Логопедические занятия на букву ж. «Звук и буква Ж». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы на тему «Звук и буква Ж»
Галина Поломошнова
Конспект занятия «Звук [Ж]»
Программные задачи
Образовательная
1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж];
2) развитие фонематического слуха: выделение звука[ Ж] на слух среди слогов и слов;
3) расширение функции языкового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги, определение места звука Ж в слове;
4) закрепление обозначения звука Ж символами;
5) уточнение лексического значения слов «пиджак», «жакет», «джемпер», «пижама», «жилет»; закрепление употребления в речи сущ. в Р. П. и Тв. П.
Развивающая
1) обучение детей отгадывать загадки и понимать их скрытый смысл;
2) умение координировать речь с движением;
3) совершенствование психофизических функций: внимания и памяти;
4) развитие речевого дыхание, умение вырабатывать длительную воздушную струю.
Воспитательная
1) воспитание у детей речевого и слухового внимания.
Оборудование: игрушка БОЖЬЯ КОРОВКА, схема для характеристики звуков, «весёлые» язычки, карточки для определения места звука в слове, пирамидка с карманчиками, коробочка, картинки: жук, жаба, ножи, лыжи, пиджак, журнал, одежда, художник, журавли, медвежата, собачка, дом, тюльпан, утюг, рисунок пиджака и жилета, рукавов и воротника.
Ход занятия:
1. Орг. момент – отгадывание детьми изучаемого звука [Ж] по чистоговорке.
Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.
Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)
Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)
Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)
Же-же-же спят ежата e. (же)
Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)
Логопед: «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук [Ж])
2. Произнесение звука [Ж]
Логопед: «Когда мы произносим звук [Ж], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».
Произнесите звук [Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж]
Логопед: «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)
«Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят [ж-ж-ж-ж-ж], а логопед следит за артикуляцией)
«Молодцы, ребята, Божьей Коровке понравилось, как вы разговариваете на языке жуков, но она ничего не знает о звуке [Ж]. какой он? Давайте ей расскажем».
3. Характеристика звука [Ж] по схеме «Речецветик»
Логопед: «Произнесите ещё раз звук [Ж] и подумайте, язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?
? – Звук [Ж] гласный или согласный?
? – Звонкий или глухой? Почему?» (Дети дают ответ: [Ж] – согласный звук, т. к. воздух встречает преграду на пути: язык, зубы, губы. [Ж] произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)
? – Какие ещё звонкие согласные звуки вы знаете? (Дети называют изученные звонкие согласные)
4. Выделение звука [Ж] на слух из слогов и слов
Логопед: «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке [Ж]. А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук [Ж] в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой
длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук [Ж] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Ж]!»
Среди слогов:
Среди слов:
Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка
Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша
5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)
Логопед: «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук [Ж], но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком [ Ж] и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова)»
( Дети называют картинки, определяют, есть ли в их названии звук [Ж] и ставят их на фланелеграф).
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/2eb870fb0f8a991659e11c065d5150a9.jpg.jpg)
Логопед: «Молодцы, вы правильно определили слова. Давайте ещё раз их назовём, а Божья Коровка поиграет с вами в игру «День--ночь». Я скажу «ночь», вы закроете глаза, а Божья Коровка спрячет какую-то картинку. Я скажу «день», вы откроете глаза и назовёте картинку, которой не хватает».
Дети проигрывают и второй вариант игры: логопед переставляет картинки местами, а дети говорят, что изменилось.
6. Физкультминутка
Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,
Я здесь живу ритмично переступая ногами.
Я всё жужжу, жужжу Руки --рупором, «пожужжать».
Жужжу: ж-ж-ж-ж.
Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,
И кружу… ладони на груди.
Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.
И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.
Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать».
Жужжу: ж-ж-ж…
7. Игра «Пирамида» (определение количества слогов в слове)
Логопед: «У меня есть пирамидка, но она поломана, её нужно построить. Пирамидка состоит из 4-х полосок: внизу 4 квадрата для 4-хсложных слов, выше – для 3-хсложных слов 3 квадрата, ещё выше – для 2-хсложных 2 квадрата, а наверху для односложных слов 1 квадрат. Заполните пирамидку картинками и скажите из скольких слогов состоят слова» (Дети, используя картинки из задания №5, отхлопывают количество слогов в каждом слове и определяют место картинки на пирамидке).
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/08924518b0afdf29e66066941a801b87.jpg.jpg)
8. «Догадайся сам, загадай своим друзьям» (загадки)
1) Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)
2) Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)
(Дети отгадывают загадки и делают звуковой анализ слов-отгадок)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/88e653db670664cc1142c4df712651bb.jpg.jpg)
9. «Бабушкина игра»
Логопед: «Ребята, пока мы с вами отгадывали загадки, божья коровка улетела загадать их своим деткам, а нам оставила 100 рублей и сказала:
Что хотите покупайте, но наряды выбирайте лишь со звуком [Ж] в названии… Приготовились. Внимание!
Отвечайте полными предложениями»
? – Вы купите платье или пижаму?
? – Вы выберите пиджак или плащ?
? – Вам понравился джемпер или свитер?
? – Вы остановите свой выбор на жакете или пальто?
? – Вам по размеру рубашка или жилет?
? – Пуговицы на пиджаке будут оранжевые или красные?
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/ad014ebfc045fa08204cf37ed63fdbdf.jpg.jpg)
Обувь тоже выберем со звуком [Ж] в названии. Выбирайте: боты, туфельки, босоножечки, тапочки, сапожочки.
? – Бижутерию будем покупать?
(Логопед ещё раз вместе с детьми называет все слова со звуком [Ж] из этой игры и уточняет их лексическое значение).
Пиджак – часть мужского костюма – куртка с отложным воротником и застёгивающимися полами.
Пижама – спальный, домашний или больничный костюм, состоящий из куртки и брюк.
Жакет – короткая верхняя одежда, преимущественно женская.
Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов.
Джемпер – вязаная кофта, надевающаяся через голову.)
Логопед: «Ответьте, что без чего?»
Джемпер без… (пуговиц)
Жилет без (рукавов и воротника)
Пиджак с чем?
Пиджак с … (пуговицами, рукавами и воротником)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/ab4ef05f2956e1446245a512404b6d25.jpg.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/2e83b717c56f5457e055e4d33b30673d.jpg.jpg)
10. Итог занятия
? – Какой звук мы сегодня изучали?
? – Можно его спеть?
? – Какие слова со звуком [Ж] вы знаете?
Литература
1. Ожегов С. И. «Словарь русского языка» М. «Русский язык», 1986
2. Успенская Л. П., Успенский М. Б. «Учитесь правильно говорить», М. «Просвещение», 1993
3. Лопухина И. «Логопедия»(Упражнения для развития речи)С. -П. «Дельта», 1997
Разделы: Логопедия
Задачи.
Образовательные:
- закреплять знания о весенних изменениях в природе, о насекомых;
- расширять запас слов лексического словаря;
- формировать навыки словоизменения.
Коррекционно-оздоровительные:
- формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;
- развивать общую и мелкую моторику при помощи алфавита телодвижений;
- автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- совершенствовать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
- воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;
- воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;
- воспитывать усидчивость;
- воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: зеркала, наборы для составления схем на каждого ребенка, фигурки насекомых, мяч, логопедический театр, математические планшеты, наборы арттерапевтической техники (живопись пальцами), демонстрационная касса букв.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Внимательно слушайте стихотворение и определите, какой звук чаще всего слышится:
- Жук отважный однажды,
- Жужжа, ожидал ужин важный.
- Должен он был за ужином
- Обслуживать жужелиц дюжину.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление “Кулачки”
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением,
Пальчики прижаты,
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Знайте девочки и мальчики
Мы с вами отдыхаем.
2. Развитие общей моторики “Жук”.
Жук ползает по ветке дети ползут по
положенной на пол узкой доске
Жук падает с ветки на землю, поворачиваются на
спину,
болтает лапками болтают руками и ногами
Жук поворачивается, дети бегут, взмахивая
“крыльями” - руками
встает и летит.
3. Развитие мелкой моторики “Жук”.
Я веселый майский жук, сжать кулачок,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу, указательный палец и
мизинец
А зовут меня Жужу. развести в стороны “усы”,
пошевелить ими
Не кусай комарик злой, сжать кулачок,
указательный палец вперед “хоботок”
Я уже бегу домой мизинец и большой пальцы,
расслабив,опустить вниз “лапки”.
4. Массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо (поглаживание лица).
Но ветерок еще холодный (постукивание подушечками пальцев по всему лицу).
А все-таки солнышко сильнее (поглаживание лица).
5. Развитие мимических мышц.
Логопед: Нахмурить брови, закрыть правый глаз, затем левый, надуть щеки.
6. Развитие артикуляционной моторики. Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звука “Ж”.
Логопед (раздает детям зеркала ): сядьте прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени, расположите зеркало так, чтобы вам был хорошо виден “домик-рот”.
“Лопаточка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка должны касаться углов рта.
“Непослушный язычок”. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе.
“Грибок”. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать под счет от 1 до 5, потом от 1 до10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.
“Вкусное варенье”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.
“Гармошка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Губы неподвижны, язык не провисает.
“Чашечка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка поднят, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
После каждого упражнения обязательно дает время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз. Педагог делает артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.
В магазин жуки ходили,
Шарик там себе купили.
Буду шарик надувать,
Буду с шариком играть.
Раздувайся наш шар, дети делают длинный вдох,
надувая живот
Раздувайся большой.
Оставайся такой и не лопайся. задерживают
дыхание
Раз, и лопнул! сильный, быстрый выдох
Дети выполняют упражнение держа руки на животе (контроль за движением брюшной стенки).
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в страну Жужжандию, где проживают разные насекомые. А главный правитель у них Жук. Любимый его звук “Ж”.
2. Артикуляция звука “Ж”:
- Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
- Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.
- Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
- Горлышко поет.
Логопед: Превратитесь в жуков и пожужжите так, как на лугу жужжат жуки. Приложите руку к горлу и почувствуйте, как “поет” голос.
3. Характеристика звука.
Логопед: Звук “Ж” согласный, твердый, звонкий.
4. Развитие фонематического слуха.
Игра “Светофор”.
Логопед: Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку:
занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка,
оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза,
частушки, снежинки.
5. Выделение звука “Ж” из состава слова, развитие мелкой моторики рук.
Работа с карточками.
Рисунок 1 [Логопедическая тетрадь на звуки Ж-Ш]
Логопед: Определите место звука “Ж” в словах по картинкам. Раскрасьте цветными карандашами картинки на звук “Ж” в начале слова. Обведите по контору картинки на звук “Ж” в середине слова. Составь предложения по этим картинкам.
IV. Физкультминутка [В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников]
Логопед: Посадили звук “Ж” на язычок, зажужжали как жуки и полетели.
Высоко летает жук,
Низко опускается.
Опять быстро он летит,
И жужжит, жужжит, жужжит.
Замедляет свой полет
И садится на цветок.
Дети выполняют движение в соответствие с текстом.
V. Упражнение “Жук” [Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет]Рисунок 2.
Прямые указательный палец и мизинец развернуты в стороны за спиной и ребенок ими шевелит. Остальные пальцы сжаты в кулачок.
Варианты выполнения.
- Правой рукой.
- Левой рукой.
- Двумя руками одновременно (два жука).
- Попеременно.
VI. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра с мячом “Один-много”.
Логопед: Итак, мы отправляемся в страну Жужжандию. Это, ребята, страна насекомых. Как вы думаете, кто там живет? Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны.
Бабочка порхает, а бабочки ………….
пчела мед собирает, а пчелы мед …….
оса жалит, а осы ………
жук жужжит, а жуки ……………
комар звенит, а комары ……………
стрекоза стрекочет, а стрекозы ………
муха в дом залетает, а мухи ………….
кузнечик прыгает, а кузнечики ………
паук паутину ткет, а пауки ……………
Игра с мячом “Скажи ласково”
Сапог – сапожок
VII. Знакомство с буквой “Ж”.
1. Показ буквы “Ж”.
2. Дети находят букву в демонстрационной кассе букв.
3. Дети собирают букву на математическом планшете.
4. Прорисовывание буквы на песке.
5. Прописывание печатной буквы в тетради.
6. Алфавит телодвижений буква “Ж” [М.Ю. Костылева Покажи и расскажи]
7. Проговаривание слов с движениями “Жук”
Ж – Дети делают движения на звук “Ж” Руки сжаты в кулачки, руки перекрещены перед грудью. Произнося звук “Ж”, совершают быстрые мелкие дрожащие движения руками. Повторяют движения с разжатыми руками.
У – вытягиваютруки вперед ладонями от себя.
К – резким движением прижимают кулачки к груди.
8. Составление звуковой схемы и запись слова “жук”.
VIII. Развитие связной речи.
1. Чтение сказки Г. Юдина “Жадная жаба” с установкой на запоминание.
2. Беседа по сказке. Называние слов из сказки со звуком “Ж”.
3. Логопедический пальчиковый театр.
Куклы: уж, жаба, жук и шмель.
IX. Итог занятия, оценка работы детей.
Домашнее задание: Кроссворд на букву “Ж”.
Отгадай загадки, запиши отгадки в кроссворд.
1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.
2. Этот зверь какой-то странный:
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится …
3. В золотой дубочек
Спрятался дубочек.
4. Гнездо свое он в поле вьет
Среди густых растений.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
Список использованной литературы
- В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников - М., “ВАКО”. 2005 г.
- М.Ю. Костылева “Покажи и расскажи” - М., Творческий центр “Сфера”. 2007 г.
- Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет М., Творческий центр “Сфера”. 2006 г.
- Логопедическая тетрадь на звуки Ж Ш
- М.В.Скворцова “Логопедические игры” - С-П., Издательский дом “Нева”. 2004 г.
- Т.А.Ткаченко “Коррекция фонетических нарушений у детей” - М., “Владос”. 2005 г.
- Е.Краузе “Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика” - С.-П., “Корона принт”. 2004 г.
- Н.В. “Система коррекционной работы” С.-П., “Детство-Пресс”. 2001 г.
- Г.А.Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи”. М.: 1985 г.
Любовь Иконникова
«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия.
Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж.
1. Коррекционно-обучающие:
учить детей точно и полно отвечать на вопросы, формировать лексико-грамматический строй, упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, словосочетаниях,
развивать умение длительного плавного выдоха, артикуляционную моторику, закреплять умение детей образовывать существительные во множественном числе;
2. Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;
3. Коррекционно-воспитательные:
воспитывать вежливость, любовь к природе, умение слушать сверстников и логопеда.
Оборудование: аквариум, рыбки, удочка, запись песни про букву Ж, предметные картинки: пчелка,жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина, 2 ведерка, сюжетная картинка семьи ежей, счетные палочки, компьютер, презентация со звуком Ж, су-джок шарики с пружинками, карточка с буквой Ж, ручки.
Продолжительность занятия-20 минут.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Постановка темы, цели занятия.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочной стране звуков, а по какой вы сейчас должны отгадать. Послушайте внимательно рассказ и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
Какой звук повторялся? (звук [ж])
Итак, вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по стране звука [ж]. Где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры со звуком [ж], и буквой, обозначающей этот звук.
Чтобы произносить легко звук [ж], выполним гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения по биоэнергопластике.
«Чашечка».
Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 3 до 7.
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.
«Блинчик».
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 3 до 7.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Ладонь с сомкнутыми пальцами в горизонтальном положении.
«Лошадка».
Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.
3. Характеристика звука [ж].
Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [ж].
Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
Произнесем звук Ж.
Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)
А почему, как вы определили что он согласный, звонкий? (он не поется и звенит когда мы его произносим)
Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук [ж], слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук [ж] – звонкий.
4. Знакомство с буквой Ж.
Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки? (нет, мы видим и пишем буквы)
Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?
Давайте станем волшебниками и превратим звук [ж], в букву Ж.
Платье звуку надеваем,
звук в букву превращаем.
Учитель-логопед достает букву Ж.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
5. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
Давайте из палочек выложим букву Ж.
6. Упражнение на развитие внимания. Работа по карточке.
Взяли карточки, положили перед собой. Взяли ручки.
Найдите среди других букв буквы Ж, обведите их кружочком. Сколько получилось?
7. Автоматизация звука [ж], в слогах и словах. Игра «Поймай звук».
И вот мы приплыли на остров пчелок, а встречает нас пчелка Жужу.
Давайте пожужжим вместе с веселой пчелкой… ЖЖЖЖЖЖ, повторяйте за пчелкой ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЫ, а сейчас найдем картинки со звуком Ж.
Учитель-логопед: Другие пчелки тоже приготовили для Вас игру «Доскажи словечко»:
Жу-жу-жу – молока дадим (ежу) .
Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа) .
Же-же-же – живем на третьем… (этаже) .
Жи-жи-жи – в море плавают (моржи) .
Учитель-логопед: Молодцы! И мы с Вами отправляемся дальше.
8. Подвижная игра «Жуки».
Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы все превратимся в жуков.
Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот лесная полянка.
Жук, жук пожужжи.
Как летаешь, покажи.
Я летаю и жужжу.
Жук, жук пожужжи.
Как летаешь, покажи.
Жууу-жууу.
Я летаю и жужжу.
Жууу-жууу.
Жууу-жууу.
9. Логопедическая попевка. (методика Е. Железновой)
Продолжаем наше путешествие. Отгадайте загадку:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ежик)
Правильно ежик. Вы уже поняли, что мы приплыли на остров ежей, посмотрите сколько здесь разных ежиков, какие они? (резиновый, мягкий, колючий)
Споем песенку про ежика.
Жа-жа, жа-жа
Мы нашли в лесу ежа.
Жу-жу, жу-жу
Дали яблоко ежу.
Же-же, же-же
Ежик съел его уже.
Жи-жи, жи-жи
Нам животик покажи!
10. Логопедическая зарядка.
Молодцы и мы с ними сейчас поиграем, давайте встанем и сделаем зарядку.
Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)
Будем заниматься спортом; (руки вытянуть перед собой)
Ежик лапки напрягает.
Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1, 2, 3, 4, 5,
Можно штангу опускать. (опускаем руки)
Возвращаемся обратно.
Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками)
11. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии.
Учитель-логопед: Ежи для Вас приготовили сюрприз, вот круглые колючие шарики, откройте их, внутри пружинки, достаньте и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик - прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
12. Игра «Один – много».
13. Развитие правильного дыхания.
Мы приплыли на остров свистулек.
Вам нужно надуть шарики длинным плавным выдохом, не надувая щек и не поднимая плечи.
14. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов.
Ой, ребята, в какое замечательное место мы с вами приплыли.
Много разной рыбы тут плавает в пруду.
Мы ее поймаем на свою уду
Маленькую рыбку,
А на ней картинку.
Вы картинку назовете.
В слове звук [ж] найдете.
Если в названии картинки есть звук [ж],
то в желтое ведро, если нет- в зеленое.
Слова: жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина.
15. Итог занятия.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним:
По какой стране путешествовали?
(Страна звука[ж],буквы ж.)
Что вам больше всего понравилось?
Сегодня все хорошо играли, и жители сказочной страны дарят вам раскраски с картинками, в названии которых есть звук [ж] и свистки с воздушными шариками.
Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.
Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей
В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.
Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.
Логопедические упражнения для взрослых
Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.
Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.
Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий
Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:
- прочитать скороговорку 3-4 раза;
- медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
- когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
- важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
- короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.
Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:
- поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
- улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
- представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
- прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.
Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.
Логопедические упражнения для детей
Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.
Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».
Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы
Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.
- «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
- «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
- «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
- «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.
Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.
Логопедические упражнения на шипящие звуки
Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.
Логопедические упражнения на букву ж
Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.
Вот основные логопедические упражнения на букву ж:
- «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
- «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.
Занятия для исправления дефекта произношения звука ж
Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.
Логопедические упражнения на звук ч
Есть также логопедические упражнения на звук ч:
- «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
- «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.
Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.
Логопедические упражнения на букву ш
Существуют также логопедические упражнения на букву ш:
- «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
- «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.
Занятия на исправление проблем со звуком ш
Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.
Логопедические упражнения на согласные звуки
Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.
Логопедические упражнения на букву л
Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:
- «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
- «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
- «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.
Отработка движений для правильности произношения звука л
Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.
Логопедические упражнения на букву с
Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:
- показать, как насос накачивает колесо;
- изобразить, как дует ветер;
- передать, как сдувает шарик;
- покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.
Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.
Логопедические упражнения на звук р
Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:
- «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
- «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
- «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».
Тренировка для языка верного произношения звука р
Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.
Логопедические упражнения на звук т
Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:
- кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
- подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
- ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
- разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».
Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т
Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.
Логопедические упражнения при заикании
Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.
Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:
- Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
- Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
- «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
- «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».
Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.
Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.
Желаем вам успехов!
Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в предложении; обобщение знаний детей о буквах Ж, ж.
Задачи:
Образовательная: обобщать знания о качественных прилагательных; расширять знания детей о живой природе, насекомых.
Развивающая: развивать фонематический слух, память, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательная: воспитывать интерес к природе, дисциплинированность, усидчивость.
Оборудование: маски жуков, картинки на звук [ж], зеркала, пазлы, искусственные цветы на каждого ребёнка, «волшебная палочка», схемы, картинка - раскраска, сюжетные картинки на звук [ж].
Ход занятия
I . Организационный момент. (детей прошу встать в круг на ковре).
Логопед: Здравствуйте! Давайте встанем все в круг. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.
Я живу - не тужу,
Все над ухом жужжу
И детишек бужу.
Дети. Жук.
Логопед: Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (Одевая детям на голову маски жуков).
Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.
Логопед: Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!
Логопед: Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.
Дети дуют.
Логопед: Молодцы! Присядьте на стульчики. Ребята, хотите узнать, какую историю приготовил для вас сегодня язычок? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.
1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)
2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? («Часики»)
3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (тянем язык к носу, к подбородку)
4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт)
Логопед: Вот такая удивительная сказка, а вы молодцы, что помогали мне её показывать.
А сейчас предлагаю поиграть в школу.
Ну, а вот звенит звонок, (звеню в колокольчик)
Жуки сядут за урок.
Присядем на ковёр, скрестив ноги.(дети садятся)на цветы.
Начинается наш первый урок - грамота.
Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?
Дети: Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.
Логопед: Какой звук издают жуки?
Дети: Ж-ж-ж.
II . Постановка звука. .
Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук [ж].В каком положении находятся губы?
Дети: округлены, в положении «рупор».
Логопед: В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
Дети: разомкнуты.
Логопед: Где находится кончик языка?
Дети: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
Логопед: Что напоминает язычок? Какое упражнение?
Дети: «чашечку» (делают язык «чашечкой).
Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним?
Дети: горлышко дрожит.
Логопед: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?
Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Давайте все вместе произнесём звук [ж].
Хоровое произношение
Логопед: Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.
Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука), предлагаю ими пошевелить.
Жук летит, пыхтит, жужжит
И усами шевелит. (показываем и проговариваем вместе со мной)
Логопед: Молодцы! Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).
Логопед: Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?
Дети: быстрее летают, шатаются из стороны в сторону и т.д. Показывают.
Логопед: Потом пошел дождь.
Дети: Прячутся под листочки, сжимают лапки и т.д. Показывают.
Логопед: Наступила ночь.
Дети: ложатся спать, засыпают. Выполняют.
Логопед: Наступило утро.
Дети: расправляют крылья, лапки. Показывают.
III . Закрепление звука [ж].
Логопед: (дети остаются стоять) Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки» , вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно?
Начинаем.
Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж
Логопед: Теперь сложнее, услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу.
Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух! У жуков,как и у людей, бывает переменчиво настроение. Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением и занять свои места за столами.
Жа-жа-жа - мы видели ежа. (радостно) (дети пробуют)
Жи-жи-жи - у камней ежи. (грустно) (дети пробуют)
Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (удивлённо) (дети пробуют)
Логопед: Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!
Логопед: Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам Нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?
Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему? Кто ещё как думает?
Дети: нет таких слов и т.п.
Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].
IV . Знакомство с буквами Ж, ж
Логопед: Звук [ж] мы с вами вспомнили. А какой буквой он обозначается?
Дети: Буквой Ж (жэ).
Логопед: Из скольки элементов она состоит?
Дети: из пяти.
Логопед: У вас на столах есть всевозможный материал, из которого вам можно будет построить букву Ж. Приступаем к работе.
Дети: самостоятельно выполняют задание.
Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!
Логопед: Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).
Логопед: Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок. В своей речи мы пользуемся большим многообразием слов с этой буквой. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку».
Логопед: На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и сказать его значение. Итак, начинаем!
(дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово)
Логопед: Отлично все справились с заданием!
Логопед: А теперь подойдите все ко мне. Возьмите каждый по картинке. Посмотрите на неё внимательно и найдите слово, в котором есть буква Ж и составьте с этим словом предложение.(дети выполняют задание).
Логопед: Жучки мои, а сейчас расскажите, чем мы занимались на уроке? (ответы детей)
Логопед: А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и вы опять превратитесь в людей (снимаю маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем занятии.
Давайте вернемся в группу.
Литература:
1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.- 59 с.
2. Новиковская О.А. Скороговореки и чистоговорки. 4-7 лет.-М.: Издательство АСТЕЛЬ, 2009. - 32 с.