Как приготовить и украсить традиционное блюдо коливо: рецепты из пшеницы и риса. Пошаговый рецепт приготовления кутьи из пшеницы Украшение коливо
Мы вспоминаем каждый год, хотя прошло более 1600 лет с того дня, когда христиане Константинополя были спасены от замышляемого против их веры злодеяния. И освящение колива остается значимой составляющей этого праздника. Но насколько важен для нас этот обряд? Зачем так много традиций далеких веков перенесено в современную жизнь Церкви? Не обросла ли сверх меры всевозможными обрядами наша православная вера?
О практических аспектах древних традиций, притягательной силе церковных обрядов, поиске причин и выборе человека – протоиерей Владимир Пучков , клирик Крестовоздвиженского храма города Винницы, главный редактор газеты «Православная Виннитчина».
***
Протоиерей Владимир Пучков
Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.
Таким же образом и многие у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.
Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.
Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.
С освящением колива наблюдается то же самое. На какой-то момент Церковь переживала это событие как действительно очень значимое. , время особого воздержания. И тут император Юлиан повелевает тайно окропить кровью жертвенных животных продукты на рынке, чтобы христиане осквернились, сами того не желая и не подозревая об этом.
Далее происходит чудо – причем , особенно если вдуматься, посредством кого действовал Господь. Мученик Феодор Тирон явился, как известно, архиерею. Но архиерей этот был арианином – православного архиерея в городе не было. Причем Евдоксий был еще и человеком, мягко говоря, не очень благочестивой жизни. Профессор Болотов пишет о нём: «человек малопривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения, как не всякий другой ».
Вот такому человеку является мученик только потому, что его, в силу положения, услышат многие.
И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.
Конечно, для Церкви это событие было значимо. Им было явлено промышление Божие – причем речь ведь шла не о пресечении какого-то серьезного и явного злодейства, а об изобличении подспудного, тайного и подленького замысла. И Господь даже его изобличил и показал, как Он заботится о христианах, не погнушавшись для этого откровенно недостойным человеком – и отсутствие достойных не стало помехой.
Постное блюдо на скорую руку
Конечно, в нынешнее время само по себе коливо мало что значит. Ведь что такое коливо? Это постное блюдо, которое можно быстро приготовить. У нас и кутью в Навечерие Рождества Христова сейчас чуть ли не сакрализируют, придавая ей особый смысл. А смысл-то ведь простой и чисто практический: в монастырях служба Навечерия Рождества заканчивалась вечером, целый день братия ничего не ела, а скоро нужно идти на Всенощную Рождества. Поэтому готовили то, на что не нужно тратить много времени – варили пшеницу и ели ее с медом.
Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.
Но сегодня быстро приготавливаемых постных блюд очень много, и готовятся они быстрее, чем коливо. Поэтому практический смысл колива пропал. Осталась только традиция, которой много веков. И при том, что она потеряла актуальность, традиция эта дорога многим людям, для них она часть церковной жизни, «так было всегда».
Так и с коливом – традиция эта просто вросла в жизнь Церкви. Это и первый уставной молебен в Великом посту, и освящение пищи при отсутствии праздника, и неплохой повод интересное поучение произнести. Да и просто – написано в Триоди служить, значит надо служить.
Очень тяжело расставаться
– Зачем же наша Церковь соблюдает традиции, смысл которых давно утерян?
– Мы соблюдаем традиции просто потому, что мы их соблюдаем. Какого-то практического смысла в них уже давно нет. В Церкви много такого, что давно потеряло первоначальный практический смысл. Например, священническое облачение – это фартук, нарукавники, пояс и плащ. Но со временем они потеряли свое первоначальное предназначение и стали красивыми богослужебными одеждами. Сегодня уже никто не задумывается, что епитрахиль – это фартук.
Или предшествование дьякона со свечой кадящему священнику. Служили ведь поначалу в катакомбах, где было темно и запросто ходить без света было сложно.
Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.
В основе очень многих обрядов – сугубо практический момент. Но практическая составляющая забылась, а обряд, поскольку он красив, остался. А когда традиции очень много веков, с ней всегда очень тяжело расставаться.
Помочь людям понять главное
– А не обросла ли за столько веков церковная жизнь обрядами сверх меры?
– А где критерий определения меры? В Церкви есть то, что составляет основу ее жизни – Евангелие и Евхаристия. Всё остальное можно забрать, но наша Церковь всё равно останется Церковью Христовой. Есть вещи главные, есть второстепенные.
Но вот приходит в храм человек с улицы, берет в руки Евангелие – поймет ли он его сразу? И попробуйте ему тотчас объяснить, что такое – всё ли будет ему ясно? Если человек искушенный в знаниях, с высшим образованием – может, ему будет и проще. А как объяснить это бабушке, например, или человеку малограмотному?! А ведь грамотными людьми наши храмы наполнились только в ХХ веке. До этого в храмах, в основном, были люди простые, которые едва-едва читать умели.
Знати и чиновников с образованием на Литургии присутствовало, как правило, несколько десятков человек, не больше. В древности же это соотношение и подавно было не в пользу грамотных. Нельзя было сказать: вот Евангелие – читай. Или: причащайся и не мудрствуй. И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обросла вспомогательными средствами, которые помогали этим людям понять главное.
Один из самых простых примеров – икона. Ведь недаром ее называют «богословием в красках». Ту же, например, Троицу Рублёва можно буквально «прочитать». Десятиминутный рассказ о том, что, как и почему изображено на этой иконе, способен открыть достаточное количество богословских истин как воцерковленному христианину, так и впервые переступившему порог храма неофиту.
Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?
Так стоит ли удивляться, что основное внимание Церковь уделяет не тем, кто всё понимает с полуслова и с полувзгляда.
Обрядов в Церкви много в первую очередь для того, чтобы Церковь, в ее существенном и главном, была понятна не только образованным и духовным людям. В конце концов, образованные и духовные вырастают из людей обычных, которым когда-то для понимания элементарных вещей нужны были иконы, обряды и многое другое.
Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда
– Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главным – люди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.
– Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.
– Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду – они идут за освящением, а не за благословением!
– В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные – это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.
Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.
Жизнь Церкви укоренена в . Сходясь для совершения Евхаристии, разрозненные христиане собираются вместе и являют собой Церковь. Участвуя в Евхаристии, мы соединяемся с Христом и приобщаемся реальности Царства Божьего. Когда в сознании христианина Евхаристия отходит на второй план, то с нею на второй план отходит Христос.
Традиция возмутительно редкого причащения
Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.
Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.
Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.
А придумывать причины не нужно
– Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?
– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.
С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.
А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: «Я знаю многие замыслы Бога».
Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает. Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены.
Всему свое время и место
– Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции – что-то отменять, видоизменять?
И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.
Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого – объяснение, разъяснение и т.п.
Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми – воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия – . И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться – просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.
Подготовила Марина Богданова
Описание
Традиционное православное блюдо, которое готовят на всевозможные праздники и ритуалы.
Традиционно кутью готовят из пшеничной крупы или цельных зерен пшеницы. Не менее часто можно также встретить рецепт приготовления кутьи с рисом. И в том, и в другом случае кутья получается невероятно сытной и вкусной. Такой её делают дополнительные ингредиенты, которые мы также будем использовать в нашем рецепте.
Кутью по обычаям готовят в домашних условиях.
Пошаговый рецепт кутьи с изюмом и сухофруктами представлен ниже с наглядной инструкцией и с фото. Из него вы узнаете, как можно вкусно и правильно сварить пшеницу для кутьи, а также какие ингредиенты в неё можно добавлять.
Чтобы разнообразить вкус кутьи и сделать его более выразительным, мы будем использовать в готовке сухофрукты, которые заранее отварим. Такая кутья из пшеницы получится очень сочной и глубокой по вкусу.
Приступим к приготовлению праздничной кутьи из пшеницы.
Ингредиенты
-
(1 ст.) -
(150 г) -
(100 г) -
(100 г) -
(100 г) -
(3 ст. л) -
(2 ст. л.)
Шаги приготовления
Пшеничную крупу промываем, перебираем и только после этого заливаем водой и оставляем настаиваться минимум на 3 часа, а лучше всего и вовсе на всю ночь: так она размякнет и будет легко и быстро вариться.
Сливаем ту воду, в которой настаивалась пшеница, высыпаем крупу в подходящую миску, заливаем её новой водой и варим на небольшом огне до готовности.
В глубокую и объемную кастрюлю выливаем примерно 2 литра холодной воды, ставим на огонь. Подготовленную смесь из самых разнообразных сухофруктов перебираем, избавляемся от лишнего мусора и веточек, а также уплотнений.
После того как жидкость в кастрюле дошла до кипения, высыпаем все подготовленные сухофрукты в воду и варим их в течение 10 минут на небольшом огне. Кастрюлю по истечении указанного времени снимаем с огня и оставляем фрукты настаиваться и размягчаться еще в течение 2 часов.
Указанное количество мака высыпаем в глубокую миску, заливаем его первой порцией кипятка, тщательно промываем и сливаем воду. После этого снова заливаем мак кипятком и оставляем его настаиваться при комнатной температуре под закрытой крышкой в течение 30 минут.
Воду из миски сливаем, сам размягченный мак перекладываем в ступку или подходящую посуду, добавляем сахар и растираем ингредиенты до состояния однородной массы.
Небольшое количество уже очищенных грецких орехов перекладываем на противень и слегка подсушиваем в разогретой духовке, затем остужаем и измельчаем острым ножом или в блендере. Можно также пересыпать ядра орехов в полотенце и раздробить их при помощи кухонного молотка. Изюм промываем и заливаем кипятком примерно на 15-20 минут.
Извлекаем из кастрюли сухофрукты, измельчаем их и добавляем в уже готовую пшеницу. Туда же отправляем растертый с сахаром мак, измельченные грецкие орехи и распаренный изюм. Добавляем к пшенице указанное количество сладкого меда. Тщательно перемешиваем ингредиенты в глубокой миске.
Готовое блюдо украшаем натертыми на мелкой терке грецкими орехами и подаем к столу в горячем виде. Кутья из пшеницы с сухофруктами, маком и медом готова.
Приятного аппетита!
Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.
Максим СЫРНИКОВ, кулинар и исследователь русской кухни, рассказывает о том, чего о кашах вы еще не знаете, и предлагает эксклюзивные авторские рецепты
Про то, что православному человеку положено поститься каждую среду и пятницу, а кроме Великого в году есть еще три продолжительных поста, наши рестораторы, похоже, и не знают. Мы пытались понять: можно ли постящемуся человеку где-то быстро перекусить, а то и полноценно отобедать, выбежав из офиса на час? Да так, чтобы потом не мучила изжога и удар по кошельку не оказался слишком сильным?
Трапеза Великим Постом не должна быть скучной. Ведь это не просто еда. Собраться за общим столом - это возможность общения в любви, со своими родными, друзьями и гостями. Представляем рецепты вкусных постных блюд
Пироги из постного дрожжевого теста, картофельные пирожки с грибами, сушки к чаю, пахлава и козинаки, приготовленные по нашим рецептам, помогут хозяйке порадовать своих близких
В России есть традиционные блюда, которые готовились к определенному дню. «Жаворонки» – к дню памяти Сорока мучеников Севастийских – это 22 марта по новому стилю, «лествица» (лесенка из теста) – к дню памяти святого Иоанна Лествичника (4-я Неделя Великого поста), а на крестопоклонной неделе (третья Неделя Великого Поста) пекли кресты из теста. И жаворонков, и кресты, и лествицы освящали в храме, потом ели.
Чем хорош клюквенный кисель? Чем оттенить вкус имбиря в чае и как самим сделать лимонад? Предлагаем несколько рецептов напитков, которыми можно разнообразить стол
Из свеклы с чесночными гренками, из фасоли, из томатов и чечевицы, сушеных грибов и из моркови – каждый день можно варить новый суп, питательный, вкусный и постный
Успенский пост - счастливое время для хозяйки. Август дарит нам такое изобилие плодов, что приготовление постных блюд не составляет никакого труда. Для тех, кто не готов самостоятельно придумывать рецепты и сверять их с предписаниями устава, мы начинаем серию «кулинарных» публикаций. Предлагаем меню на каждый день Успенского поста. День первый.
Что приготовить на завтрак, обед и ужин? Для тех, кто не готов самостоятельно сверять рецепты из поваренных книг с постным календарем и предписаниями устава, мы публикуем кулинарные идеи на каждый день поста. Главная героиня сегодняшнего меню - паэлья.
Продолжаем серию «кулинарных» публикаций. Пришла пора вспомнить про такой полезный, насыщенный белком продукт, как нут. А к традиционному картофелю сегодня подается сразу несколько дипов - из огурцов и авокадо.
Центральным блюдом стола является кутья.
Колево в православии - символ рождественских праздников . У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.
Когда и откуда появилась в России кутья
В православии коливо появилось не сразу. Его родиной является Греция, которая в каждом предмете находила смысл.
Первоначально это блюдо готовили как поминальное в странах, где существует культ поклонения усопшим.
Христианство возникло, когда мир жил по языческим законам. Множество обрядов того времени прижилось и поныне, только смысл их изменился.
В России коливо стало символом жизни и богатства, ее делают на свадьбы, крещение детей.
Вареная пшеница, приправленная маком и медом, в Греции получило название кутьи.
Как связано сочиво с рождением Бога богов, Царя царей, Спасителя человечества?
Как Иисус даровал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов мира сего, так и зерно является символом плодородия, которое умирая весной, дает жизнь множеству колосков.
Человек, употребляющий в пищу коливо, символично приобщается к вечному круговороту жизни, возрождаясь через веру в Иисуса
- Благо вечной жизни, сладостное пребывание в раю связано с медом.
- Мак - символизирует достаток и плодородие, спокойствие и множество щедрот.
Каждая хозяйка старается в праздничные дни приготовить самую богатую и сытную кутью, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.
Разновидности колива
Каждый рождественский праздник, будь то Сочельник, Рождество или Крещение, православные встречают за столом, «царицей» которого является коливо.
В зависимости от праздника, времени рождественского поста и правил Церкви есть несколько видов кутьи:
- богатая, подается на Новый год и Сочельник;
- щедрая отличается от богатой только способом заливки мака, в этом случае мае заливается горячим молоком;
- голодная, как правило, готовится на вечер перед Крещением из зерен, небольшого количества изюма и подсластителя.
Читайте о Новогодних праздниках:
Коливо своей основой всегда имеет зерно.
В ночь перед Рождеством едят богатую кутью, в которую добавляют много компонентов, но при этом строго запрещено использовать скоромные блюда, такие как молоко, сливки или масло.
Рождественское главное блюдо стол поистине щедрое по количеству ингредиентов и способу приготовления сочива, это еще одно название кутьи. Сочиво от колива отличается только наличием жидкости, означает более сочное блюдо.
Важно! Несмотря на то, что пост уже закончился , ужин перед Крещением строго ограничен в выборе продуктов, коливо готовится постное, только зерно и сладости.
Рождественская кутья
Народные традиции, связанные с сочивом
Главное рождественское блюдо, наполненное символами, связано с множеством народных традиций.
- Во время праздника хозяин дома набирал полную ложку сочива и подбрасывал его к потолку. Все члены семьи внимательно считали прилипшие вверху зернышки. Чем больше зерен осталось на потолке, тем богаче будет урожай. Каждое прилипшее к потолку зерно - символ снопа, который дарует Бог в наступающем году.
- Оберегом дома считались колоски, подложенные под миску с коливом. Их хранили целый год, до наступления следующих праздников.
- Некоторые хозяева настолько верили в целительную силу сочива, что кормили ним и домашних животных, чтобы те меньше болели и давали хороший приплод.
- На ночь на столе оставляли немного кутьи в память об умерших родственниках.
- Дети обязательно относили вечером коливо бабушкам и дедушкам, живущим отдельно, и крестным родителям.
Еще рецепты православной кухни:
Основой колева является зерно, в каждой местности используют свою составляющую:
- пшеница;
- перловка;
- ячмень и другие.
Каждая крупа имеет свои секреты приготовления.
- Рис получится рассыпчатым, если его залить водой в соотношении 1:2. 3 - 4 минуты проварить на сильном огне, который потом уменьшить до среднего. Варить кашу еще 6 минут. Последние 5 - 10 минуты доваривать на медленном. После этого огонь выключить, оставить рис «париться». Коливо из риса в основном готовится на Крещение, в него добавляется только изюм и немного меда.
- Пшеницу, перловку и ячмень желательно замочить на ночь, чтобы уменьшить время варки, залить до готовности. Если в каше после полной готовности еще осталась вода, ее можно слить.
У каждой опытной хозяйки свой рецепт, как готовить рождественскую кутью.
Коливо получится сочным и насыщенным сладостью, если горячую кашу, сразу после приготовления, залить почти кипящим узваром так, чтобы он покрыл зернышки. Добавить немного сахара, укутать и оставить упариваться.
Если нет узвара, тогда можно развести в кипятке любое варенье, но в этом случае не кладется сахар.
Мед в горячую смесь добавлять запрещено, целебный эликсир при нагревании становится канцерогеном.
Пока каша набирается сладости и сочности, готовится заправка из таких ингредиентов:
- промытого изюма,
- перемолотого мака;
- измельченных орехов;
- мелких кусочков оставшихся от приготовления узвара сухофруктов.
Мак на Рождество разрешается залить горячим молоком, а в других случаях используется кипяток, чтобы убрать горечь.
После остывания каши до 30 - 40 градусов добавить все ингредиенты, мед и все тщательно перемешать и снова укутать до полного остывания. Тогда каждая составляющая колива наполнится вкусом «соседа».
Совет! Не готовьте сочиво впрок, это блюдо может забродить при нахождении длительное время в тепле.
Посмотрите видео о рождественской кутье
Кутья – это православное поминальное блюдо , которая символизирует веру в вечную жизнь, воскресение и в царствие небесное.
Другое название Кутьи - Коливо.
В рождество, венчание, крещение, православные праздники… так же готовят Кутью, но называют её уже по другому - Коливо.
Коливо - это православное праздничное блюдо . Когда Коливо уже готово, ее необходимо освятить в церкви на службе и перед трапезой прочитать молитву. Коливо благословлённое в церкви и подается на стол в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.
Слово «кутья» в переводе с греческого означает вареная пшеница.
На самом деле кутью (Колово) готовят из любого злака, например риса, гречки, пшена..., подслащивая медом или сахаром и добавляя изюм и др. сухофрукты, цукаты, мак, орехи, мюсли, варенье, мармелад.
К Кутье (Коливу) принято подавать в отдельном соуснике постное молочко - Узвар, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молочко.
Кутья
Из расчёта на 25-30 человек. Ингредиенты:
Рис длинный – 100 грамм
Изюм – 70-100 грамм
Цукаты – 50 грамм
Мед или сахар – 1 столовая ложка
Вода очищенная – 600 миллилитров
Приготовление:
1. По православным обычаям фрукты, которые добавляют в Кутью, ассоциируются с райскими плодами, которые Бог даровал всему человечеству. В это блюдо можно добавлять не только изюм, но и по-желанию сухофрукты: курагу, чернослив, и также цукаты и мак.
Итак, выкладываем изюм в маленькую кастрюлю, заливаем его обычной водой и оставляем на 20-30 мин . После промываем его под проточной водой.
Вливаем в кастрюлю с сухофруктами 200 мл очищенной воды и провариваем его на среднем огне 5 мин . Если используете курагу или чернослив, после варки нарезаем их на маленькие кусочки.
2. В истории поминальные обеды символизируют собрание учеников Христа, которые были рады Воскресению их наставника и ждали каждый раз за столом его появления. Поэтому в раннехристианских обществах, проводя совместные трапезы, выражали любовь друг к другу и почитали умерших, рассказывая истории о них и вспоминая приятные моменты в их жизни. А когда Воскресший Христос явился к своим ученикам, он ел мед. Поэтому с давних времен на поминальный обед ставят мед или добавляют его в другие блюда, чтобы усопший мог насытиться райской сладостью.
Для того чтобы этот ингредиент хорошо впитался в рис, и Кутья получилась сладкой, необходимо его немного растопить.
Итак, выкладываем мед ложкой в маленькую кастрюлю и, постоянно помешивая, подогреваем его на среднем огне буквально 1-2 мин . Время контролируем самостоятельно, так как мед может быть засахаренным, а из-за этого с ним придется немного дольше повозиться. Вместо меда в Кутью можно добавить другой сладкий компонент – сахар. Для этого просто растворяем его в небольшом количестве горячей воды.
3. Измельчаем цукаты до тех размеров, которые вам больше нравятся. Этот ингредиент добавляют во многие блюда, например в пасхальный кулич. Ведь цукаты – это вареные в сиропе фрукты с плотной консистенцией. Они очень сладкие и служат прекрасным заменителем конфет. Поэтому, когда добавляете цукаты в Кутью, осторожно с сахаром, чтобы блюдо не пересластить.
4. Для начала замачиваем рис в кастрюле средних размеров с обычной водой на 1-2 часа . После – сливаем воду и заливаем рис уже очищенной водой. По пропорциям на 100 гр крупы необходимо 400 мл воды. Что касается риса, то можно взять или круглозернистый или длиннозернистый.
Ставим кастрюлю с крупой на плиту, доводим до кипения и после убавляем огонь до минимума. В процессе варки рис не перемешиваем ложкой. Не волнуйтесь - не подгорит. На маленьком огне рис будет «дышать», испаряя потихоньку воду.
Время от времени проверяем рис. Когда в кастрюле практически не останется воды, а зерна крупы станут мягкими, добавляем изюм или другие сухофрукты, измельченные цукаты, и вливаем мед или сахарную воду. Все хорошо перемешиваем ложкой и держим на огне еще 1-2 минуты .
5. Перекладываем ложкой готовую Кутью из кастрюли в глубокую тарелку или пиалу. Разравниваем поверхность блюда ложкой и по желанию украшаем изюмом и цукатами. И теперь накрываем крышкой от кастрюли, чтобы Кутья потихоньку остывала.
По православным традициям после того, как освятили Кутью, за столом читают молитву и начинают поминальную трапезу с ложки этого сладкого блюда.
Приятного аппетита!
Советы:– Вместо риса в Кутью можно добавить другую крупу. Например, пшеницу, гречку, перловку...
– Поминальную Кутью готовят на поминки на девятый, сороковой день, на полгода, год, на поминальный день, а также специальные для этого отведенные даты.
– Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится.
– Кутью поминальную ставят в центр стола и, по-обычаю, каждый человек перед трапезой съедает одну ложечку. Можно также брать это блюдо вилкой или прямо руками.
Коливо
Ингредиенты:
Пшеница – 1 стакан
Грецкие орехи – 100 грамм
Мак – 1 стакан
Изюм – 100 грамм
Сухофрукты (яблоки, груши, абрикосы, сливы) – 150 грамм
Сахар – 4 столовые ложки
Мед – 3 столовые ложки
Вода очищенная – 500 миллилитров
Приготовление:
1. На Рождественский Святой Вечер на столе обязательно должна стоять именно Коливо. Это блюдо готовится вечером с 6 на 7 января, а также 13 января. Коливо - это традиционное славянское блюдо, которое отображает в себе изобилие и плодородие. Для того, чтобы Коливо получилась действительно вкусной и празднично, необходимо знать, как правильно ее приготовить.
Приступим к подготовке главного ингредиента - пшеницы. Для начала на кухонном столе перебираем зерна и отделяем подпорченные от хороших. После высыпаем крупу в глубокую миску и промываем под проточной водой. Заливаем водой так, чтобы она покрывала пшеницу, и замачиваем на 12 часов или на всю ночь. От воды они разбухают и становятся не такими твердыми. Вариться такая пшеница будет в два раза быстрей.
Утром сливаем оставшуюся воду с замоченной пшеницы. Перекладываем ее из миски в глубокую кастрюлю и заливаем свежей водой. Придерживайтесь пропорций. Например, для нашего рецепта: на 100 гр вымоченной пшеницы необходимо 500 мл воды
.
Итак, ставим кастрюлю с пшеницей на плиту, доводим до кипения и только после этого убавляем огонь до минимума. Варим крупу не менее 2 часов до полного приготовления. Готовая пшеница по консистенции должна быть мягкой, но не сильно разваренной. Пшеничные зерна в нашем блюде символизируют жизнь долгую и вечную, в изобилии и добре.
2. Пока наша пшеница варится, мы готовим Узвар.Берем сухофрукты, промываем их под проточной водой и после выкладываем в глубокую кастрюлю с водой. Доводим до кипения на большом огне. Сразу после закипания убавляем огонь и даем смеси дойти до готовности на медленном огне 15 – 20 мин . За 5 минут до готовности добавляем 2 столовые ложки сахара.
Узвар готов.
Чтобы он получился более вкусным и насыщенным, для этого настаиваем его еще 4-5 часов.
3. После того, как Узвар настоялся, отделяем жидкость от сухофруктов. Выкладываем фрукты в сито и даем стечь остаткам Узвара. Готовые сухофрукты выкладываем на разделочную доску и измельчаем ножом на небольшие кусочки. Размер кусочков не имеет особого значения. Измельченные сухофрукты перекладываем в тарелку.
4. Мак выкладываем в тарелку и заливаем крутым кипятком, чтобы он запарился. После того как вода в маке остыла, сливаем ее. К маку добавляем две столовые ложки сахара и измельчаем при помощи блендера до появления белого сока.
Этот сок называется «маковым молочком ». А вообще, мак является символом достатка.
5. В подготовке изюма нет ничего сложного. Желательно, чтобы он был без косточек. Если в этом ингредиенте есть виноградные хвостики, очищаем от них изюм. Потом промываем его под проточной водой, выкладываем в тарелку и заливаем крутым кипятком. Запариваем изюм 30 минут. Этот процесс нужен для того, чтобы сушеный виноград впитал в себя немного воды, набух и стал более сочным и мягким. После - сливаем остатки воды. Руками аккуратно отжимаем изюм и оставляем его в тарелке.
6. При помощи блендера на первом или втором режимах измельчаем очищенные грецкие орехи. Ни в коем случае не используйте турборежим, так как нам нужны маленькие кусочки ингредиента. А этот режим превращает любой продукт в крошку.
Перекладываем ореховые кусочки в тарелку. Кстати, по славянским обычаям грецкий орех добавляли в Коливо, так как он являлся символом плодородия, урожайности и удачи.
7. Наше Коливо почти готово!Осталось несколько главных штрихов. Выкладываем в глубокую миску остывшую готовую пшеницу, изюм, измельченные сухофрукты, мак и орехи. Заправляем нашу смесь медом и Узваром.
Все хорошо перемешиваем ложкой до образования однородной массы.
Коливо необходимо не только ставить первой на стол, но и предлагать гостям отведать ее, так как это главное блюдо на Святой Вечер. Подается Коливо холодной со сливками, молоком или Узваром.
По православным традициям после того, как освятили Коливо, за столом читают молитву и начинают праздничную трапезу с ложки этого сладкого блюда.
Приятного вам аппетита!
Советы:– Если под рукой у вас нет блендера для измельчения орехов, тогда вы можете использовать скалку, или растолочь орехи в ступке, или мелко порубить их ножом, а можно и просто поломать их руками.
– В процессе приготовления начинки для Коливо можно перетереть мак с сахаром в ступке. Также можно использовать миску и обычную столовую ложку. Конечно, на подготовку мака, таким образом, уйдет больше времени, чем, если бы мы могли воспользоваться блендером. В любом случае результат получится тот же.
– Если по каким-то причинам у вас нет сухофруктов для Узвара, вы можете приготовить сахарный сироп с вареньем. Для этого необходимо растворить сахар в небольшом количестве воды и после - добавить пару ложек вашего любимого варенья.
– К Коливо можно добавлять любые сухофрукты, замороженные ягоды, любые виды орехов и даже цукаты и мармелад.
– Для Коливо подойдет не только пшеница. Ее также можно приготовить из разных круп, таких как, например, крупа рисовая, гречневая, овсяная, перловая...
– Кашу лучше всего варить в чугунном казане или кастрюле с толстым дном. В таких емкостях крупа не пригорит и получится рассыпчатой.
– Если Коливо получилась очень густой, ее можно разбавить Узваром.
– Очень важно: Коливо не хранится долго, так как мед, в соединении со всеми компонентами блюда, может начать бродить.
– Если вы по каким-то причинам не смогли освятить Кутью в церкви, не расстраивайтесь. Блюдо можно просто сбрызнуть святой водой дома или просто помолиться перед поминальной трапезой.