Руси, и их верховным правителем продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей, а потому заставлял их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от своих вотчин. Бояре начинали тяготиться службой великому князю, стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость своей, близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы "Русской правды", так как сила великокняжеских вирников, воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь боярам удаленных от Киева земель. Сильная власть местного князя была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, захватам их земель, закабалению, увеличению поборов. Следствием этого стал рост столкновений смердов и горожан с боярством.
Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту-налог. В тоже время князь, обосновавшись в той или иной земле, как правило, не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.
Рост и усиление городов как новых политических и культурных центров
В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече, своеобразная форма феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства, что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече, пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждения его действовать в интересах местной знати. Таким образом, города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.
Первые усобицы.
После смерти Владимира Святославовича в 1015 г. началась длительная война между его многочисленными сыновьями, управлявшими отдельными частями Руси. Зачинщиком усобицы был Святополк Окаянный, убивший своих братьев Бориса и Глеба. В междоусобных войнах князья - братья приводили на Русь то печенегов, то поляков, то наемные отряды варягов. В конце концов победителем оказался Ярослав Мудрый деливший Русь (по Днепр) с братом Мстиславом Тмутараканским с 1024 по 1036 г., а затем после смерти Мстислава ставший "самовластцем".
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. на Руси оказалось значительное число сыновей, родных и двоюродных племянников великого князя.
У каждого из них была та или иная "отчина", свой домен, и каждый в меру своих сил стремился увеличить домен или обменять его на более богатый. Это создавало напряженное положение во всех княжеских центрах и в самом Киеве. Исследователи иногда называют время после смерти Ярослава временем феодальной раздробленности, но это нельзя признать правильным, так как настоящая феодальная раздробленность наступает тогда, когда кристаллизируются отдельные земли, вырастают большие города, возглавляющие эти земли, когда в каждом суверенном княжестве закрепляется своя княжеская династия. Все это появилось на Руси только после 1132 г., а во второй половине XI в. все было переменчиво, непрочно и неустойчиво. Княжеские усобицы разоряли народ и дружину, расшатывали русскую государственность, но не вводили никакой новой политической формы.
В последней четверти XI в. в сложных условиях внутреннего кризиса и постоянной угрозы внешней опасности со стороны половецких ханов княжеские усобицы приобретали характер всенародного бедствия. Объектом раздоров стал великокняжеский престол: Святослав Ярославич выгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, "положив начало изгнанию братьев".
Особенно страшны стали усобицы после того, как сын Святослава Олег вошел в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил половецкие орды на Русь для своекорыстного решения междукняжескихсвар.
Врагом Олега был молодой Владимир Всеволодович Мономах, княживший в пограничномПереяславле. Мономаху удалось собрать княжеский съезд в Любече в 1097 г., задача которого состояла в том, чтобы закрепить "отчины" за князьями, осудить зачинщика усобиц Олега и по возможности устранить будущие усобицы, чтобы едиными силами противостоять половцам.
Однако, князья были бессильны установить порядок не только во всей Русской земле, но даже внутри своего княжеского круга родных и двоюродных братьев и племянников. Сразу же после съезда в Любече вспыхнула новая усобица, длившаяся несколько лет. Единственной силой, которая в тех условиях могла реально приостановить коловращение князей и княжеские свары, - это боярство - основной состав молодого и прогрессивного тогда феодального класса. Боярская программа в конце XI и начале XII в. состояла в ограничении княжеского произвола и бесчинств княжеских чиновников, в ликвидации усобиц и в общей обороне Руси от половцев. Совпадая в этих пунктах с устремлениями горожан, эта программа отражала общенародные интересы и была безусловно прогрессивной.
В 1093 г., после смерти Всеволода Ярославича, киевляне пригласили на трон незначительного туровского князя Святополка, но значительно просчитались, так как он оказался плохим полководцем и жадным правителем.
Святополк умер в 1113 г.; его смерть послужила сигналом к широкому восстанию в Киеве. Народ обрушился на дворы княжеских управителей и ростовщиков. Киевское боярство в обход княжеского старшинства выбрало великим князем Владимира Мономаха, который прокняжил успешно до своей смерти в 1125 г. После него единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе (1125-1132 гг.), а затем, по выражению летописца, "раздрася вся земля Русская" на отдельные самостоятельные княжения.
Сущность
Утрата государственного единства Руси ослабляла и разъединяла её силы перед лицом возраставшей угрозы иноземной агрессии и прежде всего степных кочевников. Всё это предопределяло постепенный упадок Киевской земли с XIII- века. На некоторое время при Монамахе и Мстиславе Киев снова возвысился. Эти князья смогли дать отпор кочевникам-половцам.
Русь распалась на 14 княжеств, в Новгороде была установлена республиканская форма правления. В каждом княжестве князья совместно с боярами "думали о строе земельном и ратех". Князья объявляли войны, заключали мир и различные союзы. Великий князь был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, где обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных отношений. Нужно отметить, что при всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела один существенный отрицательный момент. Постоянные, то стихавшие, то вспыхивавшие с новой силой, усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Распад Руси не привел, однако, к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли. "О, Русская земля, ты уже за холмом!» - возглашал автор "Слово о полку Игореве". В период феодальной раздробленности в русских землях выделились три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика.
Власть князя
Княжеская власть.
В политическом строе русских земель и княжеств имелись местные особенности, обусловленные различиями в уровне и темпах развития производительных сил, феодальной земельной собственности, зрелости феодальных производственных отношений. В одних землях княжеская власть, в результате упорной, продолжавшейся с переменным успехом борьбы, смогла подчинить себе местную знать и укрепиться. В Новгородской земле, наоборот, утвердилась феодальная республика, в которой княжеская власть утратила роль главы государства и стала играть подчиненную, преимущественно военно-служебную роль.
С торжеством феодальной раздробленности общерусское значение власти киевских великих князей постепенно свелось до номинального "старейшинства" среди других князей. Связанные друг с другом сложной системой сюзеренитета и вассалитета (в силу сложной иерархической структуры земельной собственности), правители и феодальная знать княжеств, при всей своей местной самостоятельности, вынуждены были признавать старейшинство сильнейшего из своей среды, объединявшего их усилия для разрешения вопросов, которые не могли быть решены силами одного княжества или же затрагивали интересы ряда княжеств.
Уже со второй половины XII века выделяются сильнейшие княжества, правители которых становятся "великими", "старейшими" в своих землях, представляя в них вершину всей феодальной иерархии, верховного главу, без которого вассалы не могли обойтись и по отношению к которому они одновременно находились в состоянии непрерывного мятежа.
Политические центры.
До середины XII века таким главой в феодальной иерархии в масштабе всей Руси был киевский князь. Со второй половины XII в. его роль перешла к местным великим князьям, которые в глазах современников, как "старейшие" князья, были ответственны за исторические судьбы Руси (представление об этническо-государственном единстве которой продолжало сохраняться).
В конце XII - начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для Северо-Восточной и Западной (а также в немалой степени для Северо-Западной и Южной) Руси - Владимиро-Суздальское княжество; для Южной и Юго-Западной Руси - Галицко-Волынское княжество; для Северо-Западной Руси - Новгородская феодальная республика.
В условиях феодальной раздробленности резко возросла роль общерусских и земельных съездов (сеймов) князей и вассалов, на которых рассматривались вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договора, обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и проведении других совместных мероприятий. Но попытки князей созывом таких съездов сгладить наиболее отрицательные последствия утраты государственного единства Руси, связать свои местные интересы с встававшими перед ними проблемами общерусского (или общеземельного) масштаба в конечном счете терпели неудачу из-за непрекращавшихся между ними усобиц.
Вассалы и сюзерены
Органами власти в Галицко-Волынском княжестве были князь, боярский совет и вече, но их роль в жизни государства была несколько иной, чем в Киевской Руси.
Князю, который стоял во главе государства, формально принадлежала верховная власть. Он имел право принимать законодательные акты, имел право высшего суда, осуществлял центральное управление государством. Князь издавал грамоты о передаче наследства, о наделении своих вассалов землей, кресто-целовальные грамоты, грамоты о пожаловании должностями и т.д. Но это законодательное творчество не было всеобъемлющим, и к тому же законодательная власть князей часто не признавалась боярами. Князь обладал верховной судебной властью, хотя не всегда мог ее осуществить. Если князь добивался соответствующей договоренности с боярами, судебная власть полностью сосредотачивалась в его руках. В случае же разногласий судебная власть фактически переходила к боярской аристократии.
Вассалы князя вместе с должностью получали и право суда в пределах своего владения. В боярских вотчинах все судебные полномочия находились в руках бояр. И хотя на местах учреждались княжеские судебные органы, куда князь направлял своих тиунов, они не могли противостоять судебной власти бояр.
Князь возглавлял военную организацию, через уполномоченных им лиц собирались налоги, чеканилась монета, осуществлялось руководство внешнеполитическими отношениями с другими странами.
Опираясь на военную силу, князь стремился сохранить свое верховенство и в области государственного управления. Он назначал должностных лиц (тысяцких, воевод, посадников) в городах и волостях своего домена, наделяя их земельными владениями под условием службы. Стремился он упорядочить и финансово-административную систему, поскольку в это время еще не было разграничения между общегосударственными и княжескими доходами.
Основной формой правления в Галицко-Волынской земле была раннефеодальная монархия, однако здесь имела место и такая форма правления как дуумвират. Так, с 1245 года и до смерти Даниила Галицкого он правил вместе с братом Васильком, который владел большей частью Волыни. В конце XIII века появилась возможность установить дуумвират Льва (Галицкого) и Владимира (Волынского), но раздоры между ними не позволили это реализовать. Сыновья князя Юрия -- Андрей и Лев -- совместно выступали во внешнеполитических вопросах. В грамоте 1316 года они называют себя «князья всей Руси, Галиции и Володимирии». Авторитет великих князей поддерживали королевские титулы, которыми их именовали папа римский и правители европейских государств.
Однако сосредоточить всю государственную власть в своих руках великим князьям так и не удалось. В этом вопросе им ставились преграды зажиточными боярами, особенно галицкими. Великий князь вынужден был допускать бояр к управлению государством. И хотя великий князь в отдельные периоды был неограниченным правителем, фактически он зависел от боярской аристократии, которая всеми способами старалась ограничить его власть.
Некоторые князья вели решительную борьбу против крамольного боярства. Так, Даниил Галицкий применял против таких бояр даже карательные действия: многих казнил, у многих конфисковал земли, которые раздавал новому, служивому боярству.
Однако боярская аристократия поддерживала власть великого князя, поскольку он был выразителем ее социальных интересов, защитником ее земельных владений. В отдельные периоды Галицко-Волынской Руся значение княжеской власти настолько понижалось, что князья не могли сделать ни шага без согласия боярства. Все это дает возможность сделать вывод, что в Галицко-Волынской земле существовала такая форма правления, как монархия, ограниченная влиянием аристократического боярства.
Боярский совет как постоянный государственный институт действовал в Галицко-Волынском княжестве уже в первой половине XIV века. В его состав входили зажиточные бояре-землевладельцы, главным образом, представители боярской аристократии, галицкий епископ, судья княжеского двора, некоторые воеводы и наместники. Боярский совет собирался по инициативе самого боярства, но иногда и по требованию князя. Но князь не имел права созвать Боярский совет против воли бояр. Совет возглавляли наиболее влиятельные бояре, которые старались регулировать деятельность великого князя. А в период княжества Юрия-Болеслава боярская олигархия настолько усилилась, что важнейшие государственные документы подписывались великим князем только совместно с боярами. В отдельные периоды вся полнота власти в княжестве принадлежала боярам. Так, в Галиции во время княжения малолетнего Даниила Галицкого «вокняжился» боярин Владислав Кормильчич. А с 1340 года по 1349 год государством правил Дмитрий Детько, также представитель боярской аристократии.
Не являясь формально высшим органом власти, боярский совет до XIV века фактически управлял княжеством. С XIV века он становится официальным органом власти, без согласия которого князь не мог издать ни одного государственного акта. Боярский совет, признавая власть князя, фактически ограничивал ее. Именно этот орган галицкие бояре использовали в борьбе против усиления княжеской власти, за сохранение своих привилегий. Фактически, в руках бояр сосредотачивалась административная, военная и судебная власть. Летописец об этом говорит так: «Князей себе называху, а сами всю землю держаху».
Вече. Как и в других землях Руси, в Галицко-Волынском княжестве действовало вече, но оно не оказывало здесь большого влияния на политическую жизнь, не имело четко определенной компетенции и регламента работы. Чаще всего вече собирал князь. Так, Даниил Галицкий во время борьбы за Галицию созвал вече в Галиче и спросил, может ли он рассчитывать на помощь населения. Иногда вече собиралось стихийно. Это было в тех случаях, когда Галицко-Волынской земле угрожала опасность со стороны внешних врагов.
Развитое центральное и местное управление в Галицко-Волынской земле сложилось раньше, чем в других землях Руси. Это была система дворцово-вотчинного управления. Здесь быстрее проходит процесс формирования дворцовых чинов. Летописи сохранили известия о чинах дворского канцлера и стольника.
Центральной фигурой среди этих чинов был двор-ский. Он управлял княжеским двором и стоял во главе аппарата управления, прежде всего, хозяйством княжеского домена. От имени князя дворский часто осуществлял судопроизводство, был «судьей княжеского двора» и в этом качестве входил в Боярский совет. В его обязанности входило также сопровождать князя во время его поездок за пределы княжества.
Среди других чинов в летописях упоминается канцлер (печатник). Он отвечал за княжескую печать, составлял тексты грамот или руководил работами по их составлению, заверял княжеские документы. Он также хранил княжеские грамоты и другие государственные документы важного значения, отвечал за их доставку на места. Некоторые источники свидетельствуют, что канцлер руководил княжеской канцелярией.
Среди чинов Галицко-Волынского княжества летописи называют стольника, который отвечал за своевременное поступление доходов из княжеских земельных владений. Летописи вспоминают также оружейника, который отвечал за княжеское войско, отроков, которые сопровождали князя в воинских походах, и некоторые другие чины.
В Галицко-Волынской земле существовала довольно развитая система местного управления. Городами управляли тысяцкие и посадники, которых назначал князь. В их руках сосредотачивалась административная, военная и судебная власть. Они имели право собирать с населения дань и различные налоги, которые составляли важную часть княжеских доходов.
Территория Галицко-Волынского княжества подразделялась на воеводства с воеводами во главе, а те, в свою очередь, -- на волости, управление которыми осуществляли волостели. И воевод, и волостелей назначал князь. В пределах своей компетенции они обладали административными, военными и судебными полномочиями.
Тысяцкие, посадники, воеводы и волостели имели в своем распоряжении вспомогательный административный персонал, на который они опирались при выполнении обязанностей по управлению подвластной территорией. Местное управление строилось по системе «кормления». В сельских общинах управление осуществляли выборные старосты, которые полностью подчинялись местной княжеской администрации.
Следовательно, в Галицко-Волынском княжестве существовала развитая система центрального и местного управления, которая надежно выполняла свои функции.