Диктатура может соответствовать следующему типу власти. Значение слова диктатура. Что такое диктатура
Диктатура – форма государственного устройства, при которой власть сконцентрирована в руках одного человека, группы лиц, клики или партии, монополизирующих ее. Ее суть отражена уже в самом термине "диктатура", который происходит от лат. dictatur , что означает "неограниченная власть".
В широком смысле слова под диктатурой подразумевается жесткая авторитарная или тоталитарная власть, не несущая ответственности перед гражданами данного государства. Диктатура – это монократия, которая в важнейших аспектах политической самоорганизации общества является антиподом демократии. Диктаторские режимы при всех существующих между ними различиях едины в неприятии конституционных и плюралистических принципов демократии.
Не допуская или существенно ограничивая оппозицию, они отвергают честные выборы, основанные на принципе конкуренции различных политических сил, либо заменяют их выборами плебисцитарного характера с одним безальтернативным кандидатом, где результаты заранее известны. Для них характерно отсутствие гарантий прав и свобод человека и гражданина – разделения властей, реального представительства народа в органах государственной власти и других демократических принципов и норм государственного устройства.
Диктатура, равно как и демократия, воплощается в жизнь в различных формах, ее можно обнаружить во всех цивилизациях и исторических эпохах. Уже с древнейших времен как на Востоке, так и на Западе существовали различные ее формы, такие как древневосточные деспотии, тирании античной Греции, абсолютные монархии Средних веков, самодержавие в России и т.д. В марксизме-ленинизме, служившем идеологической основой политического режима в СССР, использовалось понятие "диктатура пролетариата" для обозначения формы власти советского государства.
В наши дни политические системы диктаторского типа существуют в двух формах: авторитаризм и тоталитаризм. Обладая важнейшими характеристиками диктатуры, в ряде аспектов они значительно отличаются друг от друга. Для авторитаризма характерны доминирование государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями. Но здесь такое доминирование не приобретает той жесткости и всеохватности, которые характерны для тоталитаризма.
Авторитаризм использует слабость и неразвитость гражданского общества, но, в отличие от тоталитаризма, не уничтожает его. Может уживаться и сочетаться как с государственной, так и с рыночной экономикой. В ряде случаев формально функционируют парламент и политические партии, но их деятельность находится под строгим контролем государства. В наиболее "либеральных" авторитарных режимах допускается "дозированное" инакомыслие, сохраняются классовые, сословные, клановые, племенные различия.
Существует множество типов авторитарных режимов. В основном они распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, реже – в капиталистических странах (Испания, Португалия, Греция до антидиктаторских выступлений середины 1970-х гг.), отстающих в своем развитии от главных индустриальных стран.
Авторитаризм утверждается в результате выдвижения на господствующие позиции национальной компрадорской буржуазии, которая устанавливает тесные связи с военными. Типичными примерами этого типа являются режимы Камеруна, Туниса, Алжира и др.
В большинстве случаев главной опорой режима служит армия. В развивающихся странах большое распространение получил режим военной диктатуры, когда власть захватывают, как правило, путем военных переворотов. Этот тип представлен, например, военной диктатурой А. Пиночета в Чили, установленной в сентябре 1971 г., и режимом "черных полковников" в Греции в середине 1960-х гг, существовавшим до середины 1970-х гг.
В современном мире существуют также режимы, которые являются монархическими по форме и авторитарными по содержанию. Это так называемые абсолютные монархии, характеризующиеся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти в руках монарха. Они основаны на принципе наследования власти при отсутствии каких-либо законных способов лишения правителя властных полномочий. Такие режимы преобладают в исламских государствах Большого Ближнего Востока.
Можно выделить также режимы с большей либо меньшей жесткостью, или "либеральностью", в организации властной вертикали. Например, военно-политическая диктатура А. Пиночета в Чили отличалась от авторитарного режима Чои Ду Хвана в Южной Корее (занимал пост президента республики в 1980–1988 гг.) более откровенной опорой на репрессивный аппарат, большей интенсивностью террора и подавления и др.
В ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки различается также "авторитаризм развития". В данном случае политическая модернизация с уклоном па профессионализацию, демократизацию, разделение властей и т.д. идет медленно и с теми или иными трудностями. Здесь "авторитаризм развития" постепенно эволюционирует в сторону парламентаризма и демократии.
Существуют своего рода гибридные режимы, в которых органически сочетаются элементы как тоталитаризма, так и авторитаризма. К ним, как правило, относят франкистский режим в Испании и салазаровский в Португалии, просуществовавшие с 30-х гг. XX в. до демократических революций середины 70-х гг. Некоторые авторы (например, М. Дюверже) не без оснований называли их псевдофашистскими.
В XX в. важнейшие признаки политической системы диктаторского типа проявились в чисто тоталитарных режимах. В политической системе тоталитарного типа выделяются фашистский и национал-социалистический режимы соответственно в Италии и Германии на правом фланге идейнополитического спектра, а также большевистский в СССР – на его левом фланге (во всяком случае, в период господства сталинизма).
Фагиизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) представляет собой одно из главных течений общественно-политической мысли и социально-политическое движение, получившие широкое распространение в странах Европы в 20–40-х гг. XX в. Основную роль в разработке, распространении и реализации идей, принципов и ценностей фашизма внесли граф Ж. А. де Гобино, X. Чемберлен, Г. д"Аннунцио, Дж. Джентиле, А. Розенберг, Й. Геббельс и, конечно, Б. Муссолини и А. Гитлер.
Наиболее законченное выражение эти идеи и концепции получили в итальянском фашизме и германском национал-социализме, воплотившихся в соответствующих политических режимах сначала в Италии, а затем в Германии. Между ними располагались переходные или гибридные режимы генерала Франко в Испании, Салазара в Португалии, Хорти в Венгрии.
В фашизме в качестве главного теоретического и аналитического инструмента трактовки мировой истории используется своеобразно трактуемая идея нации, или национализм, который в германской версии фашизма – национал-социализме – приобрел форму расизма. В нем было достигнуто слияние крайних форм национализма с отдельными своеобразно трактуемыми элементами социализма, что и дало основание А. Гитлеру и его сподвижникам говорить о национал-социализме.
С самого начала фашизм рассматривал нацию как некий синтез всех без исключения материальных и духовных ценностей и как таковой пользующийся приоритетом перед отдельным индивидом, группами, слоями, классами. Как утверждал Гитлер, определяющее значение имеет "осуществление волеизъявления нации, ибо только это волеизъявление может быть исходной точкой для политических выступлений". В отличие от "буржуазного и марксистско-еврейского мировоззрения", откровенничал он, идея национал-социалистического "народного государства" оценивает "значение человечества в его базовых расовых терминах". Наиболее законченное выражение эта установка нашла в антисемитизме.
Фашисты отвергали какие бы то ни было ограничения на власть государства. Оно но своей сущности интегрально и тотально, в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринальное выражение в следующем афоризме Муссолини: "Все внутри государства, ничего вне государства, и ничего против государства".
Фашизм и большевизм имеют как точки соприкосновения концептуального и типологического характера, так и серьезные расхождения. Бросается в глаза изначальная несовместимость их идеологий. Здесь достаточно упомянуть такие дихотомические пары, как интернационализм – национализм, теория классовой борьбы – национально-расовая идея, материализм – идеализм, с помощью которых определяется противостояние марксизма-ленинизма и фашизма.
Если в марксизме-ленинизме в качестве главного теоретического и аналитического инструмента трактовки мировой истории брался класс, то в фашизме в качестве такового служила нация. Первый отдавал моральный и теоретический приоритет концепции класса, а второй – концепции нации и даже расы. В результате место марксистских понятий "прибавочная стоимость" и "классовая борьба" в национал-социализме заняли понятия "кровь" и "раса".
Фашисты и национал-социалисты как в теории, так и на практике отводили решающую роль политике и идеологии, они сохранили частную собственность на средства производства и рыночные механизмы функционирования экономики. Большевики же, которые в теории определяющую роль отводили базису, или экономике, пошли по пути полного обобществления средств производства. Если большевики уничтожили рынок, то национал-социалисты его оседлали, приручили.
Марксизм-ленинизм в теории руководствовался коммунистическим идеалом построения совершенного и справедливого общественного строя. Однако проблема состоит в том, что для реализации поставленной цели на вооружение были взяты безжалостные, антигуманные средства. В этом контексте величайшая ошибка большевиков состояла в том, что они дискредитировали великий коммунистический идеал.
При всем том неоспорим факт близости и определенного родства фашизма и большевизма по целому ряду параметров. Это, в частности, единая, всеохватывающая цель (хотя она существенно различается по своему содержанию); господство одной-единственной революционной партии нового типа; моноидеология, отвергающая другие идеологии; сходные средства и методы достижения идеальных целей; слияние в единое целое партии, государства и общества; политизация всех без исключения сфер жизни; физический и моральный террор и т.д.
Именно эти характеристики позволяют оценивать и фашизм в разных его вариантах, и марксизм-ленинизм в его большевистской интерпретации как два противоположных проявления или два альтернативных (правый и левый) варианта особого общественно-исторического феномена – тоталитаризма.
При этом нельзя забывать, что сами тоталитарные режимы были подвержены определенным изменениям. В Советском Союзе о более или менее чисто тоталитарном режиме, по-видимому, корректно говорить применительно к сталинскому режиму, охватывающему период с конца 1920-х до первой половины 1950-х гг. В последующие же годы имела место постепенная либерализация режима в плане отказа от наиболее жестких форм контроля над умами людей, а также от явного террора.
Диктату́ра (лат. dictatura ) - форма государственного правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции - правителю (диктатору), правящей партии, правящей группе лиц, правящему союзу или правящему социальному классу.
C точки зрения политологии, диктатура - форма осуществления власти, при которой правящая группа, вне зависимости от формы власти, вне зависимости от формы отношения к власти, осуществляет своё правление прямым, директивным путём. Независимость данной формы осуществления власти от формы власти и формы отношения к власти ярко показывает пример политической системы, возникшей в результате Великой французской революции: форма власти - республика, форма отношения к власти - демократия, форма осуществления власти - диктатура.
Функционирование диктаторского режима сопровождается радикальными или репрессивными мерами против политических оппонентов и жёстким подавлением или устранением тех прав и свобод граждан, которые тем или иным образом противоречат позиции данного режима.
Эффективность и оптимальность данной формы осуществления власти зависит от многих факторов, в том числе от объективной ситуации, восприятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти, формы отношения общества и власти, формы идеологического обоснования власти.
В настоящее время понятие диктатуры искажено в негативную сторону. Сегодня диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц (в противопоставлении народу), не ограниченный нормами законодательства и не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях такой диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму.
Сторонниками диктатуры обычно указываются следующие преимущества диктатуры как формы правления:
§ Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
§ При единоличной диктатуре диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
§ При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долговременные (не ограниченные сроком избрания) преобразования в жизни государства;
§ При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;
По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества единоличной диктатуры:
§ К диктаторской власти обычно приходит человек, обладающий организационными и иными способностями, волей и знаниями. В то же время при монархии замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;
§ Диктатор обычно лучше монарха осведомлён о реальной жизни, о проблемах и чаяниях народа.
Среди недостатков диктатуры обычно упоминаются следующие:
§ При единоличной диктатуре диктаторы обычно менее уверены в прочности своей власти, поэтому они нередко склонны к массовым политическим репрессиям;
§ После смерти диктатора может возникнуть риск политических потрясений;
§ Велика возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.
По сравнению с республикой выделяют также следующие недостатки:
§ При диктатуре больше теоретической возможности для возникновения монархии;
§ При единоличной диктатуре диктатор не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;
§ При диктатуре плюрализм мнений полностью отсутствует либо ослаблен;
§ При единоличной диктатуре нет легальной возможности сменить диктатора, если его политика оказалась противоречащей интересам народа.
По сравнению с монархией выделяют также следующие недостатки:
§ Диктатуру обычно не считают «богоугодной» формой государственного устройства.
§ В отличие от диктатора, монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему с ранних лет развивать качества, необходимые для такой должности.
Понятие диктатуры
Определение 1
Диктатура - форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота власти государства сосредотачивается в руках единственной политической позиции, которая принадлежит либо одному человеку, то есть диктатору, либо правящей группировке лиц, то есть союзу, партии, классу и т. д.
Со стороны политологии, диктатура представляется формой осуществления власти, при которой правитель либо управляющая группировка, независимо от властной формы, независимо от формы отношения к власти, реализует собственное управление прямым, директивным путём. Независимость такой формы реализации власти от формы власти и формы отношения к власти ярким образом отражает пример системы политики, которая возникла как итог Великой французской революции: формой власти представлена республика, формой отношения к власти является демократия, формой осуществления власти представлена диктатура.
Функционирование диктаторского режима сопровождено репрессивными либо радикальными мерами, направленными против политических оппонентов, и жёстким давлением или устранением каких-либо прав и свобод граждан, каким-либо образом противоречащим позициям такого режима.
Оптимальность и эффективность такой формы реализации власти зависят от множества факторов, в том числе от:
- принятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти;
- объективной ситуации;
- формы отношения власти и общества;
- формы идеологической обоснованности власти.
На сегодняшний день диктатурой традиционно называют властный режим единственного лица или группировки лиц в противопоставлении народу, которые не ограничены законодательными нормами, не сдерживаемы какими-то политическими или общественными институтами. Несмотря на то, что часто в условиях этой диктатуры сохранены отдельные институты демократии, их настоящее воздействие на политику сведено к минимуму.
Формы и виды диктатуры
В настоящее время основными формами, в которых могут проявляться диктаторские системы политики, представлены авторитаризмом и тоталитаризмом. Последний из названных обладает наиболее историческим значением, он относим преимущественным образом к конкретным режимам середины - конца 20 века, в тот период как первый активным образом применяется для характеристики современных стран с высокоцентрализованным управлением, которые ассоциируются в основном с третьим миром. Не акцентируя внимание на наличие общих черт, которые продиктованы родовой близостью, эти две формы обладают также и рядом отличий, которые не позволяют смешать их меж собой.
Замечание 1
Если в границах тоталитарной системы страна, ее руководящие органы, экономика, общество, идеология и иные элементы социума создают единое образование, то авторитаризм охарактеризован наименьшей степенью подавления разнообразных аспектов жизни общества.
Например, государство, хоть и пользуется неспособностью гражданского общества оказать сопротивление власти, но, тем не менее, не применяет никаких мер, которые бы направлялись на прекращение его существования.
Сохранена некоторая свобода действий в сфере экономики, в области личностных убеждений, то есть «дозированное инакомыслие», допущены различия классовости в определенном роде, могут осуществлять деятельность партии альтернативного толка и парламент.
Кроме этого, если при тоталитаризме власть сконцентрирована в руках конкретной организации или группировки, к примеру, партии политики, то ядром полномочий власти при авторитарной форме представляется само государство как таковое. В силу вышесказанного, смена политического авторитарного режима на демократическую форму общества не обязательно несет в себе радикальные изменения всей системы общества в целом, в тот момент как при демократизации тоталитарной формы социума такого образа модификации являются неизбежными.
- полномочия власти принадлежат группировке наиболее обеспеченных в финансовом плане семейств, контролирующих как политику, так и экономику страны. Подобные варианты не редки, для Латинской Америки;
- лидерство содержит национальная буржуазия как класс «новой олигархии», которая довольно часто действует совместно с военными структурами. Данная модель наиболее часто отмечается в государствах Африки;
- глава государства - монарх, который передает власть наследственным образом; формально государство является монархией, но на самом деле есть основания для классификации его как авторитарного режима. Подобное нередко на Ближнем Востоке; в зависимости от определенной специфики монарх может одновременно быть религиозным лидером;
- авторитарные государства иногда разделяются на основании того, сколь жестко или, наоборот, свободным образом устроена вертикаль власти;
- в отдельную форму выделена также военная диктатура, которая является характерной для ряда развивающихся государств.
Иногда замечены случаи, когда разговор об однозначном соответствии устройства общества какому-либо иному типу не представлено возможным по каким-либо причинам - например, в силу того, что государство находится в процессе переходного периода, ещё не успело достигнуть конкретного системного этапа в собственном развитии. В этих случаях режим может быть определен смешанным, либо промежуточным; зависимо от конкретных отношений используются термины «демократический авторитаризм» или «авторитарная демократия ».
Невзирая на общие диктаторские наклонности, в их числе - к использованию силы, такой режим допускает частную собственность, устремлен опереться на конкретные расслойки общества, в которых находится в поисках поддержки; в стране присутствуют либеральные составляющие, а э устройство экономики общества задает условия для их последующего развития: чем более активно модернизируется экономика, тем более сильно развиваются тенденции к демократии.
Исторический аспект предусматривает существование гибридных режимов, объединявших в себе некоторые черты тоталитаризма и авторитаризма, примером этому является режим Франко в Испании 30-х годов 20 века.
Словарь антонимов русского языка
Диктатура
безвластиее
Тезаурус русской деловой лексики
Диктатура
‘власть’
Syn: фашизм, фашистский
Ant: демократия, республика, самоуправление
Энциклопедический словарь
Диктатура
(лат. dictatura - неограниченная власть), осуществление власти в государстве недемократическими методами; авторитарный политический режим. (напр., личная диктатура).
Словарь Ефремовой
Диктатура
- ж.
- :
- Полномочия, власть диктатора (1) в Древнем Риме.
- Время властвования диктатора.
- Ничем не ограниченная государственная власть, опирающаяся на силу господствующего класса.
- Могущество, власть.
- :
Политическая наука: Словарь-справочник
Диктатура
(лат. dictatura неограниченная власть)
1) неограниченная власть, важнейшим способом осуществления которой является вооруженное насилие;
2) осуществление власти в государстве недемократическими методами; авторитарный политический режим. (напр., личная диктатура).
Словарь Ожегова
ДИКТАТУ РА, ы, ж.
1. Государственная власть, обеспечивающая полное политическое господство определённого класса, партии, группы. Фашистская д. Д. пролетариата (в России: провозглашённая большевистской партией власть рабочего класса).
2. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на прямое насилие. Военная д.
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Диктатура
термин, характеризующий систему осуществления власти в государстве, означает:
Сущность гос. власти, обеспечивающий политическое господство тому или иному классу (например, Д. пролетариата);
Способ осуществления гос. власти, политический режим (например, личная Д.);
В Древнем Риме - полномочия, власть или время властвований диктатора;
Ничем не ограниченная, не стесненная никакими законами, опирающаяся на силу власть, выражающая интересы господств. класса. Форма гос. управления, при которой власть господств. сил (классов, субъектов и т. д.) опирается на силу и не ограничивается законами.
см. также
Словарь Ушакова
Диктатура
диктату ра , диктатуры, жен. (лат. dictatura) (полит. ).
1. Ничем не ограниченная государственная власть, опирающаяся на силу господствующего класса. - Диктатура означает... Неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон власть. «Во время гражданской войны всякая победившая власть может быть только диктатурой.» Ленин . «Либо диктатура (т.е. железная власть) помещиков и капиталистов, либо диктатура рабочего класса.» Ленин . «Диктатура пролетариата есть 1) неограниченное законом насилие в отношении капиталистов и помещиков, 2) руководство пролетариата в отношении крестьянства и 3) строительство социализма в отношении всего общества.» Сталин . Диктатура капитала.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Диктатура
Диктатура
♦ Dictature
В широком и расплывчатом смысле, распространившемся в новейшее время, – всякая власть, основанная на силе. В узком и историческом смысле – авторитарная или военная власть, ограничивающая не только личные и групповые свободы людей, но и нормальное функционирование государства, как правило, на протяжении определенного времени и в общих интересах. От деспотизма диктатура отличается менее выраженным монархическим началом (возможна коллективная и даже демократическая диктатура), от тирании – отсутствием явного пренебрежения к интересам широких масс людей. В отличие от тирании, диктатура может быть установлена демократическим порядком, политически оправдана и морально допустима. У древних римлян, например, диктатурой называлась исключительная форма правления, устанавливаемая законным путем на срок шесть месяцев с целью спасения республики. По Марксу и Ленину, диктатура пролетариата должна длиться существенно дольше, но и цель ее гораздо выше – спасение не просто республики, но и всего человечества. И в том и в другом случаях введение диктатуры привело к установлению тирании или деспотизма. И понятие диктатуры в результате всего этого утратило заключавшийся в нем положительный смысл.
Ы, ж. 1. Ничем не ограниченная государственная власть, опирающаяся на силу господствующего класса. Военная диктатура. 2. В древнем Риме: полномочия, власть или время властвования диктатора. Малый академический словарь