Садово-парковое искусство японии кратко. Садовые растения и деревья. Основные краски японского сада
Стили японских садов
Современный подход к классификации японских садов основан не только на поиске различий в структурной концепции сада, но и на философских учениях постижения мира разных буддийских школ.
Сады Дзёдо. К середине X века идеи буддизма стали играть доминирующую роль в японском садовом искусстве. Часто японский сад становился иллюстрацией к учению, основанному на возможности обретения спасения души после физической смерти в «чистой земле» Будды Амиды. «Чистая земля» (или «дзёдо» – рай) расположена в западной части буддийской Вселенной. Там множество прекрасных павильонов, просторных водоемов с обилием цветущих лотосов. Души тех, кто удостоился сострадания Будды Амиды, обитают среди ароматов цветов под звуки космической музыки. Под влиянием идей амидаизма сформировался один из первых садовых стилей с ярко выраженной индивидуальностью – стиль Дзёдо, или в современной интерпретации – стиль природного пейзажа. Храм, текущая вода и большие водоемы с островами – характерные признаки этих садов.
Ярким примером сада в стиле Дзёдо является сад, который построил для себя в конце жизни третий сёгун династии Асикага – Ёшимицу в окрестностях Киото. Золотой павильон отражается в водах озера Киоко (или Зеркального озера), острова и группы камней которого расположены так, чтобы создать представление о девяти горах и восьми морях, окружающих священную гору Сумеру.
Холмистый сад характеризуется достаточно большой площадью и состоит из пяти холмов, один из которых обязательно должен находиться в центре.
Миниатюрный сад. Появление миниатюрных садов охарактеризовало начало проявления символизма в произведениях садового искусства. В миниатюрных японских садах применяется прием искусственно создаваемой перспективы: на переднем плане высаживаются большие растения с крупными листьями, располагаются крупные камни, на втором и третьем планах элементы композиций становятся мельче. Это создает иллюзию, что они находятся дальше, чем в реальности. Миниатюрные сады – это попытка показать необъятность мира на весьма ограниченной территории.
Символический сад. Символические сады в Японии появились в конце эпохи Хэйан как результат популяризации учения дзэн-буддизма. Несмотря на то что основной чертой культуры этого периода была попытка проникновения в суть вещей через чувство, через переживание красоты, символические сады предельно лаконичны. За ними часто стоит реальный природный пейзаж, и именно его красоту надо увидеть в процессе длительной медитации, подсознательно участвуя в его создании.
Несмотря на великую любовь японцев к растениям, именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. В Японии появились сады, где растений может не быть вовсе… Дело в том, что для японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика, образ, рождаемый формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним, традициями и обрядами. Поэтому растения наряду с камнями, гравием, архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, в зависимости от потребности, заменяя одно на другое. Чем выше мастерство, тем меньше материалов требуется художнику для создания нужного образа, тем сильнее производимое впечатление от сада и тем большей духовной подготовки требуется от зрителя.
Наиболее ярким примером символических японских садов является один из трех садов храма Рёандзи (храм Успокоенного дракона). Именно там, имея перед глазами лишь крупный песок с продольным рисунком в виде борозд, группы камней и незначительные островки растений, посетитель должен увидеть и текущую воду, и переправляющегося через поток тигра с тигрятами, и птицу, которая отдыхает, сложив крылья.
Абстрактный сад. Благодаря теории, гласящей, что высшим творением природы является камень, родились символические, а впоследствии и абстрактные японские сады. Символические и абстрактные сады очень близки как по виду, так и по способам создания, но принято считать, что абстрактные сады не имеют аналога в природе. Поэтому, приходя в такой сад, посетитель волен увидеть его таким, каким захочется его воображению, исходя из времени года, погоды, состояния души.
Сад чайной церемонии. Сады чайных церемоний, возникшие в XVI веке, сочетают элементы холмистого и каменистого садов. Основу этого сада составляет дорожка из каменных плит, несколько приподнятых над уровнем земли. Стиль чайных японских садов сформировался лишь тогда, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской буддийской культуры. Одним из первых поклонников и распространителей этого искусства был известный дзэнский священник Еисаи (1141–1215), который приложил немало усилий для распространения культуры чая в Японии после своего возвращения из Китая в 1191 году, где он изучал искусство чаепития. В то время чай использовали в основном в медицинских целях, и Еисаи впервые описал его целебные и энергетические свойства. В последующие годы употребление чая прочно вошло в ритуалы последователей дзэн как напитка, помогающего в укреплении духовной дисциплины в долгие часы медитации. Первые чайные японские сады, построенные в соответствии с идеалами «Садо» (ритуала «Путь чая»), создавались в эпоху Момояма, то есть в тот период, когда Сен-но Рикю активно занимался установлением канонов и определением эстетических форм «Пути чая». Считается, что в тот же период в садах впервые появляются каменные фонари и каменные чаши цукубай.
В периоды сёгунатов Камакура и Асикага в Японию прибывало много монахов из китайских монастырей, чтобы проповедовать свои идеи; вместе с ними широко распространилась и культура чая. Со временем формальная церемония приобрела форму духовного обучения.
Назначение японских чайных садов состояло в том, чтобы эмоционально подготовить гостя пройти «Путь чая», создать настроение, необходимое для полной оценки этой церемонии, отвлечь от окружающей действительности, показать путь постижения истины.
В декоративном отношении японский чайный сад, как правило, весьма отличен от садов других стилей. В нем гораздо больше цветочного декора, подбор растений осуществляется таким образом, чтобы сад представлял собой четыре вида по четырем временам года: зимой снег падает на восковые цветы камелий, весной – нежные цветы сакуры и буйство цветущих азалий, летом – лиловый дождь свисающих цветов глицинии, осенью – багряные листья кленов и ягоды нандины. Главная цель художественного замысла этого сада – показать красоту изменяющейся природы.
Сад сухого пейзажа. С усилением дзэнского влияния на садовую культуру многие структурные элементы японского сада окончательно приобрели черты символизма. Для символического изображения воды была разработана целая методика, широко известная сейчас под названием «сухой пейзаж» («сухие горы и воды») – «карэ-сансуй». Никакой симметрии применительно к «карэ-сансуй» быть не могло. Это был намек скорее на естественность, а не на искусственность пейзажа.
Сухой пейзаж – это всегда изображение воды. Камень, брошенный в воду, оставляет на ее поверхности расходящиеся в бесконечность концентрические круги. Скала, омываемая морем, борется с натиском воды, отгоняя ее от себя тоже по кругу. Воды стремительной реки, сотканные из невидимых и бесконечно параллельных струй, несутся вниз по течению. Водопад, мощными потоками срывающийся с гор, наполняет пространство ревом и грохотом. Прозрачный горный ручей игриво вьется между камнями, отражая солнечные блики. Каждый из этих образов рождает в сознании совершенно определенные картины, вызывая разнообразие чувств – от страха до благоговения, от очарования до умиления. Сухой пейзаж – это такой садовый прием, который заставляет человека активизировать сознание и направить его на создание определенно заданных образов.
Сухой пейзаж имеет два существенно различающихся типа. Один называется «с водой», другой можно перевести как «вода, которая была, но ушла». Первый вариант абсолютно символичен – вода изображается параллельными бороздами на мелком гравии или песке, концентрическими кругами вокруг камней. Второй вариант более изыскан и художественен. Это водопады, русла рек и ручьев, где человек подсознательно «завершает» эскиз, сделанный художником, создавая зрительные, осязательные и акустические образы в виде звона ручья, бликов солнца на воде, прохлады, веющей от водопада. Материалом для этих композиций являются не только камни, галька и гравий, но и растения.
Японский сад с сухим пейзажем – это наиболее яркий и наглядный пример влияния дзэн-буддийской культуры на сады. Такие сады создавались для медитации, духовного совершенствования, окончательного просвещения и не предназначались для широкого показа посетителям, в отличие от садов Дзёдо, садов удовольствия и эстетического наслаждения. Сторонник дзэн-буддизма находит в них мир Духа, современный человек, не посвященный в секреты дзэн, – кристаллизацию духовной энергии, выраженную в художественной форме. Другими словами, если искусство можно определить как материальное выражение эмоциональной напряженности человека, то японский сад с сухим пейзажем представляет собой искусство высшего уровня.
Одним из первых «переходных» к форме «карэ-сансуй» по своей сути стал парк при храме Сайходзи в Киото, закладку которого относят к первой половине XIV века. Чаще его называют Кокадэра («Сад мхов»). Вся поверхность Кокадэра покрыта толстым ковром мха. В Сайходзи все еще сохраняются признаки старых японских садов – пруд с тремя большими и четырьмя малыми островами, прихотливо сформированными полуостровами, мостами, тропинками. Но верхняя, каменистая часть сада гораздо ближе к «карэ-сансуй». Кстати, этот термин вначале употреблялся японскими садоводами для обозначения весьма ограниченной по размерам каменистой площадки в рамках типичного для периода Хэйан сада старого образца. Считается, что сад Кокадэра был заложен в 1334 году мастером Кокуси Mусо, монахом одной из сект дзэн-буддизма. Стилистически и хронологически Кокадэра является промежуточным этапом между садами эпохи Хэйан и философскими садами эпохи Муромати.
При желании можно было бы проследить нарастание уровня абстракции в сфере садовой культуры, сравнивая характеристики садов при храме Божественного дракона (Тэнрюдзи), при Золотом и Серебряном павильонах в Киото, при храме Вечного великолепия (Дзёэйдзи) в префектуре Ямагути…
Исследователь японского паркового искусства М. Сигэмори перечисляет около 700 садов с искусственными прудами и 323 сада в стиле «карэ-сансуй», относящихся к тому периоду. Но, пожалуй, поистине мировую известность получил сад камней при храме Миролюбивого дракона (Рёандзи) в Киото. Сад Рёандзи – это наиболее ультимативная форма стиля «карэ-сансуй». Там нет ни воды, ни деревца, ни травы. В свое время храм и окружающее его пространство претерпели немало изменений в результате пожаров и перестроек. Нынешняя форма сада сложилась в 1488 году. Существует немало теорий по поводу того, кто был автором-устроителем сада. Наиболее правдоподобной считается та, что приписывает авторство известному художнику Соами (1455–1525), хотя в последнее время высказывается немало сомнений по этому поводу. Сейчас сад представляет собой прямоугольник (23?9 м), протянувшийся вдоль дома настоятеля монастыря. Любоваться садом можно только с веранды дома, хотя, если судить по старым гравюрам, некогда посетители сада могли бродить по нему, что ныне просто немыслимо. Поверхность засыпана мелким белым гравием, над которым возвышаются пятнадцать поросших мхом камней, собранных в группы. Гравий «расчесан» специальными граблями так, что образовались параллельные полоски, тянущиеся от стены до стены, но завихряющиеся кругами возле камней. А они расположены так, что в какую бы сторону ни двигался по веранде зритель – вправо или влево, он может увидеть только 14 камней, а один (в зависимости от угла зрения каждый раз иной) всегда «прячется» от взгляда. Исследователи садового искусства сломали немало копий, споря о том, что имел в виду автор сада Рёандзи, укладывая камни именно в таком порядке. Одни искали ответ в тайнах «секретной геометрии», другие – в балансе нечетных чисел. Кто-то представлял панораму сада как архипелаг островков, выступающих из моря, а кто-то – как вершины горной цепи в пелене тумана или облаков. Нередко говорят и об ассоциации с семейством тигров, переплывающих море… Перед каждым медитирующим открывается своя картина, возникают свои ассоциации и образы. Когда-то картину дополнял вид дальних гор, проступавших за низким забором, огораживающим храм. Сад Рёандзи таким образом становился частичкой огромного целого. Но со временем поднявшиеся за стеной деревья закрыли дальнюю перспективу, превратив сад камней в самодостаточное зрелище.
Садовый стиль «карэ-сансуй» позволял выразить два эстетических идеала, активно внедрявшихся в мироощущение людей того времени последователями дзэн-буддизма. Это «югэн» – скрытая красота, полная символики, таинственности и недосказанности, и «юхаку-но би» – красота пустого пространства, ибо в дзэнском искусстве «пустота» всегда преобладает над «заполненностью».
Из книги Зимний сад автора Шешко Павел Славомирович1. История создания зимних садов. История выращивания комнатных и кадочных растений начинается с Древнего Египта. На египетских изображениях (а им более 3000 лет) видны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Древние римляне пошли еще дальше – они украшали
Из книги Удобрения и подкормки автора Петросян Оксана Ашотовна2. Особенности зимних садов, теплиц и оранжерей. Сложно определить, чем различаются между собой теплица, оранжерея и зимний сад. Специалисты считают, что теплица– это сооружение, почти целиком сделанное из стекла или прозрачного пластика, в которое входят из сада.
Из книги Огород и сад для лентяев автора Руцкая Тамара3. Построение зимних садов. 3.1. Расположенность по сторонам света. Зимний сад можно построить с ориентацией на любую сторону света. Ориентация зависит от предназначения сада: использование его для отдыха и общения с природой или для работы (кабинет, студия).Немаловажное
Из книги Китайский и японский сад автора Згурская Мария ПавловнаУдобрение междурядий молодых садов В садах междурядья, как правило, занимают всевозможными культурами. На бедных почвах можно выращивать многолетний люпин, удобренный фосфорным и калийным удобрением с добавлением небольшой дозы азота. Корни люпина хорошо разрыхляют
Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия ГеннадьевнаУдобрение междурядий взрослых садов В плодоносящих садах с 12–15 лет уже не ставится задачи получения дополнительных доходов с междурядий. С этого времени основной целью является получение стабильных высоких урожаев, защита плодоносящих деревьев от морозов.Междурядья
Из книги 500 советов садоводу автора Бойчук Юрий ДмитриевичУдобрение плодоносящих садов При удобрении плодовых деревьев необходимо правильно рассчитать дозы удобрений, что является довольно непростой задачей. Выбирая оптимальное количество удобрения для того или другого плодового дерева, нужно учитывать множество факторов:
Из книги Русский огород, питомник и плодовый сад. Руководство к наивыгоднейшему устройству и ведению огородного и садового хозяйства автора Шредер Рихард ИвановичОмоложение старых садов В 30–40-летнем возрасте у деревьев происходит отмирание скелетной и обрастающей древесины, прогрессирующее по мере старения растения. Сильные молодые побеги могут быть получены из нижерасположенных спящих почек и волчков. Пробуждение спящих
Из книги автораСтили китайского сада Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских
Из книги автораСтили ландшафтного дизайна Стиль – это собирательный образ художественных деталей, использующихся в оформлении чего-либо, объединенный общим способом творческого выражения. Иными словами, стиль ландшафтного дизайна заключается в едином впечатлении, которое
Из книги автораМожно ли для удобрения садов использовать фекалии Совет № 47 Фекалии богаты питательными веществами, но следует иметь в виду, что в них могут содержаться яйца глистов. Поэтому в первую очередь фекалии вносят под неплодоносящие растения. Но в любом случае перед
Из книги автораII. О местоположении, степени влажности и защите плодовых садов Вопрос о местоположении сада весьма важен для успеха плодоводства. Плодовые сады вообще резко отличаются от огородов в этом отношении. Огороды весьма удобно помещаются во влажных долинах. Плодовые же сады,
Японское ландшафтно-парковое искусство зиждется на умении подчеркнуть природные красоты, руководствуясь эстетическими и философскими идеями. Мастера стараются избегать чрезмерного искусственного декорирования и сосредоточены на возможности выделить естественный ландшафт. Согласно древней синтоистской религии природные особенности, такие как горы, водопады и леса имею свой собственный дух и душу.
Предпосылки развития садово-паркового искусства Японии
За сотни лет своего существования, озеленение в Японии превратилось в оригинальную художественную форму и стало важной частью культуры страны. Искусство японского сада тесно связано с архитектурой и обработкой натуральных материалов, которые являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. История японской традиции художественного оформления уличного пространства восходит примерно к 7 веку, а первые документы об их дизайне относятся к 10 веку.
Остатки древних каменных сооружений, датируемых 5 веком нашей эры, имеют отдаленное внешнее сходство, с встречающимися в ландшафтном дизайне образцами. Подобные древности, в виде плоских вертикальных, расположенных кругом камней, обнаружены археологами на острове Акито и на Хоккайдо. Однако ученые склоняются к версии, об использовании их для проведения духовных ритуалов, а не для красоты. Будет вполне справедливым утверждение, что для того периода концепция централизованного планирования парков и садов была не столь актуальна. Эти камни были объектами поклонения и местом воздания молитв духам природы. Но духовные основы сублимировались в художественные формы осмысленного размещения камней в садах и парках. В период с седьмого века по десятый, привносились новые культурные и религиозные аспекты из Китая и Кореи. Именно они и сыграли важную роль в развитии садово-паркового искусства Японии, стали философской основой для оригинального японского видения пространства. Компоновка камней подчеркивает уважение к природе и абстрактным представлениям мира, полученным из религии и философии. Дизайнеры используют натуральные камни без какой-либо искусственной обработки.
Предназначение японских садово-парковых ансамблей
Традиционный японский сад сочетает в себе элементы, опыт употребления которых был накоплен за многие века. Все они отражают влияние определенных периодов истории. Считается, что нет понятия «типичный традиционный японский сад». Типичным можно считать лишь влияние его атмосферы и наслаждение от посещения. Следует отметить, что до недавнего времени самые исключительные образцы садово-паркового искусства были редко открыты для широкой публики. Их строила правящая элита для удовлетворения своих личных эстетических потребностей. Разбивались парки и при храмах, чтобы создать в их окружении настроение, соответствующее для поклонения и созерцания. Сюгаку-ин — один из самых больших садов в Киото. Он был спроектирован для отставного императора, чтобы он мог провести оставшиеся годы в спокойствии. Сад Серебряного павильона Гинкаку-дзи был создан для отдыха сёгуна из династии Асикага в неспокойные времена конфликтов в столице. Они служили средством достижения покоя и умиротворения, которого правители так отчаянно искали в периоды ссор и конфликтов, отмечающих большую часть истории Японии. По своей задумке сады были воплощением утопичной идеи, реализации рая на земле. Отдельные образчики этого направления в искусстве достигли поистине максимально вообразимого сходства.
Философия японского ландшафтного дизайна
Так или иначе, а идеи, реализованные на веренице островов на восточной окраине Азии, развились под влиянием дзэн-буддизма, который был привезен из Китая в тринадцатом веке, и дополнились самобытностью Японии. Оценка и понимание традиционного японского сада является сложной и трудной задачей. Визуальные объекты и конструкции, воспринимаемые западным обывателем по различию форм, текстуре и цвету менее важны для азиатского ценителя. На первый план выходят невидимые философские, религиозные и символические значения. Понимание приходит с анализом истории происхождения и значения ключевых элементов, присутствующих в той или иной форме, почти в каждом японском саду: воды, камней, растений… При проектировании парков используют такие элементы, как пруды, ручьи, водопады, острова и холмы, чтобы создать миниатюрные репродукции природных пейзажей.
Символизм в ландшафтном дизайне Японии
Так как благодаря своему географическому расположению Япония представляет собой группу островов в окружении морей и океанов, вода как элемент дизайна имеет решающее значение. Один из самых популярных стилей сада — «chisen». В таких местах для отдыха и созерцания пруд или озеро занимает наиболее значительную часть. В основе лежит концепция необходимости и важности воды не как субстанции, а как символа жизни. В данном случае не столь важно количество воды, сколь необходимо ее наличие. При дефиците места, возможность созерцать воду реализуется в небольшой каменной емкости. В сухих садах стиля «Karesansui» наличие воды как таковой не является обязательным. В таких пространствах, море символизирует серый гравий или песок, с нанесенным на него узором.
Море без островов немыслимо, и в создании таких островов японцы во многом обязаны концепциям ландшафтного дизайна, заимствованным из Китая. Одним из самых ранних стилей стал «shumisen-shiyo», Утопия или священное место удаленное от обычного человеческого общества. В садах, следующих этой традиции, остров бессмертного и вечного счастья, под названием Хорайсан или Хорайджима, стал важным элементом. В более поздних интерпретациях буддизма священный остров был заменен легендарной горой, на которой считалось, что жил Будда.
Журавли и черепахи, согласно китайской мифологии — символы долголетия. Часто острова формой напоминают именно этих представителей фауны, являющих собой воплощение благоприятных обстоятельств и долговечности. Другим благоприятным символом является Кибунэ, корабль сокровищ, который плывет по морям. В инсталляциях его часто представляют группой камней. Подобные острова, из-за своего священного характера, недоступны для человека. Помимо сакральных, парки могут иметь островки, соединенные с основной территорией мостами. Часто на них размещаются чайные беседки. В сухих садах, или садах камней, островки представлены каменной породой интересных форм, установленных на песке. Группы камней могут быть расположены близко к краю водоема или его символического изображения.
Символ триединства Будды, представлен в ансамблях тремя вертикально расположенными камнями. Самый большой камень, который всегда находится в центре, представляет Будду, а два поменьше, помещенных рядом, представляют собой бодхисаттв.
Деревья и растения, используемые в саду тесно переплетены с духовной и физической жизнью японского народа. Сосна является основным структурным деревом. Традиционно его называют «Токива» — вечнозелёная. Сосна символизирует долголетие и счастье. Черные и красные сосны представляют позитивные и негативные силы в мире. Японская черная, или мужская сосна, символизирует собой прошлое, а красная, или женская –будущее.
Бамбук и сливовые деревья часто представлены в композиции. Комбинация сосны, бамбука и сливы символизирует благоприятные обстоятельства. Слива — воплощение энергии и символ терпения, благодаря способности к раннему цветению после суровой зимы.
Эстетика парковых ансамблей
Уникальная японская эстетика традиционных садов проистекает из дзэн-буддизма. Влияние религии из Китая осуществлялось в два этапа. Первые веяния буддизма в стране относятся к периоду правления династии Тан, дзен концепции пришли из китайской эпохи Сун. Японские монахи, возвращающиеся из Китая, привезли учение, а вместе с ним и предметы искусства, которые высоко ценились аристократией, верующими и воинами того времени. Влияние на искусство и архитектуру Японии были невероятно впечатляющими и продолжительными.
Эстетическая ценность японского стиля заключается в кажущейся простоте, естественности, утонченности. Отличает традиционный стиль и использование наводящих символов, а не прямолинейных решений. Монастырские садово-парковые ансамбли, представляющие «Путь Дзен» славятся использованием асимметрии, с применением совершенных форм и использованием не четных элементов композиций.
Для того, чтобы постичь сущность вещей, все несущественные элементы должны быть отброшены. Изобразительное искусство той эпохи, выраженное черными чернила суми, убеждало ценителей, что монохромное изображение позволяет узреть бесконечные варианты оттенков. Эта тенденция перенеслась и в японскую эстетику садов, где преимущественно преобладал монохроматический зеленый цвет. Цветы призваны были лишь выгодно подчеркнуть и возвысить ценность цвета основного.
Элементы японского сада
Важное понятие для японского садово-паркового ансамбля — «простота», которую не следует путать с однообразностью и монотонностью. В понятие закладывается достижение максимального эффекта минимальными средствами. Чайные домики или беседки частично скрыты за деревьями или оградами. Каменные фонари устанавливаются рядом с деревьями и кустарниками, чтобы не становится главными объектами осмотра. Красочные аксессуары исключаются. Приветствуются природные приглушенные цвета.
Постройки, мосты, заборы, дорожки проектируются с использованием естественных материалов. Дизайнер сада должен скрывать свои творческие инновации и креативные идеи под видом природы. Скрупулезно обрезанный бонсай, должен казаться вековым деревом, выросшим естественным образом.
Пруды, фонтаны, водопады и мосты
Пруд, является одним из основных элементов в японских садах. Для соответствия естественному аналогу, техногенные пруды асимметричны. Берег водоемов обычно подчеркнут камнями. Поток воды из водопада или ручья, устремленный к пруду символизирует человеческое существование: рождение, жизнь и смерть. Звук и внешний вид воды меняется по ходу следования от бурного и стремительного потока до безмятежной тишины спокойной глади.
Фонтаны иногда располагаются у подножия холмов, на его склонах или в сени леса. Нередко использование источников и колодцев. Это сделано как для функционального использования, так и из эстетических целей.
Мост является как продолжением дорожек, так и декоративным дополнением. Традиционно деревянные опоры мостков остаются необработанными. Мосты, пересекающие песок в садах камней не несут функциональной нагрузки. Это исключительно декоративное устройство, используемое для духовной медитации. Каменные мосты, выполненные без поручней, подчеркивают, как декоративность сооружения, так и настраивают на духовный лад, убирая преграду между гостем и окружением. Мосты бывают разных форм и стилей. Используемые материалы варьируются. Применяют как обработанные, так и необработанные камни, разные виды древесины. Планируя несколько мостов, стараются избежать повторения, чтобы добиться эстетического разнообразия.
Садовые растения и деревья
Деревья и растения добавляют японским садам свой уникальный характер. Если европейские сады отличает красочность и разнообразие деревьев, кустарников и цветов, то японские садово-парковые ансамбли гордятся своими преимущественно зелеными, а зачастую и вечнозелеными деревьями. Однако японские сады не всегда были монохромным. В классическом саду 10-12 веков сосны дополнялись черешнями, абрикосовыми и сливовыми деревьями. Декоративные цветущие кустарники украшали не только парки, но и внутренние дворы. Неизменно лишь обрамляющее камни расположение крупномерных и маломерных растений. Их предназначение заключается в попытке собрать ландшафт в единый ансамбль, внести плавность в пейзаж и задать базовый характер пространства. Среди лиственных растений преимущественно используются клены. Покровный слой дополняется различными мхами, осокой и лесными цветами. Растения призваны подчеркивать быстротечность времени и неизменность чередования времен года. Цветущие однолетние растения не в почете. Быстрое и пестрое цветение мешает сосредоточенью. Исключается использование клумб, газонов и цветников. Выигрышно смотрятся стволы деревьев и пни.
Садовые тропинки и дорожки
Тропинки, как и многие другие элементы японского сада, уходят своими корнями к традициям проведения чайной церемонии. Они стали характерной чертой разнообразных ландшафтов. Изначально каменные тропинки служили альтернативным путем, позволяющим миновать покрытые мхом участки. Плоские ступеньки служили не только для сохранения травы, а также для облегчения в ориентировании посетителя при перемещении к определенному визуальному объекту.
Камни располагаются с переменным интервалом, составляя не повторяющиеся узоры. Дизайнер тщательно размещает камни, обращая особое внимание на форму, цвет и размер. Каменные ступени располагают возле веранды, входа в дом, или в чайную комнату. Планируется, что гость разуется и оставит свою обувь на ступеньке перед входом. Противопоставление природных и искусственных камней в естественной среде подчеркивают образ.
Ограды и стены
В японских традиционных садах используется три типа оград: невысокий короткий забор от дома до сада, внутренний забор и внешняя ограда. Наружное ограждение — это первое сооружение, которое встречает при приближении к саду. Оно обычно реализуется из толстых плотно собранных ветвей, являясь своеобразной защитной стеной. Тем не менее внешний вид зависит от типа сада, который оно окружает. Например, ландшафтный садовый забор не реализуют массивным, чтобы сохранить иллюзию обширной территории.
Часто используются бамбуковые ограждения. Они могут быть различных текстур и узоров, являясь фоном для выгодной подачи растений и цветов. Внутренние ограды, как правило, не сплошные, служат перегородками. С их помощью подчеркивается легкость и естественность пространства.
Японская эстетика – совершенно особая. Ей чужды роскошь и затейливость, избыточность предметов. Красота по-японски заключается в спокойном равновесии, гармонии форм, линий, оттенков и звуков.
Японский ландшафт – не просто живописная картинка, а способ постижения мира, в основе которого очень уважительное, поэтическое отношение к природе.
Садовый дизайн в Японии, конечно, тоже результат работы рук мастеров, но, прежде всего, это продукт труда интеллектуального. Японский садовник не станет «перекраивать» рельеф и переделывать пейзаж, пытаясь приспособить местность к собственной прихоти. Он – ученик Природы и, создавая ландшафт, следует её законам.
Даже самый крошечный японский садик – слепок окружающей натуры, философская трактовка той среды, что характерна для конкретной местности. В нём нет ничего случайного, ни одной бессмысленной детали: каждый камень, фонарь или пень является символом определённого понятия и «отвечает» за удачу, здоровье, материальное благополучие.
Достоинства и особенности японского сада
Чем пленяет японский ландшафт европейцев?
Загадочной задумчивостью, ясностью линий, плавным перетеканием оттенка в оттенок… Но есть у него и другие интересные качества.
Японский сад способствует формированию рассудительного, невозмутимого отношения к жизни; он умиротворяет, развивает чувство вкуса.Японский сад – отличное средство от стрессов. А также, поскольку в нём господствует фэншуй, учение о циркуляции энергий, то ещё и место силы, физического оздоровления.
Наконец, такой сад – прекрасно подходящая модель для участка любого размера, даже очень маленького. Он также идеально впишется в участки нестандартной формы – слишком узкие, расположенные на склоне, с каменистой, кочковатой почвой.Тем не менее воплотить японскую мечту не так уж и просто.
Что для этого требуется?
— Во-первых, обладать по-настоящему утонченным вкусом.
— Во-вторых, довольно обширными знаниями о японской культуре. Более того, надо разделять мировоззрение, которое станет концептуальной основой для вашего сада. В частности, помнить о том, что абсолютно все предметы должны быть исполнены смысла и находиться там, где им предписано фэншуем.
![](https://i0.wp.com/rehouz.info/wp-content/uploads/2018/01/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C-%D0%B2-%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE.jpg)
К незыблемым правилам, которых следует придерживаться, разбивая сад по-японски, относятся:
- многомерность. Сад создаётся, в первую очередь, для созерцания, поэтому на каждом повороте тропинки, с каждого возвышения должна открываться новая перспектива. Чтобы этого добиться, широко применяют перепады уровней, мостики, холмы.
- Отсутствие симметрии. Природа обходится без линейки и циркуля, а японский сад, напомним, во всем повторяет природу.
- Главные стихии в японском миропонимании – растения, вода и камни. Это, если хотите, «святая троица» японского сада.
- Камней традиционно много. Они располагаются группами, образуя локальные сады камней, из них выкладывают тропинки, делают сухие ручьи.
- Важный нюанс – использование местных материалов. Не нужно привозить живописные камни издалека – они будут чужеродными для вашей местности.
- Вода приветствуется в любом виде. Это могут быть пруд, ручеёк, фонтанчик.
- Композиционность – ещё один приоритет японского ландшафта. Отдельные предметы следует сочетать в живописные группы: ручей, мостик и фактурная сосна, например, или камень, куст и фонарь над ними.
Если мечтаете оформить на японский манер весь приусадебный участок, то сначала разбейте его на части неправильной, произвольной формы. Желательно, чтоб они совпадали с основными функциональными зонами.
Затем позаботьтесь о мягком, естественном переходе от зоны к зоне: в качестве условных границ используйте камни, деревья, неброские аксессуары.
Впрочем, не пытайтесь воссоздать Японию среди русских осин и берёз, не стоит бездумно копировать образцы садов из Киото и Окинавы. Главное – общие принципы. А растения, камни, цветы выбирайте из местного ареала: лишь такой пейзаж будет выглядеть правдоподобно, что в итоге соответствует японской философии.
Основные краски японского сада
В Стране восходящего солнца считают, что большое количество буйно цветущих растений разного вида может вывести человека из равновесия, лишить его покоя и вдумчивости.
Из поколения в поколение передаётся легенда, согласно которой некий сегун, услышав о красоте одного из садов, уведомил хозяина, что прибудет к нему для экскурсии. Когда владыка в назначенный час ступил за калитку сада, то не увидел ни одного цветущего растения – все цветы были безжалостно срезаны. Гость рассердился… Но хозяин пригласил его в беседку, где на столе красовался цветок – единственный, неповторимый. Столь драматический приём заставил сердце сегуна трепетать от нахлынувших чувств.
Иными словами, чарующе - сдержанная гамма японского сада, состоящая их оттенков и полутонов, плавных переходов. Вершина мастерства – добиться, чтобы некий угол сада был выдержан во многочисленных оттенках одного-единственного цвета. Допустим, белого, желтого или лилового.
А вот серый, мшисто-зелёный, приглушённый коричневый и не слепящий белый можно назвать базовыми красками для японского пейзажа.
Метафизика деревьев в японском саду
Классический японский участок немыслим без трёх, можно сказать, сакральных растений – сливы, сосны и бамбука. Первое символизирует весну, торжество жизни и считается деревом самураев.
Традиция любоваться ветками цветущей сливы (ханами) не менее прочна, чем в случае с сакурой.
Сосна олицетворяет мужество, силу духа и долголетие; кривоватое, потрепанное ветрами сосновое деревце – одна из самых узнаваемых эмблем Страны восходящего солнца.
А бамбук ассоциируется с гибкостью, прочностью, умением преодолевать любые обстоятельства.
Глубокий символизм, однако, сформировался позже. А первые японские садовники просто использовали те деревья и кустарники, которые росли поблизости. При этом горные растения сажали на участках, где много камней, а долинными украшали поместья, расположенные в низинах. Это значит, что вовсе не обязательно покупать японские саженцы и семена, для сада вполне подойдет знакомая, местная флора.Бамбук, например, можно заменить ивой, фаргезией, сазой, высоким сахалинским горцем.
Сибирский кедр из русского бора справится с ролью белой и черной японской сосны, а родные вишни будут цвести и благоухать ничуть не хуже, чем японские сливы-умэ.
Подбирая растения, помните: ваша задача не в том, чтобы сад переливался красками с первых дней весны и до глубокой осени. А в том, чтобы яркие вспышки цветения чередовались с длительными фазами покоя.
Очень по-японски выглядят также черешни, гладкие вязы, дубы и особенно клёны – рисунок их листьев, богатая осенняя палитра полностью отвечают японским идеалам красоты и гармонии.
Кусты, травы и цветы
При выборе кустарников следует учесть архитектуру каждого растения, текстуру и оттенки его листьев. Чаще всего ландшафтные дизайнеры рекомендуют барбарис, кизильник и боярышник. Благодаря ягодам и оттенку листвы, эти культуры достаточно эффекты, а также долго держат форму после стрижки.
Без периодической стрижки обойтись не получится: традиция требует, чтобы в саду были растения шарообразной формы. Её придают не только кизильнику, барбарису, самшиту, но даже невысоким вязам, туям, карликовым тисам, рододендронам. Из этих и других подстриженных растений нередко формируют живые изгороди.Для создания зелёных стен и ковров используют разные виды спиреи, дейцию, а также травы – молинию, ковыль, мискантус. Широко применяют мхи, декоративные осоки и злаки.
Устройте несколько миниатюрных моносадов. Их можно сформировать из хост, папоротников, то есть, растений одного типа, дополненных камнями. Такой художественный способ полностью отвечает духу японского сада.
Цветы в восточном мировоззрении так же многозначны, как и деревья. Всем известно, например, что хризантема – такой же символ Японии, как ветка сакуры или силуэт сосны. В большом почёте и лилейники, ирисы, луковичные.
Посадите хризантему-сюнгику. Это особый, съедобный вид цветка, очень популярный на Востоке. Из листьев такой хризантемы японцы готовят множество блюд, уверяя, что они обладают целебными свойствами.
Уместны в японском саду пионы, знаменующие любовь, символ скромности амаралис, а также белые розы – знак благородства. Впрочем, цветов должно быть в меру и располагать их лучше не на общих клумбах, а отдельными лужайками.
Камни и ещё раз камни…
Их значение для японского сада огромно.Камнями, во-первых, выкладывают зону отдыха – патио. А также главную дорожку, уходящую вглубь сада. Для неё выбирают крупные, с неровными краями плиты, а образцами поменьше устилают второстепенные тропинки и границы между зонами.
Во-вторых, камни нужны для сухого пейзажа, иными словами, для . Дело в том, что в старину японцы верили: боги обитают среди разбросанных глыб и валунов. С тех пор каменистые пейзажи – место, где медитируют монахи.В основе сада камней – семиугольник из линий, на пересечении которых устанавливают крупные обломки плитняка, гранита, кварца. Пространство между ними засыпают галькой, на поверхности которой вычерчивают волны.
Камни подбирают, учитывая и форму, и цвет. Сизые, голубоватые отождествляют со стихией воды, зеленоватые с растительностью, а камни диковинных форм символизируют в саду животных.
Каменный садик должен располагаться таким образом, чтобы солнце не слепило глаза тех, кто им будет любоваться.
Чем разнообразнее форма осколков, тем лучше. При этом обязательно должны быть лежачий, горизонтально вытянутый камень; изогнутый; плоский; невысокий-вертикальный и каменная статуя. Без последней, говорят японцы, сад – не сад.
Разнообразие водоёмов
Из камня должна быть и чаша-тсукубаи, невысокая бадья, которую когда-то использовали как рукомойник. Тсукубаи в наши дни – часть декора, а также напоминание о том, что вода – вечный, философский спутник камня.
![](https://i0.wp.com/rehouz.info/wp-content/uploads/2018/01/%D0%A7%D0%B0%D1%88%D0%B0-%D1%82%D1%81%D1%83%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0-%D0%B2-%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5.jpg)
Если позволяют площадь и возможности, можно выкопать пруд, характерную деталь для поместий японских аристократов. Часто посреди такого водоёма насыпают островок (символ места обитания душ, то есть бессмертия
), соединяя его с берегом при помощи деревянных настилов или камней (каменных плит).Почти всегда в японском пейзаже присутствует и водопад. Струи низвергаются с обломка скалы в узкое русло, образованное камнями поменьше. Плеск и журчание считаются в Японии одной из лучших музык, а летящая вода прибавляет ландшафту динамики.
Организовать традиционные японские водоёмы можно и без лишних затрат, прибегнув к современным средствам. Чаши-тсукубаи, допустим, сегодня делают из поливинилхлорида, окрашенного под старый, замшелый камень.
Малые архитектурные формы и освещение
Если вы намерены во всём следовать канонам японского ландшафтного искусства, то без чайного домика не обойтись. Тем более, что первые японские сады возникли вокруг таких домиков как дополнение к традиционной чайной церемонии.Собственно, сегодня чайным павильоном может быть обычная деревянная беседка в форме пагоды или куба, выкрашенная в красный, коричневый, белый цвета.
Другой важный атрибут – зигзагообразный мостик яцухаси. Его вытянутый, змеевидный силуэт символизирует извилистость жизненного пути, дорогу, которую проходит человек в поисках истины.Мостики могут быть и выгнутой, напоминающей радугу формы, имитировать корабли, быть из дерева и камня, простираться не только над водоёмами, но и над сухими ручьями.
У пруда, водопада, в саду камней не забудьте установить скамейки – прямые, аскетичные по форме, состоящие из каменных подпор и плоских деревянных сидений.
Фонари из камня – дань традиции, от которой не стоит отказываться. Такие светильники бывают самых разных очертаний, а также высоты – от приземистых, напоминающих округлые камни, до высоких столбов.
Существуют и подвесные фонари, светильники из бронзы, в форме пагод, резных квадратов, цилиндров, многоугольников… Одни из них светят вверх, другие придуманы, чтобы освещать землю…
Если расставить эти приборы грамотно – вдоль тропинок, по периметру патио, у кромки пруда, подле беседки – участок получит оптимальную дозу естественного света: неяркого, а немного таинственного, как и весь сад.
Страна восходящего солнца славится своей самобытной культурой и традициями. Здесь каждый предмет имеет свое философское значение и многовековую историю.
Главное слово, характеризующее культуру Японии - гармония. Она царит во всем. Единство человека с природой создает атмосферу спокойствия, настраивает на мысли о вечном. Поэтому и у нас японский стиль стал достаточно популярным.
Как же создать на своем участке самобытную атмосферу страны философов и самураев?
Принцип планировки
Основные акценты в формировании японского сада: ассиметричность в расположении элементов, плавность линий, преобладание зеленых, красных, желтых, оранжевых, фиолетовых оттенков, простота дизайнерских приемов.
Зрительно такой сад разделен на две зоны. В одной зоне, главной, устанавливают декоративные элементы, камни, высаживают растения. Вторая зона, в контраст к первой, остается пустынной.
Кроме того, в главной зоне для эффектного раскрытия пейзажа используют метод "визуальной отдаленности":
- на первом плане высаживаются крупные растения или устанавливаются объемные камни
- на втором плане - средние по величине
- на третьем - самые мелкие
Тогда во время прогулки по территории сада, с каждым шагом вам будут открываться новые элементы ландшафта. Все напоминает нетронутую завораживающую естественность природы.
Философия и символы сада
"Может быть сад без цветов, но не может быть сада без камней". Так говорили японские мудрецы.
Японский сад отличается от привычных нам садовых насаждений и сочетает в себе три главные компонента - воду, камень и растительность, которые находятся в гармонии между собой. Здесь особенно важна гармония стихий.
Растений мало или может не быть совсем. А главные элементы, основа сада - это камни, искусно установленные на территории.
Не менее важна в оформлении ландшафта вода - "кровь" сада. Водопад, ручей, источник или пруд - обязательные элементы вашего японского уголка.
Сад камней
Камень символизирует стойкость и силу, а собранные в композицию, они символизируют бесконечную и непознаваемую Вселенную. Именно поэтому выкладывают камни так, чтобы при любом вашем расположении на территории вы не видели бы все камни одновременно.
Композицию из камней(обязательно нечетное число) начинаем выкладывать с левого угла участка по диагонали. Старайтесь использовать камни в единой цветовой гамме или группами разных цветов, без всякой обработки, такими какие они есть в природе. Обрастая мхом, валуны будут выглядеть еще натуральнее. Возможны также композиции из крупных и небольших камней. Рядом высаживаем растения с листвой привлекательного цвета или необычной формы.
Плавные извилистые дорожки, вымощенные камнем - именно то, что делает японский сад спокойным, уравновешенным и наполняет атмосферу гармонией. Тропинка из гладких плоских камней символизирует путешествие по жизни без преград и проблем. Какой станет дорожка в вашем саду?
Используя речную гальку, песок или мелкий гравий (все они традиционно обозначают воду), вы можете организовать "сухой ручей" или небольшой водопад.
Для оформления сада также используют песчаник и природные сланцы.
Растения для японского сада
Каждое из растений несет в себе философский смысл:
- сосна - символ долгой жизни, смелости, твердого характера, долголетия
- ива плакучая - стыдливость и послушание
- сливовое дерево олицетворяет красоту души
- клен - символ мудрости, знаний
- бамбук - напористость, сила духа, стремление вперед
- вьюнок - поэзия жизни
- мох, лишайник - олицетворяют материнскую доброту и любовь, защиту и надежность
Поэтому, выбирая растения для своего сада, учитывайте и этот аспект.
Неординарным украшением вашего сада может стать ниваки , выращенные особым способом растения с красивой экстравагантной кроной. Их еще называют "садовый бонсай" за сильную схожесть с этими растениями. Главным принципом в озеленении территории является "принцип волны": растения подбираются таким образом, чтобы в любое время года можно было чем-то любоваться.
Кустарники и низкорослые деревья, такие как рододендрон, можжевельник, карельская береза, карликовая ель, сочетают с высокими - дуб, сосна, вяз. Фруктовые деревья(вишня, абрикос) вполне могут заменить японскую сакуру и так же будут радовать вас во время цветения.
Из травянистых следует выбирать крупнолистные виды, такие как хоста, папоротник, хризантемы, роджерсия.
Бамбук и баобаб теплолюбивы и могут не прижиться в нашей местности. Альтернативой бамбуку может послужить черная ольха " Империалис" или сахалинская гречиха.
Если территория вашего сада находится в тени, подойдут такие растения как рододендроны, японская примула, многорядник трехраздельный, щиповик светлый. На солнечной стороне хороши: японская спирея, карликовая сосна веймутова, приречный клен Гиннала. Яркий барвинок или копытень Зибольда также будут уместны на вашей клумбе.
Вода
Вода - символ жизненной энергии, очищения, процветания, положительной энергии. Сад в японском стиле немыслим без водного объекта. Это водопад (символизирует начало человеческой жизни), ручей(потоки воды - река нашей жизни), фонтан, маленький пруд. По берегам вашего пруда можно высадить влаголюбивые растения.
Альтернативой может послужить "сухой ручей" или "сухой пруд", а также волнистые линии нарисованные на песке или мелкой отсыпке.
Незаменимым интересным элементом в вашем саду станет цукубаи - это чаша из камня для умывания лица и омовения рук(символизирует чистоту и непорочность). Воду из цукубаи набирают бамбуковым ковшиком. Обычно цукубаи располагают возле дома или при входе в сад.
Пространство вокруг цукубаи заполняют "морем" - черными камешками. Цукубаи можно сочетать с фонарем Орибс(никакие другие фонари на эту роль не годятся). Такой дует прекрасно подчеркнет стилистику вашего сада и наполнит его мелодией журчащей воды.
О японской культуре можно говорить бесконечно, настолько она интересна и завораживающа. И вы не ошибетесь, если решите оформить свой сад японском стиле. Ведь именно здесь вы почувствуете себя на одной волне с природой, что так важно при нашем современном динамичном темпе жизни.
Рельеф
В зависимости от характеристик участка можно создать сад в плоском и в горном рельефе.
Сад Реанлзи - пример плоскостной композиции. Для такого оформления вам понадобятся песок, небольшие камни и мох. На песке изобразите граблями поперечные полосы-волны - они будут символизировать акваторию, "сухой пруд". Разложите хаотично мох и камни.
Для холмистого рельефа пригодятся песок, галька и большие структурные камни. Большой вытянутый камень установите вертикально - это ваша горная вершина. Сделайте из плоских булыжников склоны вашего холма.
Мост в Японии - символ жизненного пути, поэтому его изготавливают из ценных пород деревьев. Для гармоничного сочетания выложите к своему мостику каменную дорожку. Также можно по обе стороны от моста выложить камни или высадить клумбу. Сидя на мостике с чашечкой чая можно подумать о главных ценностях жизни.
Продолжительная у меня вышла пауза в Изучении... Другие дела уволокли сознание в сторону. Не хватает центризма, да...
Как правильно заметил мой добрый, озорной и... легче лебединого перышка Друг Пух, сад без хозяина покрывается пылью. Где тут моя жидкость для придания блеска изделиям из... ?:))) Ну, вобщем:) двигаюсь в изучении далее.
Мне очень понравился в Изучении японского сада цикл статей автора Фоминой А.И. Статьи отмечены мною тем, что чувствуется их авторство... проживание описанного сделанным (она практикующий дизайнер).
Я размещаю ее статью с небольшими корректировками и сокращениями, а также добавлю интересные моменты и фотографии.
"Создать сад - значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца."
Ван Вэй,
китайский художник (1699-1759 гг.)
(...слово "закончив" здесь я бы заменила словом "воплощая")
Садово-парковое искусство Японии, более чем какое-либо другое, выражает своеобразное идейное отношение японской нации к природе. Шло время, менялись эпохи. Но не менялось в Японии это особое отношение к миру природы. А во время невзгод и социальных потрясений природа и японские сады оставались, пожалуй, одним из немногих мест, где человек чувствовал себя спокойно и комфортно.
Природа в Японии всегда была объектом искусства, а не фоном для него (как на Западе).
Пейзажный стиль японского сада
Основательно - как явление - японский сад формировался в Х-ХII веках.
В ХIV-ХVI веках садово-парковое искусство Японии достигает наивысшего расцвета.
Основным ссложившимся тилем японского сада стал пейзажный. Заимствованный из Китая, он был доведён японцами до филигранного совершенства на основе национальных традиций и самобытной культуры.
На протяжении веков мастера японского сада использовали одни и те же компоненты: камни, галька, песок, вода, сосна, бамбук, мох и т.д. Компоненты сада были всё те же, но использовались они в разных эпохах, которым присущи свои культурные, религиозно-философские и эстетические особенности.
Стиль японского сада, оставаясь пейзажным, продолжал свое развитие, эволюционировал. Рождались новые разновидности садов японского пейзажного стиля, с характерными признаками конкретной эпохи.
Стилистику японского сада сформировала сама природа Японии: острова, омываемые великими водами, красивейшие горы, реки, уникальный растительный мир.
В зависимости от функционального назначения и имеющейся площади, японский сад может быть большим, как парк. Но он может быть и миниатюрным - площадью всего в 1-2 кв.метра.
Cады при императорских дворцах
Cады при императорских дворцах - самые первые сады, создававшиеся под влиянием садового искусства Китая и Кореи. Они пришли в Японию в VI-VII веках, и до нашего времени не сохранились из-за междоусобных войн, пожаров, стихийных бедствий.
В этих садах обязательно было искусственное озеро и остров, соединявшийся мостиком с берегом.
Придворная знать во главе с императорской семьей проводила время в саду с обязательным катанием на лодках, с прогулками по берегам озера.
Конечно же, по образу и подобию этих садов аристократы стали создавать сады и в своих усадьбах.
Заимствованное извне садовое искусство на японской земле очень быстро стало сплавляться с местными верованиями, со своеобразным отношением японцев к природе и своеобразным образом жизни, отличным от других стран. Это взаимопроникновение вскоре явило свету совершенно новый вид искусства - искусство японских садов.
Так появляются японские дворцовые и усадебные сады.
В Японии IХ-ХII века - это время высокого расцвета поэзии, музыки, садового искусства. Сад становится неотъемлемой частью культуры нации с его чёткой эстетической направленностью.
Искусство Японии периода Хейан, в том числе и садово-парковое, приобретает национальное звучание, очаровывая оригинальной самобытностью.
Дворцовые и усадебные сады этого времени имели двойное назначение. Они были светскими: в них отдыхала, развлекалась и праздновала знать. Но это было время культа Будды Амиды. И сады этого периода, хотя и светские в основе своей, всегда были проникнуты духом религиозно-философского отношения к природе.
Это был период формирования первого чисто японского стиля садов - стиля Дзёдо
, или природного пейзажа (Дзёдо - "рай, чистая земля, совершенство").
Обязательными компонентами садов стиля Дзёдо были:
- храм;
- озеро с изрезанной береговой линией;
- острова в озере, символизирующие горы (в том числе, священную гору Сумеру - центр буддийского мироздания, или же гору Хорай - обитель бессмертных).
Создаваемый в саду пейзаж, должен был быть копией какого-то конкретного природного пейзажа.
Развитие садово-паркового искусства Японии
Конец ХII века и начало ХIII века в Японии - время социальных потрясений и кардинальных перемен. Приход к власти самурайского сословия повлёк за собой изменения во всех областях жизни общества. Не обошли стороной эти изменения и садово-парковое искусство Японии.
К этому времени в японские национальные верования, культуру и философию прочно вошло одно из направлений буддизма - дзен. Отличительной особенностью дзен была его направленность в первую очередь на человека, а не на абстрактные понятия
.
Укрепление духа, понимание законов мироздания, постижение истины через самосовершенствование - эти дзенские постулаты были созвучны времени. Они быстро нашли глубокий отклик у населения в силу очень сложного исторического периода. Каждый стремился найти ответы на многочисленные вопросы, рождённые смутным временем. И дзен-буддизм, с его близким к синтоизму мировоззрением и ориентацией на конкретную личность, входил в жизнь нации, становясь не только религией, но и образом жизни. Дзен, в силу своей гибкости и практичности, очень хорошо вписывался в идеологию пришедших к власти самураев.
В японской культуре есть замечательное качество: с появлением нового, не уничтожать старое, но, изучив и видоизменив в соответствии со своим мировоззрением, соединить это новое с уже имеющимися достижениями. В результате такого подхода в искусстве появляются новые течения и направления, но с чисто японским колоритом.
Так, классический буддизм, пришедший в Японию извне, получил здесь новое звучание в форме религиозно-философского учения - дзен-буддизма. Развитие его на японской почве привело к созданию особого типа садов - храмовых и монастырских.
Храмовые и монастырские японские сады
Рождённые культурой дзен, храмовые и монастырские сады были отличны от всех предыдущих садов. Они могли вовсе не иметь растений или самое минимальное их количество. А вот камни, песок и галька стали в саду "главными героями".
Так родился новый тип японского сада, ставший наряду с сакурой, визитной карточкой Японии - японский сад камней.
Сад камней ещё называют в Японии символическим садом, или философским садом. Это одно из самых загадочных для невосточного человека явлений. Ни в одной мировой культуре не встречается больше такого сада.
Основной принцип при создании символического сада - подражая природе и учась у неё, в малом создать большое.
Создаваясь при храмах или монастырях, японские сады предназначались для созерцания. Территория сада искусственно замыкалась забором, обмазанным глиной и побеленным. Забор мог быть из бамбука, дерева, или же в виде живой изгороди.
В отгороженном забором саду, как в своеобразном микромире, размещались песок, камни, морская галька, мхи, расположенные согласно тщательно продуманной композиции, символизирующей Вселенную.
Искусство сада камней возникло из условий жизни Японии того времени - как стремление постижения идей дзен-буддизма через уединённое самоуглубление, созерцание, медитацию. Сад камней объединил в себе символизм, минимализм и, в то же время, естественность.
Сад храма Рёандзи ("храм Умиротворённого дракона") - вершина японского искусства садов камней.
РЁАНДЗИ - буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава ИэЯсу. С конца ХVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.
Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад - 30 м, с юга на север - 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.
Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма.
Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз - другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзэн-буддийский монах Соами показывал людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что эта иллюзия символизирует непознаваемость мира, и узреть все камни сразу способен лишь тот, кто достиг просветления.
Еще одна загадка сада - в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.
Абстрактный японский сад
Абстрактный сад похож на предыдущий, но считается, что абстрактные сады не имеют аналогов в природе.
И здесь особая роль принадлежит зрителю, который волен мысленно дорисовывать абстрактный сад, быть его соавтором.
Автор этого сада - современный скульптор Казумаса Охира. Он создал свой сад из мелкого гравия, камней и минимума растительности, назвав своё творение очень просто - "Абстрактный сад".
Сад "Сухой пейзаж" был разработан мастерами японского садового искусства для символического изображения воды.
"Сухой пейзаж" - это всегда символическое изображение воды.
Сады с сухим пейзажем дают наиболее яркий пример влияния дзен-буддизма. Они не предназначались для широкого посещения. Такие сады интересны не только оригинальностью и своеобразием, но и тем, что могут быть созданы на самых разных по площади участках.
Сады "Сухой пейзаж" имеют два вида, весьма различающихся внешне:
1. "С водой".
У такого сада "основной герой" - песок или мелкий гравий, символизирующий воду.
Специальными граблями здесь проводятся параллельные борозды. Располагающиеся кругами вокруг камней борозды - символ распространения волн после падения камня в воду, символ отката волн от стоящей на их пути скалы. Борозды большими продольными линиями - символ безмятежного бега волн в просторе океана.
2. "Вода, которая была, но ушла".
Этот тип "Сухого пейзажа" интересен для применения в наших садах, так как предполагает довольно большой набор элементов. Это могут быть оригинально оформленные (при помощи песка, гальки, гравия) водопады, бурные реки или небольшие ручейки в сопровождении соответствующего ассортимента растений.
"Сухой пейзаж" - символ воды, который с успехом может заменить в саду живую воду. И от этого сад в японском стиле не только не потеряет своей оригинальности, но будет более "японским".
Японский сад чайной церемонии
Дзэнская культура создала ещё одну замечательную разновидность японского сада - сад чайной церемонии. Он был новым не по форме, но по его функциональному назначению. Новым в этом саду было лишь наличие специального сосуда Тсукубаи для омовения рук.
Сад, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо.
Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.
Постепенно чайная церемония становится неотъемлемой составляющей культуры Японии - сначала в буддийских монастырях какчасть ритуального действия, а потом в придворной среде в виде утончённого развлечения; затем и в остальных слоях общества, в виде собраний за чашкой чая.
Сад чайной церемонии характеризуется небольшими размерами, его обязательные части:
- дорожка, ведущая к Чайному домику;
- скамья ожидания, где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик;
- сосуд для омовения рук;
- каменный фонарь.
Дорожка имела покрытие из неровных камней, что заставляло любого посетителя, независимо от ранга, смотреть себе под ноги. Были и специально выровненные участки дорожки, где посетители, останавливаясь, могли полюбоваться садом.
Вход в чайный домик был очень небольшого размера, и каждый входящий должен непременно наклониться, а имеющий меч оставить его у порога. Всё это символизировало равенство всех гостей, вошедших в Чайный домик.
Сформировался окончательно стиль чайных садов Японии в ХVI веке, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской дзен-буддийской культуры.
Японские сады у жилого дома - тсубонива
Проблема нехватки земли на территории Японии существовала всегда, а с XIX века она стала наиболее острой. Это привело к созданию малых садов у жилого дома.
При строительстве дома, с внутренней стороны двора оставлялись небольшие открытые участки для проветривания помещений. И там делались совсем маленькие садики - цубонива (тсубонива). Они "позаимствовали" из устройства чайных садов сосуды для омовения рук, стоящие рядом с ними фонари, дорожки, ведущие к дому, большой камень - ступеньку при входе в дом.
Композиция сада у жилого дома строится на взаимоотношении фонаря, сосуда для воды - "тсукубаи" минимального набора хвойных или лиственных растений, архитектурных линий дворика и дома.
Из растительности здесь мог быть всего один куст азалии или бамбука, или крохотное деревце.
Японский миниатюрный сад
Миниатюрный сад - это оригинальный способ показать необъятность мироздания на очень маленькой площади. В искусстве создания таких садов японцам нет равных в мире!