Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш" (старшая группа) план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Ход организованной образовательной деятельности
Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) - (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.
Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Л - д: - Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
Дети: - Доброе утро, все дети!
2. Диференциация звуков (с) - (ш) в изолированном звучании.
Л - д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?
Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)
Как вы здороваетесь с солнцем?
Какое солнце?
Солнышко грустное?
Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.
Веет, свистит,
Все вокруг сдувает (ветер)
А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс........
Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш.......
а) Игра: «Солнышко - ветерок»
б) Игра: «Подбери звук»
Л - д: - Вспомним дети быстро,
Как пшениченька шумит? (Шшшшш.....)
Как в роще ручей журчит? (Ссс.....)
Как оса в саду жужжит? (Сссс.....)
Как шумят у птицы крылья? (Шшш...)
В море синем паруса (шшшш....)
И пшениченька шумит (шшшш....)
И листочек шелестит (шшшш.......)
И ручей (ссссс......)
И оса кусается (сссс....)
Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).
3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).
Л - д: - Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).
Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).
Губы - улыбаются.
Зубы - заборчиком.
Кончик языка - за нижними зубами.
Посередине языка проходит холодный воздух.
Горлышко - отдыхает, спит.
Губы - круглые как калачик.
Зубы - заборчиком.
Язык - круглый как чашечка.
Кончик языка за верхними зубами.
Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.
Горлышко - отдыхает.
Л - д: - Дети, какие отличия в произношении этих звуков?
Чем похожи эти звуки?
Как мы обозначаем эти звуки? Почему?
4. Развитие фонематического слуха.
а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».
Л - д: - Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]
На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) - шаг назад.
(Са, со, су, сы, ши и т.п.)
в) Игра «Сорви лепесток».
Л - д: - Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).
Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) - зеленый.
Из тоненьких ниточек,
Шьет шубку паучок,
А рубашки из листочков,
А юбки из травки.
Зовет мышку в щелочку,
Выбирай платок,
Прыг - скок, прыг - скок,
Не поймаешь паучок.
Л - д: - Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) - синим,
Звук (ш) - зеленым.
5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.
а) Игра «Найди лепесточков картинка»
Л - д: - Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.
К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)
Найдите лепестки слова
(Предметные картинки)
Са - сани Ша - шапка
Со - сова Шо - шорты
Это - серп Ши - шило
Сы - сыр Ша - шарф
в) Игра «Мозаика»
Л - д: - Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.
Сейчас мы попробуем составить на мозаике.
Звук (с) - синяя фишка, звук (ш) - зеленая фишка,
Громкие звуки - красная фишка.
я - са аш - ас аша - аса шпа - спа
что - со ош - ос ошо - осо шпу - вспу
6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.
а) Самостоятельная работа.
Л - д: - Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.
Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек
Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.
сани груша душ
сыр машина
шарф коса
сом колосок ананас
в) Игра «Выбивалочка».
Л - д: - Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.
Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.
миска - мишка
кашка - каска каша - касса
кошка - косичка
нас - наш вам - ваш
с) Игра «Подпиши картинку».
7. Релаксация.
Игра «Релаксация»
Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш....), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс...). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.
8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.
а) Л - д: - У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.
(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)
Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.
(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),
(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)
Кусать вкусный шоколад.
Сплела шерстяной шарф.
Выросла высокая пшеница.
Надевать широкий сарафан.
б) Игра «Дополни предложение».
Л - д: - Серая мышка
По книге гуляла
И последние слова
Хвостиком посметала.
Дополните предложения, подобрав правильное слово
У Сони теплая. . . . . . (Шапка)
У Шуры острая. . . . . . (Тяпка)
На столе стояла. . . . . . . (Миска)
В норку залезла. . . . . . . . (Мышь)
Маша ела. . . . . . . . (Кашку)
Рабочий одел на голову. . . . . . (Каску)
Фронтальное занятие на дифференциацию звуков [С]-[Ш] на основе приключения звуков. Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении. Формировать фонематический слух. Продолжать учить звуковому анализу слов, закрепить навык преобразования прилагательных от существительных, деление слов на слоги, определение места звука в словах. Способствовать развитию логического мышления, внимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков [С]-[Ш]
Занятие на дифференциацию звуков [С]-[Ш] на основе приключения звуков.
Цель: дифференциация звуков С-Ш
Задачи: Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении. Формировать фонематический слух. Продолжать учить звуковому анализу слов, закрепить навык преобразования прилагательных от существительных, деление слов на слоги, определение места звука в словах. Способствовать развитию логического мышления, внимания.
Материал: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.
Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите какие там большие деревья(дети поднимают руки)
Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья(дети быстро шевелят пальчиками)
Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны(дети покачиваются и машут руками)
Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки(садимся)
Как шумела листва от теплого ветерка(Ш-ш-ш)Как подул холодный ветер(С-с-с)Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.
Какой у нас звук С?-согл,твердый,глухой,струя холодная,посередине.
Какой звук Ш?-согл,тв,глухой,струя теплая,широкая.
Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними.Вот подошли звуки к Красному замку,какие звуки в нем живут?(гласные).Давайте подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А,что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)
Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо.Потом решили поговорить между собой.Сначала удивленно-Са-Са?Ша-Ша?.Потом восхищенно-Су-Су!Шу-Шу!.А потом грустно-Со-Со-Со.Шо-Шо-Шо.
Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».
Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем(звуковичками)
Выложим слоги-са,заменим гласный А на звук О.Какой получился слог? Со.А теперь заменим согласный С на звук Ш.Слог Шо.А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.
Миска-мишка.
Физкультминутка:изобразите мимикой и позами предметы и существа,которые вы увидели в Стране Чудес.
На-на-на изображаем мы слона.Ву-ву-ву изобразим мы сову.Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.Лет-лет-лет полетим как самолет.
У нас сейчас какое время года?Зима.И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками.Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С-в сани.-где находятся звуки-в начале,середине или в конце?
Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы,повторяйте за мной:лон-лон-лон на лопате едет слон,СА-са-са на луне сидит лиса.
Смотрите, к нам прилетела птица.В ее названии есть слог куш,как она называется(кукушка). Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле,который живет один в замке.Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.
Послушайте что он натворил:Кошка ловит миску,мама моет мышку.На виду у детворы крысу красят маляры.Пожарный носит каску,Саша ела Каску.
А как надо правильно сказать?
Чтобы страшила все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:Ласка-какой будет Страшила-Ласковый.Доброта-добрый.Смелость-смелый. Слава-славный.
Молодцы!У нас все получилось!
***Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово..получилось слово Сок.Шуба-утка-мак получилось Шум.
Отгадайте загадки:теплая,пушистая,греет нас зимой(шуба)сколько слогов.посчитай. Мягкие лапки,а в лапках царапки(кошка).Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).
Молодцы!
Давайте выучим стихотворение про звуки.
Не путайте спеша звук С со звуком Ш
Мохнатенького мишку не называйте миской
А если кот съел крысу не говорите крышу.
Молодцы ребята.Вам понравилось путешествие. С какими звуками мы путешествовали?
Логопедическое подгрупповое занятие в старшей группе
«Дифференциация [ c ] – [ш]»
Цель: Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Цель : Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.
Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
Задачи:
Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] – [ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи;
Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] – [ш];
Закрепить слуховые образы;
Развивать слоговой анализ и синтез;
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, речевое дыхание;
Воспитывать интерес к учебному процессу;
Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
Оборудование:
Проектор;
компьютер;
презентация «Дифференциация [ c ] – [ш];
индивидуальные зеркала;
мяч;
картинки (слива, обруч, велосипед, арбуз);
буквы - С, О, В, А на каждого ребёнка;
2 конверта с картинками (в первом конверте картинки на [С] - (автобус, глобус, душ, кактус), во втором на [Ш] – (шапка, ковш, мышка, бусы);
ХОД:
СЛАЙД № 1. Заставка
Логопед: Когда мы играем, наши глазки смотрят и всё видят, уши слушают и всё слышат, руки не мешают, а только помогают, голова – думает.
Логопед: Ребята, отгадайте мою загадку, и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости.
Хоть он и ушастик, собою хорош! Узнали кто это? Конечно же... (Крош).
СЛАЙД № 2. Появляется изображение Кроша
Логопед: Правильно, это Крош. Он попал в беду. Играл Крош в компьютерную игру и заблудился в ней. Чтобы он вернулся к своим друзьям смешарикам, нужно выполнить трудные задания. Вы готовы помочь Крошу?
Логопед: Давайте поможем Крошу отгадать загадки и ответить на вопросы.
Любой рецепт, любой совет,
И лучший врач (другого нет!),
И мудрости на всех хватает,
И спорт она не забывает …(Совунья).
Логопед: Назовите первый звук в слове СОВУНЬЯ.
Логопед:
Он романтик, он мечтатель,
Он боится высоты.
Гор он ярый созерцатель,
С Нюшей - музой красоты.
Чтобы было вдохновенье,
Совершит крутой вираж,
Что же это за творенье?
Ну конечно же…
(Бараш).
Логопед: Назовите последний звук в слове БАРАШ.
Логопед: Сегодня мы будем играть со звуками [ c ] – [ш], различать их и сравнивать. А так как Крош ещё не умеет произносить и различать звуки [ c ] – [ш], мы будем его учить.
Логопед: А помогать нам будет друг Кроша, послушайте о нём загадку и ответьте, кто он?
СЛАЙД № 3. Появляется изображение Копатыча
Логопед: Правильно, это Копатыч, он будет показывать нам символы звуков.
СЛАЙД № 4. Закрепление слухового образа (на основе сравнения с неречевыми звуками).
Логопед: На что похож звук [ c ]? Посмотрите на картинку, кого вы видите?
Логопед: Гном поливает цветы из леечки. Водичка льётся – с-с-с-с-с-с. Произнесём звук [ c ]. (Этот звук согласный, твёрдый, глухой).
Логопед: На что похож звук [ш]? На картинке нарисована змея. Что она делает? Она выпустила язык и шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш. Произнесём звук [ш]. (Этот звук согласный, твёрдый, глухой).
СЛАЙД № 5. Уточнение артикуляции звуков [с], [ш]. Дифференциация изолированных звуков [с], [ш].
Логопед: Давайте произнесём звук [ c ] и посмотрим в зеркало: губы растягиваем в улыбке, зубу сомкнуты, кончик языка находится за нижними зубами. Посмотрите на картинку, которую показывает Крош. Так выглядят губы, когда мы произносим звук [ c ]. Ниже символ звука – губы округлены, кончик языка поднят вверх.
СЛАЙД № 6. Назови, какой звук обозначает символ.
Логопед: Крош предлагает поиграть. Он показывает символ, а вы называете звук (на слайде по одному появляются символы, дети называют звуки и произносят слоги).
СЛАЙД № 7. Расшифруй слоги.
Логопед: У Кроша зашифрованы слоги. Вместо букв «С», «Ш» нарисованы символы. Попробуйте их расшифровать и прочитать слоги.
СЛАЙД № 8. Выбери картинку.
Логопед: Выберите только те картинки, в названии которых есть звук [ c ]. (Оса, вишня, шапка, абрикос, лиса, груша).
СЛАЙД № 9.
А теперь выбираем картинки, в названиях которых есть звук [ш]. (Шар, велосипед, колбаса, сумка, матрёшка).
СЛАЙД № 10. Выбери букву.
Логопед: Трудное у Кроша задание. Ему нужно определить какой звук в названии картинки [ c ] или [ш]. (Сапоги, гуси, кастрюля мешок, шарф, кошелёк).
Логопед: Справились, молодцы! Дальше нам придётся ехать на поезде, чтобы помочь Крошу, с собой возьмите цветочки, лежащие у вас на тарелочках.
Физминутка «Поезд»
Едем, едем, долго едем,
(дети изображают руками, как крутятся колёса)
Очень длинный этот путь.
(ходьба широким шагом)
Скоро до Москвы доедем,
(дети бегут по кругу)
Там мы сможем отдохнуть.
(дети выполняют приседание)
В поезде нашем колёса стучат,
(дети выполняют притопы ногами, руки на поясе)
Поезд наш мчится (дети бегут по кругу)
И ветер свистит
С-с-с-с-с-с-с-с-с.
(дети поднимают руки вверх и машут вправо, влево)
А из трубы дым клубами валит
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Станцию видно, и снова друзья,
Нам потрудиться настала пора!
А теперь, друзья мои,
Найдите стульчики свои!
(Дети распределяются на команды рядом со стульчиками по цвету цветочков)
Игра «Четвёртый лишний»
Логопед: Смотрите, ребята, конверты лежат, а в них новое задание для вас.
Крошу надо помочь определить, какая картинка здесь лишняя. Чтобы узнать, надо определить в названии каждой картинки наличие звука [С] или [Ш].
Игра с мячом «Закончи слово».
Логопед: Ребята, посмотрите!
Рядом с нами мяч лежит,
И что – то тихо говорит:
Вы меня сейчас поймайте,
В слова звуки [С] и [Ш] вставляйте.
И их громко называйте!
Глобу … (с), ду.. (ш), но …(с), малы … (ш), анана …(с), ланды …(ш), фоку …(с), какту …(с).
Логопед: Заданье усложняем, слоги СЫ и ШИ в слова вставляем:
Но… (сы), о… (сы), ве… (сы), малы… (ши), бу… (сы) , ко… (сы), мы …(ши).
Логопед: Ребята, с какими звуками мы играли на занятии?
На что похож звук [С]? Как он произносится?
На что похож звук [Ш]? Как он произносится?
Вспомните и назовите слова со звуком [С], со звуком [Ш]?
СЛАЙД № 15. Молодцы!
Логопед: Крош прощается с вами, но обещает скоро вернуться с новыми играми и интересными заданиями. Спасибо вам большое за работу, занятие окончено.
СЛАЙД № 16. Спасибо за внимание.
Тема: Дифференциация звуков С – Ш.
Задачи:
1. Учить дифференцировать звуки С-Ш.
2. Продолжать работу над развитием фонематического восприятия и анализа.
3. Продолжать развивать умение детей делить слова на слоги.
4. Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с придаточными причинами (Я отдам лисе, потому что…).
5. Закрепление образования: а) притяжательных прилагательных и б) существительных в Д.п.
6. Развитие способности детей к составлению творческих рассказов по предметным картинкам.
7. Развитие зрительного внимания (восприятие изображения предмета в зашумлённых условиях).
8. Закрепление представления детей о диких животных.
Ход занятия:
- Л.: Ребята, внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопрос? Какое время года изображено на ней?Д.: Зима. Л.: А как вы догадались? Д.: На деревьях нет листьев, на земле лежит снег. Л.: А теперь, попытайтесь увидеть и назовите тех, кто спрятался в зимнем лесу? Д.: Белка, рысь, мышка…
Л.: Какие это животные? Д.: Дикие. Л.:Кто ещё живёт в зимнем лесу? Д.:Сорока, ворона, сова. Как назвать их одним словом? Д.: Птицы.
- Л.: Ребята, посмотрите на фланелеграф. Кто здесь изображён? Д.: Дикие животные. Л.: А чего у них не хватает? Д.: Хвостов. Л.: Вот, послушайте, какая произошла история с дикими животных. Однажды ночью поднялся сильный ураган. Ветер шумел, свистел. А утром, когда животные проснулись, они не нашли своих хвостиков. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнёс по лесу. Собрались они искать свои хвосты. Ребята, давайте поможем животным! Д.: Давайте. Л.: Но ветер не просто оторвал хвостики, но ещё и спрятал их и сказал животным следующее: «Каждый из вас должен задать детям свое задание и если они справятся с ними, то хвостики вернутся к вам».
- Л.: А кто нам встретится первым в зимнем лесу, вы узнаете отгадав загадку:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета.
Для зимы другого цвета. (Заяц)
Заяц: Зимой я весь день сплю, ем ночами, грызу кору деревьев. Лапки у меня к зиме обрастают шерстью, делаются широкими и пушистыми. На них я бегаю по снегу, как на лыжах. А вот вам моё задание. Заяц даёт конверт. Каждый из вас, по очереди, сделает следующее, выберет глазками одну картинку, назовёт её и определит количество слогов в слове, которое он выбрал.
Слова: сосулька, парус, груша, стог, душ, сочок, шкаф.
Л.: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь, давайте, посмотрим вокруг, может быть, мы еще что-нибудь увидим. Ой, что я нашла! Хвост. Юля, кому ты отдашь его? Юля: Я отдам хвост зайцу. Потому что, это заячий хвост.
- Л.: Попробуйте, отгадать кто следующий нам встретиться?
Разбойник он серый,
Нет ему веры,
Он клыками щёлк
Кто это? (Волк)
Волк: Серый, злой, голодный я брожу зимой.
Зубами стучу, по лесу в поисках добычи рыщу. (Волк даёт детям мешок).
Беда у меня. Не знаю, что и делать.
Л.: Ребята, волк рассказал мне, что собрался на день рождение к лисе и мишке-косолапому. Купил им в подарок игрушки, а кому какие подарить не знает. Берите по одной игрушке. Лисе мы подарим игрушки в названии, которых слышится звук С, а мишке - звук Ш.
Игрушки: Сова, свинья, слоник; петушок, мышка, кошка, лошадка.
Д.: Сову надо подарить лисе, потому что в названии слова «сова» слышится звук С и т.д. Л.: Ребята, кто из вас мне скажет, где слышится звук С в названиях этих игрушек? Д.: В начале слов. Л.: А где звук Ш слышится в названии этих игрушек? Д.: В середине слов.
Ой, смотрите хвост. Саша, кому ты отдашь его? Я отдам хвост волку, потому что это волчий хвост.
В награду волк дарит нам по гусёнку.
- А сейчас мы отдохнём!
Мы проверили осанку
И свои лопатки.
Мы походим на носочках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька трусишка,
И как серый волк-воришка.
Вот свернулся ёж в клубок
Потому, что он продрог.
Лучик ёжика коснулся
Ёжик сладко потянулся.
- Л.: А сейчас еще одна загадка.
За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дома, ни пожара. (Лиса)
Лиса: Конечно, же я лиса. Я хитрая и ловкая. Шёрстка у меня пушистая и рыжая. Я лисичка смышлёная и люблю сочинять разные небылицы. Хочу, чтобы и вы мне рассказали «небылицу». (Лиса дает ребятам корзинку с картинками.)
Садимся в кружок. Берём по три картинки. И сочиняем рассказы.
Л.: Ой, хвост! Дима, кому отдашь хвост? Дима: Я отдам хвост лисе, потому что это лисий хвост.
Лиса дарит по цыплёнку.
- Л.: А вот и следующий наш гость.
Где живёт он?
В самой чаще.
Самой, самой, настоящей
Там гуляет, там и спит.
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мёд
Сладкоежкою слывёт
Ещё могу сказать
Очень любит он поспать. (Медведь).
Медведь: Я мохнатый и большой. Бурый мишка я. Люблю я сладкое поесть и всласть поспать. Вот моё задание (Достает конверт с полосками бумаги и стишками). Садимся за стол. Рисуем столько палочек на листочке, сколько услышите слов в стихотворении со звуком С:
Вот у дома старый пёс.
Лёг, уткнувшись в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит
Может, дремлет, может спит.
Со звуком Ш:
Вяжет Мише бабушка
Тёпленькие варежки,
Чтобы, греть ладошки
Мишутке-крошке.
Л.: Молодцы, справились и с этим заданием. А чей это хвост, Настя? Это медвежий хвост. Я отдам этот хвост медведю.
Медведь дарит клубнички.
- Под зелёною сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нём белочка
Белочка - умелочка.
Наша белочка-мастерица
Сшила кофточку – лисице,
А зайчику - тапочки
На четыре лапочки.
Медвежонку распашонку,
Даже серому волчишке
Шапку сшила и штанишки.
Грибы она сушила,
И зверей она кормила.
Всё умеет белочка
Белочка – умелочка.
Белка: Заходите ко мне в гости.
Я умею сочинять даже стишки. Для вас я тоже сочинила и сейчас прочитаю их вам.
Положила в плошку каску и т. д.
Л.: Белочка, наверное, специально переставила слова в стишках, чтобы нас посмешить. Давайте, исправим ее.
Л.: Ой, посмотрите, что я нашла. Кому ты отдашь хвост, Сережа? Сережа: Я отдам белке, потому что это беличий хвост.
Белка: Угощайтесь, гости дорогие. Белочка угощает всех орешками.
Л.: Ребята, а с какими животными мы сегодня повстречались? А какие звуки мы учились различать? Молодцы!
Дифференциация звуков [с] и [ш] в речи (старшая группа)
Цель : уточнить правильную артикуляцию звуков «С» и «Ш». Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.
Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы , следить за своим ответом и ответом других детей.
Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
Оборудование: картинки-символы: большие гуси и гусята, насос, велосипед, светофорики, куклы, игрушки, письмо
Ход занятия :
1. - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
Сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учиться различать звуки. А какие я вам не скажу , а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.
«Наступило лето. Петя с семьей поехал в деревню к бабушке. Во дворе Петя увидел гусей с гусятами. Гусята были такие смешные и забавные, что Пете захотелось их погладить. Но только он подошел к гусенку , как увидел бугущую на него маму-гусыню. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш. Петя испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая гусыня сердитая , заботиться о своих гусятах. Петя решил не трогать больше гусей и отправился к ручью Тут он увидел мальчика с велосипедом. «Что ты тут делаешь?»- спросил Петя. «Колесо спустило, хочу накачать»- ответил мальчик. Он взял насос и Петя услышал: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Петя помог мальчику накачать шину и они вместе поехали кататься на велосипеде»
Итак, дети, какой вы слышали звук когда гуси грозно шипели на Петю? (Ш-Ш-Ш), а какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)
Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.
Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?
А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?
Дети, давайте узнаем включается ли голос , когда мы произносим эти звуки.(Нет)
Игра «Большие и маленькие гуси»
Какую песенку поют гусыни?(Ш-Ш-Ш) . А гусята? (Ш-ш-ш)
2. -А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись» . Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)
«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.
«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.
«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.
«Ас-аш-ас-аш»- Есть у Лены карандаш.
«Аш-ас-аш-ас»- В нашей группе свет погас.
3. -А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен»
Я буду называть слова. Если в слове вы услышитепесенку гусей, тодолжны будете поднять красный светофорик , если услышите песенку насоса - синий.
Молодцы, весело играли! А теперь давайте отдохнем!
Физминутка :
«Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче – выдох,
Глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей:
Перепрыгнем поскорей».
4. -Дети, к нам на занятие пришли куклы Света и Шура. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Света любит игрушки, в названии которых есть звук «С», а Шура – со звуком «Ш». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушку, объясняют кому они хотят ее подарить и почему)
Молодцы, ребята, порадовали Свету и Шуру.
5. - Они нам тоже что-то принесли (достаю из конверта скороговорку)
Дети, Света и Шура хотят чтобы мы с вами разучили веселую скороговорку , послушайте:
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Каких звуков много в этой скороговорке?
Ребята, куклам с нами очень понравилось и очень понравилось как вы занимались. А вам понравилось занятие?Какие звуки мы учились различать? Какие игры вам понравились больше всего?