Математические занятия для 5 лет. Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика. Ход занятия по математике
Наталья Сизинцева
Цель : закрепление знаний о числовом ряде, умения ориентироваться в числовом ряду, решение простых арифметических задач.
Задачи :
Обучающие :
Закрепить знания о числовом ряде, объёмных геометрических фигурах. Использовать свои знания при решении задач. Актуализация знаний детей из разных предметных областей
Использование жизненных ситуаций, привлечение опыта детей к решению проблемных
Развивающие :
Развивать логическое мышление, память, речь, мелкую моторику. Развивать умение работать самостоятельно, с раздаточным материалом .
Воспитательные :
Поддерживать интерес к предмету, умения взаимодействовать в группе, в паре, укрепление межличностных контактов.
Оборудование и материалы :
1. Блоки с цифрами от 1 до 9 (для двух команд) .
2. Презентация с заданиями на экране.
3. Карточки для индивидуальной работы у каждого.
Методы : Практический, словесный, наглядный, элементы моделирования проблемной ситуации, диалог, ТРИЗ (уменьшение-увеличение) .
Формы работы : индивидуальная, групповая, фронтальная.
Количество детей : 12.
Время : 30 минут.
Ход занятия:
1 этап : Организационный.
Педагог : Здравствуйте, ребята! Наше занятие я хотела бы начать с вот таких строк
Лети-лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
быть по-моему вели.
Педагог : Кто знает из какого, произведения эти строчки? (Цветик семи цветик ) . А кто написал это произведение? (Валентин Катаев) . Почему же цветок так называется ? (дети вспоминают повесть, и объясняют, почему он так называется) .
2 этап : Мотивационный (постановка цели) .
Педагог : Ребята! Посмотрите, что случилось с нашим цветиком семи цветиком (На экране картинка бесцветного цветка )
Дети : Цветок стал бесцветным . Он не может больше исполнять желания.
Педагог : Совершенно верно. Его заколдовала злая волшебница Чернильда (картинка Чернильды с цветком на экране ) она забрала его силу.
Что бы цветок расколдовать , нам необходимо выполнить задания приготовленные волшебницей.
Педагог : Попробуем справиться с заданиями?
Дети : Да.
3 этап : Основной.
Педагог : Волшебница жила в замке, но вовремя своего колдовства башни на её замке разлетелись на части. Нам нужно их восстановить.
Дидактическая игра «Собери башни» .
Педагог : У вас на столиках лежат части разрушенных башен. Как вы думаете, что нужно сделать?
Дети : Составить части по порядку от 1 до 9 (дети делятся на две команды и расставляют блоки с цифрами по порядку на двух столиках).
Педагог : Посмотрите, башни получились одинаковые или разные? Чем они отличаются? Кто помнит, как называется, фигура, на которую они похожи?
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-321906-1485942331.jpg)
Дети : Разные. Отличаются размером. Фигура параллелепипед.
Педагог : На башнях у Чернильды жили её любимые птицы голуби. Когда башни разлетелись, птицы тоже улетели, теперь волшебница не может сосчитать своих голубей.
Посмотрите, какие голуби на картинке? (На экране слайд с голубями и примером к этой картинке.)
Дети : Белых 3 и серых 2.
Педагог : Правильно ли волшебница составила пример сколько было белых и серых голубей вместе? (3-2=5)
Дети : Не правильно.
Педагог : У вас на партах лежат листочки в клеточку, запишите правильный пример, сколько всего голубей было у Чернильды. (3+2=5,проверка вместе с детьми, работа в парах) .
Молодцы! Всех голубей вернули. Давайте вспомним, где жила злая волшебница?
Дети : В замке.
Педагог : Оказывается в её замке, было, очень много волшебных предметов, но вовремя колдовства все предметы перепутались. Нужно все волшебные предметы расставить на свои места. Какое правило нужно соблюдать?
Дети : Ни в строчках, ни в столбиках предметы не должны повторяться. (Дети выполняют задание все вместе у доски.)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-321906-1485943909.jpg)
Педагог : Хорошо потрудились, я вижу вы устали выполнять задания Чернильды. Давайте немного отдохнём.
Физ. Минутка.
Столько раз в ладоши хлопнем,
Столько раз ногами топнем,
Мы подпрыгнем столько раз,
Мы наклонимся сейчас,
Мы присядем ровно столько,
Ай да счёт игра и только.
Педагог каждый раз показывает цифру на числовом ряду, а дети выполняют соответствующее число движений.
Педагог : Среди волшебных предметов у Чернильды был любимый горшочек для цветов , она хотела, что бы все её горшочки были такие же, но не умела рисовать. Мы с вами рисовать умеем, и можем помочь ей сделать все горшочки одинаковыми, такими как её любимый. (у детей картинки с горшочками, нужно дорисовать узоры на них)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-321906-1485943937.jpg)
Педагог : Посмотрите, что растёт в горшочках?
Дети : Цветок .
Педагог : Это разные, или один и тот же цветок ?
Дети : Один и тот же, но в разные периоды своего роста.
Педагог : С помощью стрелок расставьте горшочки в порядке увеличения цветка .
Ребята посмотрите на доску. Что произошло с нашим цветиком семи цветиком ? (ответы детей )
Мы выполнили все задания Чернильды, она стала доброй и расколдовала наш цветок . Теперь давайте закроем глаза и загадаем свои желания. Я думаю, что они обязательно сбудутся.
4 этап : Заключительный (рефлексивный) .
Педагог : Вот и подошло к концу наше Занятие . Кому мы сегодня помогали? (ответы детей ) Зачем мы помогали злой волшебнице?
Дети : Что бы она расколдовала цветик семи цветик и он опять мог исполнять желания.
Педагог : Что было для вас самым сложным? Самым интересным? Самым простым? (Ответы детей .)
Педагог : Занятие закончено , до свидания, ребята!
Публикации по теме:
«Цветик – Семицветик». Цель: Закрепление полученных знаний. Задачи: -Обучающие: Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Совершенствовать.
Конспект занятия «Цветик-Семицветик. Звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц» Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; закрепить.
Конспект интегрированного занятия «Цветик-семицветик» Тема: «Цветик – семицветик» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация». Виды.
«Цветик-семицветик». Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе Конспект итогового интегрированного занятия по математике. Тема: «Цветик-семицветик» (повторение пройденного) Задачи: Обучающие: -Закрепить.
Конспект НОД по математике для детей 5–6 лет «Цветик-семицветик» МБДОУ «Детский сад «Эврика» Конспект НОД по математике для детей 5-6 лет Воспитатель: Васюкова Надежда Александровна «Цветик-семицветик».
Конспект ООД по математике в подготовительной группе для детей с ТНР на тему: «Цветик - Семицветик». Составила: Салтыкова И. А., воспитатель.
Конспект занятия «Цветик-семицветик» Ход занятия 1. Организационный момент Упражнение: «Орлятский круг» - Ребята, прежде, чем мы начнём наше занятие, давайте поиграем в игру,.
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Цветик-семицветик» Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Цветик-семицветик» Воспитатель: Васильева Светлана Витальевна г. Котельники.
НОД по математике «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик» Область познания -математика со здоровьесберегающими компонентами в подготовительной к школе группе. Интеграиия с другими образовательными.
Открытое занятие по математике «Цветик-семицветик» в старшей разновозрастной группе Видео Занятие по ФЭМП "Цветик -семицветик" в старшей разновозрастной группе. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-поисковая,.
Библиотека изображений:
Дети в возрасте 5-6 лет начинают активно познавать и осваивать окружающий их мир. Они становятся почемучками, стремятся разобрать каждую вещь «по винтикам», чтобы понять, как она устроена, пытаются установить причинно-следственные связи между событиями. Так что к этому возрасту, и даже уже раньше — с 4 лет, можно начинать учить ребенка основам математических знаний. Поскольку ведущей деятельностью старших дошкольников все еще остается игра, ее элементы и нужно использовать при обучении.
С чего начинать занятия математикой?
Совсем не нужно, так как это делала Мальвина, сразу же усаживать детей за стол и учить их писать цифры, складывать яблоки и т.д. Лучше просто, разговаривая с ребенком, обращать его внимание на свойства различных предметов, сравнивать их между собой: арбуз тяжелее, чем яблоко, кошка ростом меньше папы. Потом, не спеша, начните упоминать простые числа: принеси мне три тарелки, в вазочке осталось еще две конфеты.
Одновременно с числами по такому же принципу нужно знакомить детей с основными понятиями геометрии – показывать и рассказывать, что значит круглый, треугольный, длинный и короткий. Для детворы 5-6 лет уже не составит большого труда осознать эти понятия, особенно если родители будут подкреплять эти, в общем-то, абстрактные понятия практическими будничными примерами: этот дом выше, а тот ниже, дорога к бабушке длиннее, чем дорога в детский сад.
Как проводить почти школьные занятия по математике
Уже после того, как дошкольник овладеет этими основными представлениями, можно переходить к «вратам математики» — усвоению понятий «число » и «цифра », что представляет для детей в возрасте 5 лет наибольшую сложность.
Главный принцип проведения математического занятия для детей 5-6 лет – это наглядность, т.е. объяснение каждого понятия или термина должно сопровождаться конкретными примерами и выполнением «домашнего задания». Конечно же, задания для детей нужно выбирать в соответствии с их возрастом – интересные, больше похожие на игру.
Чтобы родителям будущих школьников не приходилось самим изобретать велосипед и придумывать математические примеры одновременно и занимательные, и обучающие, педагогами совместно с психологами разработаны программы подготовки детей к школе, включающие в себя немало методов игрового обучения детей основам математических знаний. В этих программах используются и тематические раскраски, карточки с цифрами, обучающие мультфильмы, различные логические головоломки, веселые арифметические упражнения, математические прописи и многие другие задания.
Теперь немного подробнее.
Математические раскраски
Раскраски-пособия для занятий математикой очень эффективны для обучения дошкольников цифрам. В процессе раскрашивания ребенок запомнит, как цифра выглядит, и как она называется, и поймет ее «числовое содержание». Кроме начертания цифр такие раскраски могут содержать в себе и элементы геометрии – из кругов, квадратов, треугольников ребенок может складывать различные орнаменты и окрашивать их в различные цвета. Более того, есть раскраски, которые могут научить ребенка порядковому счету – это раскраски из серии «Нарисуй по цифрам», в которых, последовательно чертя ломаную линию от цифры к цифре, малыш сам может нарисовать достаточно сложную картинку. Раскраски могут содержать и различные упражнения. Пример такого задания – в большом круге изображена цифра, ребенку нужно нарисовать и раскрасить в нем такое количество маленьких кружочков, которое эта цифра обозначает.
Карточки с цифрами
Занятия с цифровыми карточками помогут в короткие сроки познакомить ребятишек со всеми необходимыми математическими понятиями. Карточки с цифрами и смешными картинками можно использовать в качестве домино, можно искать в них сходства и отличия, можно составлять из них различные примеры. Конечно, главная роль в таких занятиях, по крайней мере, поначалу принадлежит родителям – они должны придумать задания и научить ребенка, как «играть» в карточки.
Логические задачки и дидактические игры
Примеры можно встретить на каждом шагу, например, все народные загадки – это, в сущности, задачи на развитие логического мышления. Классический образец веселой логической задачки по математике – «Что тяжелее: один килограмм пуха или один килограмм железа?». Что же касается дидактических игр, то пусть слово «дидактический» родителей не пугает – это всего лишь обучающие игры, например такие как посчитать, сколько желтых треугольников находится в комнате. В такую игру можно поиграть с малышом даже, например, сидя в очереди к врачу или возвращаясь из детского сада.
Если у мамы нет возможности купить готовые прописи в магазине, их можно сделать самим. Это несложно – на бумаге пунктирной линией рисуется контуры любой цифры или фигуры, которые затем малыш должен будет обвести. Такие занятия очень рекомендуются во всех программах подготовки к школе, начиная с 5 лет. При работе с любыми прописями нарабатываются навыки аккуратного письма, развивается внимательность и усидчивость.
Что должен знать ребенок
Математика – довольно сложная наука , и чтобы с самого начала школьного обучения ребенок не испытывал трудностей в ее изучении, ему необходимо иметь основные математические навыки. Так что же должен знать и уметь будущий школьник?
- считать до десяти;
- знать цифры;
- рисовать основные геометрические фигуры – круги, квадраты, прямоугольники, треугольники;
- делить круг и квадрат две или четыре равные части;
- измерять длину, высоту и ширину предметов;
- знать, что такое выше-ниже, больше-меньше, шире-уже;
- решать самые простые арифметические задачки в одно действие.
Подсказки для родителей
При всей серьезности данных выше рекомендаций, сложности в них нет никакой. Любой маме или папе по силам научить свое чадо главным азам математической науки. Главное, соблюдать несколько правил, чтобы не превратить веселые занятия в тоскливую повинность.
- Не заставляйте – в возрасте 5-6 лет ребенок может сосредоточить свое внимание на одной задаче не более чем на 30-40 минут.
- Не спешите подсказывать.
- Используйте задания разного типа.
- Хвалите – это, наверное, самое главное.
Уроки математики для детей. Математические игры для дошкольников.
Развитое логическое мышление любому ребенку открывает двери в мир математики. Он не будет испытывать трудностей при изучении этого предмета в школе, если умеет сравнивать, обобщать, анализировать. Специалисты говорят о том, что механическое обучение (по сути — заучивание) счету и математическим действиям приведет к тому, что дошкольник окажется «нежизнеспособным» в школьной программе.
Связь числа и количества
Ребенок не должен просто механически заучивать цифры, он должен учиться находить связь между числом и количеством. Легче всего это объяснить при помощи наглядных математических задач. Например: на столе лежит три яблока, их количество обозначается числом 3. Известно, что детям легче считать яблоки, грибы, собственные пальцы, в конце концов, чем оперировать с числами. Это связано с тем, что абстрактное и словесно-логическое мышление (база для математики) только начинают формироваться. Детям важно в этот период опираться на реальные предметы или картинки.
ФОРМИРУЕМ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕМАТИКЕ . У многих детей с гуманитарным складом ума, когда они приходят в школу, складывается такое впечатление, что математика — неинтересная, скучная и сложная наука. Научите детей видеть «обратную сторону» этого предмета. Задачники наполнены символами и знаками, но они являются всего лишь отражением практических жизненных задач. Математика — самая живая из всех наук. А если вы будете играть в математические игры, слово «математика» закрепится в его сознании как что-то увлекательное.
Знакомство с математическими символами. Начните с самых простых символов: «+», «—», «=». Объясните ребенку на примерах суть этих знаков, которые символизируют определенные математические действия.
Игра «Назови как можно больше предметов». Ребенок может называть реальные предметы, которые окружают его в пространстве, и те, которые существуют в его памяти как образы. Предложите малышу следующие задания:
❀ Назови как можно больше предметов из бумаги, дерева, металла, стекла, ткани.
❀ Назови как можно больше предметов разной формы: треугольной, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной.
❀ Назови как можно больше тяжелых и легких, узких и широких, длинных и коротких предметов.
❀ Назови как можно больше предметов красного цвета (любого другого).
Игра «Больше-меньше» . Задавайте ребенку провокационные математические вопросы типа: «Отгадай, сколько конфет осталось в вазе? Их меньше трех, но больше одного».
Игра «Назови число» . В эту игру нужно играть в группе детей. Дети и ведущий (взрослый) становятся в круг. Ведущий бросает любому ребенку мяч и называет любое число. Участник называет следующее за только что названным число и обратно бросает мяч ведущему. Желательно, чтобы числа не повторялись.
Игра «Сосчитай хлопки» . Эта игра хорошо развивает не только математические способности, но и слуховое внимание. Вы хлопаете в ладоши, а ребенок считает количество хлопков. Хлопайте с разной частотой и силой.
Игра «Фокус-покус». Возьмите пять мелких предметов, спрячьте их в руках за спиной. Скажите ребенку: «У меня всего пять предметов, в правой руке я держу три предмета, сколько же предметов в моей левой руке?»
«Найди пропавшие числа». Вам понадобятся карточки с числами от 0 до 10 (или 20). Карточки находятся в руках у ребенка. Вы называете два числа (например, 3 и 6), а ребенок должен показать карточки с пропущенными числами (4, 5).
«Найди лишнюю фигуру» . Для этой игры вам понадобятся разноцветные геометрические фигуры. Вы просите ребенка отвернуться и выкладываете в ряд одинаковые фигуры, но одна из них будет отличаться цветом (размером, формой). Затем попросите найти «лишнюю» фигуру. Меняйтесь ролями, пусть ребенок тоже попробует составить для вас задание.
Развиваем навык счета
Boт и наступил тот момент в жизни ребенка, когда он берется «всех и вся» сосчитать: машины на улице, людей на остановке, яблоки в вазе, конфеты, в животе. Поддерживайте в нем это математическое рвение!
Игровые упражнения на закрепление соотношения между числом и количеством предметов.
1. Игровое упражнение «Поставь нужную цифру в домик»
Детям раздаются карточки с изображением различного количества предметов. Ребёнку даётся задание: Посчитать предметы на карточке, найти нужную цифру и поставить в домик.
Усложнение Когда дети научаться легко справляться с таким заданием. Можно заранее поставить в домик неправильные цифры и попросить детей исправить ошибку
.
2. Игровое упражнение « Поставь правильно».
Заранее в группе расставляю разное количество игрушек. Например: 2 куклы, 5 машин, 8 кеглей, 5 кубиков и так далее. Детям даю задание: Посчитать игрушки и принести соответствующую цифру. Задаю детям вопрос: Почему ты принёс такую цифру. Ребёнок объясняет свои действия: « Я принес цифру 5, потому что здесь 5 машин».
Усложнение Когда дети научаться легко справляться с таким заданием. Можно заранее поставить рядом с количеством игрушек неправильные цифры, попросить детей проверить, исправить ошибку, и объяснить свои действия.
3. Игровое упражнение « Весёлая зарядка».
Читаю стихотворение, показываю соответствующие карточки и прошу детей выполнить действия в соответствии с текстом стихотворения.
Сколько точек видишь в круге,
Столько раз поднимем руки. (Картинка)
Сколько елочек зеленых,
столько выполним наклонов. (Картинка)
Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас. (Картинка)
Столько раз сейчас подпрыгнем,
Сколько пальчиков увидим (Картинка)
Игровые упражнения на закрепление знания цифр и цифрового ряда.
1 Игровое упражнение « Цифра спряталась».
Обращаю внимание детей на цифровой ряд. Прошу запомнить расположение цифр.
10
Прошу детей закрыть глаза, дети закрывают глаза, я убираю цифру из цифрового ряда и прячу её. Прошу детей открыть глаза, определить какая цифра спряталась. Дети называют цифру, она «возвращается» в цифровой ряд.
10
Усложнение Когда дети научаться легко справляться с таким заданием. Можно провести игровое упражнение «Цифра заблудилась». Игра проводится аналогично Прошу детей закрыть глаза, дети закрывают глаза, а я меняю цифры местами. Прошу детей открыть глаза, определить какая цифра заблудилась. Затем прошу поставить цифру на место и назвать её соседей, чтобы цифра больше не терялась.
10
2.Игровое упражнение « Помоги Незнайке ».
Незнайка вёз цифры в Цветочный город Весёлым человечкам. Ехала машина по лесу, на кочке грузовик качнуло и цифры рассыпались. Нужно их собрать и расставить правильно, если какая либо цифра оказывается не на своем месте, машина не трогается с места. Машина едет только в том случае, если задание выполнено правильно. Дети помогают Незнайке выполнить задание.
3.Игровое упражнение «Музыкальная шкатулка»
Ноты (карточки с изображением цифр) находятся в шкатулке. Но шкатулка открылась и ноты перепутались, а для того, чтобы получилась красивая мелодия - дирижер должен расставить ноты в определенном порядке, как и цифры в числовом ряду.
10
Выбирается один ребёнок - дирижер. Если ребенок - дирижер расставляет ноты правильно - звучит музыка из любой знакомой песенки. Дети подпевают. Если допущена ошибка, музыка не звучит.
10
Игровые упражнения на закрепление состава числа и решение примеров.
1 Игровое упражнение « Поможем деду Морозу зажечь огни на ёлке».
Дед Мороз и Снегурочка решили зажечь огоньки на ёлке для зверят. Но у них не все шары с цифрами, и ёлка не зажигается. Обращаю внимание детей на то что на верхушке ёлочки – цифра – 5. на одной стороне висят шары с цифрами, а на другой без цифр. Нужно подобрать такие цифры, чтобы при сложении, получилась цифра 5. дети решают примеры при помощи счётных палочек и зажигают огоньки на ёлочке(закрашивают шары цветными карандашами). Когда все примеры решены правильно - зажигается самый верхний огонёк.
2 Игровое упражнение «Игра в футбол».
На магнитной доске вывешиваю изображение зайца - футболиста, стоящего в воротах и изображения футбольных мячей.
7+1=
![](https://i1.wp.com/fs00.infourok.ru/images/doc/298/298072/hello_html_31c24087.png)
![](https://i1.wp.com/fs00.infourok.ru/images/doc/298/298072/hello_html_6ea9e413.png)
Ребенок берет мяч, читает пример, написанный на обороте мяча, и решает его, комментария, т.е. объясняет все свои действия. Если пример решён правильно – значит гол зайцу забит
3.Игровое упражнение « Собираем грибы».
На магнитной доске вывешивается изображение белочки, грибов, двух корзинок с цифрами 5 и 7 (можно любые другие цифры, состав которых дети знают). На обратной стороне каждого гриба написаны примеры. Результатом решения каждого примера является цифра 5 или 7. Дети срывают гриб, решают пример и если его решение равно 7, то кладут его в корзинку с цифрой 7. Если решение примера равно 5 то кладут его в корзинку с цифрой 5.
4.Игровое упражнение « Помоги Мишутке добраться до горшка с мёдом».
На магнитной доске вывешивается изображение медвежонка и горшка с мёдом.
Детям даётся задание: Мишутка очень хочет попробовать мёд. Но горшок с мёдом находится на другой стороне болота. По болоту идти очень опасно, нужно наступать только на кочки, чтобы не утонуть. Но на кочку попасть не просто, нужно решить пример, а Мишутка не умеет решать примеры. Дети помогают Мишутке пройти по болоту (решают примеры).
5-3=
5-1=
2+2=
3+1=
![](https://i1.wp.com/fs00.infourok.ru/images/doc/298/298072/hello_html_m29d7a78f.png)
![](https://i1.wp.com/fs00.infourok.ru/images/doc/298/298072/hello_html_218934fb.png)
Игровые упражнения на закрепление знания геометрических фигур.
Игровое упражнение « Открой домик»
Детям раздаются силуэты домиков. В домике, кто – то заперт (любой герой из мультфильма или из сказки). У каждого ребёнка наборы геометрических фигур разного размера. Ребёнку нужно подобрать нужные ключи (правильно разложить геометрические фигуры). Если ключи подобраны правильно – двери открываются и герой сказки освобождён
Программное содержание: расширять знания об окружающем, ; познакомить с количественным составом числа 4 из единиц и из двух меньших чисел; учить составлять множество из четырех единиц и выделять его элементы; сравнивать два множества; закрепить знание цифр; формировать умение делить целое по части и составлять целое из частей; .
Ход занятия по математике
Воспитатель обращает внимание детей на одежду своего товарища, на его прическу, обувь и другие особенности внешнего вида.
Игра «Во что одет твой товарищ»?
Дети становятся парами, лицом друг к другу, запоминают особенности внешнего вида стоящего напротив. После этого дети по команде воспитателя отворачиваются друг от друга и отвечают на вопросы воспитателя по очереди.
Затем воспитатель приглашает детей сесть за столы.
Ребята, помните, недавно шел снег и его выпало так много, что можно было кататься на санках. И мы катались. Но санки у нас были всего одни. Мы катали друг друга по очереди и не ссорились. Как, ребята, можно назвать детей, которые играют вместе, делятся игрушками и не ссорятся? (Друзьями).
Вот сейчас я расскажу вам стихотворение про друзей, которые играли на снегу, а потом:
Повалился в снег Алеша,
А потом - Сережа,
А потом-Маринка,
А за ней - Иринка»
Сколько на снегу детей? (4)
Давайте нарисуем на листе бумаги детей, но обозначим их так: Алешу- треугольником, Сережу - кружком. Маринку - прямоугольником, а Иринку - квадратом.
Воспитатель показывает на мольберте, как правильно нужно расположить изображение.
«Сколько всего детей? (4). Обведем их графом. Сколько Алеш? Сколько Сереж? Сколько Иринок? Сколько Маринок? (1).
Напротив каждого изображения воспитатель ставит цифру 1», подводит итог:
Значит, 4 - это: 1, 1, 1, 1.
Затем дети рисуют такой же граф у себя на листах бумаги. Для закрепления воспитатели повторяет те же вопросы.
Ребята, скажите, сколько надо взять карандашей разного цвета, чтобы каждому досталось по одному? (4).
Воспитатель рисует на мольберте следующий граф, рядом с предыдущим.
Скажите, сколько всего я изобразила разноцветных карандашей?
Сколько красных? Сколько синих? Сколько зеленых? Сколько черных? Значит, 4 - это: 1,1,1,1.
Дети рисуют такой же граф у себя на бумаге. Воспитатель предлагает проверить, всем ли досталось по карандашу, провести стрелочки от каждого ребенка к цветному кружочку.
Затем дети переворачивают лист на другую сторону. Он разделен вертикальными линиями на три части. В первой — воспитатель предлагает изобразить детей из стихотворения в ряд,
Сколько было детей? (4). Ставим цифру 4. Сколько было Мальчиков? (2). Ставим цифру 2. Обведем их графом и обозначим каждый граф цифрой 2, Так что же такое 4? (Это 2 и 2)
Играли дети в снегу, а потом пошли домой и вынесли, на улицу:
Алеша, Сережа и Маринка - санки, а Иринка - лыжи. Сколько вещей вынесли дети? (4). Нарисуем граф. Сколько было санок? (3). Обведем новым графом и поставим цифру 3. Сколько было лыж? (1). Так что это такое 4? Это 3 и 1. Дети выполняют это задание у себя на листах.
Поиграли дети с санками и лыжами, надоело им. Они пошли домой и вынесли: Алеша — клюшку, а Иринка, Маринка и Сережа - коньки. Сколько вещей вынесли дети теперь? (4). Рисуем гpaф, Обозначаем цифрой 4. Сколько было клюшек? (1). Сколько было коньков? (3).
Дети рисуют граф, ставят фишки с цифрами. Вместе с воспитателем подводят итог:
Значит 4 - это 1 и З. Молодцы, ребята, правильно справились с заданием. А теперь давайте отдохнем, поиграем в интересную игру. Тихонько встаньте из-за столов и. подойдите ко мне. Игра называется «Сложи картинку» Это игра-эстафета. Нужно внимательно сосчитать кружочки на карточке и положить карточку изображением вверх на ту клеточку, где стоит такая же цифра. Если все выполнят задание правильно, то получится большая картина.
Воспитатель предлагает детям разбиться на две команды и по очереди бегут до картины и выкладывают каждый свою карточку. После игры воспитатель подводит итог и хвалит детей, а также отмечает ошибки. Игра проводится 2 раза.
Затем воспитатель предлагает детям сесть на ковер, отдохнуть и поговорить.
Проводится игра «Кто больше назовет действий».
Ребята, какие вы знаете профессии? (Дети называют). А теперь я назову профессию, а вы будете называть действия, которые выполняют люди данной профессии. Каждый называет по одному действию. За правильный ответ я дам фишку, а в конце игры мы подсчитаем, сколько у кого фишек. Победителем будет тот, кто наберет больше всех фишек.
Молодцы, ребята, все вы много знаете, А сейчас давайте сядем за столы. У вас на столах лежат конверты, в которые Незнайка положил разрезанные картинки. Он их перепутал и не знает, как правильно сложить. Давайте мы ему поможем.
Дети складывают разрезные картинки, рассказывают об изображенном сюжете из сказки.
Молодцы, ребята. А теперь Я приглашаю вас на ковер. Представьте, что вы - легкие снежинки. Полетели снежинки плавно по воздуху, закружились, Плавно, и спокойно опустились снежинки на землю и лежат неподвижно. Расслабились полностью. А теперь спокойно встаем. Посмотрите глазками на меня. Вот и подошло к концу наше с вайи занятие» Все молодцы, занимались хорошо.