Марк аврелий был императором древнего рима. Марк Аврелий: биография и размышления. Маркоманская война Марка Аврелия
Антонин Пий выбрал себе двух наследников. Права одного из них были подтверждены. Это был Марк Элий Аврелий Антонин. Другой наследник, Луций Аврелий Вер, был отвергнут. Луций Аврелий Вер был слишком легкомысленен для императора. Но Марк Аврелий был другого мнения по этому поводу, и он предложил Луцию Аврелию Веру править вместе с ним. Впервые в римской истории правили одновременно два императора. В дальнейшем такая ситуация складывалась постоянно и в свое время была подтверждена законом, но случай с Аврелием и Вером можно считать началом традиции.
Откровенно говоря, Луций Аврелий Вер ни капли не интересовался делами государства и предпочитал проводить свою жизнь в погоне за удовольствиями. Поэтому Марка Аврелия, взявшего на себя все тяготы управления страной, помнят, а его коллегу забыли. Далеко не во всех хронологических таблицах и даже исторических хрониках можно встретить имя Луция Вера; он оставил настолько незначительный след в истории, что проще всего о нем даже не вспоминать. В отличие от него пасынок Антонина оказался образцовым правителем. Пятьсот лет назад Платон сказал, что в мире не наступит равновесие до тех пор, пока владыки не сделаются философами или философы - владыками, и это утверждение воплотилось в жизнь благодаря Марку Аврелию, потому что он был могущественным правителем и одновременно философом, труды которого до сих пор не потеряли своей значимости. Новый император был по убеждениям стоиком. Под мягким правлением Антонинов эта философия приобрела большое уважение в народе. Философия стоиков отличалась простотой и ясностью, к тому же была близка всем, кто чтил древние римские традиции. Как бы то ни было, но ленью и роскошью нельзя по-настоящему наполнить свою жизнь, со временем они вызывают пресыщение, в то время как духовная пища не приедается никогда. Мирные времена способствовали размышлениям, а для тех, кто задумывался над смыслом жизни, уверенная и спокойная философия стоиков подходила как нельзя лучше.
Во времена Римской империи наиболее известным представителем стоицизма был Эпиктет, грек по происхождению, который родился в 60 г. и большую часть своей жизни прожил в рабстве. Он был слаб здоровьем и хром (возможно, что этому было виной жестокое обращение хозяина). Еще ребенком Эпиктета привезли в Рим, и там ему удавалось иногда посещать лекции стоиков, в результате чего он принял их учение, а когда освободился из рабства, сам стал преподавать стоицизм. Случилось так, что во времена правления Домициана он оказался среди тех философов, которым приказано было покинуть страну. В 89 г. Эпиктет уехал в Никополис, город, который Август основал после своей окончательной победы над Марком Антонием под Актием. Остаток своей жизни Эпиктет преподавал в Никополисе и создал свою школу. Он считается одним из классических философов периода древней истории.
Император Марк АврелиЙ увлекался учением стоиков, и он стал самым известным его последователем. Он верил не в счастье, а в спокойствие, ценил мудрость, справедливость, стойкость и сдержанность, не терялся ни перед одним из препятствий на пути к выполнению своего долга. В течение своей жизни, наполненной битвами, он записывал свои мысли в книжку, которая дошла до нас под названием «Размышления». Даже теперь ее ценят как записки человека, сумевшего остаться добрым в исключительно трудных условиях. Как видно на примере многих и многих людей, занимающих высокие посты, власть в состоянии испортить даже самую сильную личность. Удивительно, что в том положении, в котором он оказался, этот человек сумел остаться философом в самом высоком смысле этого слова и сохранить себя, в то же время принося огромную пользу своему народу.
Марку Аврелию не удалось прожить мирную жизнь, которую он вполне заслуживал, но в этом не было его вины. Если бы это зависело от воли императора, то в Империи на долгие века сохранилась ситуация, создавшаяся при жизни его предшественника. Отсутствие военных действий, мирный уклад жизни и постепенное развитие хозяйства на благо всех жителей державы более чем устраивало императора-философа: он не хотел расширять свою территорию за счёт владений соседей, и без того озлобленных постоянной агрессией Рима, не хотел наживать богатство грабежом. Его идеалами были мир и труд, заслуженное процветание страны под властью мягкого и заботливого правителя. К сожалению, на практике все произошло совершенно иначе. Всю свою жизнь Марк Аврелий вынужден был сражаться с разнообразными врагами, и, несмотря на попытки мирного урегулирования конфликтов, их все же приходилось разрешать силой оружия. Похоже на то, что исключительное спокойствие, воцарившееся в империи во время правления Антонина, закончилось с его смертью, и со всех сторон неприятели начали восставать против Рима.
На Востоке поднял голову давний противник, Парфия. Правитель этой страны снова сделал попытку посадить на армянский престол свою марионетку, а затем его войска вторглись в Сирию, после чего война стала уже неизбежной. Под командованием соправителя Марка Аврелия, Луция Вера, римские легионы спешно двинулись в восточном направлении.
Парфяне были побеждены, и римляне отомстили им, вторгшись в Месопотамию, где они сожгли дотла столицу государства, Ктесифон. К 166 г. был восстановлен мир, а тремя годами позже Луций Вер умер, оставив Марка Аврелия единственным правителем Рима.
Парфянскую войну можно было бы считать триумфом римского оружия, но так может показаться только на первый взгляд. Некоторые обстоятельства обратили эту победу в орудие, чуть не погубившее Римскую империю.
Основной внешней угрозой для являлось объединение германских племен под владычеством маркоманов, живших на территории нынешней Северной Баварии. Они способствовали объединению всех племен, к северу от Дуная. Улучив момент, когда римляне были полностью заняты войной с парфянами, они начали нападать на северные границы Империи и в течение пятнадцати лет изматывали римские войска. Марку Аврелию приходилось перебрасывать войска с одного опасного участка на другой, причем стоило победить германцев в одном месте, как они тут же вновь поднимали голову в другом. Здесь варварам пригодилось то, что племена были разделены и подчинялись только своим вождям, не желавшим заключать союзы с другими; таким образом, в то время, когда одни воевали и отвлекали на себя внимание римлян, другие могли собраться с силами и перегруппироваться для того, чтобы снова начать вторжение. Серьезных результатов боевые действия такого характера принести не могли, но германцам того периода, по большому счету, нужно было не столько расширить свою территорию, сколько захватить богатую добычу, а это им в большинстве случаев удавалось. Хотя всегда отличались повышенной мобильностью, но необходимость то и дело перебрасывать свои силы с одного участка границы на другой позволяла противнику находить все новые лазейки и совершать рейды в глубь территории Империи, грабя близлежащие земли и тут же возвращаясь обратно. Для того чтобы защищать одновременно все рубежи огромной державы, не хватило бы никаких сил и средств, так что императору приходилось непрерывно маневрировать с целью уследить за всем, что происходило вокруг. В этой ситуации германцы хотя и несли определенные потери, но уничтожить их полностью не удавалось. Можно считать, что римляне выиграли эту войну, однако если прежде они побеждали и завоевывали варварские земли, присоединяя их к империи, то теперь удавалось только отбросить германцев от границы и не дать им проникнуть в глубь римской территории. При таком положении вещей в следующем столетии должны были произойти великие потрясения - и так оно и вышло.
В 180 г. император Марк Аврелий умер в военном лагере, пробыв императором девятнадцать лет. В то время германская кампания всё ещё продолжалась.
Марк Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года н.э. в знатной римской семье Анния Вера и Домиции Луциллы. Считается, что род его древний и берет свое начало от Нумы Помпилия. В первые годы мальчик носил имя своего прадеда — Марк Анний Катиллий Север. Вскоре умер его отец, Марка усыновил дед Анний Вер, и он взял имя Марк Анний Вер.
По воле деда Марк получал начальное образование у себя дома от различных учителей.
Император Адриан рано заметил тонкую, справедливую натуру мальчика и покровительствовал ему, он же дал Марку прозвище Вериссимон («самый истинный и правдивейший»). С ранних лет Марк исполнял различные поручения, которые ему давал император Адриан. В шестилетнем возрасте он получил от императора Адриана титул всадника, что было исключительным событием. В 8 лет он входил в коллегию салиев (жрецов бога Марса), а с 15-16 лет был устроителем латинских празднеств во всем Риме и распорядителем на пирах, устраиваемых Адрианом, и везде показывал себя с лучшей стороны.
Император даже хотел назначить Марка своим прямым наследником, но это было невозможно из-за молодости избранника. Тогда он назначил своим наследником Антонина Пия с условием, чтобы тот, в свою очередь, передал власть Марку. Законы древней римской традиции разрешали передавать власть не физическим наследникам, а тем, кого они считали своими духовными преемниками. Усыновленный Антонием Пием, Марк Аврелий учился у многих выдающихся философов, в том числе у стоика Аполлония. С 18 лет он жил в императорском дворце. По преданиям, многое указывало на уготованное ему великое будущее. Впоследствии он с глубокой любовью и благодарностью вспоминал о своих учителях и посвятил им первые строки своих «Размышлений».
С 19 лет Марк становится консулом. Посвященный во многие таинства, будущий император отличался простотой и строгостью нрава. Уже в юности он нередко удивлял своих близких. Он очень любил древние римские ритуальные традиции, а по своим взглядам и мировоззрению был близок к ученикам стоической школы. Такж он был блестящим оратором и диалектиком, знатоком гражданского права и юриспруденции.
В 145-м году был оформлен его брак с дочерью императора Антонина Пия Фаустиной. Марк отказался от дальнейших занятий риторикой, посвятив себя философии.
В 161 году Марк Аврелий принял на себя заботу об Империи и ответственность за ее дальнейшую судьбу, разделив ее с цезарем Луцием Веером, также приемным сыном Антонина Пия. В действительности очень скоро бремя забот об империи стал нести один Марк. Луций Вер проявил слабость и ушел от государственных дел. В то время Марку было около 40 лет. Его мудрость и склонность к философии помогли ему успешно править империей.
Из масштабных событий, выпавших на долю императора, можно назвать устранение последствий наводнения из-за разлива реки Тибр, которое погубило много скота и вызвало голод населения; участие и победу в Парфянской войне, Маркоманнскую войну, военные действия в Армении, Германскую войну и борьбу с моровой язвой — эпидемией, унесшей жизни тысяч людей. Несмотря на постоянную нехватку средств, император-философ, произвел похороны умерших от эпидемии бедняков за государственный счет. Чтобы избежать повышений налогов в провинциях для покрытия военных расходов, он пополнил государственную казну, проведя большой аукцион по продаже принадлежащих ему художественных ценностей. А не имея средств на проведение необходимой военной кампании, он продал и заложил все, что принадлежало ему лично и его семье, включая драгоценности и одежду. Торги продолжались около двух месяцев — так были велики богатства, с которыми он не пожалел расстаться. Когда же средства были собраны, император с войском выступил в поход и одержал блестящую победу. Радость подданных и любовь их к императору были велики, что они смогли вернуть ему значительную часть богатства. Современники характеризовали Марка Аврелия так: «Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости».
Марк Аврелий всегда проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было удержать людей от зла либо побудить к добру. Осознавая важность философии в образовательном и воспитательном процессе, он учредил в Афинах четыре кафедры — академического, перипатетического, стоического и эпикурейского направлений. Профессорам этих кафедр было назначено государственное содержание. Не страшась лишиться популярности, он изменил правила гладиаторских боев, сделав их менее жестокими. Несмотря на то, что ему приходилось подавлять восстания, то и дело вспыхивающие на окраинах империи, и отражать многочисленные вторжения варваров, уже подтачивающих ее мощь, Марк Аврелий никогда не терял хладнокровия. По свидетельству его советника Тимократа, жестокий недуг причинял императору ужасные страдания, но он мужественно переносил их и несмотря ни на что обладал невероятной трудоспособностью. Во время военных кампаний, в походных кострах, жертвуя часами ночного отдыха, он создавал подлинные шедевры философии морали и метафизики. Сохранилось 12 книг его воспоминаний, которые назывались «К себе самому». Они также известны под названием «Размышления».
Во время посещения восточных провинций, в которых разгорелся мятеж, в 176-м году умерла его супруга Фаустина, сопровождавшая его. Несмотря на все горькие недостатки супруги, Марк Аврелий был благодарен ей за терпение и благосклонность и называл ее «матерью лагерей».
Смерть пришла к императору-философу 17 марта 180-го года во время военного похода в окрестностях современной Вены. Уже больной, он очень горевал о том, что оставляет после себя беспутного и жестокого сына Коммода. Перед самой его кончиной Гален (врач императора, который, несмотря на смертельную опасность, был до последней минуты рядом с ним) услышал от Марка Аврелия: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой», после чего его изможденные губы тронуло подобие улыбки. Марк Аврелий умер достойно и мужественно, как воин, философ и великий государь.
Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы.
В 139 году после смерти отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий получил прекрасное образование. Диогнет вводил его в философию и обучал живописи. По совету того же учителя будущий император под влиянием усвоенных им философских воззрений начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой.
Еще при жизни Адриана Марк, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) начал заниматься административной деятельностью.
В том же году он был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле.
Он был намечен Пием в консулы на будущий 140 год и объявлен цезарем. В 140 году Марк стал в первый раз консулом. В 145 году - вторично, вместе с Пием.
В 25 лет Марк переключился на философию. Главным наставником Марка в философии был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для Марка в Рим. Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Л. Волузий Мециан.
Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть народного трибуна. 1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до января 169 года.
Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.
Лучшие дня
Большое внимание уделял Марк судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии - для каждого из господствовавших в его время философских направлений - академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.
Не обладавшему воинственным характером, Марку приходилось многократно участвовать в военных действиях.
Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Еще не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).
В 178 Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка называют философом на троне. Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках - этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.
Оставил философские записи - 12 написанных на греческом языке «книг», которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе». В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность - владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.
Марк Аврелий
reit
23.02.2007 03:31:15
Марка Аврелия называют великим императором Рима, на котором закончился «золотой век» древней империи (этот период хронологически датируется 96-180 гг. нашей эры). После того, как правитель умер, началось постепенно угасание античного государства, мощь и величие которого держали в повиновении половину мира.
Работы и цитаты императора, дошедшие до наших дней, считаются классикой римской философии. Многие из высказываний Марка Аврелия получили «вторую жизнь» в 21 веке, войдя в антологии учебников и произведений по философии.
Семья и первые годы жизни
Будущий император Рима появился на свет в 121 г. в семье Домиции Луциллы и Анния Вера, который был представителем древнего итальянского рода Анниев Веров. Многие из членов этого клана считали себя прямыми потомками царя Нумы Помпилия (715-633/633 гг. до н.э.). Род был признан патрицианским только через много-много столетий, когда на трон взошел император Веспасиан. Случилось это в 79 году нашей эры. При нем список патрициев Рима был обновлен за счет внесения в него многих знатных семей, в том числе и Анниев Веров.
При рождении мальчик получил родовое имя – Марк Анний Вер. Его родной отец умер вскоре после появления Марка на свет, и ребенка усыновил Публий Катилий Север, из-за чего имя мальчика было изменено на Марк Анний Катилий Север.
Семья ребенка была знатной и постоянно находилась при императорском дворе. Поэтому не удивительно, что на Марка внимание обратил сам правитель Рима – Адриан. Именно он отметил необычные способности малыша, его тягу к знаниям и наукам. Император приказал отдать мальчика в школу, где преподавали лучшие учителя того времени. Так Адриан отдавал долг памяти Публию Катилию Северу, умершему в 139 г. После этого его воспитанием занялись два выдающихся человека древнего Рима – император и родной дедушка мальчика Анний Вер. Обсудив дальнейшую судьбу своего внука с правителем империи, дед выбрал для ребенка нового приемного отца. Им стал Антонин Пий, который вскоре сам стал правителем Рима. Его женой была сестра родного отца Марка. Выбор приемного отца не был случайным – и Адриан, и дед, и Антонин Пий готовили мальчика к тому, чтобы он вскоре занял государственную должность. В древнем Риме это можно было сделать, только обладая знаниями и властью. Последняя передавалась исключительно по наследству от отца к сыну. Римское законодательство позволяло гражданам делать своими наследниками не только родных сыновей, но и приёмных. Поэтому государственные деятели часто выбирали себе достойного приемника, усыновляли его и соответствующим образом обучали, чтобы потом сделать наследником состояния и должности. Именно так случилось с юным Марком Аврелием.
В возрасте 6 лет Адриан решил присвоить Марку титул всадника, сменив ему заодно и имя на Марк Аврелий Антонин Вер. Для того чтобы проверить способности мальчика, император каждый день давал ребенку много заданий, которые он всегда выполнял.
В восемь лет Марка включили в специальную коллегию жрецов – салиев, служивших Марсу. Когда воспитанник императора и Антонина Пия достиг возраста 16 лет, его назначили на должность устроителя и распорядителя латинских праздников, пиров и мероприятий, на которых неизменно присутствовал император Адриан. Уже в столь юном возрасте у Марка проявились те качества, которые позже сделают его по-настоящему великим императором: любовь к правде, честность и справедливость. Поэтому и его фамилию — «Вер» — друзья и учителя немного изменили на «Вериссимус», что в переводе с латинского языка значило «справедливейший».
Взросление и государственная работа
Огромное влияние на формирование характера Марка Аврелия оказали его отношения с Антонином Пием, которого юноша называл учителем, наставником и отцом. В своих произведениях будущий император неоднократно отмечал, что приемный отец научил вести его жизнь обычного человека. Благодаря Пию, Марк ответственно относился к своим обязанностям, деятельности правителя и государственной службе.
Обучение Марка в юношеские годы проходило при дворце императора, где его учителями были знаменитые философы того времени. В частности, сторонник течения стоиков Аполлоний из Халкедона и Юний Рустик, последователь идей Платона. Это окружение сделало Марка приверженцем философии стоиков. Под влиянием своих блестящих учителей будущий император выбрал девиз всей своей последующей жизни: «Учи не словами, а собственным примером».
Особое внимание мальчик уделял занятиям по гражданскому праву, которое ему преподавал Луций Волузий Мециан (выдающийся юрист того времени). Юноша вырос приверженцем справедливости, терпения, трудолюбия. Он не любил пышность и роскошь, считая, что и без них можно прекрасно служить родному государству. Своими кумирами молодой человек считал великих римских правителей – Нерва и Траяна, а также Адриана. Также Марк Аврелий свято чтил древние римские ритуалы и традиции.
Уже в юном возрасте окружающие Марк прославился своими неординарными ораторскими способностями. Окружающие слушали его, затаив дыхание и веря каждому слову. Отличался от юношей своего возраста и положения ещё и тем, что его слова имели глубокий смысл и значение.
Государственная карьера Марка Аврелия началась в 138 году. Прежде чем стать единоличным императором, он занимал должности:
- Квестора, на которой он занимался административной работой (138 г.);
- Консула (140 г., 145 г.);
- Трибуна с проконсульскими полномочиями, которые распространялись за пределы Рима (147 Г.). Спустя несколько лет Антоний возвел своего зятя в ранг соправителя. Ни одно решение не принималось Пием без согласования с Марком;
- Консула повтороно. На этот раз он правил вместе с приемным братом (161 г.). Тогда же Пий объявил, что Марк станет его преемником на троне;
- Императором совместно со сводным братом Луцием Вером (161-169 гг.).
Самостоятельное правление
В 169 году умер Луций Вер, после чего Марк Аврелий был провозглашен императором Римского государства. Но фактически вся власть находилась в его руках с 161 г., поскольку соправитель не отличался талантом и не проявлял к внутренним и внешним проблемам страны никакого интереса.
Свидетельства того времени говорят о том, что Марк Аврелий завоевал любовь населения, благодаря своим мудрости и рассудительности в принятии решений. И это при том, что в империи начались серьезные проблемы – восстало население Парфии и Египта, распространялась чума, а войны и гражданские противостояния истощили государственную казну.
Большинство этих сложностей Марк Аврелий решал, используя собственные финансы и наследство.
Во время его правления были проведены следующие мероприятия и реформы:
- Упорядочено судопроизводство, восстановлены многие старинные права и обычаи;
- Было опубликовано множество законов и указов, направленных на улучшение жизни простого римского народа. Эта ответственность за жизнь граждан и забота о них, сделала Марка Аврелия популярным среди жителей Рима;
- Были созданы учреждения для заботы о больных и тех, кто получил увечья;
- Была усовершенствована система налогообложения, при этом наибольшие отчисления в казну должна была делать знать. На полученные деньги открывались специальные приюты для бедных, малоимущих и сирот;
- Основывались колледжи;
- Были созданы четыре философские кафедры в городе Афины. Каждая из кафедр представляла одно из основных античных философских течений: стоическое, академическое, эпикурейское, перипатетическое. Все профессора, работавшие на кафедрах, получали жалование из государственной казны;
- Была введена обязательная регистрация новорожденных детей;
- Была создана полиция нравов;
- Укрепился престиж сената;
- Все гладиаторы перед выступлениями отныне вооружались только тупыми мечами, а для канатоходцев создавались специальные страховки в виде матрасов, которые должны были их защитить в случае падения с высоты.
С 167 года Рим стал постоянно сталкиваться с варварскими племенами — сарматами и германцами. Борьбу с ними возглавил лично император. Только к 175 г. был подписан мир, в результате которого древние германцы начали селиться, на территориях занятых римскими гарнизонами.
В тот же год снова восстало население Сирии, где местный правитель Авилий Кассий объявил себя новым римским правителем. Именно он распространял в течение трех месяцев слух о том, что Марк Аврелий умер. Кассия убили его сообщники, после чего император торжественно объехал восточные провинции государства. Путь он начал в Александрии, оттуда выдвинулся в Сирию, затем -в Каппадокию и Смирну, а закончил путешествие в Греции.
С 176 года и до конца своих дней соправителем Марка Аврерия был его сын Коммод. Последние годы жизни государя Великого Рима не были спокойными. Он все время воевал с германцами, усмирял сирийцев. В 180 году он со своим войском дошел до центра современной Австрии (где сейчас располагается Вена), и тут же умер.
При этом Марк Аврелий был достаточно миролюбивым императором, если сравнивать его с предшественниками. Из 21 года самостоятельного правления — 14 он провел в военных походах, защищая Рим и своих граждан.
Сразу после смерти императора возвели в ранг божества, построив в его честь храм. В Риме была установлена огромная (высотой в 30 метров) колонна, украшенная барельефами. Изображения рассказывали о подвигах императора, его походах и войнах. А на Капитолийском холме поставили конную статую Марка Аврелия, которая стоит там и сейчас.
Семья и дети
Антоний Пий контролировал и личную жизнь Марка, поэтому не допустил заключения брака своего приемного сына с девушкой, которую звали Цейония. Вместо этого, его обручили с дочерью Пия – Фаустиной. Поженились молодые люди в 145 году.
Фаустина оказалась неверной супругой, и стала изменять мужу через несколько лет после бракосочетания. Историки считают, что это было связано с постоянной занятостью Марка Аврелия на государственных должностях и в походах. Жену императора видели в компании с актерами театра, матросами, завсегдатаями кабаков, гладиаторами. Слухи о похождениях супруги доходили и до Марка Аврелия, но он не решался расторгнуть брак, который был благословлен его любимым приемным отцом.
Такое поведение Фаустины не отвернуло мужа от нее. Он и дальше продолжал читать ей стихи, брал практически во все походы, любил ее.
Фаустина умерла во время похода в одну из провинций империи. Эта утрата подкосила правителя, он долго горевал по «матери лагерей», как Марк Аврелий называл свою супругу.
Общих детей у супружеской пары было 13, но выжили только сын Коммод, наследовавший отцу, и четыре дочери.
Первая дочь родилась в 147 году и ее назвали Анния. В честь этого события тогдашний император Антоний Пий возвел приемного сына в ранг трибуна. Прожила девочка до 165 года.
Других детей императора звали:
- Гемеллус Луций и Анна Аурелия Луссилла (близнецы), мальчик умер в 150 г., а девочка вышла замуж за соправителя отца Луция Вера (умерла в 182 г.);
- Титус Элиус Антонин, Титус Эллиус Аврелий и Домиция Фаустина (появились на свет после 150 г., скончались приблизительно в 161);
- Адрианус (152-157 гг.);
- Анния Ауреллия (159 — приблизительно 211 гг.);
- Анния Корнифия (160 – приблизительно 211 гг.);
- Тит Аврелий Фульвус (161-165 гг.), близнец Коммода;
- Луций Аврелий Коммод (161-192 гг.);
- Маркус Анниус (162-169 гг.);
- Вибия Аурелия Сабина (170-217 гг.).
Преемник Марка Аврелия — его сын Коммод — вошел в историю мира и Рима, как грубый и невежественный правитель. Отец окружил его философами и поэтами, учителями этики, морали, но это не помогло. Коммод предпочитал общество актеров цирка, гладиаторов, мимов. Возможно, это было влияние генов, поскольку ходили слухи, что мать родила Коммода и его брата от одного из гладиаторов.
Художник: Joseph Siffred Duplessis "Марк Аврелий".
Римский император (161-180) из династии Антонинов, философ, один из наиболее значительных представителей римского стоицизма, последователь Эпиктета
Написал 12 томов под общим названием "Рассуждения о самом себе"
Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы Марк Аврелий относился к своей матери с глубоким почтением и считал, что обязан ей "благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, а также и простым образом жизни, далеким от всякого роскошества"
В 139 году после смерти отца он был усыновлен императором Антониной Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь, впоследствии как император носил официальное имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август (или Марк Антонин Август)
Марк Аврелий получил прекрасное образование Согласно воле материнского деда он обучался дома.
Марк упоминает о Диогнете, который вводил его в философию и одновременно обучал живописи Этот учитель, по словам самого Марка, освободил ученика от суеверий и заставлял его писать диалоги По совету того же учителя будущий император под влиянием усвоенных им философе ких воззрений начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой.
Император Адриан, очень любивший юношу, называл его - намекая на его имя Вер ("правдивый") и на его правдивость - Вериссимом ("правдивейший") В пятнадцатилетнем возрасте Марк получил мужскую тогу Еще при жизни Адриана Марк, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года), то есть начал практически заниматься административной деятельностью.
В том же году он был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле Квестура открывала доступ в сенат и возможность получения всех высших должностей и разного рода почетных званий Еще в качестве квестора он был намечен Пием в консулы на будущий 140 год и объявлен цезарем В 140 году Марк стал в первый раз консулом По воле Пия и против своего желания он еще в 139 году переселился на Палатинскии холм, чтобы жить в непосредственной близости к императору.
Несмотря на высокое положение и участие в делах правления, Марк не прерывал своих научных занятий. Он получил высшее образование в том виде, в каком тогда его получали в высшем римском обществе Главным предметом была риторика
В 145 году Марк вторично стал консулом, вместе с Пием Сразу же после этого вторичного консульства был оформлен брак Марка с Фаустиной Репутация этой женщины была не столь красивой, как ее внешность, молва упорно утверждала, что она выбирала себе любовников из матросов и гладиаторов "Когда Марку Аврелию говорили о ее поведении, советуя развестись с ней, если он не хочет казнить ее, он, говорят, сказал "Если я разведусь с женой, то нужно будет возвратить ей и приданое" А что другое могло считаться приданым, как не императорская власть"
В 25 лет Марк переключился на философию Уважение к философии и к философам питали и предшественники Марка (Адриан, Пий), но ни у одного из них не было такой тяги к философским учениям, как у Марка к стоическому учению Главным наставником Марка в философии был Квинт Юний Рустик, который вложил ему в руки сочинения Эпиктета
Имеются сведения и о других философах, вызванных для Марка в Рим Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Волузий Мециан О жизни Марка в 141-161 годах известно мало Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть народного трибуна
Помимо Марка Аврелия Антонин Пий усыновил Луция Вера
1 января 16] года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до января 169 года В период их совместного правления решающее слово всегда принадлежало Марку Аврелию. Луций Вер отличался распущенностью нравов и чрезмерной склонностью к разгульной жизни
Нет смысла перечислять в хронологическом порядке полученные Марком Аврелием, уже носителем верховной власти, те почетные звания, какие обычно выпадали на долю римским императорам Достаточно отметить, что Марк уже не брал на себя консульство, но несколько раз получал трибунские пол номочия и несколько раз после побед получал почетный титул императора
После окончания Парфянской войны он отпраздновал триумф совместно с Луцием Вером, другой триумф состоялся в 177 году по случаю побед над северными племенами Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия
Согласие с сенатом и уважение к сенаторскому сословию было одним из правил, которое последовательно соблюдал Антонин Пий Среди похвальных качеств своего приемного отца Марк называл отсутствие увлечений новизной Скорее всего, он имел в виду новшества не только в быту, в манере держаться, в речах, но и нечто большее - Антонин Пий не проявлял стремления быть оригинальным в государственных мероприятиях, он действовал в традиционных рамках римской императорской администрации
Подобно Антонину Пию, Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения (утверждается в приписываемой Юлию Капитолину биографии Марка Аврелия) Частые отлучки из Рима не позволяли ему всегда присутствовать на заседаниях сената, но, бывая на них, он никогда не уходил ранее, чем председательствовавший консул закрывал заседание сакраментальной фразой "Мы вас больше не задерживаем, отцы сенаторы"
Перед тем как брать деньги из казны, он обращался за разрешением к сенату, он не раз говорил, что не допустит, чтобы в его правление был казнен сенатор Были расширены судебные функции сената Обедневшим людям сенаторского сословия император давал трибунские и эдильские должности Оберегая достоинство сенаторского сословия, он объявил недействительными браки женщин этого сословия с вольноотпущенниками
Обеднением римского гражданства было вызвано учреждение алиментарного фонда для воспитания сирот римских граждан Средства поступали от землевладельцев, закладывавших государству свои земельные владения с обязанностью выплачивать определенный процент государству Марк Аврелий продолжал давно установившуюся традицию развлекать римский народ зрелищами и производить даровые раздачи
Имеются, впрочем, сообщения, что сам он проявлял равнодушие к зрелищам
Большое внимание уделял Марк судопроизводству Постоянно имея в своем окружении опытных юристов, он пользовался их советами Общее направление его деятельности в области права характеризовалось тем что он "не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право"
Марк с недоверием относился к доносчикам, за ложный донос налагалось "пятно бесчестия" Заботясь о пополнении государственной казны, необходимом для покрытия военных расходов, Марк, избегая экстраординарных налогов на провинции, устроил аукцион на форуме Траяна, на котором продавались принадлежавшие императору золотые, хрустальные и мурриновые кубки и сосуды, женские одежды, драгоценные камни, найденные в потайной сокровищнице Адриана, а также статуи и картины знаменитых мастеров, вырученных от аукциона денег хватило на покрытие всех военных расходов
В расходовании государственных средств император проявлял бережливость В бытность свою в Афинах он учредил там четыре кафедры философии - для каждого из господствовавших в его время философских направлений - академического, перипатетического, стоического эпикурейского Профессорам было назначено государственное содержание
В царствование Марка Аврелия на Римскую империю обрушились, не считая войн, большие беды В самом начале его правления произошло большое наводнение Тибр вышел из берегов и причинил много разрушений в Риме, погибло значительное количество скота, начался голод среди населения Императоры (Марк и Вер) помогли пострадавшим В последние годы царствования Марка (177 год) землетрясение разрушило город Смирну, и он щедро отпустил деньги на его восстановление
По этому поводу античный источник говорит, что Марк многим городам давал деньги - будучи вообще бережливым, он не скупился тогда, когда речь шла о необходимых расходах Марк Аврелий отнюдь не был воинственным государем. Мало того, он очень невысоко оценивал воинскую славу. В самом начале царствования Марка происходили военные действия в Британии и в Германии, откуда хатты вторглись в Грецию.
Позднее мавры опустошали испанские провинции. Были волнения в Лузитании. По-видимому, во всех перечисленных местах действия римских полководцев были успешны и привели к поражению или, во всяком случае, к отражению врагов. Самые серьезные события, потребовавшие особого внимания римского правительства, происходили на восточной и северной границах империи На Востоке давний соперник Рима, Парфянское государство, сразу же после смерти Антонина Пия начало проявлять активность.
Парфяне вторглись в римские владения и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году на довольно выгодных для себя условиях, в частности - за Римом оставались города северо-западной Месопотамии - Эдесса, Карры, Нисибис. Победа римлян в значительной мере была сведена на нет тем обстоятельством, что в 165 году в римских войсках, находившихся на Востоке, началась чума. Эпидемия распространилась в Малую Азию, в Египет, а затем в Италию и на Рейн. В 167 году чума поразила Рим.
В том же году мощные германские племена маркоманнов и квадов, а также сарматы вторглись в римские владения на Дунае. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. В 169 году Луций Вер умер Еще не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (так называемое восстание пастухов в 172 году). После подавления восстания в Египте и после окончания войны с германцами и сарматами в 175 году наместник Сирии Авидий Кассий, выдающийся полководец, провозгласил себя императором, и над Марком Аврелием нависла угроза потерять власть.
Античные историки так пишут об этом событии" "Авидий Кассий, на Востоке провозгласивший себя императором, был убит воинами против воли Марка Аврелия и без его ведома. Узнав о восстании, Марк Аврелий не очень разгневался и не применил никаких суровых мер к детям и к родным Авидья Кассия. Сенат объявил его врагом и" конфисковал его имущество Марк Аврелий не пожелал, чтобы оно поступило в императорскую казну, и поэтому по указанию сената оно перешло в государственную казну Марк Аврелий не приказывал, а лишь допустил, чтобы убили Авидия Кассия, так что для всех было ясно, что он пощадил бы его, если бы это от него зависело"
"Когда Авидий Кассий посягнул в Сирии на императорский сан. Марку Аврелию была доставлена связка писем, адресованных Кассием к заговорщикам, так как захвачен был тот, кто должен был их доставить. Марк Аврелий, не распечатывая, приказал тут же эти письма сжечь, чтобы не узнать имен своих врагов и не возненавидеть их непроизвольно".
"Когда один римлянин стал упрекать Марка Аврелия в снисходительности по отношению к поднявшему мятеж Авидию Кассию и спросил: "А что если бы он победил?", - Марк Аврелий ответил" "Не так плохо мы почитали богов, и не так плохо мы живем, чтобы он мог победить" Перечисляя затем всех императоров, которые были убиты, он сказал, что имелись причины, по которым они заслуживали быть убитыми, и что ни один хороший император не был так просто побежден тираном и убит".
В 177 году Рим воевал с мавретанцами и победил. В 178 году на римские владения снова двинулись маркоманны и другие племена. Марк Аврелий вместе со своим сыном Коммодом возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но снова началась чума в римских войсках. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (совр. Вена) За два дня до своей смерти он сказал друзьям, что огорчен совсем не тем, что умирает, а тем, что оставляет после себя такого сына: Коммод уже показал себя беспутным и жестоким.
О Марке Аврелии античные историки отзываются так: "Марк Аврелий постоянно повторял изречение Платона: "Государства процветали бы, если бы философы были властителями или если бы властители были философами".
"От всех прочих наклонностей Марка Аврелия отвлекали философские занятия, которые сделали его серьезным и сосредоточенным. От этого, однако, не исчезла его приветливость, какую он проявлял прежде всего по отношению к своим родным, затем - к друзьям, а также и к менее знакомым людям. Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости".
"К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших - превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых. Он никогда не проявлял пристрастия в пользу императорского казначейства, когда выступал судьей по таким делам, какие могли бы принести последнему выгоду. Отличаясь твердостью, он в то же время был совестлив".
"Прежде чем что-либо сделать, он всегда - не только по военным делам, но и по гражданским - советовался с лицами, занимавшими высокое положение. Его любимым высказыванием было. "Справедливее - мне следовать советам стольких опытных друзей, нежели стольким столь опытным друзьям повиноваться моей воле, воле одного человека". "Он обладал всеми добродетелями и божественным умом и являлся как бы защитником людей от всех общественных бедствий. Если бы он не родился в то время, то весь римский мир развалился бы в едином падении. Ведь совсем не было покоя от войн, они пылали по всему Востоку, в Иллирии, Италии, Галлии, случались землетрясения, иногда поглощавшие целые города, были разливы рек, частые эпидемии, пожирающая поля саранча; вообще нельзя себе представить ни одного народного бедствия, которое не свирепствовало бы во время его правления".
В Риме своеобразным памятником Марку Аврелию является триумфальная колонна, сооруженная в 176-193 годах по образцу колонны Траяна Колонна Марка Аврелия сложена из тридцати мраморных блоков со скульптурным рельефом, который поднимается спиралью и развертывает перед зрителем картины боев с сарматами и маркоманнами; наверху стояла бронзовая статуя Марка Аврелия (впоследствии заменена статуей ев Павла). Внутри колонны лестница из 203-х ступеней освещается 56-ю световыми отверстиями Площадь, в центре которой стоит колонна Марка Аврелия, лаконично называется Пьяцца Колонна.
На Капитолийской площади стоит памятник Марку Аврелию - единственная сохранившаяся античная бронзовая конная статуя (в средние века она находилась на площади перед Латеранским дворцом, который был резиденцией папы; статуя уцелела только потому, что ее считали изображением императора Константина Великого, который покровительствовал христианам и был всегда глубоко почитаем ими).
Между началом 172 и 174 годов произошло так называемое чудо с дождем. Не задаваясь вопросом, было ли одно или два чуда, отметим суть дела, страдавшее от жажды римское войско внезапно "чудесным образом" получило много дождевой влаги; христианская традиция приписывала заслугу христианским воинам - по их молению был ниспослан дождь; согласно другому преданию, заслуга принадлежит бывшему в войске египетскому волшебнику Арнуфису; третья версия, надо думать, официальная, связывала появление дождя с молитвами императора.
В промежутке между войнами Марк Аврелий посетил Восток. Поводом для путешествия послужил мятеж Авидия Кассия в Сирии. Видный полководец объявил себя императором, распустив слух или воспользовавшись слухом о смерти Марка Аврелия. Только наместник Египта поддержал Кассия, наместник Каппадокии остался верен Марку. Мятеж длился недолго (3 месяца и 6 дней). Авидий Кассий был убит одним из своих сообщников. Марк великодушно обошелся с семьей Авидия и с участниками мятежа (были казнены только несколько центурионов).
Принято было решение впредь не назначать наместниками уроженцев провинций (Авидий Кассий был уроженцем Сирии, которой он управлял). Марк прибыл в восточные провинции уже после подавления мятежа. Он посетил Александрию, Сирию, Каппадокию (здесь в 175 году у подножия Тавра он похоронил свою супругу Фаустину), Смирну, Грецию (в частности, Афины, где и принял посвящение в элевсинские мистерии) Марк Аврелий попросил сенат даровать Фаустине божественные почести и соорудить храм; он произнес похвальную речь, хотя молва упорно обвиняла его покойную супругу в безнравственности.
Марк Аврелий либо ничего не знал об этом, либо делал вид, что не знает Он поблагодарил сенат за объявление Фаустины божественной: она сопровождала его во всех летних походах, и он называл ее "матерью лагерей". После короткого отдыха в Лавинии император побывал в Риме, а затем отправился на север, где - в 177 году - снова началась война с квадами и маркоманнами 179 год ознаменовался крупной победой римского оружия Воспользоваться победой и развить военный успех Марк Аврелий уже не мог - он скончался 17 марта 180 году в Виндобоне (Вена)- или в Сирмии Причиной его смерти обычно считают заболевание чумой
Совсем недавно в совместной работе двух авторов - историка и медика - приведены доводы в пользу другого диагноза болезни Марка Аврелия симптомы говорят о язве желудка. После смерти Марк был официально обожествлен, в его честь был построен храм и назначены жрецы. Время правления Марка Аврелия считается в античной исторической традиции золотым веком; сам Марк представлен в этой традиции как идеальный правитель, главным образом за гуманность.
Некоторые из последующих императоров, в целях поднятия своего престижа, либо сами себе, либо своим сыновьям давали имя Антонина Безусловно правы те, кто называет Марка философом на троне Он в основном исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках - это этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться. Его философское сочинение под названием "Наедине с собой" (или "К самому себе") представляет собой записки, не предназначенные для публикации, это своего рода размышления о жизни, в которых он обращается к самому себе, пытаясь осознать окружающую действительность.
Марк осознает бренность жизни: "Время есть река, стремительный поток Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое". Время беспредельно, и перед этой беспредельностью длительность каждой человеческой жизни - это какой-то миг, и жизнь по отношению к этой беспредельности крайне ничтожна "Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет". "Помни также, что каждый живет лишь настоящим ничтожно малым моментом".
Марк Аврелий размышляет и о памяти, которая остается после смерти человека. "Все кратковременно и вскоре начинает походить на миф, а затем предается и полному забвению. И я еще говорю о людях, в свое время окруженных необычайным ореолом. Что же касается остальных, то стоит им испустить дух, чтобы "не стало о них и помину". Что же такое вечная слава? "Сущая суета". Оценивая свою жизнь, жизнь прошлых времен, Марк Аврелий делает вывод, что она довольно однообразна и не дает ничего нового, все одно и то же, все повторяется. "Окинь мысленным взором хотя бы времена Веспасиана, и ты увидишь все то же, что и теперь" люди вступают в браки, взращивают детей, болеют, умирают, ведут войны, справляют празднества, путешествуют, обрабатывают землю, льстят, предаются высокомерию, подозревают, злоумышляют, желают смерти других, ропщут на настоящее, любят, собирают сокровища, добиваются почетных должностей и трона Что сталось с их жизнью. Она сгинула. Перенесись во времена Траяна: и опять все то же. Опочила и эта жизнь. Взгляни равным образом и на другие периоды времени в жизни целых народов и обрати внимание на то, сколько людей умерло вскоре по достижении заветной цели и разложилось на элементы"
В этих словах отразился пессимистический настрой целой эпохи, в которой жил Марк Аврелий. Это была эпоха разочарованности и усталости, охвативших целые народы. Правда, в этой суетной жизни есть нравственные ценности, к которым следует стремиться, это - справедливость, истина, благоразумие, мужество К истинным ценностям он также относит общественно-полезную деятельность, гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как "одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений".
Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, суетным, а с другой - его деятельность преследует долговременные цели Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми он понимает благо государства Марк Аврелий считает, что, несмотря на тщетность жизни человека, перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять
И в этом ему помогает философия "Философствовать же - значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стал выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает что-либо его ближний, чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное - чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо"
В своем сочинении Марк только один раз вспоминает о христианах Душа человека должна быть готова отрешиться от тела, причем эта готовность должна проистекать от собственного суждения, без оттенка воинственности, свойственной христианам, обдуманно, строго, убедительно, без театральности Именно этих последних условий Марк Аврелий не находил у христиан
Нетерпимость христиан к чужим верованиям довершает список тех черт их поведения, которые объясняют антипатию Марка к христианству Из записок Марка Аврелия следует, что он глубоко верил в существование богов, которые пекутся о благе людей Он подчеркивал свое уважение к традиционной религии, выполняя в Риме перед отправлением на войну римские (и чужеземные) ритуалы, а в Аттике приняв посвящение в элевсинские мистерии
В его сочинении "К самому себе" есть такие слова "Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью, и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять, как последнее в своей жизни, свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к велениям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой"